ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-31206/2023 от 25.10.2023 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                      Дело № А32-31206/2023

25 октября 2023 г.                                                                                                

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2023 года

                                  Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2023 года                                       

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вологиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Легенда», г. Краснодар

к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар

об оспаривании предписания от 27.12.2021 № 1755

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Панченко Н.В. - доверенность от 25.01.2023; Рекало И.В. – председатель, паспорт; после перерыва: не явился, извещен

от заинтересованного лица: Языджан А.И. - доверенность от 12.09.2022; после перерыва: не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

Товарищество собственников жилья «Легенда» (далее – заявитель, товарищество, ТСЖ «Легенда») обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, госжилинспекция) об оспаривании предписания от 27.12.2021 № 1755.

Представитель заявителя пояснил: настаивает на удовлетворении заявленных требований; текст оспариваемого предписания получен заявителем в январе 2022 посредством получения по электронному ящику; указывает на уважительность пропуска срока на подачу заявления об оспаривании предписания; просит восстановить указанный срок; просит восстановить срок на подачу заявления об оспаривании предписания.

Основания заявленных требований изложены в заявлении, дополнительных пояснениях, в которых указывает на наличие оснований для отмены предписания от 27.12.2021 № 1755; указывает на отсутствие допущенных нарушений обязательных требований по использованию, сохранности, эксплуатации жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг.

Представитель заинтересованного лица пояснил: возражает против удовлетворения заявленных требований; указывает на законность и обоснованность оспариваемого предписания; 24.01.2022 оспариваемое предписание было получено заявителем.

Возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве, согласно которому указывает на законность и обоснованность оспариваемого предписания, на наличие законных оснований для его принятия; просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании 11.10.2023 объявлен перерыв до 18.10.2023 до 17 час. 40 мин.; после окончания перерыва заседание продолжено.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующее.

Госжилинспекцией края с целью рассмотрения обращений от 12.11.2021 № 75-25258-П/21, от 18.08.2021 № 75-18897-П/21 о признаках нарушения жилищного законодательства в многоквартирном доме № 16 по ул. Зиповской в г. Краснодаре (далее - МКД) на основании распоряжения от 10 декабря 2021 г. № 3739 в отношении ТСЖ «Легенда» проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт от 27.12.2021 № 3791.

По результатам проведения внеплановой документарной проверки на основании акта проверки № 3791 от 27.12.2021госжилинспекцией в адрес ТСЖ «Легенда» выдано предписание от 27.12.2021 № 1755, в соответствии с которым в деяниях товарищества выявлено нарушение пункта 4 части 2 статьи 145. части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011                  № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с предписанием от 27.12.2021 № 1755госжилинспекцией по результатам проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований по использованию, сохранности, эксплуатации жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг:

- размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме № 16 по ул. Зиповская в г. Краснодаре (далее - МКД) за период с августа 2019 по сентябрь 2021 установлен без утверждения на общем собрании членов ТСЖ «Легенда» размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме и сметы доходов и расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением требований пункта 4 части 2 статьи 145. части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил № 491;

- размер платы за дополнительные услуги («лифт», «домофон») за период с августа 2019 по сентябрь 2021 установлен без утверждения на общем собрании членов ТСЖ «Легенда», «целевой сбор на замену окон» в сентябре 2021 установлен без утверждения порядка расчета стоимости размера платы за дополнительную услугу «целевой сбор на замену окон», а также источник финансирования данной услуги;

- за период август 2019 - сентябрь 2021 ТСЖ «Легенда» собственникам помещений в МКД размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами был начислен с нарушением пункта 148(30) Правил № 354.

Применительно к указанным фактам выявленных нарушений товариществу указано на необходимость в срок до 15.02.2022 провести следующие мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений:

- произвести перерасчет путем снижения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений МКД. оформленным протоколом общего собрания МКД № 1 от 24.02.2015 в размере 15,38 руб.  с 1 кв.м. занимаемой площади помещения за период с августа 2019 по сентябрь 2021;

- произвести перерасчет платы за дополнительные услуги «лифт», «домофон», «целевой сбор на замену окон» за период с августа 2019 по сентябрь 2021;

- привести в соответствие пункту 148(30) Правил № 354 порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений в МКД с января 2021.

