ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-29143/19 от 12.11.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-29143/2019
19 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железновой З.В.
рассмотрев в судебном заседании заявление

открытого акционерного общества «Агропромышленный строительный комбинат  Гулькевичский», г. Гулькевичи (ИНН 2329007878, ОГРН 1022303582784) 

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар  (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) 

об оспаривании постановления административного органа о привлечении к  административной ответственности от 24.04.2019 № 07-02-193П, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Фурсова Е.С. – доверенность от 08.02.2019 (диплом),  от заинтересованного лица: Прокопенко А.В. – доверенность от 28.10.2019 

 № 01/1847 (диплом);

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Агропромышленный строительный комбинат  Гулькевичский», г. Гулькевичи (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд  Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления  Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар (далее – административный  орган) от 24.04.2019 № 07-02-193П о привлечении к административной ответственности по  статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде  штрафа в размере 100 000 рублей. 

Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных  требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в заявлении. Так просит снизить  размер штрафа до 50 000 рублей, поскольку паспорта на указанные в оспариваемом  постановлении отходы, получены обществом. 

Представитель административного органа в судебном заседании против  удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.  Так указал, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным,  процедура привлечения общества к административной ответственности административным 


органом не нарушена. Заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с  изменением законодательства. 

Согласно части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что: 

Указанное ходатайство рассмотрено судом и не подлежит удовлетворению в виду  отсутствия оснований для прекращения производства по делу. 

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в  совокупности все представленные доказательства, установил следующее. 

Заявитель является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого  государственного реестра юридических лиц и осуществляет деятельность на основании  Устава общества. 

Из материалов дела следует, что во исполнение ежегодного плана проведения  плановых проверок на 2019 год, размещенном на официальном сайте Генеральной  прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» административным органом в  соответствии с распоряжением от 15 февраля 2019 года № 01-04-19/21 в период с 12.03.2019  по 08.04.2019 проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения  требований природоохранного законодательства РФ в отношении общества, адрес: 352192,  Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Энергетиков, 29. 

В ходе изучения представленной к проверке документации установлено, что  хозяйственная деятельность общества сопровождается образованием различных отходов  производства и потребления. При проведении проверки представлена документация;  паспорта отходов I-IV класса опасности; договоры и первичная документация по приему- передаче отходов; материалы учета движения отходов; проект ПНООЛР, документ об  утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; материалы  бухгалтерского учета по списанию запчастей и прочих ТМЦ; программа производственного  экологического контроля и отчетность о ее выполнении, другие документы, имеющие  отношение к предмету проверки. 

Административным органом для общества утверждены нормативы образования  отходов и лимиты на их размещение № О 600 на срок с 19.09.2017 по 18.09.2022 для  производственных площадок: 

- Производственная площадка № 1 - Основное производство, адрес: 352192,  Краснодарский край, г. Гулькевичи, ул. Энергетиков, 29; 

- Производственная площадка № 2 - Вспомогательное производство, адрес: 352192.  Краснодарский край, г. Гулькевичи, пер. Краснодарский, 7. 

В соответствии с утвержденными для общества нормативами образования отходов и  лимитами на их размещение № О 600 от 19.09.2017, отходы IV класса опасности «Мусор от  офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая 


крупногабаритный)» и «Смет с территории предприятия малоопасный» должны размещаться  на полигоне ТБО, эксплуатируемом ООО «Южный город», расположенном в Ростовской  области (г. Семикаракорск), номер объекта размещения отходов в ГРОРО: 61-00027-Х-00348- 240616. Однако, в нарушение указанного условия, в соответствии с договором № 15-11  от 11.01.2011, договором № 157 от 22.12.2017, материалами учета в области обращения с  отходами общества за 2018 год, отходы IV класса опасности «Мусор от офисных и бытовых  помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» и «Смет с  территории предприятия малоопасный» передаются предприятием ООО «ЭкоЮгТранс»,  которое транспортирует отходы для размещения на полигон, эксплуатируемый МП  г. Армавира «Армавиргортранс» (расположен по адресу: Краснодарский край, г. Армавир,  ФАД «Кавказ», км 159+50м справа 1800 м), сведения о котором в утвержденных для  общества нормативах образования отходов и лимитах на их размещение отсутствуют. 

В ходе проведения проверки общества представлена оборотно-сальдовая ведомость по  счету 10 за период 2018 год и январь-февраль 2019 года, согласно которым предприятием  закупались и расходовались следующие материалы: лампы светодиодные, перчатки  резиновые, ботинки, фильтры топливные. 

