ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-30389/2022 от 30.08.2022 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                               Дело № А32-30389/2022

05 сентября 2022 года 

Резолютивная часть решения суда объявлена 30.08.2022.

Полный и мотивированный текст решения суда изготовлен 05.09.2022.

Арбитражный суд в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола помощником судьи Поповской А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление

            Государственного бюджетного научно-творческого учреждения Краснодарского края «Кубанский казачий хор», г. Краснодар

            к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края

- об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 23.05.2022 № 22-008/ЮЛ/8.

При участии в заседании:

от заявителя: Хорошавин Д.С. - доверенность,

от заинтересованного лица: Фролова О.В. – доверенность,

УСТАНОВИЛ:

            Государственное бюджетное научно-творческое учреждение Краснодарского края «Кубанский казачий хор», г. Краснодар (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 23.05.2022 № 22-008/ЮЛ/8.

            Представитель заявителя в судебном заседании присутствовал, изложил доводы, указанные в заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

            Представитель заинтересованного лица в судебном заседании присутствовал, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

            В судебном заседании объявлен перерыв до 15-00 часов 30.08.2022. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского от 23.05.2022 № 22-008/ЮЛ/8 Государственное бюджетное научно-творческое учреждение Краснодарского края «Кубанский казачий хор» привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 155 218,18 рубля.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный факт нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 1 552 181,79 рубля.

Не согласившись с постановлением административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Оспариваемое постановление вынесено департаментом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, связанном с выявленным фактом нецелевого расходования средств краевого бюджета.

В свою очередь, указанное нарушение выявлено в рамках проверки, проведенной в отношении учреждения по вопросам законности и обоснованности расходования средств краевого бюджета.

Из существа оспариваемого постановления следует, что основанием для его привлечения к ответственности послужили выводы о нарушении учреждением требований бюджетного законодательства.

Использование бюджетных средств является экономической сферой деятельности учреждения.

Из материалов дела следует, что правонарушение допущено в сфере финансово-бюджетных отношений и связано с его экономической деятельностью.

Характер спора, основанного на таких правоотношениях, субъектный состав лиц, участвующих в деле, свидетельствует об экономическом характере спора и вследствие этого подведомственности дела арбитражному суду.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ, является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одними из принципов бюджетной системы, являются принцип эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).

Между министерством культуры Краснодарского края (далее – Министерство) и Учреждением заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2021 год от 18.01.2021 № 11 (в ред. от 23.03.2021 № 1, от 12.08.2021 № 2, от 08.09.2021 № 3) (далее – Соглашение № 11).

В соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашения №11 Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.

Средства субсидии в размере 263 440 700 рублей перечислены платежными поручениями Министерством Учреждению в полном объеме.

В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда, в том числе работников государственных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Краснодарского края от 11 ноября 2008 г. № 1572-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» (далее – Закон Краснодарского края № 1572-КЗ) установлено, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

Статьей 6 Закона Краснодарского края № 1572-КЗ установлено, что перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях Краснодарского края устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 ноября 2008 г. № 1152 (с последующими дополнениями и изменениями) введена отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края (далее – Постановление № 1152).

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2008 г. № 1180 (с последующими дополнениями и изменениями) введена отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений культуры, искусства, кинематографии, подведомственных министерству культуры Краснодарского края (далее – Постановление № 1180).

Оплата труда работников Учреждения согласно Постановлению № 1152 и Постановлению № 1180 должна состоять из месячного должностного оклада, ежемесячных и дополнительных выплат и иных выплат, предусмотренных положением об оплате труда, в порядке, установленном коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии с действующим законодательством РФ.

Штатное расписание Учреждения в разрезе источников финансирования, действующее в 2021 году, утверждено следующими приказами Учреждения: от 30.12.2020
№ 422-ОД, от 15.01.2021 № 22-ОД, от 26.02.2021 № 81-ОД, от 26.02.2021 № 82-ОД, от 31.03.2021 № 120-ОД, от 31.05.2021 № 202-ОД, от 06.08.2021 № 279-ОД, от 30.08.2021
№ 316-ОД, от 25.10.2021 № 422-ОД.

