ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-31475/12 от 07.10.2013 АС Краснодарского края

24 октября 2013 г.

Дело № А32-31475/2012

г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 07.10.2013

Решение изготовлено в полном объеме 24.10.2013

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе председательствующего судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой Н.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ТСЖ «Гаврилова 86», г.Краснодар

к Администрации МО г.Краснодар, г.Краснодар

о признании действий по изъятию земельного участка и установлению сервитута незаконными, прекращении сервитута на земельный участок, признании постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 №5422 не соответствующим закону, признании постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 №5422 незаконным, так как подписано ненадлежащим должностным лицом.

при участии:

от заявителя: Сокол О.Е.- председатель ТСЖ (выписка из ЕГРЮЛ от 08.10.2012), Гладкий В.В.- представитель по доверенности от 10.10.2012;

от заинтересованного лица: Каплун Ж.П.- главный специалист по доверенности от 25.06.2013.

установил:

ТСЖ «Гаврилова 86», г.Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации МО г.Краснодар, г.Краснодар, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар о:

-признании действий администрации МО г.Краснодар по изъятию земельного участка и установлению сервитута, в виду несогласования условий изъятия, целей изъятия, то есть процедуру изъятия, а также действия по установлению сервитута на земельный участок- незаконными;

-прекращении сервитута на земельный участок по адресу: г.Краснодар, ул.Гаврилова, д.86;

-признании постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном внутригородском округе г.Краснодара» в отношении изъятия для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым №23:43:0202073: площадью 1 073 кв.м. по ул. Гаврилова, 86 в Западном внутригородском округе г.Краснодара- не соответствующим закону, в части несоглосования целей и условий изъятия земельного участка;

-признании постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном внутригородском округе г.Краснодара» в отношении изъятия для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым №23:43:0202073: площадью 1 073 кв.м. по ул. Гаврилова, 86 в Западном внутригородском округе г.Краснодара незаконными, так как подписано не надлежащим должностным лицом (т.1 л.д.3-13).

Заявитель в ходе рассмотрения дела неоднократно уточнял заявленные требования (т.1 л.д.73-83).

Согласно последних уточнений, заявитель просил суд:

-признать книгу 3 Техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре заказ №07-3374 исх.№08/01-158 заказчик ООО «Агро Ком» недействительным (незаконным);

-признании действий администрации МО г.Краснодара по изъятию земельного участка (постановление администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном внутригородском округе г.Краснодара») в виду не направления требования о сносе аварийного жилья и в части признания многоквартирного дома Лит.Д в г.Краснодаре по ул.Гаврилова, 86 аварийным (постановление главы МО г.Краснодар №2683 от 29.08.2008 «О признании многоквартирных домов по ул.Гаврилова,86 Лит.Д, ул.Гаврилова, 88 Лит.Е» в г.Краснодаре аварийными и подлежащими сносу) незаконными и не соответствующему действующему законодательству;

-признании постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 №5422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном внутригородском округе г.Краснодара кадастровый №23:43:0202073: площадью 1 073 кв.м. по ул. Гаврилова, 86» не соответствующим закону, в части не согласования целей и условий изъятия земельного участка у участников общей долевой собственности (т.2 л.д.2-8).

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований судом рассмотрено, удовлетворено в порядке ст. 49 АПК РФ (определение суда от 04.06.2013). Требования заявителя рассматриваются с учетом уточнений (т.2 л.д.23-25).

Заявитель в ходе рассмотрения дела отказался от требований к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (т.2 л.д.14).

Определением суда от 04.06.2013 производство по требованиям к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю прекращено (т.2 л.д.23-25).

Администрация МО г.Краснодар в ходе рассмотрения дела представляла отзывы, считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению (т.1 л.д.48-49).

Заявитель в судебном заседании заявил ходатайства о назначении по делу строительно-технической и почерковедческой экспертиз.

