АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
г. Краснодар Дело № А32-30305/2019
«29» сентября 2020 года
Резолютивная часть Решения объявлена 24 сентября 2020 года. Решение в полном объёме изготовлено 29 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка Александра Гавриловича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Центр Соя», ст. Тбилисская Тбилисского района Краснодарского края к Новороссийской таможне, г. Новороссийск о признании незаконными действий таможни по корректировке ДТ № 10317120/220219/0013459, выразившиеся в составлении 21.06.2019г. формы КДТ к указанной ДТ,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 (по доверенности от 10.02.2020г., паспорт),
от заинтересованного лица – ФИО2 (по доверенности от 14.01.2020г., удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
ООО «Центр Соя», ст. Тбилисская Тбилисского района Краснодарского края обратился в суд с заявлением к Новороссийской таможне, г. Новороссийск, в котором просил суд признать незаконными действий таможни по корректировке ДТ № 10317120/220219/0013459, выразившиеся в составлении 21.06.2019г. формы КДТ к указанной ДТ.
Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах к нему. В ходе судебного разбирательства по делу, представителем заявителя было представлено дополнительное правовое обоснование заявленных требований и заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы в целях определения относимости кормовой добавки «МЕГА-ФАТ ЭКСТРА» к продуктам, используемым для кормления животных.
Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном возражении на заявление.
Рассмотрев заявленное представителем заявителя ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, суд не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Признав, что основания для назначения экспертизы отсутствуют либо проведение ее нецелесообразно, суд с учетом совокупности имеющихся в деле доказательств вправе отказать в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы по делу.
Определяя необходимость назначения экспертизы по делу, суд также исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.
Оснований для проведения по настоящему делу судебной экспертизы суд не усматривает, поскольку имеющиеся в деле доказательства позволяют суду рассмотреть спор по существу, в связи с чем необходимость и основания для проведения судебной экспертизы отсутствуют.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела, ООО «Центр Соя» осуществляет импорт в РФ кормов - кормовых добавок для животных, поставляемых малазийской компанией «Volac Wilmar Feed Ingredients Sdn. Bhd».
22.12.2019г. на Таможенном посту Новороссийский (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни по таможенной декларации № 10317120/220219/0013459 был оформлен в таможенном отношении товар: «продукты, используемые для кормления животных:
кормовая добавка МЕГА-ФАТ ЭКСТРА для кормления животных», код ТН ВЭД 2309909609. Ставка НДС по данному товара заявлена таможенным представителем в размере 10%.
Указанный товар был выпущен Новороссийской таможней в заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления условно с предоставлением декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей исходя из ставки НДС в размере 20%.
21.06.2019 Новороссийской таможней оформлен лист корректировки таможенной декларации (КДТ), согласно которому заявленная декларантом ставка НДС в размере 10% изменена таможенным органом на 20%, что повлекло увеличение подлежащего уплате НДС на 1 178 898,93 руб.
Заявитель полагает, что действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной к декларации являются незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагая обязанность по уплате налогов в размере, превышающем установленный действующим законодательством.
Согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 ст. 164 НК РФ. Подпунктом 1 пункта 2 ст. 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%, в том числе зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
Из п. 2 ст. 164 НК РФ следует, что коды видов продовольственных товаров, поименованных в этом пункте, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых налогом НДС в размере 10% при ввозе на территорию РФ.
В Перечень включен раздел «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы». В данный раздел, в свою очередь, включены «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)». Согласно примечанию № 1 к Перечню при определении ставки НДС в отношении товара, ввозимого на территорию РФ, необходимо руководствоваться одновременно кодом ТН ВЭД ТС и наименованием товара.
В группу 23 ТН ВЭД ТС включены товары - «остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных». В товарной позиции 2309 ТН ВЭД ТС классифицируются «продукты, используемые для кормления животных». В соответствии с примечанием к группе 23 в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки. В подсубпозицию 2309 90 960 9 включены «прочие».
В соответствии с ГОСТ 23153-78 «Кормопроизводство. Термины и определения» кормами являются продукты сельскохозяйственного или промышленного производства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии.
Ввезенный декларантом товар является кормом - гранулированным продуктом переработки с/х сырья, предназначенным для кормления животных. Область применения данного товара соответствует сведениям, заявленным в таможенной декларации.
В подтверждение данного факта при таможенном декларировании в Новороссийскую таможню представлялась декларация о соответствии, а также свидетельство о государственной регистрации кормовой добавки для животных.
В связи с изложенным, заявитель считает, что при декларировании товара им был правомерно рассчитан размер НДС исходя из его ставки в 10%, соответственно Новороссийской таможней необоснованно применена ставка НДС в размере 20%.