Из материалов дела следует, что в 2021 году согласно вышеуказанным приказам Учреждения от 30.12.2020 № 422-ОД, от 15.01.2021 № 22-ОД, от 26.02.2021 № 81-ОД, действующим до 01.03.2021, начальникам отделов структурных подразделений Учреждения (бюджетное финансирование: планово-экономического отдела; контрактной службы; отдел кадрового и документационного обеспечения; юридического отдела; отдел маркетинга, информации и рекламы; инженерно-технического отдела; отдела компьютерного обеспечения и сетевых технологий; ремонтно-эксплуатационного отдела; отдела пожарной безопасности и гражданской обороны; транспортного отдела; внебюджетное финансирование: ЖК «Театральный») и их заместителям размеры базовых окладов установлены на основании пункта 2.1 Приложения №1 Постановления № 1180 и Приложения № 3 Постановления № 1180 «Перечень должностей работников государственных учреждений культуры, искусства, кинематографии, подведомственных министерству культуры Краснодарского края, по профессиональным квалификационным группам» – как «заведующему (начальнику) структурным подразделением по основной деятельности (отделом, службой, производственной мастерской, цехом); заведующему (начальнику) другим структурным подразделением».

Необходимо отметить, что в дальнейшем, начиная с приказа Учреждения от 26.02.2021 № 82-ОД «Об утверждении организационно-штатных мероприятий, утверждении штатного расписания», размеры базовых окладов по вышеуказанным должностям установлены на основании пункта 2.5 Приложения №1 Постановления № 1152 и Приложения № 2 Постановления № 1152 «Базовые должностные оклады и минимальные повышающие коэффициенты к должностным окладам по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений Краснодарского края» - как «начальнику отдела».

Анализ положений об указанных выше отделах Учреждения и должностных обязанностей начальников этих отделов и их заместителей, показал, что указанные отделы обеспечивают функционирование Учреждения – как общеотраслевого государственного учреждения Краснодарского края, базовые должностные оклады им должны устанавливаться пунктом 2.5 Приложения №1 Постановления № 1152 и Приложением № 2 Постановления
№ 1152.

Так, начальникам указанных структурных подразделений и их заместителям штатным расписанием, утвержденным в том числе приказами Учреждения от 30.12.2020 № 422-ОД, от 15.01.2021 № 22-ОД, от 26.02.2021 № 81-ОД, в январе-феврале установлен размер базового оклада в сумме 11 497 рублей и 10 348 рублей, соответственно, в то время как в соответствии с требованиями Постановления № 1152 он должен составлять 8 011 рублей и 7 210 рублей, соответственно. Таким образом, размер базового оклада начальника структурного подразделения завышен на 3 486 рублей, заместителя начальника структурного подразделения - на 3 138 рублей.

В соответствии с требованиями Постановления № 1152, Постановления № 1180 определение размера должностного оклада руководителя Учреждения производится в зависимости от размера средней заработной платы по Учреждению. Определение размера должностных окладов заместителя руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера производится в зависимости от должностного оклада руководителя.

Таким образом, на основании приказа Министерства от 29.01.2020 № 3-П «Об оплате труда руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству культуры Краснодарского края» руководителю Учреждения установлен базовый оклад в размере 41 351 рублей, исходя из размера средней заработной платы по Учреждению, рассчитанного с учетом необоснованного применения Постановления № 1180 к должностным окладам вышеуказанных отдельных категорий работников. В соответствии с данным приказом Учреждением произведена выплата заработной платы руководителю Учреждения за январь 2021 года.

Учитывая приведение Учреждением базовых окладов работников в соответствие с требованиями Постановления № 1152, приказом Министерства от 05.02.2021 № 3-П «Об оплате труда руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству культуры Краснодарского края» руководителю Учреждения также установлен новый базовый оклад 27 718 рублей с 01.01.2021.

В связи с тем, что определение размера должностного оклада заместителю руководителя, главному бухгалтеру, заместителю главного бухгалтера производится в зависимости от оклада руководителя, Учреждением соответственно установлены в январе 2021 года базовые оклады первому заместителю генерального директора, заместителю генерального директора, главному бухгалтеру в сумме 37 215 рублей, каждому; заместителю главного бухгалтера в сумме 33 493 рублей. В то время как фактически их базовые оклады должны составлять 24 946 рублей и 22 451 рублей, соответственно, учитывая приведенные в соответствие с требованиями Постановления № 1152 базовые оклады начальников (заместителей начальников структурных подразделений.

