ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-30539/2011 от 18.01.2012 АС Краснодарского края

________________________________________________________________________________________

Арбитражный суд Краснодарского края

(350000, г. Краснодар, ул. Красная,6)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-30539/2011

от 30 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 30 января 2012 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи И.А. Погорелова,   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ТСЖ «Урожай-2000», г. Краснодар

к Региональной энергетической комиссии – Департамент цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар

о признании незаконным и отмене постановления от 30.08.2011 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности, ФИО3 – представитель по доверенности,

У С Т А Н О В И Л:

ТСЖ «Урожай-2000», г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии – Департамент цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар о признании незаконным и отмене постановления от 30.08.2011 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Представитель заявителя настоял на заявленных требованиях, изложенных в заявлении.

Представители заинтересованного лица устно возразили против удовлетворения заявленных требований, отзыв суду не представили. Заявили ходатайство об истребовании у ТСЖ «Урожай-2000» протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 103 по ул. Академика Лукьяненко, проведенный с 15.01.2011 по 28.02.2011; письменные решения собственников помещений многоквартирного дома (бюллетени для голосования) № 103 по ул. Академика Лукьяненко по вопросам определенным повесткой для общего собрания, проведенного с 15.01.2011 по 28.02.2011; результаты обработки ТСЖ «Урожай-2000» указанных письменных решений с пояснением соответствующих выводов при подсчете голосов.

Ходатайство судом рассмотрено и отклонено, поскольку на основании п.4 ст. 66 АПК РФ, доказательств, подтверждающих невозможность самостоятельно получить необходимые доказательства у лица, которого оно находится, суду не представлено, суд не наделен полномочиями для оказания помощи государственному органу в формировании доказательственной базы, кроме того, ходатайство противоречит ч. 4 ст. 210 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, судом установлено следующее.

По обращению жильца дома, проживающего по адресу <...> проведено административное расследование деятельности ТСЖ «Урожай-2000», в ходе которого выявлено нарушение порядка ценообразования.

Из материалов проверки следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме по ул.Академика Лукьяненко, 103 в 2004 году заключены соглашения с ТСЖ «Урожай-2000» на управление и техническое обслуживание жилого дома. В соответствии с указанными соглашениями в 2004 году заключались типовые договоры на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома. Пунктом 1.2.5 типового договора предусмотрено, что собственник обязуется производить ежемесячные платежи за жилищно-коммунальные услуги по ставкам и тарифам, утвержденным органами местного самоуправления, в частности, оплачивать услуги по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, исходя из размеров тарифов, устанавливаемых органами местного самоуправления. Конкретные численные значения тарифов (цен, плат) в указанных договорах отсутствуют.

В проверяемый период, с апреля 2010 года по апрель 2011 года, в г.Краснодаре, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования г.Краснодар от 19.02.2010г. № 908 «Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения», принятом в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления, определенной ст. 156 Жилищного Кодекса РФ, действовали следующие размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда: дома, имеющие все виды благоустройства с мусоропроводом и лифтом - 12,45 руб./м2 в месяц; дома, имеющие все виды благоустройства с лифтом и без мусоропровода - 8,95 руб./м2 в месяц.

Как указано административным органом, предоставленные ТСЖ «Урожай-2000» платежные документы свидетельствуют о том, что в период с апреля 2010 года по апрель 2011 года в многоквартирном доме по ул.Академика Лукьяненко, 103 в г. Краснодаре в нарушение условий договора применялись тарифы, отличные от утвержденных постановлением муниципального образования город Краснодар, а именно:

за содержание жилья - 9,00 руб./м2 в месяц;

за текущий ремонт жилья - 3,00 руб./м2 в месяц.

Кроме того, в указанный период дополнительно предъявлялась плата за управление многоквартирным домом в сумме 1,22 руб./м2 в месяц, размер которой органом местного самоуправления не устанавливался. Общая сумма платежа, предъявляемого собственникам помещений за услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов составляет 13,22 руб./ м2 в месяц.

В ходе административного производства представителями ТСЖ «Урожай-2000» представлены дополнительные документы: протокол общего собрания собственников, и типовой договор управления многоквартирным домом.

Согласно решению общего собрания, проведенного с 15 января по 28 февраля 2011г. в форме заочного голосования, собственниками утвержден типовой договор управления многоквартирным домом по ул. Академика Лукьяненко, 103. В соответствии с п.4.2 договора за содержание общего имущества, включая управленческие расходы, принят базовый тариф (ставка) на 2008 год в размере 8,55 руб. в месяц на 1 м 2общей площади; за ремонт общего имущества принят базовый тариф (ставка) на 2008 год в размере 2,51 руб. в месяц на 1 м2 общей площади, управленческие услуги тариф на 2011 год в размере 1,50руб. в месяц 1 м2 общей площади, с последующей ежегодной индексацией уполномоченными органами, если она отсутствует, то на величину инфляции в соответствии с публикуемыми центральным Банком России данными о величине годовой инфляции за истекший год.

