ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-30305/19 от 24.09.2020 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                             Дело № А32-30305/2019

«29» сентября  2020 года

Резолютивная часть Решения объявлена  24 сентября 2020 года. Решение в полном объёме изготовлено 29 сентября  2020 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка Александра Гавриловича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Центр Соя», ст. Тбилисская Тбилисского района Краснодарского края к Новороссийской  таможне, г. Новороссийск о признании незаконными действий таможни по корректировке ДТ № 10317120/220219/0013459, выразившиеся в составлении 21.06.2019г. формы КДТ к указанной ДТ,

 при участии  в заседании:

от заявителя – ФИО1 (по доверенности от 10.02.2020г., паспорт),

от заинтересованного лица – ФИО2 (по доверенности от 14.01.2020г., удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

ООО «Центр Соя», ст. Тбилисская Тбилисского района Краснодарского края обратился в суд с заявлением к Новороссийской  таможне, г. Новороссийск, в котором просил суд признать незаконными действий таможни по корректировке ДТ № 10317120/220219/0013459, выразившиеся в составлении 21.06.2019г. формы КДТ к указанной ДТ.

Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах к нему. В ходе судебного разбирательства по делу, представителем заявителя было представлено дополнительное правовое обоснование заявленных требований и заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы в целях определения относимости кормовой добавки «МЕГА-ФАТ ЭКСТРА» к продуктам, используемым для кормления животных.

Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном возражении на заявление.

Рассмотрев заявленное представителем заявителя ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, суд не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

В силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Признав, что основания для назначения экспертизы отсутствуют либо проведение ее нецелесообразно, суд с учетом совокупности имеющихся в деле доказательств вправе отказать в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы по делу.

Определяя необходимость назначения экспертизы по  делу, суд также исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.

Оснований для проведения по настоящему делу судебной экспертизы суд не усматривает, поскольку  имеющиеся в деле доказательства позволяют суду рассмотреть спор по существу, в связи с чем необходимость и основания для проведения судебной экспертизы отсутствуют.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, считает, что заявленные требования    не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела,  ООО «Центр Соя» осуществляет импорт в РФ кормов - кормовых добавок для животных, поставляемых малазийской компанией «Volac Wilmar Feed Ingredients Sdn. Bhd».

22.12.2019г. на Таможенном посту Новороссийский (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни по таможенной декларации  №  10317120/220219/0013459 был оформлен в таможенном отношении товар: «продукты, используемые для кормления животных:

 кормовая добавка МЕГА-ФАТ ЭКСТРА для кормления животных», код ТН ВЭД 2309909609. Ставка НДС по данному товара за­явлена таможенным представителем в размере 10%.

Указанный товар был выпущен Новороссийской таможней в заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления условно с предоставлением декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей исходя из ставки НДС в размере 20%.

21.06.2019      Новороссийской таможней оформлен лист корректировки таможенной декларации (КДТ), согласно которому заявленная декларантом ставка НДС в размере 10% изменена таможенным органом на 20%, что повлекло увеличение подлежащего уплате НДС на 1 178 898,93 руб.

Заявитель полагает, что действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной к декларации являются незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагая обязанность по уплате налогов в размере, превышающем установленный действующим законодательством.

Согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 ст. 164 НК РФ. Подпунктом 1 пункта 2 ст. 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10%, в том числе зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.

Из п. 2 ст. 164 НК РФ следует, что коды видов продовольственных товаров, по­именованных в этом пункте, определяются Правительством РФ в соответствии с Об­щероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэко­номической деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых налогом НДС в размере 10% при ввозе на территорию РФ.

В Перечень включен раздел «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы». В данный раздел, в свою очередь, включены «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)». Согласно при­мечанию № 1 к Перечню при определении ставки НДС в отношении товара, ввози­мого на территорию РФ, необходимо руководствоваться одновременно кодом ТН ВЭД ТС и наименованием товара.

В группу 23 ТН ВЭД ТС включены товары - «остатки и отходы пищевой про­мышленности; готовые корма для животных». В товарной позиции 2309 ТН ВЭД ТС классифицируются «продукты, используемые для кормления животных». В соответствии с примечанием к группе 23 в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сы­рья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой пе­реработки. В подсубпозицию 2309 90 960 9 включены «прочие».

В соответствии с ГОСТ 23153-78 «Кормопроизводство. Термины и определения» кормами являются продукты сельскохозяйственного или промышленного производ­ства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельско­хозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии.

Ввезенный декларантом товар является кормом - гранулированным продуктом переработки с/х сырья, предназначенным для кормления животных. Область применения данного товара соответствует сведениям, заявленным в таможенной деклара­ции.

В подтверждение данного факта при таможенном декларировании в Новороссий­скую таможню представлялась декларация о соответствии, а также свидетельство о государственной регистрации кормовой добавки для животных.