Учитывая, что стимулирующие и компенсационные выплаты начислялись в пропорциональном отношении от базовых окладов, это привело к излишне начисленной и выплаченной заработной плате в целом сотрудникам, занимающим указанные выше должности.

Таким образом, указанные выше нарушения при установлении в штатном расписании завышенных базовых окладов по отдельным должностям повлекли необоснованное начисление и неправомерную выплату заработной платы указанным работникам Учреждения в 2021 году.

Так, например, генеральным директором Учреждения с Хорошавиным Дмитрием Сергеевичем заключен трудовой договор от 15.08.2018 № 84-18 о принятии на должность – начальник отдела в структурном подразделении ГНТУ КК «Кубанский казачий хор» «Административно-управленческий персонал. Юридический отдел», с изменениями, в частности, дополнительным соглашением от 11.01.2021 к трудовому договору от 15.08.2018 № 84-18 переведен на должность начальника правового управления.

Проверкой обоснованности начисления и выплаты заработной платы за 2021 год Д.С. Хорошавину выявлено, что, например, в феврале 2021 года размер базового оклада в соответствии с требованиями Постановления № 1152 должен составлять 8 011 рублей, а фактически установлен в размере 11 497,00 рублей, то есть превышен на 3 486 рублей.

На основании установленного размера базового оклада начислена стимулирующая надбавка – персональный повышающий коэффициент в размере 300,0 % или 34 491 рублей, однако с учетом нормативного базового оклада в размере 8 011 рублей (согласно требованиям Постановления № 1152) и фактически отработанного времени стимулирующая надбавка – персональный повышающий коэффициент (300,0 %) должна составить
24 033 рублей, в связи с чем излишне начислено 10 458 рублей. 

На основании установленного размера базового оклада начислена стимулирующая надбавка за выслугу лет в размере 15,0 % или 1 724,55 рублей, однако с учетом нормативного базового оклада в размере 8 011,00 рублей (согласно требованиям Положения № 1152) и фактически отработанного времени стимулирующая надбавка за выслугу лет (15,0 %) должна составить 1 201,65 рублей или излишне начислено 522,9 рублей. 

В результате Хорошавину Д.С. излишне начислено заработной платы со всеми выплатами за февраль 2021 года на сумму 14 466,9 рублей (3 486,0 + 10 458,0 + 522,9).

По данному вопросу Учреждением в ходе проверки представлены Пояснения от 24.02.2022, согласно которым Учреждение не опровергает факта установленного нарушения. Также Учреждение указывает на то, что нарушение в части установленных окладов начальникам отделов и их заместителям зафиксировано в акте проверки от 07.04.2021, проведенной Министерством.

Кроме того, Учреждением в пояснениях отражено, что в 2020 году начальникам отделов и их заместителям ФОТ формировался на основании Положения № 1180, при котором установлены базовые оклады и персональные повышающие коэффициенты, а в 2021 году начальникам отделов и их заместителям ФОТ формировался на основании Постановления № 1152, при котором установлены базовые оклады, персональные повышающие коэффициенты и выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. В совокупности ФОТ с учетом выплат в 2020 году по сравнению с 2021 годом не увеличен.

Указанные доводы Учреждения не опровергают факта нарушения, а лишь содержат информацию об оплате труда отдельных категорий работников в 2020-2021 годы в соответствии с нормами Постановления № 1152, Постановления № 1180.

Таким образом, выявлено, что Учреждением необоснованно установлены размеры базовых окладов отдельным работникам в соответствии с Постановлением № 1180, в то время как необходимо было руководствоваться Постановлением № 1152 при их установлении. Соответственно, учитывая установление завышенных базовых окладов, завышен в целом и размер стимулирующих и компенсационных выплат, начисляемых в пропорциональном отношении от базовых окладов.

