ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-28879/19 от 16.12.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-28879/2019

Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2020

Полный текст судебного акта изготовлен 27.12.2020

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поляшевой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «РЖД» (ИНН <***>), к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Морской терминал Туапсе» (ИНН <***>) о взыскании 95495 руб. 04 коп. задолженности, 6248 руб. 56 коп. процентов за период с 24.09.2018 по 06.06.2019 и с 07.06.2019 по день фактической оплаты денежных средств, а также 4052 руб. расходов по уплате госпошлины,

при участии в заседании представителей истца – ФИО1 по доверенности, ответчика – ФИО2 по доверенности

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Морской терминал Туапсе» (ИНН <***>) о взыскании 95495 руб. 04 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, 6248 руб. 56 коп. процентов за период с 24.09.2018 по 06.06.2019 и с 07.06.2019 по день фактической оплаты денежных средств, а также 4052 руб. расходов по уплате госпошлины.

В настоящем судебном заседании стороны дали пояснения, что вагоны прибыли на ст. Инзу 27.08.2018, а отцеплены 28.09.2019 на ст. Белореченской. Дополнительные доказательства на предложение суда не поступили. В заседании объявлен перерыв до 16-10 час. 16.12.2020. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в сети Интернет по адресу: www.krasnodar.arbitr.ru. После перерыва заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «РН-Морской Терминал Туапсе» (пользователь) заключен договор № 10/7т от 08.06.2015 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, по условиям которого локомотивом перевозчика производится обслуживание железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути № 1, являющегося продолжением пути № 7 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная; к пути № 3, являющегося продолжением пути № 8 и № 9 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная и к пути № 6, являющегося продолжением пути № 10 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная.

Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 3119,51 м, в том числе, принадлежащая ОАО «РЖД» 2161,41 м.

Технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов стороны согласовали в пункте 11 договора, согласно которому:

- время выгрузки (слива) мазута топочного М40, М100, (топливо нефтяное) - 2 часа,

- время выгрузки (слива) дизельного топлива Евро (летнее, зимнее) - 2 часа.

Также в данном пункте стороны согласовали номера эстакад и путей необщего пользования, на которые подлежали подаче вагоны с конкретным грузом и вместимость путей:

- на эстакаду № 1 на пути № № 1, 2 подлежали подаче вагоны с мазутом топочным по 24 вагона на каждый путь;

- на эстакаду № 2 пути №№3, 4 - вагоны с дизельным топливом в количестве 30 вагонов на каждый путь;

- на эстакаду №3 на пути №№5, 6 - вагоны с дизельным топливом, автомобильным бензином, прямогонным бензином, дистиллятом газового конденсата в количестве 30 вагонов на каждый путь.

Подпунктом «Б» пункта 14 договора установлено, что пользователь уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Пользователя в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, в августе-сентябре 2018 года в адрес грузополучателя на станцию Туапсе-Сортировочная следовали три поезда.

По дорожной ведомости № ЭЬ374535 со станции отправления Новокуйбышевская Кбш жд грузоотправитель АО «РН-Транс» поездом № 9517 индекс 6394-561-5331 в составе 60 вагонов вес 5342 тыс.т следовали в том числе 4 вагона на станцию назначения Туапсе-Сортировочная: 50779719, 51586626, 51658847, 53960738.

По дорожной ведомости № ЭЬ160764 со станции отправления Кашпир Кбш жд грузоотправитель АО «РН-Транс» поездом № 9517 индекс 6396-180-5231 в составе 76 вагонов вес 6814 тыс. т. назначением станция Вышестеблиевская следовали в том числе 9 вагонов на станцию назначения Туапсе-Сортировочная грузополучатель ООО «РН-Морской терминал Туапсе»: 50001148, 50002567, 50771492, 50795038, 51602472, 51841203, 53856761, 54723374, 57281511.

По дорожной ведомости № ЭЬ244788 со станции отправления Новокуйбышевская Кбш жд грузоотправитель АО «РН-Транс» поездом
№ 9517 индекс 6394-559-5331 назначением станция Туапсе в составе поезда 77 вагонов и весом 6682 тыс.тонн следовали в том числе 6 вагонов на станцию назначения Туапсе-Сортировочная: 50638741, 51459030, 51699130, 57308751, 73028755, 75048967.

Данные вагоны поступали с промежуточных станций Приволжской ж.д. на Северо-Кавказскую ж.д. в составах трех поездов.

По прибытии поезда на станцию Правая Волга Кубышевской железной дороги 30.08.2018 поезд был отставлен в пути следования по причине нарушения ответчиком технологического срока ранее прибывших на станцию вагонов (занятость путей станции назначения).

О задержке поезда на станции Правая Волга перевозчиком в адрес грузополучателя были направлены извещения № № 1293, 1305, 1454 от 30.08.2018; об отправлении направлены извещения № № 1357, 1382, 1370 от 07.09.2018. ПОЧЕМУ ТРИ извещения???

31.08.2018 на ж/д станции Инза Куйбышевской железной дороги оставлен от движения тот же поезд с тем же индексом и отправлен на станцию назначения 07.09.2018.

05.09.2018 на ж/д станции Кулатка Приволжской железной дороги поезд отставлен и отправлен на станцию назначения 24.09.2018.

Как дополнительно письменно пояснил истец, ввиду особенности расположения участка пути Белореченская - Туапсе и ограничения весовых норм, поезда обращаются двумя видами локомотивов: 2ЭС4К весовой нормой 4000 тыс. т., 3ЭС4К весовой нормой 5000 тыс.т. Согласно технологии работы по станции от поездов с повышенным весом для этого участка производится отцепка. Отцепленные вагоны станция Белореченская формирует в поезда назначением станция Туапсе и отправляет индексом поездов своего формирования. Отцепленные вагоны были сформированы в один поезд, которому был присвоен идекс 5346 - станция формирования Белореченская, 947 - номер состава 5334 - станция назначения Туапсе. Со станции Белореченская поезд отправлялся №2719 индекс
5346-947-5334 в составе 46 вагонов вес поезда 3804 тыс.т. Поезд №2719 индекс
5346-947-5334 прибыл на станцию Туапсе 30.09.2018 в 2-40 час. Поезд № 2719 с индексом 5346-947-5334 был сформирован в таком составе на станции Белореченская с назначением на станцию Туапсе, а ранее следовал в составе трех поездов. Однако данное обстоятельство – переформирование поездов в пути следования не имеет правового значения для предмета спора, поскольку груз к перевозке предъявляется перевозчику в вагонах, а не поездах. Вагоны с грузом, следующие в адрес ответчика были отставлены от движения по причинам от него зависящим – невыполнение грузополучателем, владельцем железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

По прибытии поезда на станцию Туапсе –Сортировочная перевозчиком в адрес грузополучателя направлены три уведомления 30.08.2018 и три уведомления от 07.09.2018. В подтверждение истец представил акты общей формы, составленные 30.09.2018 относительно станции Кулатка ПРВ - № № 9/3022, 9/3023, 9/3024, 9/3025 относительно станции Инза КБШ № № 9/3026,9/3042.