В связи с изложенным, заявитель считает, что при декларировании товара им был правомерно рассчитан размер НДС исходя из его ставки в 10%, соответственно  Новороссийской таможней необоснованно приме­нена ставка НДС в размере 20%.

По мнению заявителя, позиция таможенного органа, согласно которой кормовая добавка не может яв­ляться продуктом для кормления животных, поскольку она не удовлетворяет полно­стью все физиологические потребности животного, ни на чем не основана, и исполь­зуется таможней постольку, поскольку это ей выгодно для обоснования правомерно­сти своих действий по доначислению налога.

Любой, даже готовый корм, не удовлетворяет на сто процентов сразу все физиологические потребности животного, поскольку какие-то компоненты этот корм содер­жит, а какие-то - нет. Критерий, по которому определяется, относится ли конкретный продукт к продуктам, используемым для кормления животных, в зависимости от удо­влетворения потребностей животного входящими в этот продукт белками, жирами, углеводами, витаминами, микроэлементами и пр. отсутствует.

Изложенные обстоятельства, послужили основанием заявителю для обращения  в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, далее по тексту - Договор), в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз, ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:

 1) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

2) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию;

 3) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;

 4) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

 5) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;

6) защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза;

7) ведение таможенной статистики;

8) осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов.

 Согласно статье 358 ТК ЕАЭС, любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определены товары, при реализации которых обложение НДС производится по налоговой ставке 10%; в числе иных в список включены зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.

Перечень ТН ВЭД содержит коды видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно примечанию 1 к Перечню ТН ВЭД следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара. В разделе «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня ТН ВЭД поименованы «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)».

 Как указано в примечании к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.

Согласно пояснениям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 (рекомендация № 4) к ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.

Для применения ставки НДС в размере 10% в отношении товара, ввезенного обществом по спорной ДТ, это наименование товара (общее для всех видов кормовых добавок) должно быть указано в Перечне ТН ВЭД, наряду с кодом товара по ТН ВЭД; эти два условия являются обязательными при применении пониженной ставки по НДС, и при невыполнении хотя бы одного из них ставка по НДС в размере 10% не применяется.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно графе 31 ДТ № 10317120/220219/0013459 ООО «Центр Соя» к таможенному декларированию предъявлен товар № 1, как «продукты, используемые для кормления животных: кормовая добавка Мега-Фат Экстра для кормления животных».

Товар, задекларированный по ДТ № 10317120/220219/0013459 классифицирован в товарной подсубпозиции 2309909609 ТЫ ВЭД ЕАЭС, ставка таможенной пошлины - 5%, ставка НДС - 10% (в соответствии с п. 2, п. 3 ст. 164 Налогового Кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 164 НК РФ определены категории товаров, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10 процентов.

Коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации пункта 2 статьи 164 НК РФ Постановлением № 908 утверждён перечень кодов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее по тексту - Перечень).

Согласно примечанию № 1 к Перечню при определении ставки налога на добавленную стоимость в отношении товара, ввозимого на территорию Российской Федерации, необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

Единственной категорией продовольственных товаров, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, к которой можно отнести такие виды товаров, как кормовые добавки для кормления животных, является категория «зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы».

При этом в Перечень в раздел «зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» включены «продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».

В соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.12.2018 от 03-07-03/96635, при ввозе в Российскую Федерацию кормовых добавок следует применять ставку НДС в размере 18 процентов (с 01.01.2019 - 20%)

Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (г. Ростов-на-Дону) от 10 апреля 2019 года № 12406002/0008456, таможенные эксперты пришли к выводу о том, что товар с товарным знаком «MEGA-FAT EXTRA» по установленным показателям не соответствует термину «комбикорм» по ГОСТ Р 51848 и не является комбикормом.

Таким образом, рассматриваемые товары не являются готовыми продуктами для «кормления животных», как заявлено декларантом в графе 31 рассматриваемых ДТ, а представляют собой кормовые добавки к основному корму животных, используемые при смешивании с другими кормовыми средствами с целью получения сбалансированного корма для животных.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Из Общих положений Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, принятых в рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 (действовавших в рассматриваемый период), следует, что в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.

В данную группу включаются различные остатки и отходы растительного сырья, использованного в пищевой промышленности, а также некоторые продукты животного происхождения. Большая часть этих продуктов используется для кормления животных или в чистом виде, или в смеси с другими веществами, хотя некоторые из них пригодны для употребления в пищу.

В частности, в товарную позицию 230990 ТН ВЭД ЕАЭС включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные:

 для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм);

 для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки);

 для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок.

В данную товарную позицию включаются продукты, используемые для кормления животных, полученные в результате переработки продуктов растительного или животного происхождения и обработанные до такой степени, что они 1 потеряли основные свойства исходного материала, например, в случае продуктов, полученных из растительных материалов, характерное клеточное строение исходного растительного сырья стало неузнаваемым при рассмотрении под микроскопом.

Указанные готовые продукты, известные в торговле как «премиксы» представляют собой сложные смеси, состоящие из ряда веществ (иногда называемых добавками), состав и соотношение которых изменяется в зависимости от требований животноводства.

