Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-3042/2006-9/92
24 июля 2007 года
текст решения в полном объеме изготовлен 27.08.07г.
Арбитражный суд в составе
Судьи Черненко А.В.
при ведении протокола судьей Черненко А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Департамента имущественных отношений Краснодарского края г. Краснодар
к ОАО «Тольяттиазот» г. Тольятти
о взыскании задолженности по арендной плате и пени по договору аренды земельного участка № 0000000065 от 17.12.03г.
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель (доверенность от 16.03.07г.)
от ответчика: ФИО2, ФИО3 - представители по доверенности от 12.09.05г.
17.07.07г. – ФИО4 – представитель (доверенность от 12.07.07г.)
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края г. Краснодар обратился с иском к ОАО «Тольяттиазот» г. Тольятти о взыскании 4286064,74 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка № 0000000065 от 17.12.03г. за период с 17.11.03г. по 11.07.06г. и 516561,61 руб. пени за несвоевременную оплату (п. 6.2 договора сторон) за период с 17.11.03г. по 08.08.06г. (с учетом уточнения исковых требований (определение от 17.08.06г.).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на невыполнение ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка, в связи с чем за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате и пене, что послужило основанием для обращения истца с данным иском в арбитражный суд.
Ответчик в судебном заседании и в отзыве на иск с заявленными истцом требованиями не согласен, ссылаясь на их необоснованность и неправильное применение поправочных коэффициентов при расчете арендной платы.
Истец в судебном заседании в порядке ст.49 АПК РФ заявил ходатайство об изменении исковых требований, согласно которому просит взыскать с ответчика задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка № 0000000065 от 17.12.03г. в размере 11 251 222,32 руб. за период с 17.11.03г. по 06.07.07г. и 760 623,08 руб. пени за несвоевременную оплату за период с 17.11.03г. по 06.07.07г.
Указанное ходатайство подлежит удовлетворению как предусмотренное нормами действующего законодательства (ответчик надлежащим образом извещен об увеличении исковых требований).
При этом ответчик заявил ходатайство об отложении рассмотрения спора для представления дополнительного отзыва на иск, которое судом удовлетворено как предусмотренное нормами АПК РФ.
В судебном заседании объявлялись перерывы до 17.07.07г., 24.07.07г. для представления ответчиком письменного отзыва на иск и вынесения решения, после чего судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании ответчик вновь заявил ходатайство об отложении рассмотрения спора в связи с обжалованием в арбитражном суде действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края г. Краснодар, выразившихся в направлении ОАО «Тольяттиазот» г. Тольятти письма №52-4904/07-32.04 от 02.04.07г. «Об изменении размера арендной платы» и приложенных к нему расчетов арендной платы за период с 01.04.07г., которое судом отклонено в связи с необоснованностью, отсутствием документального подтверждения (доказательств принятия указанного заявления к производству суда) и отсутствием в этом необходимости, поскольку истец по настоящему делу взыскивает с ответчика задолженность по арендной плате за более ранний период (с 17.11.2003г. по 06.07.07г.).
Рассмотрев представленные сторонами доказательства и выслушав их пояснения в судебном заседании, суд установил, что постановлением главы администрации Краснодарского края № 1124 от 17.11.2003 г. «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края № 1013 от 24.10.2001 г. «О предоставлении земельных участков открытому акционерному обществу (ОАО) «Тольяттиазот» в Темрюкском районе» предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 140 470 кв.м. для проектирования, строительства и эксплуатации склада приема, хранения и отгрузки аммиака.
На основании указанного постановления между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ОАО «Тольяттиазот», г.Тольятти был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения площадью 140 470 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, севернее пос.Волна, с кадастровым номером 23:30:06 01 000:0009, от 17 декабря 2003 года №0000000065, зарегистрированный в филиале Краснодарского краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Темрюкскому району 26.02.2004 г., регистрационный номер 23-01.44-1.3.2004-358.
Постановлением главы администрации Краснодарского края № 253 от 11.03.2002 г. «О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности» функции по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, от имени администрации Краснодарского края переданы Департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п.4.1.2. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 0000000065 от 17.12.2003 г. арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в полном размере за участок в соответствии с п. 2 настоящего договора без выставления счетов Арендодателем.
