ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-28866/14 от 23.10.2014 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело №А32-28866/2014

23 октября 2014 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хмелевцевой А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сяткиным Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СмартГрейн», г. Краснодар,

к Новороссийской таможне, г. Новороссийск

о признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 №15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ №10317110/240513/0011422, и обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения; обязании Новороссийской таможни возвратить ООО «СмартГрейн» излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 3 801 967, 48 рублей,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 30.09.2013г., б/н,

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность № 112), ФИО3 (доверенность № 72)

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СмартГрейн» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 19.06.2014 № 15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ № 10317110/240513/0011422, и обязании Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения; обязании Новороссийскую таможню возвратить ООО «СмартГрейн» 3 801 967 рублей 48 копеек излишне уплаченных таможенных платежей и 44 009 рублей 84 копейки судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, указал на нарушение заинтересованным лицом действующего законодательства Российской Федерации.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований. По мнению таможенного органа, в товарную позицию 8437 ТН ВЭД ТС не включается оборудование для хранения зерна. Согласно представленному обществом паспорту изделия рассматриваемый товар представляет собой металлический силос для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации (вентиляции), предназначенные для перевалки и хранения предварительно обработанного (высушенного и очищенного) зерна. Во время хранения подготовленного ранее зерна для предотвращения порчи в силосе установлена система измерения температуры, которая является дополнительным оснащением. Имеющиеся в составе оборудования проветривающие вентиляторы и обеговый зачистной шнек не являются механическим или теплотехническим оборудованием.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ООО «СмартГрейн» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару 21.01.2011 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, свидетельство серии 23 № 007815442, ИНН <***>, адрес местонахождения: 350000, <...>.

ООО «СмартГрейн» на территорию РФ ввезло товар – оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном – модель 22,92/12, 5 комплектов, изготовитель: «SILOS CORDOBA, S.L.», товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту от 11.12.2012 № 19, заключенному с «Silos Cordoba, Ltd.», (Испания), таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.

Декларант для целей таможенного оформления указанного товара 24.05.2013 подал декларацию на товары (ДТ), зарегистрированную за №10317110/240513/0011422.

При декларировании для подтверждения сведений, указанных в ДТ №10317110/240513/0011422, в том числе для подтверждения описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС декларант представил таможенному органу следующие документы: ДТС-1, паспорт сделки от 19.12.2012 № 12120004/2562/0032/2/1, контракт от 11.12.2012 № 19, приложение от 11.12.2012 № 1, дополнительное соглашение от 13.02.2013 № 1, дополнительное соглашение от 05.03.2013 № 2, поручение на перевод от 19.12.2012 № 37, поручение на перевод от 25.04.2013 № 18, поручение на перевод от 30.04.2013 № 19, инвойс от 23.04.2013 № 190, перевод инвойса от 23.04.13 № 190, упаковочные листы с переводом б/н от 21.03.2013, сертификат соответствия C-ES.AГ23.B.03708 от 28.06.2012, сертификат происхождения с переводом от 08.05.2013 6770707, санитарно-гигиенический сертификат с переводом от 02.05.13 № 2002, экспортную декларацию с переводом 13ES0011311 0915566 от 03.05.2013, декларацию соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом BG0L1127 от 08.05.2013, коносамент 559525811 от 09.05.2013, ДУ 10317110/230513/10041210 от 23.05.2013, каталог продукции, КТС-1 № 10317110/240513/0011422 от 24.05.2013, заявление о зачете авансовых платежей.

На основании перечисленных товаросопроводительных документов в графе 31 ДТ № 10317110/240513/0011422 приведено описание товара: – оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном, модель 22,92/12, вместимость 6554 м3, диаметр 22,92 м, полная высота силоса 20,27 м, высота цилиндрической части – 13,73 м, материал – оцинкованная сталь 600 гр/м2, снеговая нагрузка 200 кг/м2, ветровая нагрузка 160 км/ч, сейсмическая нагрузка 8 баллов – 5 комплектов, состоящих из основных частей: опора транспортного моста в центре купола – 1 шт, вертикальная опора (четырехкорпусная) – 2 шт, наклонная опора (трехкорпусная) – 2 шт, усиленный транспортный мост – 1 шт, уширение транспортного моста – 1 шт, вертикальная лестница – 1 шт, опора для термоподвески – 1 шт, система термометрии – 1 шт, вентиляционные каналы – 62 м2, центробежный вентилятор (CMR-2271) – 2 шт, обеговый шнек S-210 – 2 шт. Все комплекты поставляются в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 5 комплектов занимают 276 мест, изготовитель: «SILOS CORDOBA S.L.», товарный знак: SILOS CORDOBA.