На претензию истца № 18/405 о необходимости внесения платы ответчик в письме от 25.18.2018 № ОВ-8001 сообщил об отказе по причине недоказанности нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

В обоснование требований материалы дела представлены:

- акты общей формы от 30.08.2018 г. №431 на начало простоя, от 09.09.2018 г. №452 на окончание простоя, от 30.09.2018 г. №9/3042 на начисление платы, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов 30.08.2018 г. №1293 поезд 6394-559-5331 (задержан в 2 час. 20 мин.), от 09.09.2018 г. № 1382 (поезд отправлен в 16 час. 45 мин.), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции Правая Волга КБШ;

- акты общей формы от 31.08.2018 г. №2/1455 на начало простоя, от 07.09.2018 г. №2/1516 на окончание простоя, от 30.09.2018 г. . №9/3026 на начисление платы, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов от 31.08.2018 г №1305 (поезд 6356-015-5331 задержан в 14 час. 02 мин.),, от 07.09.2018 г. №1357 (поезд отправлен в 08 час. 04 мин.), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции Инза КБШ;

- акты общей формы от 05.09.2018 г. №50/85 на начало простоя, от 24.09.2018 г. №50/87 на окончание простоя, от 30.09.2018 г. № 9/3022, 9/3023, 9/3024, 9/3025 на начисление платы, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов от 05.09.2018 г№1370 (поезд 6394-561-5331 задержан в 16 час.302 мин.), от 24.09.2018 г. № 1454 (поезд отправлен в 22 час. 40 мин.), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции Кулатка ПРВ.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ООО «РН-Морской терминал Туапсе» в отзыве на иск пояснило, что истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказал обстоятельства, на которые он ссылается, как на обоснование своих требований.

Так, истцом был предоставлен расчет к исковому заявлению в соответствии с которым вагоны были брошены на станциях в пути следования с учетом дорожных ведомостей:

По дорожной ведомости № ЭЬ244788 ОАО «РЖД» был брошен поезд № 2719 индекс 5346-947-5334 на станции ПРАВАЯ ВОЛГА с 02.20 час 30.08.18 по 16.45 час 09.09.18.

По дорожной ведомости № ЭЬ160764 ОАО «РЖД» был брошен поезд № 2719 индекс 5346-947-5334 на станции ИНЗА КБШ с 14-02 час 31.08.18 по 08:04 час 07.09.18.

По дорожной ведомости № ЭЬ374535 ОАО «РЖД» был брошен поезд № 2719 индекс 5346-947-5334 на станции КУЛАТКА ПРВ с 05.09.18 (16.32 час.) по 24.09.18 (22.40 час.)

То есть, по разным дорожным ведомостям в одно и то же время был брошен поезд с одним и тем же номером и индексом. Как может находиться один и тот же поезд одновременно на станции Инза с 31.08.2018 по 07.09.2018 и на станции Кулатка с 05.09.2018 по 24.09.2018 и на станции Правая Волга с 30.08.108 по 09.09.2018, истец не пояснил. При этом акты общей формы, составленные по факту бросания вагонов на станции ИНЗА, Правая Волга, Кулатка, в качестве доказательства упомянуты в исковом заявлении не были; данные акты общей формы к исковому заявлению не приобщены. В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (Далее Правила) задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Распоряжение о задержке вагонов и распоряжение об отправлении задержанных вагонов Истец к иску не приложил, но данные доказательства являются основанием для бросания вагонов в пути следования.

В соответствии с пунктом 4.7. Правил № 26 «Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей». ОАО «РЖД» не предоставило доказательств занятости путей необщего и общего пользования. Также истец не поясняет, по каким основаниям поезда были брошены в пути следования и находились на станции Инза в течение 7 суток, на станции Правая Волга – 10 суток и на станции Кулатка в течение 19 суток. Не была исследована занятость путей как необщего так и общего пользования станции Туапсе-Сортировочная. Общество приобщило к материалам оперативную информацию по обработке вагонов на терминале ООО «РН-Морской терминал Туапсе», в соответствии с которой на 01.09.2018 по выгрузке мазута фактически были выгружены 91 вагонов с грузом мазут, остаток вагонов на станции Туапсе на 06.00 часов составил 0 вагонов, на 18 часов 92 вагона. На 02.09.2018 фактически были выгружены 92 вагона, остаток вагонов на станции ко времени 06.00 часов составил 44 вагона, на 18.00 часов – 0 вагонов. Таким образом, видно, что станция Туапсе-Сортировочная в период, когда вагоны были брошены в пути следования 1 и 2 сентября могла принимать вагоны с грузом мазут топочный. Занятость и освобождение путей необщего пользования является основанием для отставления и поднятия вагонов, брошенных в пути следования и требует выяснения дополнительных обстоятельств. Расчет процентов был произведен на сумму 6248,56 руб. (с учетом НДС 18%) – платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования на промежуточных станциях в пути следования на станцию Туапсе-Сортировочная.

ООО «РН-Морской терминал Туапсе» не получало претензий от Истца о взыскании задолженности за нахождение вагонов на пути общего пользования промежуточных станций в сентябре 2018 года. Общество считает, что требование о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ подлежит оставлению без рассмотрения судом, поскольку Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Ответчик не удерживал неправомерно денежные средства Истца, не уклонялся от их возврата и не допускал иной просрочки. Между ООО «РН-Морской терминал Туапсе» и ОАО «РЖД» в лице структурного подразделения ЦФТО - филиала ОАО «РЖД» (Северо-Кавказского ТЦФТО ОАО «РЖД») заключено соглашение № 362с/12-16 от 01.01.2017 об организации расчетов (далее-Соглашение). Соглашение регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом провозных платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) Клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, (п. 1.1. соглашения). В рамках соглашения Истцу присвоен код плательщика, открыт лицевой счет, Истец выступает Заказчиком, о чем соответствующая информация вносится ОАО «РЖД» в АС ЭТРАН. ( п. 1.3 Соглашения). Права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность сторон и иные условия по исполнению соглашения указаны в Положении о порядке взаимодействия между ОАО «РЖД» и Пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей с использованием ЕЛС клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов (далее - Положение), утвержденном Распоряжением ОАО «РЖД» № 1685р от 05.08.2013 (п. 1.4. соглашения). Согласно п 2.1.2. Положения, ответчик обязан обеспечивать наличие на соответствующих субсчетах лицевого счета Клиента денежных средств, достаточных для взимания причитающихся ОАО "РЖД" Платежей, с учетом сумм по незавершенным перевозкам. Согласно п. 3.1. Положения Клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей. Согласно п.3.2. Положения, резервирование на ЛС Клиента причитающихся ОАО "РЖД" сумм платежей производится на дату приема ОАО "РЖД" груза/порожних вагонов к перевозке или на дату оказания услуг. Списание с ЛС Клиента Платежей (окончательный расчет) производится на дату оказания ОАО "РЖД" услуг, связанных с организацией и/или осуществлением перевозок и/или оказанием услуг. Списание с ЛС Клиента сумм по исполнительным листам производится на наиболее раннюю из следующих дат: на дату вступления судебного акта в законную силу, принятого в пользу ОАО "РЖД"; на дату признания клиентом.

