ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-30601/2010 от 13.01.2011 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

г. Краснодар Дело № А32-30601/2010

13 января 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011г.

Полный текст решения изготовлен 13 января 2011г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.В. Орловой

при ведении протокола помощником судьи С.Л. Кособрюховой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства труда и социального развития Республики Адыгея к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае

3-е лицо: Министерство здравоохранения Республики Адыгея

о признании недействительным предписания от 20.09.2010 № 18-01-11/5358

при участии:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 28.10.2010,

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 16.06.2011,

от 3-го лица: Жане А.А. – доверенность от 20.12.2010,

У С Т А Н О В И Л :

Министерства труда и социального развития Республики Адыгея обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае о признании недействительным предписания от 20.09.2010 № 18-01-11/5358.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию заявителя.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные документы, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании удостоверения от 13.08.2010 №301, выданного руководителем МТУ Росфиннадзора в Краснодарском крае, старшим контролером-ревизором, контролером-ревизором согласно заданию Росфиннадзора от 18.01.2010 №43-01-02-25/95 проведена проверка в Министерстве труда и социального развития Республики Адыгея (далее Министерство) по вопросу использования субвенций, предоставленных бюджету Республики Адыгея из федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» в 2009 году.

В ходе проверки было установлено, что в 2009 году из федерального бюджета Республике Адыгея предоставлены субвенции на реализацию мер обеспечения социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России».

Субвенции на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», почетный донор России» предоставлены Министерству финансов Республики Адыгея по кодам бюджетной классификации: 092 Министерство финансов Российской Федерации, разделу, подразделу 1103 «Субвенции бюджетам Российской Федерации, целевой статье 5052901 «Обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», почетный донор России», виду расходов 009 «Фонд компенсаций», КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 24 декабря 2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый 2010 и 2011 годов» предусмотрено субвенций в порядке распределения Республике Адыгея на 2009 год согласно ст. 13 (приложения 19) на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» в сумме 17154500рублей.

Получателем средств бюджета (субвенций) является уполномоченный орган Министерство труда и социального развития Республики Адыгея.

Согласно уведомлений по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам № 092-06/810-15 от 03.12.2009, 092-06/810-25 от 11.01.2010 утверждено бюджетных назначений Министерству труда и социального развития Республики Адыгея в общей сумме 17404500 рублей.

В соответствии с указанными правилами Министерство финансов Российской Федерации УФК по г. Москва в 2009 году в пределах лимитов, бюджетных обязательств зачислило на лицевой счет администратора доходов № 476200012, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Адыгея -17404500 рублей.

Согласно закону Республики Адыгея от 01 декабря 2008 года № 218 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2009 год» на выплатуданной субвенции в составе республиканского бюджета первоначально утверждена сумма 16 468 600 рублей, которая в течение года менялась и в соответствии с Законами Республики Адыгея от 24.04.2009 № 254, от 24.07.2009 № 276, от 29.12.2009 № 316 утверждена в сумме 17 404 500 рублей. Изменения внесены в связи с обеспечением мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», индексацией и соответственным увеличением единовременных выплат, указанных граждан.

Сумма распределения указанной субвенции для Республики Адыгея в соответствии с приложением №19 к Федеральному закону от 24 декабря 2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый 2010 и 2011 годов» составила 17154500 рублей, т.е. на 250000 рублей меньше.

Министерство финансов Республики Адыгея довело Министерству лимиты бюджетных обязательств в разрезе девяти территориальных органов труда и социального развития Республики Адыгея по КБК 810 1003 5052901 в.р. 005 «Социальные выплаты» на сумму 17404500 рублей, в том числе по КОСГУ:

- 221 «Услуги связи»-2 79969 рублей;

-226 «Прочие работы, услуги»-15555 рублей;

-262 «Пособие по социальной помощи населению»-17108976 рублей.

В 2009 году размер индексации выплат установлен в размере 1,13 (п.4 статьи 11 «Офедеральном бюджете на 2009 год и на плановый 2010 и 2011 годов») и составил 8501рубль в год.

Согласно отчету об исполнении главного распорядителя, получателя средств бюджета (ф.0503127) в целом по Министерству труда и социального развития Республики Адыгея кассовое исполнение составило 17344628 рублей.

Также, согласно отчету о расходовании субвенций, по форме утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2007 №127н по состоянию на 01.01.2009 года остаток неиспользованных средств составил на начало проверяемого периода 1578 рублей и на 01.01.2010 - 59872 рубля.

Ввиду отсутствия потребности в указанных межбюджетных трансфертах указанные остатки были возвращены Министерством труда и социального развития Республики Адыгея в доход федерального бюджета в апреле 2009года и соответственно в январе 2010 года.

Проверкой также было установлено, что государственному учреждению здравоохранения «Адыгейская республиканская станция переливания крови» дано право, в соответствии с приказом Минздрава России от 31 марта 2005 года №246, представлять к награждению граждан нагрудным знаком «Почетный донор России».

По вопросу обоснованности представления граждан к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» проведена встречная проверка в ГУЗ «Адыгейская республиканская станция переливания крови», которой в соответствии с приказом Минздрава России от 31 марта 2005г. №246 дано право представлять к награждению, указанную категорию граждан. В 2009 году учреждение представило к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» 101 гражданина, из них: 46 граждан по смешанной форме донорства крови и ее компонентов.

По мнению административного органа, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 года №663 «О порядке награждения граждан нагрудным знаком «Почетный донор России», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2005 года №246 «Об утверждении форм представления гражданина Российской Федерации к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» и перечня документов, подтверждающих сдачу крови и плазмы крови» и пункта 1, приложения №6 «Разъяснения по предоставлению граждан Российской Федерации к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России » учреждение представило и выдало удостоверения «Почетный донор России», что привело к выплате Министерством средств федерального бюджета в сумме 435583 рубля.

