ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-30937/19 от 23.08.2019 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая 32.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                           Дело № А32-30937/2019

23 августа 2019 года 

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Военного прокурора Армавирского гарнизона, г. Армавир

к индивидуальному предпринимателю Решетняк Алле Ивановне, г. Армавир (ИНН 230203851499 ОГРНИП 311230210100022)

о привлечении к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Армавирского гарнизона, г. Армавир (далее –административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Решетняк Алле Ивановне (далее – заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду того, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, за которое назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, определением суда от 08.07.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 11.06.2019 заместителем военного прокурора Армавирского гарнизона майор юстиции Тулиев В.А. вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Решетняковой Аллы Ивановны (ИНН 230203851499 ОГРНИП 311230210100022).Усматривая в действиях общества событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ и ст. 202 АПК РФ, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями арбитражных судов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Диспозиция части 2 статьи 7.24 КоАП РФ состоит в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляют действия по использованию находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В соответствии с частью 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество, предоставленное для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находится в их оперативном управлении и является федеральной собственностью.

Статьей 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

Таким образом, право собственности на вышеуказанный объект нежилого фонда принадлежит Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "СК ТУИО" МО РФ, которое осуществляет оперативное управление данным имуществом.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом в силу положений статьи 209 ГК РФ принадлежат собственнику.

Согласно статье 609 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями, во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.

Пунктом 1 статьи 699 ГК РФ определено, что каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. При этом ссудополучатель должен вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1 статьи 689 Гражданского кодекса).

Судом установлено, что с 03.11.2015 индивидуальный предприниматель Решетняк Алла Ивановна (06.05.1947 года рождения, зарегистрирована Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края 11.04.2011, ОГРН 311230210100022 ИНН 230203851499, проживающая по адресу: 352915, г. Армавир, ул. Урицкого, 148, кв. 38 паспортсерии 0301 № 838092, выдан 01.04.2002 УВД г. Армавира Краснодарского края) осуществляет коммерческую деятельностью на территории Учебной авиационной базы (3 разряда, г. Армавир) ФГКВОУВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова» Минобороны России, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Советской Армии, д. 224А.

С целью осуществления деятельности Решетняк А.И. на территории указанного учреждения арендуется недвижимое имущество по договору от 3.11.2015 № 141/3/3/АИ-24, заключенному с Минобороны России в лице врио начальника ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

В рамках указанных договорных отношений Решетняк А.И. предоставлены нежилые помещения №№ 47-53, расположенные в нежилом здании столовой (кадастровый номер № 23:38:0105006:53, инвентарный номер 03:405:002:000007260:0004, литер Ф), расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Советской Армии, д. 224А.

Общая площадь занимаемых Решетняк А.И. помещений составляет 176,5 кв.м.

Стоимость арендной платы установлена в размере 40 834 руб. 75 коп.

Срок действия указанного договора составляет 5 лет, начиная с 03.11.2015 по 03.11.2020 года.

В то же время, как установлено в ходе проверки и не оспаривается Решетняк А.И., с июня 2018 года предпринимателем заняты дополнительно соседние с занимаемыми по указанному договору помещениями иное имущество - помещения № 35, 36, 37, находящихся в том же здании литер Ф, общая площадь которых составляет 32,2 кв.м.

Использование данных помещений № 35, 36, 37 Решетняк А.И. осуществляется по причине расширения возможностей по обороту товаров при осуществлении предпринимательской деятельности.

Так, помещение № 35 Решетняк А.И. используется для приготовления пищи (кухня), в помещении № 36 размещено холодильное оборудование, в помещении № 37 организован склад продукции.

Указанное свидетельствует об использовании Решетняк А.И. находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.

Проведенной военной прокуратурой Армавирского гарнизона прокурорской проверкой установлено, что пользование данными объектами недвижимого имущества осуществляется Решетняк А.И. незаконно по следующим основаниям.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 23-АЛ № 240543 от 28.11.2012 Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 23:38:0105006:53, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) 28.11.2012 сделана запись регистрации № 23-23-37/076/2012-494.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.11.2012 в Реестре сделана запись № 23-23-37/076/2012-493 о том, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 27.08.2010 № 1137 в оперативное управление ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России передано нежилое здание с кадастровым номером 23:38:0105006:53

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

В силу ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с требованиями ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

Однако ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, либо вышестоящие органы Минобороны России, в которые оно структурно входит, Решетняк А.И. право на использование помещений № 35-37 не давало, договора (контракты) аренды с ней не заключало, в связи с чем данное юридическое лицо использует их незаконно.

Изложенные обстоятельства подтверждаются приведенными выше свидетельствами о регистрации права, объяснениями Решетняк А.И. и другими материалами прокурорской проверки.

Таким образом, Решетняк А.И. совершила использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов, то есть административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В связи с этим 11.06.2019 заместителем военного прокурора Армавирского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушения административным органом норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении не допущены.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учётом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и считает заявление административного органа о привлечении предпринимателя Решетняк А.И. к административной ответственности обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судом дел о привлечении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к административной ответственности госпошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202 - 206  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Решетняк Аллу Ивановну (ИНН 230203851499 ОГРНИП 311230210100022, адрес местонахождения: 352915, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Урицкого, 148, кв. 38, паспорт серии 03.01 № 838092, выдан 01.04.2002 УВД г. Армавир Краснодарского края) к административной ответственности, предусмотренной частью 2  статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.

Доказательства оплаты штрафа ответчику представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение направляется судебному приставу-исполнителю для приведения в исполнение в принудительном порядке.

Судья                                                                                                            И.А. Погорелов