ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-30578/2021 от 10.01.2022 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-30578/2021

31 января 2022 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 10.01.2022.

Полный и мотивированный текст решения суда изготовлен 31.01.2022.

Арбитражный суд в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола помощником судьи Поповской А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 муниципального образования город Новороссийск

к Администрации муниципального образования город Новороссийск

о признании недействительным представления от 08.06.2021 № 20, акта проверки от 25.03.2021.

При участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 - доверенность,

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 муниципального образования город Новороссийск (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Новороссийск (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным представления от 08.06.2021 № 20, акта проверки от 25.03.2021.

Представитель заявителя в судебном заседании присутствовал, изложил доводы, указанные в заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании присутствовал, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все представленные в дело доказательства, суд первой инстанции считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий на 2021 год на основании решения от 11.03.2021 № 06.2.1-02/13 начальником отдела внутреннего муниципального контроля в сфере закупок управления финансового контроля ФИО3 проведено контрольное мероприятие (плановая выездная проверка) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 муниципального образования город Новороссийск по вопросу соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при расходовании средств, предоставленных в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в 2020 году – текущем периоде 2021 года.

По результатам проверки составлен акт проверки от 25.03.2021, в котором сделан вывод, что в нарушение пункта 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, пункта 10.5 главы 10 Положения о закупках учреждением допущено неэффективное использование гранта в форме субсидии, предоставленного из краевого бюджета в рамках национального проекта «Цифровая образовательная среда», выразившееся в оплате товаров в рамках договора от 14.08.2020 № 110/20 по завышенной стоимости на сумму 75 343,37 рубля.

06.04.2021 в адрес административного органа учреждение направило возражения по акту проверки от 25.03.2021.

По результатам рассмотрения возражений учреждения административный орган вынес заключение, согласно которому доводы учреждения удовлетворены частично.

Административный орган вынес представление от 08.06.2021 № 20, согласно которому учреждение обязано устранить выявленное нарушение в срок до 30.07.2021 на сумму 64 048,37 рубля.

Не согласившись с актом проверки и представлением административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности.

Под ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается индивидуальный акт, адресованный одному или нескольким лицам, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), нарушающие права и охраняемые законом интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, носит властно-распорядительный характер.

Акты проверки не устанавливают, не изменяют и не отменяют права и обязанности общества, не влекут правовых последствий, не затрагивают права и законные интересы общества, а оформляют в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по установлению и выявлению всех обстоятельств по возбужденному делу, являются промежуточным документом для принятия государственными органами в дальнейшем итоговых решений.

Акт проверки носит информационный характер, не устанавливает для заявителя обязательных для исполнения предписаний, не содержит указаний на совершение каких-либо действий, не препятствуют осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности. В частности, акт по своей сути является документом, который фиксирует результаты проведенной проверки и служит основанием для принятия решения по ее результатам.

Судом сделан вывод о том, что поскольку акт проверки от 25.03.2021 ненормативным правовым актом не является, так как в нем лишь зафиксированы выявленные в ходе проверки обстоятельства и нарушения, не содержит властных предписаний, обязательных для исполнения, то не подлежит обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Указанная позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу № А53-7957/2020, от 12.01.2021 № А53-7958/2020.

Таким образом, суд прекращает производство по делу в части требования о признании акта проверки от 25.03.2021 недействительным.

В силу частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В ходе проверки установлено, что заявитель, получив три коммерческих предложения на поставку интерактивного и компьютерного оборудования из запрашиваемых пяти коммерческих предложений, установлена Н(М)ЦК в размере 2 259 000,03 рубля - среднее арифметическое от коммерческих предложений: ООО «Новотрейд» (генеральный директор - ФИО4) в сумме 2 281 130,10 рубля, ООО «Сумма интеллекта» (генеральный директор - ФИО5) в сумме 2 258 550 рублей, ИП ФИО6 в сумме 2 237 320 рублей, что свидетельствует о неприменении всего комплекса мер, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, Положением о закупках Заявителя, анализа рынка, исследование общедоступной информации.

Заявителем не были учтены результаты закупки, проведенной другим образовательным учреждением отрасли образования города Новороссийска - МАОУ СОШ № 22. В частности, МАОУ СОШ № 22 были использованы следующие коммерческие предложения поставщиков: ООО «Агрос» в сумме 2 259 000,03 рублей, ИП ФИО7 в сумме 2 095 790,0 рублей, ООО «НПО Кербер» в сумме 2 197 880,0 рублей - среднее арифметическое Н(М)ЦК составляет 2 183 656,66 рублей, что на 75 343,37 рублей ниже, установленной Заявителем.

Кроме этого, из поступивших 3 коммерческих предложений Заявителю на поставку оборудования, два коммерческих предложения от ООО «Сумма интеллекта» и ИП ФИО6 подписаны в первом генеральным директором ФИО5, во втором ФИО6, что позволяет подвергнуть сомнению обоснованность Н(М)ЦК поскольку действия Заявителя имеют признаки факта аффилированности лиц, при отсутствии предложений от других поставщиков.