В ходе административного расследования произведен расчет начисленных и выплаченных необоснованно завышенных базовых окладов, а также стимулирующих и компенсационных выплат в разрезе указанных выше должностей, согласно которому указанным выше работникам необоснованно начислено и неправомерно выплачено
728 475,82 рублей (включая НДФЛ, проф.взносы), а также уплачены страховые взносы в сумме 219 999,7 рублей на необоснованно начисленную и неправомерно выплаченную заработную плату. Расчет приложен к протоколу и имеется в материалах дела.

Согласно позиции лица, факты, отраженные в протоколе об административном правонарушении подтверждены, выводы департамента о переходе с 1 марта 2021 года с Постановления № 1180 на Постановление № 1152 в отношении отдельных категорий работников, не отрицаются.

Довод о том, что, исходя из пункта 9.4 приложения № 1, учреждение вправе было устанавливать завышенные оклады, является несостоятельным и основан на неверном толковании норм материального права.

Содержание названного пункта указывает на то, что применительно к положениям статей 2 и 3 Закона Краснодарского края от 11.11.2008 № 1572-КЗ, в случае введения в штаты учреждений должностей, включенных в профессиональные квалификационные группы (ПКГ), должностей работников других отраслей, при условии выполнения работниками учреждения соответствующих видов работ, оклады указанным работникам устанавливается в соответствии с НПА, регулирующим указанные вопросы по отрасли.

Абзац второй пункта 9.4 указывает, что по должностям служащих (профессиям рабочих), размеры окладов по которым не определены настоящим Положением, размеры окладов устанавливаются по решению руководителя учреждения, но не более чем оклад по ПКГ «Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии».

При этом из данного положения не следует возможность его применения к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей.

Приводимые доводы заявителя не обосновывают возможность расценивать спорные должности работников учреждения в качестве «отраслевых».

Довод о том, что допущенное правонарушения является длящемся подлежит отклонению как несостоятельный.

Данное правонарушение не относится к длящимся, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.11.2005, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2009 по делу № А63-627/2009-С6-37, от 23.11.2005 № Ф08-5558/2005-2200А по делу № А32-31600/2005-11/876-52АЖ, постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2005 № 39-ад05-1 и другие).

По этим же основаниям подлежит отклонению довод заявителя о привлечении его дважды за одно и то же правонарушение.

Во-первых, частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи.

При этом положения частей 5 и 6 статьи 4.4 КоАП РФ к рассматриваемым обстоятельствам применению не подлежат, поскольку правонарушения были выявлены в рамках государственного финансового контроля, который с учетом статьи 265 БК РФ и в силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не организуется и не осуществляется в форме деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований (государственный контроль (надзор)).

Такой вывод согласуется с иными положениями КоАП РФ, отделяющими понятие «государственный контроль (надзор)» от «государственного финансового контроля», например, в ряде диспозиций статей 19.4, 19.4.1, части 1 и 20 статьи 19.5, 19.7, 19.7.2, а также в положениях части 3 статьи 28.3 КоАП РФ.

Кроме того, понятия «государственный контроль (надзор)» и «государственный финансовый контроль» различны по своему значению, исходя из определений, данных этим понятиям в законодательстве (статья 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, статья 265 БК РФ).

Во-вторых, штраф для юридических лиц, предусмотренный санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 3.5 КоАП РФ, а именно кратно сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Эпизоды правонарушений, явившихся основанием для привлечения учреждения к ответственности по постановлению № 22-008/ЮЛ/4, в рассматриваемом деле учреждению не вменяются, в связи с чем довод о том, что лицо несет ответственность дважды за одно и тоже правонарушение является ошибочным.

Довод о том, что заявитель в 2020 год принял необходимые меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность путем издания приказов от 10.12.2020 № 414-ОД, от 26.02.2021 № 82-ОД факт допущенного правонарушения не опровергает и является несостоятельным.

Как указывало учреждение, при производстве по делу об административном правонарушении (письмо от 29.04.2022 № 386/06), внесение изменений в действующую систему оплаты труда путем приведения окладов начальников структурных подразделений, должностные обязанности которых не связаны с основной деятельностью учреждения, в соответствие с Постановлением № 1152, направлено на устранении нарушений, выявленных по результатам тематической проверки ЦБ Министерства культы Краснодарского края.

Данные обстоятельства установлены и в рамках контрольного мероприятия, проведенного департаментом.