Так, за период 2018 год в процессе деятельности общества образовались отходы:  «Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства» (код ФККО 4 82 415 01 52 4) -  1484 шт.; «Резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные» (код  ФККО 4 31 141 01 20 4) 2583 пары; «Обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские  свойства» (код ФККО 4 03 101 00 52 4) - 1692 пары; «Фильтры очистки топлива  автотранспортных средств отработанные» (код ФККО 9 21 303 01 52 3) - 243 шт. За период  январь-февраль 2019 года в процессе деятельности общества образовались отходы:  «Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства» (код ФККО 4 82 415 01 52 4) -  310 шт.; «Резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные» (код  ФККО 4 31 141 01 20 4) - 519 пар; «Обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские  свойства» (код ФККО 4 03 101 00 52 4) - 554 пары; «Фильтры очистки топлива  автотранспортных средств отработанные» (код ФККО 9 21 303 01 52 3) -62 шт. 

Таким образом, в процессе деятельности общества образуются, в том числе,  следующие отходы: «Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства» (код  ФККО 4 82 415 01 52 4); «Резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства,  незагрязненные» (код ФККО 4 31 141 01 20 4); «Обувь кожаная рабочая, утратившая  потребительские свойства» (код ФККО 4 03 101 00 52 4); «Фильтры очистки топлива  автотранспортных средств отработанные» (код ФККО 9 21 303 01 52 3). 

В нарушение требований законодательства при проведении проверки общества не  представлены паспорта указанных отходов. Данные отходы так же не учтены в утвержденных  для общества нормативах образования отходов и лимитах на их размещение № О 600  от 19.09.2017. 

Сведения об образовании и движении отходов «Светодиодные лампы, утратившие  потребительские свойства» (код ФККО 4 82 415 01 52 4), «Резиновые перчатки, утратившие  потребительские свойства, незагрязненные» (код ФККО 4 31 141 01 20 4), «Обувь кожаная  рабочая, утратившая потребительские свойства» (код ФККО 4 03 101 00 52 4), «Фильтры  очистки топлива автотранспортных средств отработанные» (код ФККО 9 21 303 01 52 3) не  указаны в материалах учета образования и движения отходов предприятия, представленных в  ходе проведения проверки. 

Таким образом, обществом осуществляется обращение с отходами производства и  потребления с нарушением требований статей 14, 18, 19 Федерального закон от 24.06.1998   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 

По результатам проверки административным органом был составлен протокол об  административном правонарушении от 11.04.2019 № 107-02-193П. 

Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о  назначении административного наказания от 24.04.2019 № 07-02-193П, которым общество  признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 


статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей. 

Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что  послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим. 

В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о  привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном  заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает  наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего  оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к  административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к  ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной  ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. 

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (в редакции действующей в момент вынесения оспариваемого  постановления) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований  при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и  ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими  озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от  десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на  юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления» (до 01.01.2019) применительно к индивидуальным  предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной » (или) иной деятельности  которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на  их размещение. 

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» (до 01.01.2019) индивидуальные предприниматели,  юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются  отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) па объектах,  подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают  проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с  методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным  Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 

Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» (до 01.01.2019) нормативы образования отходов и лимиты их  размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной  деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением  субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы  на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору,  устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти. 

С 1 января 2019 года внесены изменения в статью 18 Федерального закона от  24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой  установлено, что: 

- В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения  количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным  предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых 


образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их  размещение. 

- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются  юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими  хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в  соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. 

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране  окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты  на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на  окружающую среду в соответствии с законодательством. 

Согласно Приказу Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и  утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» проекты  нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и  юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании  отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. 

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на  5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и  юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в  соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и  представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора,  утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее -  технический отчет).  

В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах  отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании,  обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых  (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим  хозяйствующим субъектам. 

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при  эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами,  обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области  обращения с отходами. 

В соответствии с положением части 1 статьи 14 Федерального закон от 24.06.1998   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели,  юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов  опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу  опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным  Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.  Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности  осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти. 

В соответствии с положением части 3 статьи 14 Федерального закон от 24.06.1998   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов,  оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт  отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов  отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти. 

Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности и типовая форма  паспорта отходов I-IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ  от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности». 