По мнению ответчика, порядок взаиморасчетов сторон, предусматривающий авансирование и резервирование денежных средств ответчика, достаточных для оплаты причитающихся ОАО «РЖД» платежей, свидетельствует о том, что денежное обязательство исполнено Ответчиком своевременно. В этом случае проценты, установленные ст. 395 ГК РФ, не начисляются. Более того, Положение предусматривает иные способы обеспечения исполнения денежного обязательства Ответчиком: «2.4. ОАО "РЖД" вправе приостановить выполнение своих обязательств, связанных с осуществлением перевозок/оказанием услуг, оплату которых осуществляет Клиент, при отсутствии на ЛС Клиента достаточных денежных средств для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" Платежей, с учетом сумм по незавершенным перевозкам.» По мнению ответчика, вышеуказанное свидетельствует о том, что ОАО «РЖД» не предоставило доказательств вины Ответчика в задержке вагонов в пути следования и всилу ч. 18 ст. 39 Устава, Ответчик освобождается от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.

В дополнении к отзыву ответчик дополнительно пояснил, что основным перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона является транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 УЖТ РФ). В соответствии с пунктом 2 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом", утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 «Исчисление срока доставки груза указываются в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления. Дата истечения срока доставки груза, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной».

Как указано в отзыве, у истца не было оснований для отставления вагонов в пути следования по станции Правая Волга с 30.08.2018 02-20час , поскольку вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ244788 с грузом мазут топочный фактически были брошены на промежуточной станции Правая Волга 29.08.2018 с 03 час. 14 мин. Основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Правая Волга явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования № 5609 от 29 августа 2018г. (далее Обращение № 5609) в 11,25час. Основанием указанного обращения явился акт общей формы № 1071 от 29.08.2018г. открыт в 10:30час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ за датой 29.08.2018 № 5/6253 и памяткой приемосдатчика № 18513 от 29.08.2018. В свою очередь, АОФ №5/6253, открыт 29.08.2018 в 02.20 по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 2 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов- занятость фронта. Согласно памятке приемосдатчика № 18513 вагоны были поставлены под выгрузку на 2 путь необщего пользования в 02-20 час.

Общество считает, что у ОАО «РЖД» отсутствуют основания взыскивать плату с ответчика по следующим основаниям: вагоны брошенные в пути следования были с грузом бензин газовый, а первичные документы на основании которых они были брошены содержат только занятость 2 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 Договора 10/7 на 2 пути необщего пользования выгружается только мазут. Бензин по технологическим особенностям на 2 путь никак не может выгружаться.Доводы истца о том, что обществом были нарушены технологически нормы выгрузки в отношении иного рода грузов –нефти, бензина- несостоятельны, поскольку, в соответствии с пунктом 1 Договора 10/7т «осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования примыкающего:-путь № 1 является продолжением пути № 7 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная;путь № 3 является продолжением пути №8 и №9 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная;путь №6 является продолжением пути № 10 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная».

Пункт 11 Договора 10/7т предусматривает места выгрузки грузов:Эстакада № 1, пути №1 и №2 – мазут топочный;Эстакада № 2, пути № 3 и №4– дизельное топливо, нефть;Эстакада № 3, пути №5 и №6 – бензины, дизельное топливо. Следовательно, вагоны с грузом бензин будут направлены на 10 путь парка «Г» для последующей подачи на 5 и 6 пути необщего пользования. Никакой иной вид нефтепродукта, кроме бензина не может быть подан на указанные пути. При этом согласно памятке-приёмосдатчика № 18547, на основании которой вагоны были брошены, выгрузка была окончена 29.08.2918 в 06-50 час. Вагоны были убраны 30.08.2018 в 03-10 час. Задержка уборки порожних вагонов допущена перевозчиком на 14 часов. Учитывая, что обращение было подано 29.08.2018 в 11-25 час, а выгрузка окончена 29.08.2018 в 06-50 час. Общество считает, что основания для бросания вагонов на станции Правая Волга отсутствовали. Более того, ОАО «РЖД» была задержана уборка порожних вагонов на 14 часов и вагоны были брошены именно в момент задержки уборки вагонов не по вине общества, а ввиду действий истца.