В этой связи, такие действия учреждения направлены на устранение нарушений, а не на их предотвращение.

В свою очередь изложенное не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер, направленных на предотвращение нарушений, поскольку сами по себе нарушения, а также негативные последствия их совершения, являются результатам выбранного заявителем способа правового поведения.

С учетом изложенного, считаем, что факт нецелевого использования средств краевого бюджета по данным эпизодам в размере 948 475,52 рублей, является доказанным и документально обоснованным.

По эпизодам нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 603 706,27 рублей учреждением выражено согласие и признание факта их совершения.

При этом, основываясь на положениях пунктов 4, 7 статьи 210 АПК РФ, считаем возможным пояснить по существу данных нарушений.

Согласно ранее указанному штатному расписанию в структурном подразделении «Жилищный комплекс «Театральный» Учреждения (далее – ЖК «Театральный», общежитие) (адрес: г. Краснодар, ул. Фестивальная, 21) числится 3 сотрудника: начальник комплекса, паспортист, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания 3 разряда, финансирование фонда оплаты труда сотрудников ЖК «Театральный» осуществляется за счет внебюджетных источников (раздел 2 Штатного расписания).

ЖК «Театральный» призван способствовать обеспечению условий проживания работников культуры. Соответственно, учитывая ранее указанные государственные услуги (работы), утвержденные государственным заданием на 2021 год, деятельность общежития не соответствует целям, определенным государственным заданием.

Учитывая, что согласно штатному расписанию оплата труда сотрудников данного структурного подразделения (ЖК «Театральный») финансируется за счет внебюджетных источников, и, принимая во внимание утвержденные государственным заданием государственные услуги (работы), ЖК «Театральный» не участвует в выполнении государственного задания и оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудникам общежития, его обслуживающих, в должностные обязанности которых не входит выполнение функций, связанных с выполнением государственного задания, не должна финансироваться за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания.

Департаментом выявлены факты, когда сотрудникам, осуществляющим работу по обслуживанию ЖК «Театральный», которые не участвуют в выполнении государственного задания, заработная плата фактически выплачивалась за счет средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидий на выполнение государственного задания:

1) с Саковским Александром Мичеславовичем заключен трудовой договор от 18.10.2016 №239-16 (с учетом дополнительных соглашений к трудовому договору, в частности дополнительного соглашения от 26.10.2016) по должности «Начальник комплекса» в ЖК «Театральный». Соответствующий приказ Учреждения от 26.10.2016 №775-Л о переводе на указанную должность.

2) с Ковтун Любовью Геннадиевной заключен трудовой договор от 16.03.2006 №46 (с учетом дополнительных соглашений к трудовому договору, заключенных с Учреждением, в частности дополнительного соглашения от 05.05.2016) по должности «Паспортист» в ЖК «Театральный». Соответствующий приказ Учреждения от 05.05.2016 №342-Л о приеме на работу.

3) с Марковым Валентином Федоровичем заключен трудовой договор от 11.12.2017 №127-17 (с учетом дополнительных соглашений к трудовому договору) по должности «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 3 разряда» в ЖК «Театральный». Соответствующий приказ Учреждения от 11.12.2017 №877-Л о приеме на работу.

Приказом от 25.10.2021 № 103-П «О поощрении» премированы работники за выполнение особо важных и срочных работ за октябрь 2021 года по списку, в том числе паспортист ЖК «Театральный» Ковтун Л.Г. в сумме 4 000,00 рублей, начальник комплекса ЖК «Театральный» Саковский А.М. в сумме 10 000,00 рублей, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 3 разряда Марков В.Ф. в сумме 4 000,0 рублей (пункт 1), бухгалтерии выплату премии произвести за счет субсидии на выполнение государственного задания (пункт 2).

Указанные выплаты в общей сумме 18 000,0 (включая НДФЛ, проф.взносы), а также уплата страховых взносов 5 436,0 рублей произведены за счет субсидии на выполнение государственного задания, в то время как согласно штатному расписанию оплата труда сотрудникам ЖК «Театральный» осуществляется за счет внебюджетных источников.