Ходатайства заявителя о назначении экспертиз судом рассмотрены, отклонены как необоснованные.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

Как следует из заявленных требований, 13.09.2012 года собственниками многоквартирного дома по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре были получены письма об установлении сервитута на земельный участок, принадлежащий им на праве общей долевой собственности.

Согласно постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 №5422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном внутригородском округе г.Краснодара» указанный земельный участок с кадастровым №23:43:0202073:173 площадью 1 073 кв.м. по ул.Гаврилова, 86 в Западном внутригородском округе г.Краснодара изъят для муниципальных нужд у собственников многоквартирного дома по ул.Гаврилова, 86.

Из заявления следует, что на основании указанного постановления от 28.06.2012 №5422 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировано обременение на данный земельный участок в пользу МО г.Краснодар от 16.07.2012 №23-23-01/2019/2012-114 (выписка из ЕГРП от 20.07.2012).

Заявитель полагает, что в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственнику выплачивается плата за изымаемый земельный участок (выкупная цена), в которую включаются возникшие убытки.

При этом убытки возмещаются на основании Правил возмещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 №262, а также ст. 57 Земельного кодекса РФ.

В силу п.4 ст. 57 Земельного кодекса РФ, при расчетах размеров возмещения, убытки собственников определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков.

Вместе с тем, оценка рыночной стоимости земельного участка (убытков при изъятии) не произведена.

Расчет убытков производится из расчета рыночной стоимости земельного участка и домовладения (квартиры), расположенного на данном земельном участке (доли земельного участка принадлежащего на праве общей долевой собственности).

Заявитель считает, что в силу Конституции РФ, администрация МО г.Краснодар должна предложить собственнику компенсацию за изъятие земельного участка (доли земельного участка), а также за изъятие квартиры в виде жилья.

Из заявления следует, что ни компенсация за изъятие земельного участка, ни компенсация за изъятие жилья собственникам многоквартирного дома по ул.Гаврилова, 86 предложена не была.

Заявитель в заявлении указал, что до настоящего времени администрация МО г.Краснодар не обращалась к собственникам многоквартирного дома по ул.Гаврилова, 86 с предложением о заключении соглашения о выкупе земельного участка, принадлежащим им на праве общей долевой собственности, и о предоставлении жилья (квартир) взамен изымаемых.

Заявитель считает, что в силу закона изъятие для государственных и муниципальных нужд имущества собственников производится только с предварительным равноценным возмещением.

Ввиду того, что оценка земельного участка согласно действующего законодательства не проведена, выкупная цена земельного участка и расположенного на нем многоквартирного домовладения не определена, окончательная цена по договору (соглашение о выкупной цене каждой квартиры и общего имущества, в том числе и права общей долевой собственности на земельный участок) не установлены, заинтересованным лицом нарушены нормы действующего законодательства.

Так, заявитель в заявлении указал, что в оспариваемом постановлении не указаны условия и цели изъятия спорного земельного участка.

Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотрены ч.1 ст. 63 Земельного кодекса РФ, а именно, изъятие земельных участков в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) Предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) Возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) Возмещения в соответствии со ст. 62 Земельного кодекса РФ в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу ч.4 ст. 63 Земельного кодекса РФ, собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 ст. 63 Земельного кодекса РФ, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Из заявления следует, что в ответах компетентных органов нигде не просматривается, каким образом субъект РФ- Краснодарский край наделил полномочиями МО г.Краснодар по изъятию земельных участков у собственников и порядок такого изъятия, сроки изъятия, сроки проведения оценки выкупной стоимости, каким компетентным или заслуживающим доверия органом или организацией будет проведена оценка, очередность таких процедур и их прозрачность.

До настоящего времени уполномоченным органом не предложен вариант предоставления земельного участка взамен изымаемого или выкупная стоимость земельного участка и общего имущества граждан.

Заявитель в заявлении указал, что не понятна природа регистрации сервитута без отказа или согласия собственника имущества, в том числе общего имущества (включая земельный участок) на данный сервитут.