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О  порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», указанное  постановление вступило в силу с 1 августа 2014 года. 


Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке  проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» паспорт отходов I-IV классов  опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также  оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую  среду. 

Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке  проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» паспорт составляется  индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности  которых образуются отходы I-IV классов опасности. 

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О  порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» индивидуальные  предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение  отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством  природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О  порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», копия паспорта,  заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии  документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности,  направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными  предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и  дату их получения, или вручаются ими под роспись. 

Таким образом, процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному  классу опасности для окружающей среды и по включению вида отхода в ФККО являются  первичными перед процедурой паспортизации отходов. 

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О  Порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» на отходы, не  включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные  предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к  конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке,  установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для  их включения в федеральный классификационный каталог отходов. 

Нa отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в  порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской  Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в  установленном порядке. 

Согласно пункту 6 приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении  Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» для  подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей  среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид  отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления  своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы: 

а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу  опасности; 

б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к  определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического  процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого  продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной  продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные  хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов; 

в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида  отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа  определения химического и (или) компонентного состава; 


г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие  отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с  Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия  на окружающую среду; 

д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной  лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории  (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013   № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и  подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при  установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к  I-V классам опасности на окружающую среду; 

е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов,  включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО. - при  установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО; 

ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении  ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса опасности вида  отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени  негативного воздействия на окружающую среду. 

Согласно пункту 14 приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об  утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу  опасности» для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному  классу опасности территориальный орган Росприроднадзора направляет материалы  хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр  анализа и оценки техногенного воздействия» (ФБУ «ФЦАО»), которое, с участием  федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный  научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ  «УралНИИЭкология»), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта. 

По итогам подтверждения отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному  классу опасности хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода,  согласно правилам проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности и по типовой  форме паспорта отходов I-IV классов опасности, утвержденной постановлением  Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV  классов опасности». 

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке  проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» копия паспорта, заверенного  индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов,  подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в  территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по  месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и  юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или  вручаются ими под роспись.  

Документами, подтверждающими отнесение вида отхода к конкретному классу  опасности и направляемыми хозяйствующим субъектом совместно с копией паспорта отхода  I-IV класса опасности, оформленного по типовой форме, утвержденной Постановлением, в  соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, являются копии писем  территориального органа Росприродиадзора либо о соответствии данного вида отхода  аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу  опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его  включении в ФККО и БДО (письмо Минприроды от 04.12.2014 № 05-12-44/27813). 

В соответствии с пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов  опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О  порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» на данные отходы  необходимо составить и утвердить паспорт по типовой форме, утвержденной 


Постановлением. 

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические  лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в  установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных  другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в  области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в  области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 

В соответствии с пунктом 1 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об  утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», порядок учета в области  обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими  лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных,  обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных  отходах. 

Согласно пункту 4 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении  Порядка учета в области обращения с отходами», учет в области обращения с отходами  ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных,  переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. 

В пункте 5 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении  Порядка учета в области обращения с отходами», указано, что учету подлежат все виды  отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных  другим лицам или полученных от других лиц, а также размешенных юридическим лицом и  индивидуальным предпринимателем за учетный период. 

Пунктом 6 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении  Порядка учета в области обращения с отходами», определено, что данные учета в области  обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности  ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в  письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами  осуществляется по прилагаемому образцу) (приложения 2, 3, 4 к Порядку). 

Согласно пункту 7 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении  Порядка учета в области обращения с отходами», данные учета обобщаются по итогам  очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также  очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в  срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. 

Пунктом 8 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении  Порядка учета в области обращения с отходами», определено, что данные учета в области  обращения с отходами должны содержать: 

а) титульный лист, оформляемый в свободной форме;

б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к  Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года 

Из материалов дела следует, что в ходе проверки было установлено, что хозяйственная  деятельность общества сопровождается образованием различных отходов производства и  потребления с нарушением требований статей 14, 18, 19 Федерального закон от 24.06.1998   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что обществом фактически и не  оспаривалось. 

При изложенных обстоятельствах, суд полагает административным органом доказано  наличие в действиях общества состава административного правонарушения,  предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Порядок привлечения общества к административной ответственности обязателен для  органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении. 

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной 


ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам  обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на  основаниях и в порядке, установленном законом. 