По мнению заявителя, позиция таможенного органа, согласно которой кормовая добавка не может являться продуктом для кормления животных, поскольку она не удовлетворяет полностью все физиологические потребности животного, ни на чем не основана, и используется таможней постольку, поскольку это ей выгодно для обоснования правомерности своих действий по доначислению налога.
Любой, даже готовый корм, не удовлетворяет на сто процентов сразу все физиологические потребности животного, поскольку какие-то компоненты этот корм содержит, а какие-то - нет. Критерий, по которому определяется, относится ли конкретный продукт к продуктам, используемым для кормления животных, в зависимости от удовлетворения потребностей животного входящими в этот продукт белками, жирами, углеводами, витаминами, микроэлементами и пр. отсутствует.
Изложенные обстоятельства, послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, далее по тексту - Договор), в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз, ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:
1) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
2) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию;
3) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;
4) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
5) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;
6) защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза;
7) ведение таможенной статистики;
8) осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно статье 358 ТК ЕАЭС, любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определены товары, при реализации которых обложение НДС производится по налоговой ставке 10%; в числе иных в список включены зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
Перечень ТН ВЭД содержит коды видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно примечанию 1 к Перечню ТН ВЭД следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара. В разделе «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня ТН ВЭД поименованы «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)».
Как указано в примечании к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Согласно пояснениям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 (рекомендация № 4) к ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.
Для применения ставки НДС в размере 10% в отношении товара, ввезенного обществом по спорной ДТ, это наименование товара (общее для всех видов кормовых добавок) должно быть указано в Перечне ТН ВЭД, наряду с кодом товара по ТН ВЭД; эти два условия являются обязательными при применении пониженной ставки по НДС, и при невыполнении хотя бы одного из них ставка по НДС в размере 10% не применяется.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно графе 31 ДТ № 10317120/220219/0013459 ООО «Центр Соя» к таможенному декларированию предъявлен товар № 1, как «продукты, используемые для кормления животных: кормовая добавка Мега-Фат Экстра для кормления животных».
Товар, задекларированный по ДТ № 10317120/220219/0013459 классифицирован в товарной подсубпозиции 2309909609 ТЫ ВЭД ЕАЭС, ставка таможенной пошлины - 5%, ставка НДС - 10% (в соответствии с п. 2, п. 3 ст. 164 Налогового Кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 164 НК РФ определены категории товаров, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10 процентов.
Коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации пункта 2 статьи 164 НК РФ Постановлением № 908 утверждён перечень кодов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее по тексту - Перечень).
Согласно примечанию № 1 к Перечню при определении ставки налога на добавленную стоимость в отношении товара, ввозимого на территорию Российской Федерации, необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Единственной категорией продовольственных товаров, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, к которой можно отнести такие виды товаров, как кормовые добавки для кормления животных, является категория «зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы».
При этом в Перечень в раздел «зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» включены «продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».
В соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.12.2018 от 03-07-03/96635, при ввозе в Российскую Федерацию кормовых добавок следует применять ставку НДС в размере 18 процентов (с 01.01.2019 - 20%)
Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (г. Ростов-на-Дону) от 10 апреля 2019 года № 12406002/0008456, таможенные эксперты пришли к выводу о том, что товар с товарным знаком «MEGA-FAT EXTRA» по установленным показателям не соответствует термину «комбикорм» по ГОСТ Р 51848 и не является комбикормом.
Таким образом, рассматриваемые товары не являются готовыми продуктами для «кормления животных», как заявлено декларантом в графе 31 рассматриваемых ДТ, а представляют собой кормовые добавки к основному корму животных, используемые при смешивании с другими кормовыми средствами с целью получения сбалансированного корма для животных.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Из Общих положений Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, принятых в рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 (действовавших в рассматриваемый период), следует, что в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
В данную группу включаются различные остатки и отходы растительного сырья, использованного в пищевой промышленности, а также некоторые продукты животного происхождения. Большая часть этих продуктов используется для кормления животных или в чистом виде, или в смеси с другими веществами, хотя некоторые из них пригодны для употребления в пищу.
В частности, в товарную позицию 230990 ТН ВЭД ЕАЭС включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные:
для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм);
для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки);
для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок.
В данную товарную позицию включаются продукты, используемые для кормления животных, полученные в результате переработки продуктов растительного или животного происхождения и обработанные до такой степени, что они 1 потеряли основные свойства исходного материала, например, в случае продуктов, полученных из растительных материалов, характерное клеточное строение исходного растительного сырья стало неузнаваемым при рассмотрении под микроскопом.
Указанные готовые продукты, известные в торговле как «премиксы» представляют собой сложные смеси, состоящие из ряда веществ (иногда называемых добавками), состав и соотношение которых изменяется в зависимости от требований животноводства.