Согласно п.2.3 договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.12.2003 г. № 0000000065 размер ежегодной арендной платы установлен на момент подписания договора и в дальнейшем может пересматриваться по требованию арендодателя в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления.
Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением к договору и подписывается сторонами.
Таким образом, стороны согласовали условие о размере арендной платы, устанавливающее способ ее расчета в связи с изменением законодательства Российской Федерации и Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края № 1299 от 21.12.2004 г. был утвержден перечень категорий предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории Краснодарского края на 2005 год, согласно которому для предприятий, осуществляющих проектирование и строительство объектов по перевалке аммиака и азотных удобрений, не предусмотрено при расчете арендной платы за землю на период строительства применение поправочного коэффициента 0,5.
В связи с указанным постановлением в адрес управляющего ОАО «Тольяттиазот» Департаментом имущественных отношений Краснодарского края были направлены для подписания дополнительные соглашения о перерасчете годовой арендной платы по договорам аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения от 17.12.2003 № 0000000057-0000000063, № 000000069 и от 19.11.2003 № 0000000064-0000000066 (письмо от 24.01.2005 г. № 02/32-470).
При этом ДИО Краснодарского края было указано, что в случае уклонения от подписания дополнительных соглашений, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратится в Арбитражный суд Краснодарского края.
Однако, ответа на указанное письмо Департамента от ОАО «Тольяттиазот» не поступило и дополнительные соглашения до настоящего времени сторонами не подписаны.
В результате по состоянию на 10.11.2005 г. за ОАО «Тольяттиазот» задолженность по арендной плате по указанному договору составила 2288509,67 руб.
В соответствии с пунктом 5.2 договора аренды земельного участка, в случае невнесения арендной платы в установленный настоящим договором срок, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
С учетом задолженности ОАО «Тольяттиазот» по арендной плате по указанному договору земельного участка, размер пени на момент подачи иска (17.01.06г.) составил 168039,71 руб.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями договора.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исследовав текст договора аренды земельного участка, суд установил, что расчет арендной платы за участок на период строительства (до 24 октября 2005г.) производился следующим образом: базовая ставка арендной платы составляет 4, 02 руб.; коэффициент целевого использования 0, 5, коэффициент инфляции 1,8; коэффициент на период строительства 0,9.
Сумма ежегодной арендной платы составляет 457 398 руб. (до 24 октября 2005г.)
Согласно представленному последнему расчету истца сумма арендной платы за период с 17.11.03г. по 06.07.07г. составила 11 251 222,32 руб., а по пене 760 623,08 руб. за период с 17.11.03г. по 06.07.07г.
При этом размер арендной платы изменялся трижды: до 25.10.05г. составлял 457 398,41 руб., с 25.10.05г. – 3 051 008,4 руб., а с 01.04.07г. – 31 008 752,50 руб.
Как указал и документально подтвердил истец, размер арендной платы с 25 октября 2005г. по 01 апреля 2007г. по договору аренды №0000000065 исчислялся следующим образом: базовая ставка арендной платы составляет 7,24 руб.; коэффициент целевого использования 3,0.
С 01 апреля 2007г. арендная плата по договору аренды №0000000065 исчислялась следующим образом: базовая ставка арендной платы составляет 8, 83 руб.; коэффициент целевого использования 25.
Указанные изменения в договор аренды были внесены истцом правомерно, поскольку согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поэтому арендная плата за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, является устанавливаемой (регулируемой) уполномоченными на то органами.
По смыслу данной статьи стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В договоре от 17.12.03г. стороны установили размер арендной платы на период строительства - до 24.10.2005 (окончание срока разрешения на строительство).
Соглашение о размере арендной платы после 24.10.2005 стороны не заключали.
При отсутствии соглашения сторон о сумме арендной платы за период после 24.10.2005, плату за пользование земельным участком следует рассчитывать исходя из базовых ставок арендной платы с применением коэффициентов в зависимости от категории арендатора и вида использования участка, определенных уполномоченным органом власти.
Согласно пункту 4.1 приложения № 6 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 18.05.02. № 529 «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края» при использовании земельного участка для размещения складов применяется коэффициент 3.
Из пункта 14 названного приложения следует, что предприятия, реализующие инвестиционные проекты на территории края, на период проектно-изыскательских работ и строительства при расчете арендной платы применяют коэффициент 0,5.