4) с Мальцевым Владимиром Николаевичем заключен трудовой договор от 27.08.2018 № 86-18 по должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 разряда» в структурном подразделении Учреждения «Эксплуатационно-технический персонал. Ремонтно-эксплуатационный отдел» (пункт 1.1 указанного трудового договора) с местом работы в здании, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Фестивальная, 21 (пункт 2.2 указанного трудового договора).

Трудовым договором от 27.08.2018 № 86-18 работнику установлены по состоянию на 01.01.2021, в том числе, базовый оклад в сумме 5 253,00 рублей, стимулирующие надбавки «за профессиональное мастерство» в размере 330 % от базового оклада и «за выслугу лет» – 15 % от базового оклада.

Согласно дополнительному соглашению от 23.09.2020 Мальцеву В.Н. поручено выполнение дополнительной работы – «уборщик территории 1 разряда» в структурном подразделении «Эксплуатационно-технический персонал. Хозяйственный отдел» с выплатой компенсации – доплаты за выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) осуществляемой путем совмещения профессий (должностей). В соответствии с договором в обязанности работника входит уборка территории вокруг здания вверенного структурному подразделению Учреждения «ЖК «Театральный». Приказом от 23.09.2020
№ 605-Л данную выплату поручено производить за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания. Приказом от 03.03.2021 №157-Л указанную выплату поручено прекратить.

Согласно дополнительному соглашению от 07.06.2021 Мальцеву В.Н. поручено выполнение аналогичной работы. Приказом от 07.06.2021 № 440-Л данную выплату поручено производить с 07.06.2021 за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания. Приказом от 09.08.2021 № 656/1-Л указанную выплату прекратить. Согласно дополнительному соглашению от 26.08.2021 Мальцеву В.Н. поручено выполнение аналогичной работы. Приказом от 26.08.2021 № 723-Л данную выплату поручено производить за период работы с 30.08.2021 по 12.09.2021 за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания. Согласно дополнительному соглашению от 08.11.2021 Мальцеву В.Н. поручено выполнение аналогичной работы. Приказом от 08.11.2021 № 950-Л данную выплату поручено производить с 08.11.2021 за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания.

В 2021 году согласно карточке-справке (форма 417) начислено 452 176,09 рублей (в том числе НДФЛ, проф.взносы), из них премия 6 500,0 рублей за счет средств от приносящей доход деятельности (удержано НДФЛ, профсоюзных взносов).

Начислено и уплачено страховых взносов в 2021 году – 136 557,21 рублей, что подтверждается представленной Учреждением информацией (из них 1963,0 рублей - за счет средств от приносящей доход деятельности).

Указанные выплаты в сумме 445 676,09 рублей (включая НДФЛ, проф.взносы), а также уплата страховых взносов 134 594,21 рублей произведены за счет субсидии на выполнение государственного задания.

Однако, учитывая государственное задание на 2021 год ЖК «Театральный» не участвует в выполнении государственного задания, в связи с чем, Мальцев В.Н., который работает по адресу ул.Фестивальная 21, также не участвует в выполнении государственного задания, и оплата труда данному работнику не должна осуществляться за счет средств субсидии, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

По указанным эпизодам правонарушений допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 603 706,27 рублей.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении от 04.05.2022 составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, надлежащим образом уведомленного и направившего на составление протокола представителя (защитника учреждения) по доверенности от 11.04.2022 № 23-22 Хорошавина Д.С.

Отметка о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, а также положений статьи 51 Конституции РФ, также имеется в протоколе и в Уведомлении о дате, месте и времени составления протокола.

Учреждение уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела (определение департамента от 05.05.2022).

Рассмотрение дела осуществлено с участием представителя (защитника) учреждения по доверенности от 11.04.2022 № 23-22 Хорошавина Д.С.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.

Привлечение общества к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что применительно к данному делу оснований для признания совершенного министерством правонарушения малозначительным не имеется.

В свою очередь возможность замены административного штрафа предупреждением в данном случае отсутствует ввиду следующего.

Статья 4.1.1 КоАП РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Нормы статьи 4.1.1 КоАП РФ введены исходя из принципа добросовестности субъектов малого и среднего предпринимательства и должностных лиц контрольно-надзорных органов и предусматривают учет интересов субъектов малого и среднего предпринимательства без ущерба для целей контрольно-надзорной деятельности.