При указанных обстоятельствах ТСЖ «Легенда» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вынесенного госжилинспекцией предписанияот 27.12.2021 № 1755.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовал материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ТСЖ «Легенда» заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании предписания от 27.12.2021 № 1755; указывает, что копия оспариваемого предписания получена заявителем в январе 2022; в качестве оснований заявленного ходатайства ссылается на уважительность причин пропуска процессуального срока на обращение в арбитражный суд; указывает, что Законом № 248-ФЗ предусмотрен досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа; 27.01.2022 предписание было обжаловано через системы ГИС ЖКХ; ответ на жалобу поступил лишь 03.03.2023, и не содержал результата рассмотрения жалобы; 06.03.2022 товариществом вновь направлено обращение с требованием представить результат рассмотрения жалобы от 27.01.2022; при указанных обстоятельствах товарищество считает, что действия госжилинспекции края по несвоевременном направлению в адрес товарищества ответа на жалобу на предписание нарушили права товарищества и повлекли за собой пропуск срока на обжалование предписания в судебном порядке.

При оценке уважительности пропуска заявителем срока на подачу заявления об оспаривании указанного предписания суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части четвертой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Правовая природа этого срока не определена; однако, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом при рассмотрении спора по существу.

В Определении от 18.11.2004 № 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления установленного частью четвертой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.

Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

В силу части 2 статьи 115 и части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие признанных арбитражным судом уважительных причин к восстановлению пропущенного срока и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока являются основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В Определении от 18.11.2004 № 387 - О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, копия оспариваемого предписания от 27.12.2021               № 1755 направлена госжилинспекцией в адрес ТСЖ «Легенда» заказным письмом                   № 35099152561831, получена товариществом 24.01.2022.

С заявлением об оспаривании предписания от 27.12.2021 № 1755 товарищество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края 15.06.2023.

Судом установлено, что при указанных обстоятельствах от заявителя поступило ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании предписания.

Применительно к обстоятельствам, изложенным товариществом в обоснование доводов об уважительности причин пропуска срока на обращение в арбитражный суд, из материалов дела установлено следующее.

27.01.2022  ТСЖ «Легенда» направлены возражения на предписание от 27.12.2021     № 1755.

Ответ на указанные возражения заявителю не поступил.

Заявлением от 02.02.2023 № 01/02-2023 ТСЖ «Легенда» обратилось в госжилинспекции края, указало, что обжаловало предписание от 27.12.2021 № 1755; однако, жалоба рассмотрена не была; просрочка составляет 340 дней; указало, что оставляет за собой право обратиться в надзорный орган для возбуждения в отношении исполнителя дела об административном правонарушении.

В ответ на указанное заявление госжилинспекция в письме от 03.03.2023 указала, что возражения товарищества были рассмотрены, дан письменный ответ от 11.03.2022, который с нарушением установленных сроков и порядка направления ответа в форме электронного документа направлен в адрес товарищества простой почтовой корреспонденцией; госжилинспекция также указала, что решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30.01.2022 по делу № 2-20322/2022 удовлетворены исковые требования госжилинспекции края о признании бездействия ТСЖ «Легенда» по устранению нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации незаконным, об обязании выполнить требования жилищного законодательства, содержащиеся в предписании от 27.12.2021 № 1755.

В соответствии с приложенным ответом от 11.03.2022 госжилинспекция указала, что выводы специалиста по результатам проведенной проверки соответствуют требованиям действующего жилищного законодательства; у госжилинспекции края отсутствуют основания для отмены результатов внеплановой документарной проверки, оформленной актом от 27.12.2021 № 3739. 