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол,  за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и  место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,  сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном  правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и  потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие  административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта  Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное  административное правонарушение, объяснение физического лица или законного  представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения,  необходимые для разрешения дела. 

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при составлении протокола об административном  правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в  отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным  участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается  запись в протоколе. 

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в  отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть  предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном  правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по  содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. 

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица,  или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство  по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке,  протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия  протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого  он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. 

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по  делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела,  давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться  юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии  с указанным Кодексом. 

В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием  лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в  случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени  рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела  либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 

Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном  правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в  отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие 


указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о  надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило  ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство  оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых  вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в  отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном  правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени  составления протокола. 

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления  протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав  лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. 

Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности  необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их  нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого  решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О  некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений  (постановлений) административных органов о привлечении к административной  ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом  необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено  дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении  протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности  воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Из материалов дела следует, что уведомлением от 08.04.2019 законный представитель  общества был извещен о времени и месте составления протокола об административном  правонарушении на 11.04.2019. Указанное уведомление получено представителем общества  по доверенности Веряскиным П.П. 08.04.2019. 

Протокол об административном правонарушении от 11.04.2019 № 07-02-193П  составлен в отсутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом. 

Определением от 11.04.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении  назначено на 19.04.2019. 

Определением от 19.04.2019 отложено рассмотрение дела об административном  правонарушении на 24.04.2019. Указанное определение получено представителем общества  по доверенности Салех О.В. 19.04.2019.  

Постановление о назначении административного наказания от 24.04.2019   № 07-02-193П вынесено в присутствии представителя общества по доверенности Салех О.В. 

Судом установлено, что административным органом соблюден установленный законом  порядок применения административного взыскания и соблюдены положения статьи 28.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что обществом не  оспаривалось. 


Учитывая вышеизложенное, административный орган доказал суду обстоятельства,  послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности за  совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Судом указанное правонарушения, совершенные заявителем, не могут быть признаны  малозначительными. 

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях при малозначительности совершенного административного  правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об  административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное  правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. 

В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной  практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при  рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении  к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд,  руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его  отмене. 

Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации  правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки  конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет  место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. 

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным  административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и  содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера  совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести  наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых  общественных правоотношений. 

Так, из материалов дела следует, что обществом не были приняты все зависящие от  него меры по соблюдению правил и норм при обращении с отходами, за нарушение которых  предусмотрена административная ответственность. 

Указанные обстоятельства образуют существенную угрозу охраняемым общественным  отношениям, которые заключаются в пренебрежительном отношении юридического лица к  исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных Федеральным  законодательством. При этом заявитель мог предвидеть и предотвратить вышеизложенные  обстоятельства при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от  него требовалась. 

Судом не могут быть приняты доводы о смягчении наказания ввиду того, что паспорта  на указанные в оспариваемом постановлении отходы, получены обществом. Так  установленное административным органом правонарушение устранено обществом уже после  привлечения к административной ответственности. 

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях административное наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим  ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным  Кодексом. 

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного  административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение,  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, 


отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

В силу пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об  оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной  ответственности суд должен исходить из того, что оспариваемое постановление не может  быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства,  указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Из текста оспариваемого постановления следует, что заявителю назначено наказание в  минимальном размере, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Согласно частям 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при назначении административного наказания  юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица,  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства,  отягчающие административную ответственность. 

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного  административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым  положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья,  орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях  либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных  правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере  менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного  соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если  минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее  ста тысяч рублей. 

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей  статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины  минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц  соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. 

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2  настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины  минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических  лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса». 

Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд пришел к выводу о  том, что назначенный обществу административный штраф соответствует характеру  совершенного заявителем административного правонарушения, в полной мере учитывает его  имущественное и финансовое положение, доказательств наличия исключительных  обстоятельств суду не представлено. 

При изложенных обстоятельствах, постановление о назначении административного  наказания от 24.04.2019 № 07-02-193П является законным и обоснованным, заявленные  требования не подлежащими удовлетворению. 

В силу пункта 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный  суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной  ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в  удовлетворении требования заявителя. 


В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении  к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. 

Судья Д.М. Шкира

.


.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.