Для всех категорий арендаторов земельных участков на период строительства к поправочным коэффициентам к базовым ставкам ежегодной арендной платы по категориям арендаторов и видам целевого использования земельных участков дополнительно применяется коэффициент 0,9 на основании заключений органов архитектуры и градостроительства в пределах срока действия разрешения на строительство.
При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что истцом с 25.10.2005г. необоснованно не применяется коэффициент 0,9, поскольку судом установлено и сторонами не оспаривается, что строительство объекта на указанном земельном участке не закончено, а в установленном законом порядке срок действия разрешения на строительство ответчику не продлен.
Кроме того, как пояснили представители общества, строительство объекта до получения разрешения не ведется.
При таких обстоятельствах основания для применения коэффициента 0,9 к базовой ставке арендной платы отсутствуют, поскольку у общества с 24.10.05 не имелось разрешения на строительство.
Утверждение ответчика о необходимости применения коэффициента 0,5 со ссылкой на Программу сопровождения и реализации инвестиционных проектов Краснодарского края на 2004-2005 годы (утв. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 04.03.2004 № 263-р), а также на программу сопровождения стратегических инвестиционных проектов Краснодарского края на 2006-2007 годы (утв. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 21.12.2005 № 1177-р) также не может быть принято судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 02.07.2004 № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» стимулирование инвестиционной деятельности в Краснодарском крае осуществляется путем оказания следующих форм государственной поддержки:
1) предоставление инвесторам льгот по налогам, инвестиционного налогового кредита, а также установление для них льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству Краснодарского края;
2) передача в пользование инвесторам объектов недвижимости,
являющихся государственной собственностью Краснодарского края, на льготных условиях.
Допускается передача указанных объектов недвижимости в безвозмездное пользование инвесторам, реализующим инновационные проекты, в соответствии с законодательством Краснодарского края;
3) участие органов государственной власти Краснодарского края в разработке и реализации приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение;
4) создание различных видов локальных зон экономического благоприятствования;
5) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Краснодарского края по инвестиционным проектам;
6) предоставление на конкурсной основе инвесторам бюджетных кредитов из краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
7) выпуск облигационных займов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов;
8) поддержка ходатайств и обращений инвесторов в федеральные
органы государственной власти, кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов режима наибольшего благоприятствования;
9) субсидирование (возмещение) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным инвесторами в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов, одобренных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края;
10) субсидирование (возмещение) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным лизинговыми организациями, предоставляющими машины, оборудование и транспортные средства для реализации инвестиционных проектов, одобренных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, в кредитных организациях;
11) субсидирование (возмещение) из краевого бюджета части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, выпущенным инвесторами для реализации инвестиционных проектов, одобренных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, и зарегистрированным в уполномоченных органах государственной власти;
12) сопровождение инвестиционных проектов;
13) предоставление льгот по налогам резидентам особой экономической зоны в течение 5 лет со дня включения в реестр резидентов особой экономической зоны в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
По приоритетным направлениям развития отраслей хозяйственного комплекса Краснодарского края инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности законодательным (представительным) органом государственной власти Краснодарского края могут дополнительно оказываться иные формы государственной поддержки.
Статья 12 указанного Закона определяет предназначение формы стимулирования инвестиционной деятельности как сопровождение инвестиционных проектов, а именно: сопровождение инвестиционных проектов предназначено для интенсификации инвестиционной деятельности в Краснодарском крае и заключается в организации текущей работы специальной группы сопровождения по содействию инвесторам в разработке и реализации инвестиционных проектов, контролю за своевременным получением инвесторами необходимых согласований и разрешений в государственных и муниципальных органах и организациях Краснодарского края в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Вместе с тем, принятые в рамках такой формы государственной поддержки, как сопровождение инвестиционных проектов (предусмотреннойст. 12 Закона края от 02.07.2004 № 731-КЗ) программа сопровождения и реализации инвестиционных проектов Краснодарского края на 2004-2005 годы (утв. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 04.03.2004 № 263-р), а также программа сопровождения стратегических инвестиционных проектов Краснодарского края на 2006-2007 годы (утв. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 21.12.2005 № 1177-р) изданы в целях максимального содействия инвесторам и осуществления мер государственной поддержки инвестиционных проектов, содержат порядок организации текущей работы специальной группы сопровождения по содействию инвесторам, а также общие стоимости проектов, объемы финансирований и сроки реализаций проектов и не упоминают об установлении для ОАО «Тольяттиазот» льготного пользования землей, которая является отдельной формой государственной поддержки инвестиционной деятельности, предусмотренной п. 1 ст. 5, ст. 10.1 Закона края от 02.07.2004 № 731-КЗ.