Заявлением от 06.03.2023 товарищество указало, что предоставленный ответ от 11.03.2022 не является ни отказом в рассмотрении жалобы, ни решением по жалобе; данное письмо не содержит информации о том, по каким основаниям жалоба не рассмотрена либо оставлена без удовлетворения; просило предоставить информацию о результатах рассмотрения жалобы; указало, что оставляет за собой право обратиться в надзорный орган для возбуждения в отношении исполнителя дела об административном правонарушении.

В ответ на указанное заявление госжилинспекция в письме от 03.03.2023 указала, что возражения товарищества были рассмотрены; дан письменный ответ от 11.03.2022; досудебный порядок оспаривания предписания от 27.12.2021 № 1755, установленный Законом № 248-ФЗ от 31.07.2020, применению не подлежит.

При названных обстоятельствах суд исходит из того, что согласно пункту 15 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» жалобы на решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в рамках проведения проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу Закона № 248-ФЗ, а также решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в отношении проверок в случае, указанном в части 8 статьи 98 Закона № 248-ФЗ, поступившие после 01.07.2021, рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок их обжалования, в том числе в части проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, и действовавшими на дату начала организации и проведения таких проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Внеплановая проверка в отношении ТСЖ «Легенда» начата на основании распоряжения госжилинспекции края от 10.12.2021 № 3739, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, досудебный порядок оспаривания предписания госжилинспекции края от 27.12.2021 № 1755, установленный Законом № 248-ФЗ, применению не подлежит; доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению судом, как не основанные на правильном толковании норм материального и процессуального права.

Применительно к доводам заявителя о том, что пропуск срока на обращение в суд обусловлен исключительно бездействием госжилинспекции края по не рассмотрению жалобы товарищества от 27.01.2022 (ответ, не содержащий результатов рассмотрения жалобы, получен 03.03.2023), суд исходит из того, что полагая необходимым досудебное обжалование предписания от 27.12.2021, товарищество, не получив от госжилиспекции процессуального документа по результатам рассмотрения жалобы по истечении установленного срока рассмотрения жалобы, не было лишено возможности оспаривания предписания госжилинспекции края от 27.12.2021 № 1755 в судебном порядке; доводы заявителя сами по себе не могут свидетельствовать о невозможности обжалования указанного предписания в установленный срок; доказательств иного, обратного суду представлено не было; в материалах дела не имеется и заявителем в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности при названных обстоятельствах обращения заявителя в суд с целью оспаривания указанного акта контрольного органа в разумный срок.

Рассмотрев данное ходатайство, суд приходит к выводу, что в данном случае срок на обращение с заявлением в суд пропущен не по уважительной причине.

В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением установлен трехмесячный срок со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

С учётом установленной даты получения копии оспариваемого предписания от 27.12.2021 № 1755заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов 24.01.2022.

Заявление товарищества об оспаривании предписания поступило в суд 15.06.2023, то есть при указанных фактических обстоятельствах со значительным (более одного года) пропуском срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с даты, когда товарищество не могло не знать о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым актом.

Заявителем не представлено каких-либо доказательств наличия препятствий, ограничивающих товарищество в своевременном обращении в суд с заявлением об оспаривании предписания; наличие обстоятельств, на которые ссылается товарищество в указанном ходатайстве, не исключало само по себе возможности своевременного оспаривания предписания, полученного товариществом 24.01.2022, применительно к существу доводов, изложенных в поступившем в суд заявлении.

Обстоятельств, находящихся вне контроля и волеизъявления заявителя и  свидетельствующих о невозможности подать заявление в арбитражный суд до истечения указанного процессуального срока, судом не установлено; в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих документально наличие указанных обстоятельств.

При указанных фактических обстоятельствах следует, что решение вопроса об обращении в арбитражный суд с заявленным требованием об оспаривании предписания зависело исключительно от волеизъявления самого заявителя, как хозяйствующего субъекта.

Доказательств иного, обратного материалы дела не содержат; иного заявителем суду представлено не было.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением об оспаривании предписания заинтересованного лица с пропуском предусмотренного законом срока при отсутствии к тому уважительных причин.