Использование при обосновании Н(М)ЦК нескольких коммерческих предложений взаимозависимых лиц не отвечает признакам «сопоставимости цен» разных поставщиков, подрядчиков, исполнителей. При этом, участие аффилированных лиц в одной закупке преследует общую цель, превращая торги в формальную процедуру.

Таким образом, при обосновании Н(М)ЦК Заявитель на поставку интерактивного и компьютерного оборудования использовались коммерческие предложения с признаками аффилированности лиц от ООО «Сумма интеллекта», в лице генерального директора ФИО5 и ИП ФИО6, в лице директора ФИО6

Тем самым, расчет Н(М)ЦК на основании ценовой информации полученной от аффилированных лиц: ООО «Сумма интеллекта», в лице генерального директора ФИО5 и ИП ФИО6, в лице директора ФИО6, не способствует предупреждению намеренного завышения цен товаров, работ, услуг, а также объективному формированию Н(М)ЦК в целом.

Подтверждением обоснованности выводов указанных в акте проверки в части аффилированности и вынесенном по факту проверки Предписания, является принесенное прокуратурой города Новороссийска представление Заявителю об устранении нарушений.

Доводы заявителя о том, что представление № 20 от 08.06.2021 года не соответствует закону либо иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере закупок товаров, работ, услуг Заявителя, создает дополнительные препятствия для осуществления закупок и соблюдения норм Федерального закона № 223-ФЗ, Положения о закупках» являются необоснованными по следующим основаниям.

Указанные в заявлении доводы Заявителем документально не подтверждены и основываются исключительно на предположении, вероятностных выводах Заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2. БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего муниципального финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего муниципального финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии с п. 2 ст. 269.2 БК РФ полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

- проводятся проверки, ревизии и обследования;

- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии со ст. 269.2 БК РФ и Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2020 № 1095 (далее - Стандарт № 1095), Стандартом № 1235, постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 25 мая 2021 № 2830 утверждено Положение об управлении финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск (далее -Положение).

В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного Положения основными задачами Управления являются: «осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных стандартов, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации». Управлением на основании плана проведения контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений на 2021 год, решения начальника управления финансового контроля от 11.03.2021 года № 06.2.1-02/13 проведено контрольное мероприятие (плановая выездная проверка) в отношении Заявителя по вопросу соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при расходовании средств, предоставленных в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» за 2020 год, текущий период 2021 года.

В соответствии с пунктом 7 ч. II Стандарта № 1095 на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление: представления и (или) предписания объекту контроля.

В соответствии с пунктом 4.2.11. должностной инструкции начальника Управления подготовка и направление за своей подписью: решений о проведении контрольных мероприятий, представлений, предписаний, протоколов об административных правонарушениях, заключений, уведомлений, сопроводительных писем и иных документов, подготовка и утверждение которых входит в компетенцию управления» вышеуказанные ненормативно-правовые акты подписывал начальник Управления.

Таким образом, Представление № 20 от 08.06.2021 вынесено на основании нормативно-правовых документов, которые регламентируют вынесение такого представления.

Доводы заявителя о том, что управление финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск, являющегося органом внутреннего муниципального контроля, превысило свои полномочия, в рамках контроля за деятельностью Заказчиков при осуществлении закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ, при проведении проверки», являются необоснованными по следующим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 152. БК РФ участники бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными * фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Таким образом, Заявитель является участником бюджетного процесса, так как получил бюджетные денежные средства на законных основаниях.

В соответствии с п. 2 ст. 269.2. БК РФ полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

- проводятся проверки, ревизии и обследования;

- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии со ст. 269.2. БК РФ и Стандартом № 1095, Стандартом № 1235, постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 25 мая 2021 г. № 2830 утверждено Положение об управлении финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - Положение).

В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного Положения основными задачами Управления являются: «осуществление внутреннего муниципального «финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных стандартов, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации».

Управлением на основании плана проведения контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений на 2021 год, решения начальника управления финансового контроля от 11.03.2021 года № 06.2.1-02/13 проведено контрольное мероприятие (плановая выездная проверка) в отношении Заявителя по вопросу соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при расходовании средств, предоставленных в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» за 2020 год, текущий период 2021 года. В соответствии с п. 49 ч. IV Стандарта № 2 «Оформление результатов контрольного мероприятия предусматривает: изложение в акте, заключении результатов контрольного мероприятия».

В соответствии с п. 4.2.11. должностной инструкции начальника Управления подготовка и направление за своей подписью: решений о проведении контрольных мероприятий, представлений, предписаний, протоколов об административных правонарушениях, заключений, уведомлений, сопроводительных писем и иных документов, подготовка и утверждение которых входит в компетенцию управления» вышеуказанные не нормативно - правовые акты подписывал начальник Управления.

Проверка деятельности заявителя Управлением проводилась в соответствии с полномочиями, предоставленными вышеуказанными законами в сфере бюджетных правоотношений, в части расходования бюджетных средств, а не в рамках проверки Заявителя по осуществлению им закупочных процедур.

Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению судом.

Руководствуясь статьями 29, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 25.03.2021 прекратить.

В удовлетворении требования о признании недействительным представления от 08.06.2021 № 20 отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный Законом срок.

Судья А.В. Лесных