Готовый корм для животных данной товарной позиции часто расфасовывается в виде гранул.

В разделе «зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня поименованы «Продукты для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».

В разделе «мясо и мясопродукты» Перечня поименованы «Корма вареные 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».

(Кормовая добавка (витаминная) согласно пункту 83 ГОСТа 23153-78 «Кормопроизводство. Термины и определения» - это добавка, содержащая витамины или их концентраты, применяемая при балансировании витаминного состава рационов.

Зерно, согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 - это плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей.

Комбикорм, согласно пункту 2 ГОСТа 51848-2001 «Продукция комбикормовая. Термины и определения» - это комбикормовая продукция, представляющая собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенных для скармливания животных конкретного вида, возраста и производственного назначения.

Кормовая смесь, согласно пункту 81 ГОСТа 23158-78 «Кормопроизводство. Термины и определения» - это набор кормов, предназначенных для эффективного использования рационов животными. Согласно Разделу 1 ГОСТ Р 52812-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Смеси кормовые. Технические условия» кормовые смеси - вырабатываемые из измельченных зерновых отходов и побочных продуктов хлебоприемных, мукомольных и крупяных предприятий с добавлением измельченного кормового зерна и минеральных компонентов, а также допускается использование побочных продуктов масложировой и сахарной промышленности.

Зерновые отходы, согласно Приложению «А» ГОСТа Р 54096-2010 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции» - это отходы от механической очистки зерна.

Премиксы, согласно Разделу 3 ГОСТ Р 51095-97 «Государственный стандарт Российской Федерации. Премиксы. Технические условия» - однородные смеси измельченных до необходимой крупности микродобавок и наполнителя. Микродобавки - биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны, аминокисллоты, макро- и микроэлементы, антибиотики), стимулирующие рост и продуктивность животных и (или) обладающие лечебным и профилактическим действием. Наполнители - комбикормовые виды сырья, применяемые в качестве среды для равномерного распределения в ней микродобавок и разъединения химически несовместимых частиц биологически активных веществ, а также обеспечивающие наилучшую эффективность смешивания премикса с обогащаемым продуктом.

При этом, исходя из вышеприведенных положений нормативно-правовых актов и ГОСТов, по своему понятийному аппарату «кормовая добавка» не является ни «зерном», ни «комбикормом», ни «кормовой смесью», ни «зерновыми отходами», ни «премиксом».

Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации следующих продовольственных товаров:

- скота и птицы в живом весе;

- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);

- молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

- яйца и яйцепродуктов;

- масла растительного;

- маргарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых; (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ)

- сахара, включая сахар-сырец;

- соли;

- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

- масло семян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

- хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

- крупы;

- муки;

- макаронных изделий;

- рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося, балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);

- море - и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);

- продуктов детского и диабетического питания;

- овощей (включая картофель).

Пунктом 3 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.

Тем самым, по смыслу указанных норм для использования ставки НДС в размере 10% по продовольственным товарам необходимо соблюдение условия:

товар поименован в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и одновременно указан в соответствующем перечне продовольственных товаров. При отсутствии такого условия налогообложение производится по ставке 18%.

Применительно к установленным по делу обстоятельствам и учитывая заключение таможенной экспертизы, суды приходит к выводу о том, что ввезенный обществом по спорной ДТ товар не относится ни к «Продуктам, используемым для кормления животных» раздела «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня ТН ВЭД, ни к продовольственным товарам, облагаемым налоговой ставкой по НДС в размере 10% (зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы), указанным в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в отношении этого товара исключено применение ставки НДС 10 %.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов ЕАЭС, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, таможенный орган правомерно пришел к выводу о внесении изменений в декларацию относительно классификации товара. Документальных доказательств, свидетельствующих об обратном, обществом в материалы дела представлено не было. Данный вывод не противоречит правовой позиции, высказанной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 302-КГ16-15589, от 25.01.2017 № 302-КГ16-19133, от 08.02.2017 № 302-КГ16-16188, от 08.06.2017 № 304-ЭС17-5948.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

 Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, при отсутствии хотя бы одного из указанных условий действия органа государственной власти не могут быть признаны незаконными.

 В судебном заседании представитель общества не доказал несоответствие оспариваемых им решений Новороссийский таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями прав и имущественных интересов юридического лица.

Таможенный орган документально подтвердил свою позицию, которая послужила основанием для принятия оспариваемых решений, так как ввезенный обществом товар по ДТ № 10317120/220219/0013459 не обладает классификационными признаками, относящими его к коду ТН ВЭД 2309 90 , и не относится к продовольственным товарам, указанным в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований юридического лица следует отказать.

В ходе судебного разбирательства судом были исследованы представленные сторонами подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 27, 110, 159, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство представителя заявителя о назначении по делу судебной экспертизы оставить без удовлетворения.

В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                     А.Г. Пристяжнюк