С учетом условий рассматриваемого договора специалистом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края осуществлен следующий расчет стоимости содержания жилья в доме по ул. Академика Лукьяненко, 103.

В соответствии с квартальными обзорами департамента исследований и информации Центрального Банка Российской Федерации, опубликованными на официальном сайте базовая инфляция составила: за 2008 год 13,6%, за 2009 год 8,3%, за 2010 год 6,6%. Следовательно, как указано заинтересованным лицом, размер тарифа за содержание общего имущества, включая управленческие расходы, должен составлять: в 2009 году - 9,71 руб./м2 в месяц, в 2010 году - 10,52 руб./м в месяц, в 2011 году - 11,21 руб./м2 в месяц (включая 1,50 руб./м2 в месяц утвержденный типовым договором). Размер тарифа за ремонт общего имущества должен составлять: в 2009 году - 2,85 руб./м2 в месяц, в 2010 году - 3,09 руб./м2 в месяц, в 2011 году -3,29 руб./м2 в месяц. Согласно расчета, общая сумма платежа, необходимая к предъявлению собственникам помещений за услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома в 2009г. должна составлять 12,56 руб./м2, в 2010г. - 13,61 руб./м2 , в 2011 году -14,51 руб./м2 в месяц.

В 2010 и в 2011 годах ТСЖ «Урожай-2000» применялся тариф на содержание и ремонт жилья в размере 13,22 руб. в месяц на 1 м 2, что ниже тарифа, предусмотренного договором.

В то же время применяемый ТСЖ «Урожай-2000» тариф в размере 13,22 руб. выше тарифа, утвержденного органом местного самоуправления в размере 12,45 руб./м2, применяемого в 2010 и 2011 году.

С учетом изложенного, административным органом установлено, что ТСЖ «Урожай-2000» оказывалисьуслуги по содержанию жилья по тарифам, не утвержденным в установленном порядке, ТСЖ «Урожай-2000» допущено нарушение п.7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

По факту выявленного правонарушения в отсутствие законного представителя ТСЖ «Урожай-2000», уведомленного должным образом о дате и времени составления протокола, 01.08.2011г. составлен протокол об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 30.08.2011, которым «Урожай-2000» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Заявитель не согласился с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленного требования заявитель указывает на отсутствие события административного правонарушения, кроме того, указал, что органом местного самоуправления не утвержден тариф на управление многоквартирным домом, пропущен срок для привлечения к административной ответственности, имеет место неправильное применение норм материального права при привлечении к административной ответственности, тариф на содержание жилья в 2010 и 2011 г. ТСЖ «Урожай-2000» применен в соответствии с утвержденным общим собранием собственников договором.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

На основании части 1 статьи 156 указанного Кодекса плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 данной статьи).

Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

В соответствии со ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: выбор способа управления многоквартирным домом, другие вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В январе - феврале 2010 года собственники помещений дома по ул. Лукьяненко, 103 в г. Краснодаре провели общее собрание, на котором подтвердили свой выбор способа управления домом - ТСЖ «Урожай-2000». В январе-феврале 2011 года проведено общее собрание с утверждением типового договора и тарифами на содержание, ремонт, управление.

Согласно ст. 156, 158 Жилищного кодекса РФ при наличии общего собрания собственников помещений по выбору управляющей организации, утверждения условий договора и тарифа на содержание, ремонт и управленческие услуги подлежит применению тариф установленный собственниками. Муниципальный тариф в этом случае применению не подлежит.

Согласно обжалуемого постановления и материалов дела следует, что РЭК -Департамент цен и тарифов в Краснодарского края проверяются и анализируются тарифы, утвержденные собственниками по условиям договора

Диспозицией статьи 14.6 КоАП РФ не предусмотрено привлечение к административной ответственности за правильность или неправильность расчета тарифа по договору.

Согласно пункту 4.2 договора за содержание общего имущества и ремонт жилого помещения, включая управленческие расходы, принят базовый тариф (ставка) на 2008 год в размере 8,55 руб./мес. на 1 кв м общей площади, за ремонт общего имущества принят базовый тариф (ставка) на 2008год в размере 2,51 руб. на 1 кв м общей площади, управленческие услуги тариф (ставка) на 2011 год в размере 1,50 в месяц на 1 кв. м. общей площади, с последующей ежегодной индексацией уполномоченными органами, если она отсутствует, то на величину инфляции в соответствии с публикуемыми Центральным Банком России данными о величине годовой инфляции за истекший год».

Таким образом, тариф на управленческие расходы 1,50 руб. на 1 кв. м. общей площади был принят собственниками решением общего собрания как самостоятельный тариф с 2011 года.

Согласно договору с 2009г. расчет тарифов подлежит применению с учетом корректировки в зависимости от ежегодной индексации уполномоченными органами, а в случае отсутствия - по данным Центробанка РФ по инфляции.

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

ТСЖ «Урожай-2000» в 2009 году применил, на основании Приказа РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края от 14.10.2008г. № 12/2008 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Краснодарского края на 2009 год» в части установления тарифа на содержание в рамках предельного индекса 120%. Фактически повышение составило 119,5%.