28 мая 2013 года таможенный орган осуществил выпуск товара. Общество было вынуждено для выпуска товара указать в графе 33 ДТ классификационный код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС («резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.

По мнению заявителя, указанный код не соответствует описанию ввезенного товара. Исходя из индивидуальных характеристик товара, ему соответствует код
 ТН ВЭД 8437 80 000 0. Таможенный орган неправомерно руководствуется решением Федеральной таможенной службы Российской Федерации по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на ее официальном сайте в разделе «Предварительные решения о классификации товара» № 9.

Заявитель считает, что в графе 31 ДТ указал правильное описание товара и уплатил излишне таможенные платежи в размере 3 801 967 рублей 48 копеек, поэтому обратился в таможенный орган по вопросу принятия решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ, и с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ, с приложением документов.

Таможня возвратила обществу заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт их излишней уплаты или излишнего взыскания (19.06.2014 № 15-22/19978), а также отказала в принятии решения об изменении кода товара, ссылаясь на информацию, размещенную на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Считая незаконным данные отказы таможенного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – Кодекс) предусмотрено, что любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – члена Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

В статье 51 Кодекса определено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Статьей 105 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) установлено, что для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.

В части 1 статьи 106 Закона № 311-ФЗ закреплено, что товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и данным Федеральным законом, требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

На момент подачи деклараций и вынесения решений действовала редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденная и введенная в действие с 01.01.2012 Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850, которая содержит основные правила интерпретации.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям
 ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее – ОПИ) ТН ВЭД.

Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).

Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – Пояснения).

Текст товарной позиции 7309 гласит: «Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования».

В пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: «Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции».

В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: «Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах».

Следовательно, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.

Согласно заключению эксперта Абинской торгово-промышленной палаты
 от 30.04.2014 № 3004-009 ввезенные по ДТ силосы с плоским дном модели 22,92/12 имеют в своем составе механическое и теплотехническое оборудование: системы аэрации (вентиляции), включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных каналов, покрытых гальванизированными решетками с отверстиями, а также обеговые зачистные шнеки с электроприводом. Силос плоскодонный металлический для хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 22,92/12 предназначен для перевалки и хранения (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и т.д.), он также может использоваться для масличных семян (подсолнечник, рапс и соя). Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с приводом от электродвигателя, с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые выгрузные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Производительность шнеков выбирается в зависимости от объема силоса и вида хранимого продукта. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов с приводом от электродвигателя и систему вентиляционных каналов, покрытую гальванизированными решетками с отверстиями. Данная система предназначена для проветривания, охлаждения и досушивания зерна, складируемого в плоскодонном силосе. В результате проведенного экспертного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно: силос металлический с плоским дном для перевалки и хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 22,92/12 не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции
 8437 ТН ВЭД.

В приложении от 19.10.2012 № 1 к контракту от 19.10.2012 № 14 указано наименование товара – зернокомплекс, состоящий из четырех силосов с аксессуарами,
 код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении от 19.10.2012
 № 1 к контракту и в ДТ, данный товар оснащен системами выгрузки, вентиляции, термометрии.

Правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией
 8437 ТН ВЭД ТС подтверждается представленными заявителем доказательствами, а именно: руководством по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA.

Согласно Паспорту изделия Руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA товар – силос металлический для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; обеговый зачистной шнек с характеристиками, соответствующими объему силоса и хранимому продукту; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы, крышные и наземные); эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, внутренние и наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха; датчики верхнего и нижнего уровней. Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые приемные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов и гальванизированных решеток с отверстиями. Площадь перфорированной поверхности может достигать 30%. Согласно Инструкции по эксплуатации Руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, т.е. немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60 С, приобретая сильный запах плесени. Зерно портится. Во время хранения зерна, особенно в его начальной фазе, необходимо контролировать температуру зерна, например, с помощью системы измерения температуры, расположенной внутри силоса, которая является дополнительным оснащением силоса. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в плоскодонном силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна, а при попадании воды под пол силоса – для ее быстрого устранения. Охлаждение и подсушка зерновой массы – основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. ФИО4 транспортер (шнек) собирает зерно с пола и всыпает его в центральное выгрузочное отверстие, откуда подпольным транспортером перемещается наружу. Перед первым запуском транспортера проверить (производит квалифицированный работник) сопротивление и защиту от поражения электротоком.