Заявитель считает, что постановление об изъятии нарушает права собственника земельного участка. Принятое решение об обременении земельного участка стесняет собственника земельного участка в осуществлении прав, ограничивает возможность самостоятельно определять юридическую судьбу участка.

В постановлении администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 №5422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном внутригородском округе г.Краснодара» нигде не указываются:

-основания муниципальной нужды для изъятия, цель изъятия, срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие;

-нет указаний на права собственников в связи с предстоящим изъятием;

-нигде не отражена необходимость обеспечения проведения оценки изымаемого земельного участка (его частей) и объектов недвижимости;

-что какой-то орган должен совершить действия, направленные на заключение с собственниками земельного участка соглашения о его выкупе.

Заявитель обращался в Администрацию МО г.Краснодар за разъяснением сложившейся ситуации.

Письмом от 04.09.2012№22-1493п Управление по жилищным вопросам Администрации МО г.Краснодар сообщило заявителю о том, что до настоящего времени благоустроенные квартиры, предназначенные для переселения граждан, департаментом строительства администрации МО г.Краснодар не закуплены.

Заявитель в заявлении также указал на то обстоятельство, что председатель ТСЖ не участвовала в работе комиссии по обследованию их дома, никто из собственников многоквартирного дома не получал от председателя ТСЖ доверенности, их не привлекали к работе комиссии с правом совещательного голоса, никто не был уведомлен об обследовании дома и ни одна квартира по факту не обследовалась, в квартиры не заходили, на чердак не поднимались, в подъездах комиссию никто не видел. В связи с этим, вызывает сомнение факт аварийности технического состояния дома без определения технического состояния входящих в него помещений.

Заявитель в заявлении указал, что подготовленные экспертами и проектно-изыскательскими организациями заключения являются несостоятельными и не отражающими действительности.

Заявитель также указал, что уполномоченным органом нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям (п.44 Положения).

Так, заявитель указал, что собственникам многоквартирного дома какие-либо документы: обследования, решения, заключения, акты о состоянии квартир не передавались, не направлялись и не озвучивались.

Заявитель в заявлении указал, что собственники жилых помещений вправе были участвовать в работе комиссии с правом совещательного голоса, выражать свое мнение относительно признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Заявитель считает, что привлечение собственников жилых помещений к работе межведомственной комиссии является обязательным.

Заключение эксперта, заключение государственной жилищной инспекции, заключение межведомственной комиссии, постановление об аварийности дома не направлялось собственникам многоквартирного дома.

Заявитель полагает, что на основании незаконных действий эксперта, государственной жилищной инспекции, администрацией МО г.Краснодар вынесено незаконное постановление о признании дома аварийным, поскольку принято с нарушением закона, и нарушает права и законные интересы жильцов многоквартирного дома.

Администрацией МО г.Краснодар издано постановление №2683 от 29.06.2008 «О признании многоквартирных домов по ул. Гаврилова, 86 Лит.Д, ул.Гаврилова, 88 Лит.Е в г.Краснодаре аварийными и подлежащими сносу» на основании заключения МВК и акта осмотра, а данные заключения сделаны на основании Книги 3 Техническое заключение о состоянии технических конструкций жилого дома Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре заказ 07-3374 исх.№08/01-189 от 2008 года, которое, по мнению заявителя, является незаконным ввиду следующего.

Согласно п.7 Положения о признания помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, заказчиком данного технического заключения должна выступать администрация МО г.Краснодар или МВК.

Вместе с тем, техническое заключение изготовлено по заказу ООО «Агро Ком».

Заявитель считает, что администрацией МО г.Краснодар для проведения работ по оценке состояния многоквартирного дома должен был заключен муниципальный контракт на оказание оказанных услуг.

Вместе с тем, данное заключение изготовлено на основании распоряжения главы МО г.Краснодар от 26.01.2006 №180/п (о реконструкции центральной части МО г.Краснодар).