Заявитель не представил доказательства уважительных причин пропуска срока на обжалование оспариваемого предписания; оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока на обращение с заявлением в суд не имеется.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; уважительность пропуска срока заявителем в нарушение требований ст.ст. 65, 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не доказана.

Поскольку к уважительным причинам пропуска процессуального срока следует относить объективные обстоятельства, лишающие лицо возможности в установленный срок совершить соответствующее процессуальное действие, а заявитель не был лишен возможности обращения за судебной защитой в установленный законом, действующим на тот момент, срок, оснований для его восстановления судом не установлено.

В силу части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Доказательств, подтверждающих наличие причин к восстановлению указанного срока, равно как и доказательств, свидетельствующих об уважительности его пропуска, судом не установлено и в материалах дела не имеется.

Указанные обстоятельства в их совокупности и логической взаимосвязи указывают на наличие оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Пропуск указанного срока на подачу заявления при отсутствии доказательств, свидетельствующих об уважительности его пропуска, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Аналогичная правовая позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 19.04.2006 № 16228/05, согласно которой пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, при отсутствии причин к восстановлению срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При рассмотрении доводов заявителя об отсутствии допущенных нарушений обязательных требований по использованию, сохранности, эксплуатации жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг, суд исходит из следующего.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 № 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края" утверждено  Положение о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, в соответствии с которым Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - Инспекция) является органом исполнительной власти Краснодарского края (на правах управления), уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 4.2 указанного Положения должностные лица Инспекции, уполномоченные осуществлять региональный государственный жилищный надзор и (или) лицензионный контроль в пределах возложенных полномочий, в установленном порядке имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и (или) лицензионных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований и (или) лицензионных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (пункт 4.2.3).

В ходе проверки госжилинспекцией края установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 24.02.2015 № 1 приняты решения о выборе способа управления МКД - управление товариществом собственников недвижимости (ТСЖ «Легенда»), а также об установлении платы за содержание и текущий ремонт в МКД в размере 15,38 руб./кв.м.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели, устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.

В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), размер обязательных платежей и взносов членов товарищества, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также размер платы за содержание и ремонт общего имущества для собственников, не являющихся членами ТСЖ, определяются органами управления товарищества на основе утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

При анализе платежных документов за период с августа 2019 по сентябрь 2021, представленных к проверке, госжилинспекцией края установлено, что ТСЖ «Легенда» предъявляет плату за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД в размере 21,84 руб./кв.м.

Сметы доходов и расходов на содержание общего имущества за проверяемый период, на основании которых утверждена плата в размере 21,84 руб./кв.м. ТСЖ «Легенда» к проверке не представлены.

Вместе с тем, протоколом общего собрания членов ТСЖ «Легенда» от 30.06.2018             № 2 принято решение «корректировать оплату за содержание общего имущества пропорционально и в срок с изменением стоимости коммунальных ресурсов».

Иных документов, на основании которых ТСЖ «Легенда» определяет размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, к проверке не представлено.

Из указанного следует, что определение размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, а также утверждение смет доходов и расходов товарищества на год является обязанностью товарищества, которая ТСЖ «Легенда» не исполнена.

Таким образом, заинтересованное лицо пришло к обоснованному и правомерному выводу о том, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД за период с августа 2019 по сентябрь 2021 установлен без утверждения на общем собрании членов ТСЖ «Легенда» размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме и сметы доходов и расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, что само по себе является нарушением требований пункта 4 части 2 статьи 145, части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил № 491.

В соответствии с частью 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Включение размера платы за дополнительные услуги в платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг является правомерным в случае, если общим собранием членов товарищества собственников жилья принято соответствующее решение.

В ходе анализа платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с августа 2019 по сентябрь 2021 госжилинспекцией края установлено, что ТСЖ «Легенда» собственникам помещений в МКД предъявляет отдельной строкой плату: за лифт в размере 76,33 руб. за 1 человека, проживающего в жилом помещении граждан; за домофон в размере 30 руб. с жилого помещения в МКД.