По мнению ответчика, у истца не было оснований для отставления вагонов в пути следования по станции Инза с 31.08.2018 14-02час по 07.09.2018 08-04 час. Из транспортной железнодорожной накладной № ЭЬ160764 следует, что в августе 2018 года ОАО «РЖД» приняло к перевозке груз – мазут от грузоотправителя АО «РН-Транс» с целью доставки грузополучателю ООО «РН-Морской терминал Туапсе» со станции отправления Кашпир.Погрузка назначена на 25.08.2018 г., срок доставки истекал 03 сентября 2018 г.Груз бензин газовый по дорожной ведомости № ЭЬ160764 прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 30.09.2018г. с нарушенным сроком доставки. Согласно дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ160764 (из базы данных ГВЦ ОАО «РЖД»), предоставленных Общество грузоотправителем ООО «РН-Транс» следует, что вагоны задерживались на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги (СКВ). Так, вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ160764 с грузом бензин были брошены на промежуточной станции Инза 27.08.2018 в 18 час. 54 мин. Однако, основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Инза явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования № 5607 от 29 августа 2018г. (далее Обращение № 5607) в 11,14 час. Основанием указанного обращения явился акт общей формы № 1070 от 29.08.2018г. открыт в 10:30час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ за датой 29.08.2018 № 5/6258 и памяткой приемосдатчика № 18515 от 29.08.2018. В свою очередь, АОФ №5/6258, открыт 29.08.2018 в 05.35 по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 3 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов- занятость фронта.Согласно памятке приемосдатчика № 18515 вагоны выгружались по 3 пути необщего пользования 29.08.2018 с 04-20 по 08-50. Вагоны были убраны в 21-40 час. 29.08.2018г.У ОАО «РЖД» отсутствуют основания взыскивать плату поскольку вагоны, брошенные в пути следования, были с грузом бензин газовый, а первичные документы на основании которых они были брошены содержат только занятость 3 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 Договора 10/7 на 3 пути необщего пользования выгружаются только дизельное топливо и в резерве нефть. Бензин по технологическим особенностям на 3 путь никак не может выгружаться. Вагоны с грузом бензин будут направлены на 10 путь Парка «Г» для последующей подачи на 5 и 6 пути необщего пользования. Никакой иной вид нефтепродукта, кроме мазута не может быть подан на указанные пути. В то же время, если анализировать выгрузку по памятке-приёмосдатчика № 18515, на основании которой вагоны были брошены, то выгрузка по 3 ПНП окончена 29.08.2918 в 08-50 час., вагоны были убраны 29.08.2018 в 21-40 час. Задержка уборки порожних вагонов допущена перевозчиком на 10 часов.Учитывая, что Обращение было подано 29.08.2018 в 11-25 час, а выгрузка окончена 29.08.2018 в 08-50 час, основания для бросания вагонов на станции Инза отсутствовали. Более того, ОАО «РЖД» была задержана уборка порожних вагонов на 10 часов и вагоны были брошены именно в момент задержки уборки вагонов (в течение 10 часов) не по вине общества, а вследствие действий истца. согласно дислокации вагоны прибыли на станцию Кулатка 01.09.2018, а бросание оформили 04.09.2018. Документальное обоснование причин нахождения (простоя) вагонов с 01.09.2018 по 04.09.2018 на станции бросания без оформления документов ОАО «РЖД» не предоставило.

По мнению ответчика, у истца не было оснований для отставления вагонов в пути следования по станции Кулатка с 05.09.2018 16-32час по 24.09.2018 22-40 час. Из транспортной железнодорожной накладной № ЭЬ374535 следует, что в августе 2018 года ОАО «РЖД» приняло к перевозке груз – мазут от грузоотправителя АО «РН-Транс» с целью доставки грузополучателю ООО «РН-Морской терминал Туапсе» со станции отправления Новокуйбышевская Кбж.ж.д. Погрузка назначена на 30.08.2018 г., срок доставки истекал 08 сентября 2018 г.Груз мазут топочный по дорожной ведомости № ЭЬ374535 прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 30.09.2018г. с нарушенным сроком доставки. Согласно данных дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ374535 (из базы данных ГВЦ ОАО «РЖД»), предоставленных Общество грузоотправителем ООО «РН-Транс» следует, что вагоны задерживались на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги (СКВ). Так, вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ374535 с грузом мазут топочный были брошены на промежуточной станции Кулатка 01.09.2018 с 14 час. 59 мин. Однако, основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Кулатка явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования № 5782 от 04 сентября 2018г. (далее Обращение № 5782) в 17,54час. Основанием указанного обращения явился акт общей формы № 1101 от 04.09.2018г. открыт в 17:54час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ за датой 04.09.2018 № 5/6371, 5/6372 и памяткой приемосдатчика № 18716 от 04.09.2018. В свою очередь, АОФ №5/6372 и 5/6371, открыт 04.09.2018 в 15.00 в отношении нефтепродукта нефть сырая по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 3 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов- занятость фронта. Согласно памятке приемосдатчика № 18716 вагоны с грузом нефть были выгружены по 3 пути 04.09.2018 с 02-10 по 08-50 час. вагоны убраны в 10-50. Общество считает, что у ОАО «РЖД» отсутствуют основания взыскивать плату с ответчика поскольку вагоны брошенные в пути следования были с грузом мазут топочный, а первичные документы на основании которых они были брошены содержат только занятость 3 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 Договора 10/7 на 3 пути необщего пользования выгружаются только дизельное топливо и в резерве нефть. Мазут по технологическим особенностям на 3 путь никак не может выгружаться, поскольку выгружается по 1 и 2 пути. Обращение было подано 04.09.2018 в 17-54, а выгрузка по памятке приемосдатчика, которая послужила основанием для бросания, было окончена в 08-50 час. Согласно дислокации вагоны прибыли на станцию Кулатка 01.09.2018, а бросание оформили 04.09.2018. Сведения о причинах простаивания вагонов с 01.09.2018 по 04.09.2018 на станции бросания без оформления документов ОАО «РЖД» не предоставляет.

Общество выполнило анализ выгрузки мазута топочного в период с 01.09.2018 (дата, когда вагоны встали на станции Кулатка) по 04.09.2018 (дата когда было оформлено бросание вагонов). Как видно из выгрузок по 1 и 2 пути, ОАО «РЖД» систематически задерживало уборку порожних вагонов, более того, в течение длительных промежутков времени не подавало вагоны на свободные пути, в то время, когда Общество было готово их принять. В спорный период общество не давало отказов от приема вагонов, которые были отставлены перевозчиком на промежуточных станциях, в противном случае железная дорога обязана была предоставить эти отказы в материалы дела. В то же время из телеграмм ОАО «РЖД» от 28 августа 2018г. следует, что с 28 по 30 августа 2018г. перевозчик вводил ограничения на погрузку грузов по разным причинам и причины эти от общества не зависели. Устно представитель ответчика в отношении анализа выгрузки мазута топочного в период нахождения подвижного состава на станции Кулатка обратил внимание суда на то, что брошены вагоны с грузом мазут, а истцом представлены памятки приемосдатчика на вагоны с грузом «бензин». Согласно спецификации к договору № 10/7 мазут может подаваться на 1 и 2 пути, а бензин – на 5 и 6. (простой был с 05.09.2018). Когда освободился путь №1 для подачи мазута, он стоял свободным в течение 10 часов, перевозчик не подавал на свободный путь а также допустил задержку уборки порожних вагонов; по нахождению подвижного состава на станции Инза пояснил, что период бросания с 31.08.2018 по 07.09.2018, в адрес ответчика следовали вагоны с бензином, но в подтверждение занятости в обоснование бросания поездов истец представляет памятки приемосдатчика на занятость пути №3, на котором выгружается дизельное топливо и нефтепродукты, для выгрузки бензина предусмотрены пути №№ 5 и 6. Следует вывод, что истец представил документы, не относящиеся к следовавшему виду груза. Кроме того, истец указывает на задержку вагонов на пути №3, который не относится к исследуемому виду груза; по нахождению подвижного состава на станции Правая Волга ответчик пояснил, что период бросания с 30.08. по 09.09, в адрес грузополучателя следует бензин, однако, истец предоставил сведения о нарушении технологических норм на пути №2, на котором выгружается мазут. При этом по пути №2 истцом допущена задержка уборки вагонов на 17 часов; мало того, что не на тот путь дана информация, не по тому виду груза, так еще на этом пути встречная вина дороги.