Порядок подготовки, проведения и оформления результатов обследования несущих строительных конструкций, зданий, строений и сооружений и оценки их технического состояния в 2008 году (на момент издания постановления об аварийности дома) регламентированы Правилами СП 13-102-2003.

Пунктом 5.1. Правил предусмотрено, что обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится в три связанных между собой этапа:

-подготовка к проведению обследования;

-предварительное (визуальное) обследование;

-детальное (инструментальное) обследование.

Заявитель считает, что ГУП КК ПИ «Крайжилкоммунпроект» в нарушение п.8.1.1. не проведено сплошное инструментальное обследование. Кроме того, акт МВК не соответствует установленной в Приложении №2 к Постановлению Правительства от 28.01.2006 №47, форме, также отсутствуют приложения к акту: результаты инструментального контроля, результаты лабораторных испытаний, результаты исследований, заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций.

Заявитель также указал, что администрацией МО г.Краснодар в нарушение требований ст. 32 Жилищного кодекса РФ, собственникам квартир №26,27,32 многоквартирного дома по ул.Гаврилова, 86, не направлялись требования о сносе.

Поскольку заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре не соответствует требованиям СП 13-102-2003 и Положению, утвержденному Постановлением Правительства №47 от 28.01.2006, представляет собой документ, адресованный конкретным лицам, и влечет за собой определенные юридические последствия, заключение, по мнению заявителя является ненормативным актом, подлежащим оспариванию в порядке гл.24 АПК РФ.

Указанные выше обстоятельства и явились основанием для обращения заявителя в суд.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из уточненных исковых требований следует, что заявитель просит признать книгу 3 Техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре заказ №07-3374 исх.№08/01-158 заказчик ООО «Агро Ком» недействительной (незаконной).

Вместе с тем, техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре не отвечает признакам ненормативного правового акта.

Так, ненормативный правовой акт- это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности, предписание антимонопольного органа и т.д.). Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения (например, требование об уплате налога, предписание о прекращении нарушений требования закона, решение о предоставлении земельного участка).

Не смотря на то, что Техническое заключение о состоянии строительных конструкций подготовлено в отношении конкретного объекта- жилого дома Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре, оно не содержит властных предписаний, а лишь констатирует техническое состояние помещений.

Суд считает, что Техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре заказ №07-3374 исх.№08/01-158, является рабочим документом, не подлежащим обжалованию в порядке гл. 24 АПК РФ.

Таким образом, заявитель, предъявив требование о признании книги 3 Техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре заказ №07-3374 исх.№08/01-158 заказчик ООО «Агро Ком» недействительной (незаконной) неверно избрал способ защиты нарушенного права.

Кроме того, заявителем заявлены требования о признании действий администрации МО г.Краснодара по изъятию земельного участка (постановление администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном внутригородском округе г.Краснодара») в виду не направления требования о сносе аварийного жилья и в части признания многоквартирного дома Лит.Д в г.Краснодаре по ул.Гаврилова, 86 аварийным (постановление главы МО г.Краснодар №2683 от 29.08.2008 «О признании многоквартирных домов по ул.Гаврилова,86 Лит.Д, ул.Гаврилова, 88 Лит.Е» в г.Краснодаре аварийными и подлежащими сносу) незаконными и не соответствующему действующему законодательству; а также о признании постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 №5422 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Западном внутригородском округе г.Краснодара кадастровый №23:43:0202073: площадью 1 073 кв.м. по ул. Гаврилова, 86» не соответствующим закону, в части не согласования целей и условий изъятия земельного участка у участников общей долевой собственности.

Из отзыва администрации МО г.Краснодар следует, что порядок признания жилого помещения аварийным, подлежащим сносу определяется положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В 2008 году ГУП КК ПИ «Крайжилкоммунпроект» проведено обследование технического состояния строительных конструкций жилого дома по ул.Гаврилова,86 в г.Краснодаре. Заказчиком работ выступало ООО «Агро Ком» (заказ №07-3374 исх.№08/01-159).