В 2010 году данный тариф в ТСЖ «Урожай-2000» оставался неизменным, с учетом условий договора и Приказа РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 14.10.2009г. № 9/2009-жкх «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение по муниципальным образованиям Краснодарского края на 2010 год».

Учитывая положения части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, стороны вправе в качестве критерия величины предельного индекса в конкретной области правоотношений принимать за основу ненормативные акты уполномоченных органов и официальные данные по величине инфляции.

Согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

С марта 2009 года ТСЖ «Урожай-2000» принят тариф по содержанию и ремонт помещения в размере 13,22руб./1 кв м в месяц и сохранен без увеличения более 2-х лет до 01.05.2011г.

За 2010 год орган местного самоуправления не устанавливал размер тарифа платы за содержание и ремонт жилого дома.

Администрацией муниципального образования город Краснодар 19.02.2010 принято Постановление № 908 «Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения» (опубликовано 20.02.2010г., вступило в силу 20.03.2010г.).

В пункте 1 данного постановления не указан размер тарифа за содержание и ремонт жилого помещения, сделана ссылка на приложение. Опубликованное приложение определяет круг субъектов, на которых оно распространяет свое действие: « для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда». Приложение не содержит указания на других субъектов.

В данное постановление дважды вносились изменения: от 29.11.2010 N 9704, от 29.12.2010 N 10747), однако, они не коснулись круга субъектов указанных в приложении.

В административных правоотношениях не действует понятие «аналогии закона» и «аналогии права», а также устные или письменные разъяснения по поводу сферы применения того или иного ненормативного акта.

Поскольку в приложении к Постановлению Администрации муниципального образования город Краснодар 19.02.2010г. № 908 отсутствует указания на собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, оно к ним не подлежит применению.

В 2010 году проведено собрания собственников домов, которые избрали способ управления - ТСЖ «Урожай-2000», в 2010 году применялся тариф 2009 года.

С учетом изложенного, доводы заинтересованного лица со ссылкой на постановление Администрации муниципального образования город Краснодар 19.02.2010г. № 908 признаются судом необоснованными.

Согласно протокола общего собрания собственников квартир и нежилых помещений многоквартирного дома по ул.Академика Лукьяненко, 103, проведенного с 15 января по 28 февраля 2011г. в форме заочного голосования, следует, что собственниками утвержден типовой договор управления многоквартирным домом, пунктом 4.2 которого принят базовый тариф (ставка) за содержание общего имущества, включая управленческие расходы на 2008 год в размере 8,55 руб./м в месяц; за ремонт общего имущества принят базовый тариф (ставка) на 2008 год в размере 2,51 руб./м2 месяц, управленческие услуги тариф на 2011 год в установлены размере 1,50 руб./м2 в месяц, с последующей ежегодной индексацией уполномоченными органами, если она отсутствует, то на величину инфляции в соответствии с публикуемыми центральным Банком России данными о величине годовой инфляции за истекший год.

Согласно протоколу общего собрания всего собственников помещений 300, общая площадь квартир и нежилых помещений 16 888,34 м2. Приняли участие в голосовании 140 собственников, владеющих на праве собственности 8637,83 м , что составляет 51,15 %.

В соответствии со ст.47 ЖК РФ (в редакции на момент проведения собрания) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования -передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Доказательств признания незаконным в судебном порядке протокола общего собрания собственников квартир и нежилых помещений многоквартирного дома по ул.Академика Лукьяненко, 103 от 15 января по 28 февраля 2011г. суду не представлено.

С учетом изложенного, доводы административного органа о наличии в действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ, признаются судом не обоснованными.

Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Доводы заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности судом во внимание не принимаются.

Согласно ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.

Вменяемое обществу правонарушение, выразившееся в самостоятельном установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, ее начислении и взимании, не может быть отнесено к категории длящихся, так как его объективная сторона состоит в осуществлении конкретного начисления и взимания платы, установленной с нарушением порядка ценообразования, то есть это правонарушение является деянием, носящим одномоментный характер.

Неоднократное начисление и взимание платы, установленной с нарушением порядка ценообразования, свидетельствует о совершении обществом в каждом случае самостоятельного правонарушения, за которое виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Таким образом, исчисление сроков привлечения к ответственности следует исчислять с момента его совершения.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год (соответствующие изменения внесены в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ Федеральным законом от 09.02.2007 N 19-ФЗ "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В рассматриваемом случае, за правонарушение, выразившееся в начислении платы за период с 2010 по 2011 год, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом постановления от 30.08.2011 не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 4, 41, частью 3 статьи 29, статьями 159, 167 – 170, частями 6, 7 статьи 210, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заинтересованного лица об истребовании у ТСЖ «Урожай-2000» документов отклонить.

Постановление Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.08.2011 о привлечении ТСЖ «Урожай-2000» к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб. признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья И.А. Погорелов