Возражая в отношении доводов ответчика, истец пояснил, что невыполнение технологических норм на грузовые операции ответчиком подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов, где в графе 5 зафиксировано сверхнормативное время нахождения вагонов под грузовыми операциями, установленного п. 11 Договора № 10/7 от 08.06.2015 г. (далее Договор). Нарушение срока доставки подтверждается представленными в материалы дела дорожными ведомостями: № ЭЬ374535, где указан нормативный срок доставки – 08.09.2018 г. и фактическая дата прибытия на станцию назначения – 30.09.2018 г., № ЭЬ160764 нормативный срок доставки – 03.09.2018, фактический - 30.09.2018 г., № ЭЬ244788 нормативный срок доставки – 06.09.2018 г., фактический - 30.09.2018 г.

Согласно п. 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. № 45) акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.

Пунктом 3.5. Правил допускается оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи.

На момент бросания поезда по станции Правая Волга КБШ (30.08.2018 г. в 2 час. 20 мин.) согласно ведомостям подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика ответчиком нарушались технологические нормы по выгрузке:

- памятки приемосдатчика от 30.08.2018 г. № 18542 и №18554 выгрузка 25 вагонов нефти осуществлялась в течение 8-30 час. (с 00-40 час. до 9-10 час.) при норме 2-00 час.;

- памятки приемосдатчика от 30.08.2018 г. № 18540 и №18555 выгрузка 30 вагонов нефти осуществлялась в течение 8-30 час. (с 00-10 час. до 8-40 час.) при норме 2-00 час.;

- памятки приемосдатчика от 30.08.2018 г. № 18541 и №18553 выгрузка 28 вагонов бензина осуществлялась в течение 4-00 час. (с 02-00 час. до 10-50 час.) при норме 2-00 час.

Кроме этого, ОАО «РЖД» составлены акты общей формы от 09.09.2018 №5/6525 и №5/6525 по факту отказа ответчика от приема вагонов с грузом мазут топочный в период с 07-20 час 08.09.2018 по 20-30 час 09.09.2018 и с 11-12 час 08.09.2018 по 20-30 час 09.09.2018.

По мнению истца, ответчик ошибочно полагает, что если в его адрес следуют вагоны с определенным видом груза и они отставляются в пути следования на промежуточных станциях, в связи с нарушением им технологических норм, то им должны нарушаться технологические нормы именно по следуемому в его адрес грузу. Согласно п. 16.8 договора ответчик несет ответственность за задержку вагонов на железнодорожных путях общего пользования при невыполнении им установленных договором технологических норм на выгрузку (слив), погрузку (налив) вагонов. Следовательно, по данному условию договора номенклатура (вид) груза по нарушению технологических норм не предусматривается. В рассматриваемом споре в адрес ответчика следовал груз газолин (бензин газовый стабильный), мазут топочный, а в спорный период ответчиком нарушались технологические нормы на грузовые операции как по бензину, нефти, так и по мазуту топочному (за весь период бросания). Ответчик, ссылаясь на п. 7.4. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 26 (далее Правила № 26), считает что, временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей и, по его мнению, поезд должен был отправлен со станции «Тихонький» после завершения грузовых операций по мазуту топочному в указанное время. Однако ответчик не учитывает, что после завершения грузовых операций и уборки порожних вагонов, происходит подача вагонов, которые находились на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на места выгрузки, следовательно, освобождение мест выгрузки, не означает освобождение станционных путей. Ответчик ошибочно полагает, что к взиманию с него платы за нахождение груза в вагонах на станциях в пути следования может привести только полная занятость путей необщего пользования владельца и путей общего пользования станции назначения. ООО «РН-Морской терминал Туапсе» привело эти доводы, ссылаясь на обстоятельства задержки подачи и задержки уборки вагонов, которые, по его мнению, освобождают ответчика от обязанности внесения спорной платы. Следуя логике ООО «РН-Морской терминал Туапсе», несвоевременно поданные вагоны в спорный период должны были блокировать движение на путях станции Туапсе-Сортировочная и остановить прием поездов на станцию. Но статья 39 УЖТ РФ, предусматривает в качестве причины для задержки вагонов в пути следования иное - «неприем станцией назначения», а не «невозможность приема станцией назначения». Тем самым закон не требует установления факта физической заполненности станции назначения. Единственное основание, предусмотрено законом для задержки поезда - нарушение технологических норм выгрузки или технологических сроков оборота вагонов.

Очевидно, что для того, чтобы поезда входили на станцию назначения, другие поезда должны с нее отправляться. Ритмичность работы станции (технология ее функционирования) обеспечивается обязательным установлением в договорах на эксплуатацию ж.д. путей необщего пользования сроков выгрузки, в течение которых вагоны находятся вне владения перевозчика, и соблюдением этих сроков грузополучателями (пункт 2.3. Правил № 26). Постольку грузополучатель не ставит в известность перевозчика о продолжительности предстоящего нарушения норм выгрузки, у перевозчика возникает необходимость (и это право предоставлено ему статьей 39 УЖТ РФ) самостоятельно принять решение об остановке следующих на станцию поездов в пути следования для соблюдения баланса ввода – вывода поездов. В этом и состоит причинно-следственная связь между нарушением технологических сроков и задержкой поездов в пути следования. Задержка вагонов в пути следования является не санкцией для грузополучателя, а мерой, направленной на предотвращение нарушения технологии работы станции по приему и отправлению поездов, как основной функции станции, предусмотренной статьей 2 УЖТ РФ. При этом плата за нахождение вагонов на инфраструктуре перевозчика имеет характер возмещения затрат, что прямо указано в п. 1.4. Тарифного руководства. Когда вагоны прибывают без нарушения сроков доставки, эти затраты включены в провозную плату. Если с нарушением срока доставки – их возмещение производится по ставкам тарифного руководства. Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались ответчиком в сроки, превышающие технологические нормы по грузовым операциям, установленные пунктом 11 Договора. Согласно пункту 4.3. Правил № 26 «Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности» (ОАО «РЖД» утверждена Инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО «РЖД» от 01.03.2007 г. № 333р).

Довод ответчика о том, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению срока оборота вагонов, противоречит пункту 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утвержден приказом МПС от 29.09.2003 № 67), которым определены виды конкретных операций с вагонами. При анализе этих элементов операций с вагонами видно, что в их перечень уборка вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов не включена (№А32-10974/15, №А32-16337, №А32-44082/16).