Согласно техническому заключению (книга 3) о состоянии строительных конструкций жилого дома по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре, фактически все строительные конструкции жилого дома Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре находятся в ветхом состоянии с физическими износами 70-75%. Стены и перекрытия находятся в аварийном состоянии с угрозой обрушения. Общий физический износ жилого дома на основании обследования составляет 72,4%.

В процессе обследования установлено следующее:

-строительные конструкции строения находятся в ветхом и негодном состоянии, исчерпали несущую способность и грозят обрушением;

-стены и перекрытия находятся в аварийном состоянии;

-толщина стен недостаточна по теплотехническим требованиям;

-практически все строительные конструкции обследуемого строения выполнены из горючих материалов со степенью огнестойкости –V;

-строение не сейсмостойко.

ГУП КК ПИ «Крайжилкоммунпроект» в техническом заключении сделан вывод о том, что выполнение капительного ремонта с доведением конструкций и внутренней планировки до норм СНиП и СаНПиН экономически нецелесообразно, так как потребует замены всех строительных конструкций. При этом стоимость ремонта будет не менее стоимости нового строительства аналогичного жилого дома.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006, обследуемый жилой дом Лит.Д по состоянию строительных конструкций является аварийным и подлежащим сносу.

Признание помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. При этом такая комиссия может быть создана как федеральным органом исполнительной власти, так и органом субъекта, а также органом местного самоуправления.

Распоряжением главы администрации Западного внутригородского округа г.Краснодара от 13.05.2008 года №157-р утвержден состав межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда, куда вошли: Ярахмедов Я.А. (председатель комиссии, заместитель главы администрации округа), Молозин А.В. (заместитель председателя комиссии, начальник филиала МУ «ГУК-Краснодар» по Западному внутригородскому округу, Круглова Е.П. (секретарь комиссии, инженер по межведомственной работе филиала МУ «ГУК-Краснодар» по Западному внутригородскому округу), Гвоздикова А.А. (начальник отдела МУ «Информационный центр по обеспечения градостроительной деятельности МО г.Краснодар» по Западному внутригородскому округу).

29.05.2008 года комиссией проведено обследование технического состояния жилого дома по ул.Гаврилова,86, в результате чего, комиссией установлено, что многоквартирный жилой дом 1950 года постройки, состоит из 2 секций, количество квартир-8, общая площадь- 430 кв.м., жилая -219 кв.м., материал стен- деревянно-каркасный, материал кровли- шифер, материал фундамента- кирпич. Физический износ дома- 75%. Уровень благоустройства- имеется вода, канализация, электричество, отопление (печное- газовое).

Деревянные наружные стены имеют неравномерные осадки, искривление линии цоколя, значительное отслоение от вертикали, трещины, обрушение штукатурки. Перекрытия деревянные, балки из бревен. В балках перекрытия гниль, значительное провисание балок. На шиферной кровле сколы, трещины. Оконные и дверные заполнения имеют перекосы, гниль. В квартире отсутствует центральное теплоснабжение, отопление печное газовое (форсунка).

Согласно заключению комиссии, помещения в многоквартирном жилом доме по ул.Гаврилова, 86 не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и признаются непригодными для проживания.

Согласно акту обследования многоквартирного жилого дома по ул.Гаврилова, 86 от 04.06.2008 №144, составленному комиссией, сформированной на основании распоряжения главы администрации Западного внутригородского округа от 13.05.2008 №157-р, жилой дом Лит.Д по ул.Гаврилова, 86 двухэтажный, 8 квартирный, 1950 года постройки. Стены деревянные, каркасные с обшивкой досками и штукатуркой на дранке. В стенах имеются трещины, деформации, обрушение штукатурки, состояние стен аварийное. Износ- 75%. Фундамент кирпичный, ленточный, имеет неравномерную осадку, состояние ветхое, физический износ 75%. Перекрытия деревянные. В балках перекрытия гниль, прогибы, обрушение штукатурки, физический износ- 75%. Крыша четырехскатная, с деревянной стропильной системой, имеет загнивания, состояние ветхое, физический износ- 70%.