Согласно статье 10.1 указанного Закона края установление льготного пользования землей применяется в отношении инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, которым определена данная форма государственной поддержки.
Льготы по аренде земли предусматривают применение при расчете размера арендной платы за землю, находящуюся в государственной собственности Краснодарского края, понижающих поправочных коэффициентов к базовым ставкам на период проектно-изыскательских работ и строительства.
Как следует из смысла указанной статьи, для установления льготного коэффициента 0,5 к определению размера арендной платы за земельный участок, необходимо одобрение администрации Краснодарского края.
Учитывая изложенное, для применения такой формы государственной поддержки как установление льготного пользования землей, необходим отдельный акт высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края о применении понижающего коэффициента к размеру арендной платы к тому или иному инвестору.
Вместе с тем, по информации Департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края - который является органом исполнительной власти, уполномоченным по повышению эффективности работы по привлечению инвестиций в Краснодарский край, проведения единой инвестиционной политики и реализации инвестиционного развития, в настоящее время ОАО «Тольяттиазот» не входит в число инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, одобренные администрацией Краснодарского края, которым определено льготное условие пользования землей, что подтверждается письмом Департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края № 02 эс/1378 от 12.03.2007.
Следовательно, распоряжение главы администрации Краснодарского края от 02.09.2003 № 1195-р «Об утверждении перечня предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории края, на 2003 год», в соответствии с которым при первоначальном определении размера арендной платы к ОАО «Тольяттиазот» применялся коэффициент 0,5, имело временный характер и распространялось только на 2003 год.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.09.2004 № 1090-р «Об утверждении категорий предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории Краснодарского края, на 2004 год», постановление главы администрации Краснодарского края от 21.12.2004 № 1299 «Об утверждении перечня категорий предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории Краснодарского края, на 2005», постановление главы администрации Краснодарского края от 30.12.2005 № 1292 «О применении в 2006 году поправочного коэффициента к базовым ставкам ежегодной арендной платы за земли, отнесенные к государственной собственности», также не относили ОАО «Тольяттиазот» к числу инвесторов реализующих инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, которым определено льготное условие пользования землей, т.е. применение к размеру арендной платы льготного коэффициента 0,5.
Учитывая изложенное, правовые основания для применения льготного коэффициента 0,5 к размеру арендной платы для ОАО «Тольяттиазот» отсутствуют, поскольку ответчик не входит в число инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, одобренные администрацией Краснодарского края в установленном законом порядке.
В силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования истца о взыскании задолженности по арендной плате подлежат удовлетворению по указанным выше основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно представленному истцом расчету сумма пени по договору №0000000065 от 17.12.2003г. составила 760 623,08 руб. за период с 17.11.03г. по 06.07.07г., которая также подлежит взысканию с ответчика.
Госпошлина в данном случае подлежит отнесению на ответчика, по вине которого спор сторон стал предметом данного судебного разбирательства, с учетом взыскиваемой с него суммы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 49, 65, 102, 110, 159, 163, 167-170 АПК РФ, ст. ст. 8, 11, 12, 309, 310, 614 ГК РФ, суд, принимая во внимание, что истец при направлении иска в суд не оплатил госпошлину в установленном порядке и размере,
Р Е Ш И Л:
Ходатайство истца – Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар об изменении исковых требований – удовлетворить.
Ходатайство ответчика - ОАО «Тольяттиазот», г.Тольятти об отложении рассмотрения спора – удовлетворить.
Повторное ходатайство ответчика - ОАО «Тольяттиазот», г.Тольятти об отложении рассмотрения спора – отклонить.
Взыскать с ОАО «Тольяттиазот», г.Тольятти в пользу Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар задолженность по арендной плате в размере 11 251 222,32 руб. за период с 17.11.03г. по 06.07.07г. и 760 623,08 руб. пени за период с 17.11.03г. по 06.07.07г. и в доход федерального бюджета 20928,73 руб. госпошлины.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края.
Судья А. В. Черненко ю