Довод ответчика о наличии между сторонами соглашения об организации расчетов с использованием единого лицевого счета и имеющимися на нем предоплаченными денежными средствами, в связи с чем не могут взыскиваться проценты за пользование чужими денежными средствами, не состоятелен. В досудебном порядке истцом были предъявлены требования о внесении ответчиком платы, начисленной в накопительных ведомостях по актам общей формы, которые направлялись в его адрес 3 октября 2018 г. №818, вх. от 04.10.2018 г. №5024/2, с просьбой подписания в пятидневный срок, истекающий 09.10.2018 г. Предъявленные перевозчиком к оплате накопительные ведомости с повагонным расчетом платы ответчиком не акцептованы. Следовательно, у ОАО «РЖД» отсутствовали основания для списания денежных средства с единого лицевого счета ответчика. Также в адрес ответчика была направлена претензия от 5 декабря 2018 г. №18/405. В ответе от 25 декабря 2018 г. №ОВ-8001 содержится отказ ответчика от оплаты, ввиду недоказанности нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика. ОАО «РЖД» вынуждено было обратиться за защитой своих законных прав и интересов в судебном порядке.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:

ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;

нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;

задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;

задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

Если в вышеуказанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.

Приказом от 29.04.2015 № 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).

Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы № 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.

В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.

Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 № 45 МПС РФ. Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 № 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.

Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях изза неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, 5 владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.

Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов.

Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ № 29 от 18.06.2003, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.

Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Из этого следует, что обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей, а не на перевозчика.

Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26.

Согласно пунктам 4.3, 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4) в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции. В ведомости подачи и уборки вагонов отражена дата и время уборки, которая производится позже времени нахождения вагонов у порта. Перевозчик рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а уборка производится после уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются. Поэтому, каким бы ни было время уборки вагонов, оно не влияет на срок оборота вагонов. Время, затрачиваемое на последующую уборку вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, не принималось истцом во внимание при определении технологического срока оборота вагонов. Уборку вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов Порядок не включает.

По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 12745/10, от 18.10.2012 № 6424/12, от 10.03.2009 № 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 № ГКПИЮ- 1331 разъяснено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2016 № 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее – Регламент).

Пунктом 3.1 Регламента установлен порядок оформления обстоятельств, возникших на станции назначения, которые являются основанием для задержки вагонов, контейнеров в пути следования. В силу п. 3.1.1. при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту. В силу п.3.1.2. основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: Акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента; наименование виновного Клиента формируется на основании сведений о договорах на эксплуатацию путей необщего пользования, переданных из АС ЭТРАН.

Согласно п.3.1.3. определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути необщего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения №2 к настоящему Регламенту «Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)», реализованной в системе ЕАСАПР.

В обоснование заявленного иска ОАО «РЖД» было обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие факт невозможности подачи вагонов на пути необщего пользования по вине грузополучателя в связи с занятостью выставочных путей ранее поданными вагонами.

В отношении обстоятельств отставления вагонов в пути следования по станции Правая Волга с 30.08.2018 02-20час по 09.09.2018 16-45 час следует отметить, что согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭЬ244788 в августе 2018 года ОАО «РЖД» приняло к перевозке груз – бензин от грузоотправителя АО «РН-Транс» с целью доставки грузополучателю ООО «РН-Морской терминал Туапсе» со станции отправления Новокуйбышевская Кбж.ж.д.

Погрузка назначена на 27.08.2018 г., срок доставки истекал 05 сентября 2018 г.

Груз мазут топочный по дорожной ведомости № ЭЬ244788 прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 30.09.2018г. с нарушенным сроком доставки.

Согласно дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ244788 (из базы данных ГВЦ ОАО «РЖД»), предоставленных Обществу грузоотправителем ООО «РН-Транс» следует, что вагоны задерживались на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги (СКВ).

Так, вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ244788 с грузом мазут топочный фактически были брошены на промежуточной станции Правая Волга 29.08.2018 с 03 час. 14 мин.

Однако, основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Правая Волга явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования № 5609 от 29 августа 2018г. (далее Обращение № 5609) в 11,25час.

Основанием указанного обращения явился акт общей формы № 1071 от 29.08.2018г. открыт в 10:30час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ за датой 29.08.2018 № 5/6253 и памяткой приемосдатчика № 18513 от 29.08.2018.

В свою очередь, АОФ №5/6253, открыт 29.08.2018 в 02.20 по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 2 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов- занятость фронта.

Согласно памятке приемосдатчика № 18513 вагоны были поставлены под выгрузку на 2 путь необщего пользования в 02-20 час.

Таким образом, у ОАО «РЖД» отсутствуют основания взыскивать плату с ответчика , поскольку :

- вагоны брошенные в пути следования были с грузом бензин газовый, а первичные документы на основании которых они были брошены содержат только занятость 2 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 Договора 10/7 на 2 пути необщего пользования выгружается только мазут. Бензин по технологическим особенностям на 2 путь никак не может выгружаться.

Доводы истца о том, что обществом были нарушены технологически нормы выгрузки в отношении иного рода грузов –нефти, бензина- несостоятельны, поскольку, в соответствии с пунктом 1 Договора 10/7т «осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования примыкающего:

-путь № 1 является продолжением пути № 7 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная;

-путь № 3 является продолжением пути №8 и №9 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная;

-путь №6 является продолжением пути № 10 парка «Г» станции Туапсе-Сортировочная».

Пункт 11 Договора 10/7т предусматривает места выгрузки грузов:

Эстакада № 1, пути №1 и №2 – мазут топочный;

Эстакада № 2, пути № 3 и №4– дизельное топливо, нефть;

Эстакада № 3, пути №5 и №6 – бензины, дизельное топливо.

Следовательно, вагоны с грузом бензин будут направлены на 10 путь парка «Г» для последующей подачи на 5 и 6 пути необщего пользования. Никакой иной вид нефтепродукта, кроме бензина не может быть подан на указанные пути.

Данная позиция выражена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам № А32-14240/2018, А32-14242/2018, А32-14239/2018, суд кассационной инстанции указал, что на станцию Туапсе поступают вагоны и для иных грузополучателей и сам по себе факт занятости путей станции не свидетельствует о невозможности подачи вагонов по причинам, зависящим именно от ответчика.