На основании справок о количестве кроводач, плазмодач и учетных карточек донора Государственным учреждением здравоохранения Республики Адыгея «АРСПК» составлены и представлены на утверждение Министру здравоохранения Республики Адыгея пять списков (два списка от 06.08.2009, 25.04.2009, 22.07.2008, 02.10.2008, 30.03.2009) на 101 донора для награждения граждан нагрудным знаком «Почетный донор России».

Министерством здравоохранения и социального развития России на основании представленных списков были изданы приказы о награждении доноров Республики Адыгея нагрудным знаком «Почетный донор России», что и повлекло, по мнению Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае за собой указанное нарушение в виде зачисления Министерством труда и социального развития Республики Адыгея средств федерального бюджета на лицевой счет учреждения.

На основании вышеизложенного, административный орган пришел к выводу о том, что бездействие Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, в части не проверки представленной документации Государственным учреждением здравоохранения «Адыгейская республиканская станция переливания крови», повлекло необоснованность выплаты средств федерального бюджета в сумме 435583 рубля.

В результате проверки заинтересованным лицом составлен акт проверки использования субвенций, предоставленных бюджету Республики Адыгея из федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» от 10 сентября 2010 года б/н.

И.о. руководителя управления на основании акта ревизии (проверки) от 10.09.2010 вынесено предписание по устранению выявленных нарушений от 20.09.2010 №18-01-11/5358.

Министерство труда и социального развития Республики Адыгея с вынесенным предписанием от 20.09.2010 №18-01-11/5358 Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае не согласилось, что и послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и возражений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.4 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном или административном порядке.

На основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Согласно ст. 133 НК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в 2009 году из федерального бюджета Республике Адыгея предоставлены субвенции на реализацию мер обеспечения социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России».

Министерству труда и социального развития Республики Адыгея выделены денежные средства в виде субвенций бюджету Республики Адыгея в сумме 17 404 500 рублей из федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» «Почетный донор России».

В свою очередь Министерство труда и социального развития Республики Адыгея зачислило средства федерального бюджета на лицевые счета 9-ти подведомственным территориальным органам.

Территориальные органы Министерство труда и социального развития Республики Адыгея в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 №663 «О порядке награждения граждан нагрудным знаком «Почетный донор СССР» «Почетный донор России» произвели в 2009 году ежегодную денежную выплату 1955 гражданам.

На основании удостоверения от 13.08.2010 №301, выданного руководителем МТУ Росфиннадзора в Краснодарском крае, старшим контролером-ревизором, контролером-ревизором согласно заданию Росфиннадзора от 18.01.2010 №43-01-02-25/95 проведена проверка в Министерстве труда и социального развития Республики Адыгея (далее Министерство) по вопросу использования субвенций, предоставленных бюджету Республики Адыгея из федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» в 2009 году.

По вопросу обоснованности представления граждан к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» проведена встречная проверка в ГУЗ «Адыгейская республиканская станция переливания крови», которой в соответствии с приказом Минздрава России от 31 марта 2005г. №246 дано право представлять к награждению, указанную категорию граждан. В 2009 году учреждение представило к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» 101 гражданина, из них: 46 граждан по смешанной форме донорства крови и ее компонентов.

Однако, в соответствии с пунктом 88 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово - бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово -бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2007 года №75н (далее - Регламент), в ходе ревизии (проверки) может проводиться встречная проверка. Встречная проверка назначается руководителем Росфиннадзора (территориального органа) по письменному представлению руководителя ревизионной группы в порядке, установленном в пунктах 66 и 67 настоящего Регламента.

Под встречной проверкой понимается процедура получения доказательства, которая проводится в рамках контрольных мероприятий путем сличения записей, документов и данных организаций любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации или передавших ей денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации. Основанием для проведения встречной проверки является недостаток информации, который был выявлен в ходе ревизии (проверки) в ревизуемой (проверяемой) организации.

В соответствии с абзацем 4 пункта 66 Регламента решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом, в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).

В соответствии с абзацем 5 пункта 66 Регламента на основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки).

В соответствии с п.79 Административного регламента руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки).

Между тем, согласно акту проверки обоснованности представления граждан к награждению знаком «Почетный донор России» от 31 августа 2010 года б/н, составленного заинтересованным лицом по результатам встречной проверкиГУЗ «Адыгейская республиканская станция переливания крови», данная проверка проведена на основании удостоверения от 13 августа 2010 года №301 согласно заданию Росфиннадзора о 18 января 2010 года №43-01-02-25/95.

Между тем, из материалов дела следует, что указанные удостоверение от 13 августа 2010 года №301 и задание Росфиннадзора о 18 января 2010 года №43-01-02-25/95 выданы на плановую проверку Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, а не на встречную проверку ГУЗ «Адыгейская республиканская станция переливания крови».

Удостоверение на проведение встречной проверки ГУЗ «Адыгейская республиканская станция переливания крови» заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что административным органом не соблюдены положения и требования Административного регламента.

В силу ч.5 ст.201 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Заявитель представил доказательства вынесения оспариваемого предписания с нарушением действующего законодательства, в то время как заинтересованное лицо не подтвердило законность и обоснованность оспариваемого предписания от 20.09.2010 № 18-01-11/5358.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что требования Министерства труда и социального развития Республики Адыгея о признании недействительным предписания от 20.09.2010 № 18-01-11/5358 Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также ст.ст.65-69, 110, 156, 167-170, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным предписание по устранению выявленных нарушений от 20.09.2010 № 18-01-11/5358, принятое Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Орлова