Готовый корм для животных данной товарной позиции часто расфасовывается в виде гранул.
В разделе «зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня поименованы «Продукты для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».
В разделе «мясо и мясопродукты» Перечня поименованы «Корма вареные 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».
(Кормовая добавка (витаминная) согласно пункту 83 ГОСТа 23153-78 «Кормопроизводство. Термины и определения» - это добавка, содержащая витамины или их концентраты, применяемая при балансировании витаминного состава рационов.
Зерно, согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 - это плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей.
Комбикорм, согласно пункту 2 ГОСТа 51848-2001 «Продукция комбикормовая. Термины и определения» - это комбикормовая продукция, представляющая собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенных для скармливания животных конкретного вида, возраста и производственного назначения.
Кормовая смесь, согласно пункту 81 ГОСТа 23158-78 «Кормопроизводство. Термины и определения» - это набор кормов, предназначенных для эффективного использования рационов животными. Согласно Разделу 1 ГОСТ Р 52812-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Смеси кормовые. Технические условия» кормовые смеси - вырабатываемые из измельченных зерновых отходов и побочных продуктов хлебоприемных, мукомольных и крупяных предприятий с добавлением измельченного кормового зерна и минеральных компонентов, а также допускается использование побочных продуктов масложировой и сахарной промышленности.
Зерновые отходы, согласно Приложению «А» ГОСТа Р 54096-2010 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции» - это отходы от механической очистки зерна.
Премиксы, согласно Разделу 3 ГОСТ Р 51095-97 «Государственный стандарт Российской Федерации. Премиксы. Технические условия» - однородные смеси измельченных до необходимой крупности микродобавок и наполнителя. Микродобавки - биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны, аминокисллоты, макро- и микроэлементы, антибиотики), стимулирующие рост и продуктивность животных и (или) обладающие лечебным и профилактическим действием. Наполнители - комбикормовые виды сырья, применяемые в качестве среды для равномерного распределения в ней микродобавок и разъединения химически несовместимых частиц биологически активных веществ, а также обеспечивающие наилучшую эффективность смешивания премикса с обогащаемым продуктом.
При этом, исходя из вышеприведенных положений нормативно-правовых актов и ГОСТов, по своему понятийному аппарату «кормовая добавка» не является ни «зерном», ни «комбикормом», ни «кормовой смесью», ни «зерновыми отходами», ни «премиксом».
Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации следующих продовольственных товаров:
- скота и птицы в живом весе;
- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
- молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
- яйца и яйцепродуктов;
- масла растительного;
- маргарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых; (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ)
- сахара, включая сахар-сырец;
- соли;
- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
- масло семян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
- хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
- крупы;
- муки;
- макаронных изделий;
- рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося, балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
- море - и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);
- продуктов детского и диабетического питания;
- овощей (включая картофель).
Пунктом 3 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Тем самым, по смыслу указанных норм для использования ставки НДС в размере 10% по продовольственным товарам необходимо соблюдение условия:
товар поименован в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и одновременно указан в соответствующем перечне продовольственных товаров. При отсутствии такого условия налогообложение производится по ставке 18%.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и учитывая заключение таможенной экспертизы, суды приходит к выводу о том, что ввезенный обществом по спорной ДТ товар не относится ни к «Продуктам, используемым для кормления животных» раздела «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня ТН ВЭД, ни к продовольственным товарам, облагаемым налоговой ставкой по НДС в размере 10% (зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы), указанным в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в отношении этого товара исключено применение ставки НДС 10 %.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов ЕАЭС, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, таможенный орган правомерно пришел к выводу о внесении изменений в декларацию относительно классификации товара. Документальных доказательств, свидетельствующих об обратном, обществом в материалы дела представлено не было. Данный вывод не противоречит правовой позиции, высказанной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 302-КГ16-15589, от 25.01.2017 № 302-КГ16-19133, от 08.02.2017 № 302-КГ16-16188, от 08.06.2017 № 304-ЭС17-5948.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, при отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия органа государственной власти не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании представитель общества не доказал несоответствие оспариваемых им решений Новороссийский таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями прав и имущественных интересов юридического лица.
Таможенный орган документально подтвердил свою позицию, которая послужила основанием для принятия оспариваемых решений, так как ввезенный обществом товар по ДТ № 10317120/220219/0013459 не обладает классификационными признаками, относящими его к коду ТН ВЭД 2309 90 , и не относится к продовольственным товарам, указанным в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований юридического лица следует отказать.
В ходе судебного разбирательства судом были исследованы представленные сторонами подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 27, 110, 159, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство представителя заявителя о назначении по делу судебной экспертизы оставить без удовлетворения.
В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.Г. Пристяжнюк