Общество провело анализ выгрузки мазутатопочного в период с 01.09.2018 (дата, когда вагоны встали на станции Кулатка) по 04.09.2018 (дата, когда было оформлено бросание вагонов). Из анализа выгрузки по памятке-приёмосдатчика № 18547, на основании которой вагоны были брошены, следует, что выгрузка была окончена 29.08.2918 в 06-50 час. Вагоны были убраны 30.08.2018 в 03-10 час. Задержка уборки порожних вагонов допущена перевозчиком на 14 часов!

Учитывая, что обращение было подано 29.08.2018 в 11-25 час, а выгрузка окончена 29.08.2018 в 06-50 час. Общество считает, что основания для бросания вагонов на станции Правая Волга отсутствовали. Более того, ОАО «РЖД» была задержана уборка порожних вагонов на 14 часов и вагоны были брошены именно в момент задержки уборки вагонов не по вине общества, а вследствие действий истца.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по делам А32-14240/2018 и А32-14242/2018 обратил внимание, что ОАО «РЖД» должно доказать что несвоевременная уборка порожних вагонов не влияет на возможность подачи последующих вагонов. В данном же случае вагоны были брошены именно в период задержки уборки, период задержки уборки вагонов перевозчиком составил 17 часов, следовательно, бросание не могло зависеть от действий Общества.

В отношении обстоятельств отставления вагонов в пути следования по станции Инза с 31.08.2018 14-02час по 07.09.2018 08-04 час следует отметить, что согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭЬ160764 в августе 2018 года ОАО «РЖД» приняло к перевозке груз – мазут от грузоотправителя АО «РН-Транс» с целью доставки грузополучателю ООО «РН-Морской терминал Туапсе» со станции отправления Кашпир.

Погрузка назначена на 25.08.2018 г., срок доставки истекал 03 сентября 2018 г.

Груз бензин газовый по дорожной ведомости № ЭЬ160764 прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 30.09.2018г. с нарушенным сроком доставки.

Согласно данных дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ160764 (из базы данных ГВЦ ОАО «РЖД»), предоставленных Общество грузоотправителем ООО «РН-Транс» следует, что вагоны задерживались на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги (СКВ).

Так, вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ160764 с грузом бензин были брошены на промежуточной станции Инза 27.08.2018 в 18 час. 54 мин.

Однако, основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Инза явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования № 5607 от 29 августа 2018г. (далее Обращение № 5607) в 11,14 час.

Основанием указанного обращения явился акт общей формы № 1070 от 29.08.2018г. открыт в 10:30час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ за датой 29.08.2018 № 5/6258 и памяткой приемосдатчика № 18515 от 29.08.2018.

В свою очередь, АОФ №5/6258, открыт 29.08.2018 в 05.35 по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 3 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов- занятость фронта.

Согласно памятке приемосдатчика № 18515 вагоны выгружались по 3 пути необщего пользования 29.08.2018 с 04-20 по 08-50. Вагоны были убраны в 21-40 час. 29.08.2018г.

У ОАО «РЖД» отсутствуют основания взыскивать плату с ответчика , поскольку вагоны, брошенные в пути следования, были с грузом бензин газовый, а первичные документы на основании которых они были брошены содержат только занятость 3 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 Договора 10/7 на 3 пути необщего пользования выгружаются только дизельное топливо и в резерве нефть. Бензин по технологическим особенностям на 3 путь никак не может выгружаться. Вагоны с грузом бензин будут направлены на 10 путь Парка «Г» для последующей подачи на 5 и 6 пути необщего пользования. Никакой иной вид нефтепродукта, кроме мазута не может быть подан на указанные пути.

В то же время, если анализировать выгрузку по памятке-приёмосдатчика № 18515, на основании которой вагоны были брошены, то выгрузка по 3 ПНП окончена 29.08.2918 в 08-50 час., вагоны были убраны 29.08.2018 в 21-40 час. Задержка уборки порожних вагонов допущена перевозчиком на 10 часов.

Учитывая, что Обращение было подано 29.08.2018 в 11-25 час, а выгрузка окончена 29.08.2018 в 08-50 час, основания для бросания вагонов на станции Инза отсутствовали. Более того, ОАО «РЖД» была задержана уборка порожних вагонов на 10 часов и вагоны были брошены именно в момент задержки уборки вагонов (в течение 10 часов) не по вине общества, а вследствие действий истца.

- согласно дислокации вагоны прибыли на станцию Кулатка 01.09.2018, а бросание оформили 04.09.2018. Документальное обоснование причин нахождения (простоя) вагонов с 01.09.2018 по 04.09.2018 на станции бросания без оформления документов ОАО «РЖД» не предоставило.

В отношении обстоятельств по отставлению вагонов в пути следования по станции Кулатка с 05.09.2018 16-32час по 24.09.2018 22-40 час усматривается, что согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭЬ374535 в августе 2018 года ОАО «РЖД» приняло к перевозке груз – мазут от грузоотправителя АО «РН-Транс» с целью доставки грузополучателю ООО «РН-Морской терминал Туапсе» со станции отправления Новокуйбышевская Кбж.ж.д.

Погрузка назначена на 30.08.2018 г., срок доставки истекал 08 сентября 2018 г.

Груз мазут топочный по дорожной ведомости № ЭЬ374535 прибыл на станцию Туапсе-Сортировочная 30.09.2018г. с нарушенным сроком доставки.

Согласно данных дислокации вагонов-цистерн в пути следования, отгруженных по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ374535 (из базы данных ГВЦ ОАО «РЖД»), предоставленных Общество грузоотправителем ООО «РН-Транс» следует, что вагоны задерживались на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги (СКВ).

Так, вагоны, отправленные по транспортной жд накладной ЭЬ374535 с грузом мазут топочный были брошены на промежуточной станции Кулатка 01.09.2018 с 14 час. 59 мин.

Однако, основанием для отставления вагонов в пути следования на станции Кулатка явилось обращение о необходимости задержки вагонов в пути следования № 5782 от 04 сентября 2018г. (далее Обращение № 5782) в 17,54час.

Основанием указанного обращения явился акт общей формы № 1101 от 04.09.2018г. открыт в 17:54час. по причине нарушения технологических норм переработки вагонов на ПНП, что подтверждается АОФ за датой 04.09.2018 № 5/6371, 5/6372 и памяткой приемосдатчика № 18716 от 04.09.2018.

В свою очередь, АОФ №5/6372 и 5/6371, открыт 04.09.2018 в 15.00 в отношении нефтепродукта нефть сырая по причине ожидания подачи вагонов на ж.д. 3 путь необщего пользования. Причина задержки вагонов- занятость фронта.

Согласно памятке приемосдатчика № 18716 вагоны с грузом нефть были выгружены по 3 пути 04.09.2018 с 02-10 по 08-50 час. вагоны убраны в 10-50.