Согласно инструкции по эксплуатации руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 22,92/12 производства компании SILOS CORDOBA загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, то есть немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50 – 60 С0, приобретая сильный запах плесени. Зерно портится. Во время хранения зерна, особенно в его начальной фазе, необходимо контролировать температуру зерна, например, с помощью системы измерения температуры, расположенной внутри силоса, которая является дополнительным оснащением силоса. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в плоскодонном силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна, а при попадании воды под пол силоса – для ее быстрого устранения. Охлаждение и подсушка зерновой массы – основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. ФИО4 транспортер (шнек) собирает зерно с пола и всыпает его в центральное выгрузочное отверстие, откуда подпольным транспортером перемещается наружу. Перед первым запуском транспортера проверить (производит квалифицированный работник) сопротивление и защиту от поражения электротоком.

На основании исследования и оценки представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками
 ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, и включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.

Оборудование, входящее в состав силосов, придает им ряд функций, отличных от функций хранения: подсушка зерна, охлаждение, проветривание, механическая выгрузка, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.

Суд установил, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден сертификатом соответствия № C-ES.AГ23.B.03708 от 28.06.2012, согласно которому товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном, оснащенные системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0. В подсубпозиции
 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее.

Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара в графе 31 ДТ, заявитель неправильно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%. Товарная позиция
 ТН ВЭД ТС 7309 исключает возможность классификации по данному коду товаров, имеющих в своем составе механическое или теплотехническое оборудование. В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.

Согласно пункту 2 статьи 52 Кодекса проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

В соответствии с частью 3 статьи 106 Закона № 311-ФЗ при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.

Статьей 24 Закона № 311-ФЗ закреплено, что если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела
 (часть 1).

В случае если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24 Закона № 311-ФЗ).

Таможня отказала в принятии решения об изменении кода товара и указала, что данный товар, с учетом решения Федеральной таможенной службы Российской Федерации № 9 о классификации товаров, размещенного на ее официальном сайте в разделе «Предварительные решения о классификации товара», следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.

Согласно части 1 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств – членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Указанные предварительные решения Федеральной таможенной службы Российской Федерации не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.

Таким образом, таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом
 7309 00 900 0, поэтому общество излишне уплатило таможенные платежи в размере
 3 801 967 рублей 48 копеек.

Таможенный орган отказал обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей (письмо от 19.06.2014 № 15-22/19978).

В статье 89 Кодекса определено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В данном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 статьи 89 Кодекса;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (часть 12 статьи 148 Закона № 311-ФЗ).

В данном случае перечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствуют.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости общества по состоянию на 01.10.2014 задолженность по уплате таможенных платежей у него отсутствует.

Суд установил, что сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет более 150 рублей и заявление подано в установленный законодательством срок.

Таким образом, в рассматриваемом деле обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствовали.

С учетом изложенного суд считает незаконными отказы Новороссийской таможни от 19.06.2014 № 15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ № № 10317110/240513/0011492, в совершении действий по возврату таможенных платежей, излишне уплаченных за товар.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при удовлетворении требований заявителя указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемых действий Новороссийской таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями прав и имущественных интересов общества, а также доказательства соблюдения досудебного порядка обращения в таможенный орган по вопросу возврата таможенных платежей.

Таможенный орган документально не подтвердил свою позицию, которая послужила основанием для совершения оспариваемых действий.

Таким образом, требования общества заявлены правомерно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Указанный вывод сделан с учетом правовой позиции, выраженной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.06.2014 по делу № А32-33743/2013.

В соответствии со статьями 101, 102, 104 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу пункта 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» глава 25.3 кодекса не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

В пунктом 5 названного информационного письма разъяснено, что с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу.

Как следует из материалов дела, общество заявило два требования, одно из которых неимущественного характера и одно имущественного характера, поэтому государственная пошлина по рассматриваемому делу в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 44 009 рублей 84 копейки.

Общество при подаче в Арбитражный суд Краснодарского края заявления оплатило 44 009 рублей 84 копейки государственной пошлины, о чем свидетельствует платежное поручение от 07.08.2014 № 31199.

Таким образом, при рассмотрении данного дела суд пришел к выводу, что с заявителя в пользу заинтересованного лица подлежит взысканию 44 009 рублей 84 копейки в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Новороссийской таможни от 19.06.2014 №15-22/19978 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ №10317110/240513/0011422, как противоречащий Таможенному кодексу Таможенного союза.

Обязать Новороссийскую таможню устранить допущенное нарушение.

Обязать Новороссийскую таможню (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СмартГрейн» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 350000, <...>) излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 3 801 967 рублей 48 копеек.

Взыскать с Новороссийской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «СмартГрейн» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 350000, <...>) судебные расходы, понесенные обществом на оплату государственной пошлины в сумме 44 009 рублей 84 копеек.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья А.С. Хмелевцева