При этом решения общего собрания членов ТСЖ «Легенда» об утверждении этих дополнительных услуг и платы за них ТСЖ «Легенда» в рамках проверки не представлены.

Также в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2021 собственникам помещений в МКД выставлен целевой сбор на замену окон в размере 15 руб./кв.м.

Протоколом от 20.06.2021 № 1 общего отчетно-выборного собрания членов ТСЖ «Легенда» (вопросу № 7 повестки дня) принято решение «Отдельный целевой сбор на замену окон».

Однако, порядок расчета стоимости размера платы за дополнительную услугу «целевой сбор на замену окон», а также источник финансирования данной услуги указанным протоколом не установлен.

Таким образом, заинтересованное лицо пришло к обоснованному выводу, что размер платы за дополнительные услуги («лифт», «домофон», «целевой сбор на замену окон») за период с августа 2019 по сентябрь 2021 установлен без утверждения на общем собрании членов ТСЖ «Легенда», не утвержден порядок расчета стоимости размера платы за дополнительную услугу «целевой сбор на замену окон», а также источник финансирования данной услуги, что является нарушением требований части 8 статьи 156 ЖК РФ.

Кроме того, в рамках проверки исследованию подлежал вопрос соблюдения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в МКД.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируется пунктами 148(1) - 148(48) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с пунктом 148 (34) Правил № 354 исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой. Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Предельный тариф в области обращения с ТКО утвержден приказом региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2017 № 31/2017-ТКО. Для Краснодарской зоны обслуживания (г. Краснодар и Динской район) с 16.04.2017 выбран региональный оператор АО «Мусороуборочная компания».

Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 Правил № 354, а именно исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 № 175 утверждены нормативы накопления ТКО для населения. Предельный тариф в области обращения с ТКО утвержден приказом региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 05.04.2017 № 2/2017-ТКО.

Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО должен производиться исходя из установленных тарифов и нормативов.

При рассмотрении расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по жилому помещению № 9 в МКД за период - август 2019 - сентябрь 2021 госжилинспекцией установлено, что за указанный период ТСЖ «Легенда» собственникам помещений в МКД размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО был начислен с нарушением пункта 148(30) Правил № 354.

Вместе с тем, перерасчет  размера  платы  коммунальную  услугу  по обращению с ТКО за период август 2019 - сентябрь 2021, выполненный госжилинспекцией в соответствии с нормативами потребления, приведёт к увеличению размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для собственников помещений в МКД и, соответственно, к ухудшению положения собственников помещений в МКД, в связи с чем предписание о перерасчете не выдавалось. Однако, оспариваемое предписание содержит указание о том, что ТСЖ «Легенда» необходимо с января 2021 привести в соответствие порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО согласно пункту 148 (30) Правил №354.

Учитывая изложенное, названные фактические обстоятельства, установленные судом, делается вывод о документальном подтверждении материалами дела обстоятельств, послуживших основаниями для принятия оспариваемого заявителем предписания, о его законности и обоснованности.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, ином в материалах дела не имеется и суду представлено не было.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также считает необходимым указать следующее.

Госжилинспекция края обратилась в Прикубанский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным бездействия ТСЖ «Легенда» по устранению нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации, обязании выполнить требования жилищного законодательства, содержащиеся в предписании от 27.12.2021 № 1755.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08.06.2023, удовлетворены исковые требования госжилинспекции края о признании бездействия ТСЖ «Легенда» по устранению нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации незаконным, суд обязал ТСЖ «Легенда» выполнить требования жилищного законодательства, содержащиеся в предписании от 27.12.2021 № 1755.

В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Названными судебными актами судов общей юрисдикции также установлено наличие в деяниях товарищества поименованных в оспариваемом предписании нарушений требований жилищного законодательства, послуживших основанием для его выдачи.

Названное в своей совокупности и логической взаимосвязи само по себе свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьей 120 Конституции Российской Федерации, статьями 27, 29, 117, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании предписания от 27.12.2021 № 1755 – отказать.

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия (изготовления решения в полном объёме) в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                Л.О. Федькин