Следует вывод, что у ОАО «РЖД» отсутствуют основания взыскивать плату с ответчика по следующим основаниям:

- вагоны брошенные в пути следования были с грузом мазут топочный, а первичные документы на основании которых они были брошены содержат только занятость 3 пути необщего пользования. Согласно пункту 11 Договора 10/7 на 3 пути необщего пользования выгружаются только дизельное топливо и в резерве нефть. Мазут по технологическим особенностям на 3 путь никак не может выгружаться, поскольку выгружается по 1 и 2 пути.

- Обращение было подано 04.09.2018 в 17-54, а выгрузка по памятке приемосдатчика, которая послужила основанием для бросания, было окончена в 08-50 час.

- согласно дислокации вагоны прибыли на станцию Кулатка 01.09.2018, а бросание оформили 04.09.2018. Что делали вагоны с 01.09.2018 по 04.09.2018 и по каким основаниям они стояли на станции бросания без оформления документов ОАО «РЖД» не поясняет.

В материалы дела обществом представлен анализ выгрузки мазута топочного в период с 01.09.2018 (дата, когда вагоны встали на станции Кулатка) по 04.09.2018 (дата когда было оформлено бросание вагонов), из которого следует, что:

В отношении занятости 1 пути в деле имеется памятка приемосдатчика № 18615 от 01.09.2018 с 00.10 по 04.40 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм) уборка вагонов в 06.20 часов. Далее 1 путь стоял свободный в течение 10 часов.

Согласно памятке приемосдатчика от 01.09.2018 с 16.10 по 20.40(в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций) уборка вагонов 02.09.2018 в 04.30 ч. Задержка уборки вагонов на 5 час.

Согласно памятке приемосдатчика № 18647 от 02.09.2018 с 05.50 по 10.00 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций) уборка вагонов в 20.50ч. Задержка уборки вагонов на 11 час. Далее 1 путь стоял свободный в течение 12 часов.

Согласно памятке приемосдатчика № 18677 от 03.09.2018 с 09.30 по 13.50 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 17-40. Задержка уборки вагонов на 1 час. Далее 1 путь стоял свободный в течение 12 часов.

Согласно памятке приемосдатчика № 18721 от 04.09.2018 с 05.50 по 10.20 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 14-20. Задержка уборки вагонов на 1 час.

Согласно памятке приемосдатчика № 18731 от 04.09.2018 с 14.50 по 19.10 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 22-10.

Согласно памятке приемосдатчика №18740 от 04.09.2018 с 23.30 по 04.00 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 04-50.

В отношении занятости 2 пути:

Согласно памятке приемосдатчика № 18630 от 01.09.2018 с 12.50 по 17.20 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм) уборка вагонов в 17.50 часов.

Согласно памятке приемосдатчика № 18643 от 01.09.2018 с 18.50 по 22.50(в течение 4 часов с соблюдением технологических норм) уборка вагонов 02.09.2018 в 03.20 часов. Задержка уборки вагонов на 1,30 час.

Согласно памятке приемосдатчика № 18659 от 02.09.2018 с 04.20 по 08.50 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм с учетом приемосдаточных операций) уборка вагонов в 14.50ч. Задержка уборки вагонов на 3 час. Далее 2 путь стоял свободный в течение 20 часов.

Согласно памятке приемосдатчика № 18688 от 03.09.2018 с 10.20 по 14.20 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм). Уборка вагонов в 16-10. Задержка уборки вагонов на 1 час.

Согласно памятке приемосдатчика № 18708 от 03.09.2018 с 17.40 по 21.40 (в течение 4 часов с соблюдением технологических норм). Уборка вагонов в 03-20. Задержка уборки вагонов на 3 час.

Согласно памятке приемосдатчика № 18723 от 04.09.2018 с 04.50 по 09.20 (в течение 4 часов с соблюдением технологических нормс учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 14-50. Далее 2 путь стоял свободный в течение 10 часов.

Согласно памятке приемосдатчика № 18741 от 05.09.2018 с 01.10 по 05.30 (в течение 4 часов с соблюдением технологических нормс учетом приемосдаточных операций). Уборка вагонов в 06-30.

Как видно из выгрузок по 1 и 2 пути, ОАО «РЖД» систематически задерживало уборку порожних вагонов, более того, в течение длительных промежутков времени не подавало вагоны на свободные пути, в то время, когда общество было готово их принять.

Согласно пункту 16.8 договора в случае невозможности выгрузки вагонов по причинам, зависящим от Общества, Общество обязано было в письменной форме уведомить об этом перевозчика.

Судом установлено, что в спорный период общество не давало отказов от приема вагонов, которые были отставлены перевозчиком на промежуточных станциях, в противном случае железная дорога обязана была предоставить эти отказы в материалы дела. В то же время из телеграмм ОАО «РЖД» от 28 августа 2018г. следует, что с 28 по 30 августа 2018г. перевозчик вводил ограничения на погрузку грузов по разным причинам и причины эти от общества не зависели.

В этом случае на ответчика не может быть возложена обязанность по внесению истцу платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, когда простой вагонов на путях общего пользования был вызван действиями (бездействием) самого ОАО «РЖД», третьих лиц или объективными причинами (применительно к рассматриваемому спору - погодными условиями).

На основании изложенного следует вывод, что в спорный период истец не доказал: что вагоны, находясь в пути следования, простаивали на промежуточной железнодорожных станциях по причинам, зависящим от Общества; что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от Общества, и что задержка вагонов на промежуточных железнодорожных станциях является следствием действий, за которые отвечает ответчик. С учетом изложенного требование о взыскании задолженности по плате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 95495,04 руб. за период с 30 августа 2018 г. по 24 сентября 2018 г удовлетворению не подлежит.

Истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 10847,45 рублей за период с 10 октября 2018 г. по 17 января 2020 г. Просит взыскать с ООО «РН-Морской терминал Туапсе» проценты за пользование денежными в размере 95495,04 рублей с 18 января 2020 г. по день фактической уплаты денежных средств.

Согласно п.1 ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежит уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Расчет процентов по правилам статьи 395 ГК РФ по состоянию на 17.01.2020 в сумме 10847,45 рубля произведен с даты возникновения обязательства по уплате ответчиком штрафа, предусмотренного статьей 39 УЖТ, а именно следующий день с даты неакцептования полученных им накопительных ведомостей.

Поскольку дополнительное требование следует судьбе основного, в удовлетворении требования о взыскании процентов следует отказать, поскольку во взыскании платы отказано.

Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче иска истец уплатил государственную пошлину в размере 4052 рублей. Поскольку в иске отказано, расходы истца возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 65, 70, 101, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья С.А. Баганина