Принятие законопроекта позволяет применять административное наказание в виде предупреждения в качестве меры административной ответственности взамен административного штрафа к субъектам малого и среднего предпринимательства сопоставимо с характером допущенных ими нарушений обязательных требований, образующих событие административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями, а также с учетом исполнения предписания органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об устранении нарушений обязательных требований. Реализация норм направлена на то, чтобы в конечном счете обеспечить дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, предотвратить чрезмерное, не соотносимое с достигнутым уровнем социально-экономического развития Российской Федерации административное принуждение, сделать акцент на профилактике административных правонарушений, совершаемых субъектами малого и среднего бизнеса.

Возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в отношении некоммерческих организаций введена Федеральным законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ.

При этом, исходя из воли федерального законодателя, отраженной в том числе в пояснительной записке к проекту указанного закона, следует, что она позволяет правоприменительным органам применять санкцию в форме предупреждения на равных условиях в отношении как коммерческих, так и некоммерческих организаций, совершивших впервые административное правонарушение.

Вместе с тем, юридические формулировки названной статьи, за исключением дополнения круга субъектов административной ответственности некоммерческими организациями, изменений не претерпели.

Следовательно, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ о том, что замена штрафа на предупреждение (в строго ограниченных случаях производится) по выявленным правонарушениям при осуществлении государственного контроля (надзора), не свидетельствуют о возможности их применения в рамках государственного финансового контроля.

Такой вывод согласуется с иными положениями КоАП РФ, отделяющими понятие «государственный контроль (надзор)» от «государственного финансового контроля», например, в ряде диспозиций статей 19.4, 19.4.1, части 1 и 20 статьи 19.5, 19.7, 19.7.2, а также в положениях части 3 статьи 28.3 КоАП РФ.

Кроме того, понятия «государственный контроль (надзор)» и «государственный финансовый контроль» различны по своему значению, исходя из определений, данных этим понятиям в законодательстве (статья 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, статья 265 БК РФ).

Таким образом, к лицу, привлекаемому к административной ответственности по настоящему делу, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению по тем основаниям, что воля федерального законодателя не направлена на возможность замены вида административного наказания на более смягчающее для любых юридических ситуаций, связанных с административной ответственностью.

Также административный орган исходит из того, что частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что некоммерческим организациям, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В свою очередь, часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ определяет, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из содержания указанной нормы следует, что возможность замены штрафа на предупреждение, являясь, по своей сути юридической преференцией, допускается при одновременном наличии вышеуказанных условий.

Вместе с тем, из совокупности имеющихся в деле документов и установленных обстоятельств следует, что положения статьи 4.1.1 КоАП РФ применению в отношении привлекаемого лица не подлежали в виду следующего.

Допущенное лицом административное правонарушение посягает на установленный порядок управления, в том числе функционирование органов государственной власти.

Соответственно, привлекаемое к ответственности лицо в правоотношениях, связанных с осуществлением государственного финансового контроля, имеет наряду с правами и законными интересами, также обязанности, носящие, в силу своей правовой природы, публично-правовой характер.

Исходя из положений пунктов 50, 51, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем снижения издержек и неэффективных бюджетных расходов, укрепления финансовой системы, обеспечения сбалансированности бюджетной системы, сохранение финансовой стабильности, борьбы с нецелевым использованием средств бюджета.

В этой связи, допущенное правонарушение, посягающее на общественные финансы (бюджет) образует угрозу безопасности государства.

Кроме того, такая угроза выражается в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

С учетом изложенного, совокупность оснований, предусмотренных статьей 4.1.1 и частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, для замены административного штрафа на предупреждение отсутствует.

Однако суд снижает размер штрафа до размера минимального, установленного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере 77 609,08 рубля (5%). Административный орган не обосновал назначение обществу штрафа в размере 155 181,79 рубля (10%).

Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и изменить постановление по делу об административном правонарушении от 23.05.2022 № 22-008/ЮЛ/8, вынесенное Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, о привлечении к административной ответственности Государственного бюджетного научно-творческого учреждения Краснодарского края «Кубанский казачий хор» по статье 15.14 КоАП РФ, уменьшив сумму административного штрафа до 77 609,08 рубля.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.   

Судья                                                                                                                   А.В. Лесных