Рекомендации межведомственной комиссии:

-проведение капитального ремонта с доведением конструкций и внутренней планировки до норм СНиП и СаНПиН экономически нецелесообразно, так как потребует замены всех строительных конструкций;

-граждане, проживающие в многоквартирном доме по ул.Гаврилова, 86 Лит.Д подлежат отселению.

Согласно заключению межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: Согласно п.34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в соответствии с техническим заключением ГУП КК ПИ «Крайжилкоммунпроект» (заказ 07-3374 от 01.2008), многоквартирный жилой дом по ул.Гаврилова, 86 Лит.Д является аварийным, подлежащим сносу на основании имеющихся деформаций фундаментов, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

По результатам рассмотрения документов (технический паспорт, заключение государственной жилищной инспекции Краснодарского края, выписки из лицевых счетов, техническое заключение о состоянии строительных конструкций, выполненное ГУП КК ПИ «Крайжилкоммунпроект» (заказ 07-3374 от 01.2008) и на основании акта межведомственной комиссии№144 от 04.06.2008, составленного по результатам обследования, согласно п.34«Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и пдлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в соответствии с техническим заключением ГУП КК ПИ «Крайжилкоммунпроект» (заказ 07-3374 от 01.2008), межведомственная комиссия приняла заключение, что многоквартирный дом по ул.Гаврилова, 86 Лит.Д является аварийным и подлежит сносу на основании имеющихся деформаций фундаментов, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

Постановлением главы администрации МО г.Краснодар от 29.08.2008 №2683 многоквартирный жилой дом по ул.Гаврилова, 86 Лит.Д в г.Краснодаре признан аварийным и подлежащим сносу.

Указанным постановлением Управлению по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар предписано обеспечить документальное сопровождение переселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирных домах по ул.Гаврилова, 86 Лит.Д до 10.02.2009.

Пунктом 3 указанного постановления собственникам квартир №№26,27,28,29,30,32 в многоквартирном доме по ул.Гаврилова,86 Лит.Д необходимо осуществить снос квартир в данном доме до 01.03.2009.

Пунктом 5 данного постановления МУ «Городская управляющая компания-Краснодар» в течение 5 рабочих дней с момента издания постановления уведомить собственников квартир по ул.Гаврилова, 86 Лит.Д о принятом постановлении.

В материалы дела представлены копии уведомлений, из которых следует, что Постановление главы администрации МО г.Краснодар от 29.08.2008 №2683 направлялось собственникам многоквартирного жилого дома по ул.Гаврилова,86 Лит.Д 04.09.2008 и было ими получено.

В соответствии с п.10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

В связи с тем, что собственниками квартир в многоквартирном доме по ул.Гаврилова, 86 не осуществлен снос квартир в сроки, установленные в п.3 постановления главы администрации МО г.Краснодар от 29.08.2008 №2683- до 01.03.2009, Департаментом архитектуры и градостроительства произведено формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по ул.Гаврилова, 86, с присвоением ему кадастрового №23:43:0202073:143 (дата постановки земельного участка на государственный кадастровый учет-17.11.2011).

Постановлением администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422, земельный участок с кадастровым №23:43:0202073:143, площадью 1 073 кв.м. по ул.Гаврилова, 86 изъят для муниципальных нужд.

Изданию постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422 предшествовало Постановление администрации МО г.Краснодар от 05.10.2011 №7310 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО г.Краснодар на 2011-2012 года- II».

Пунктом 2 постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422 Управлению по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар в течение 3 дней со дня издания постановления предписано уведомить собственников о принятии данного постановления.

Пунктом 3 постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422 Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар предписано зарегистрировать указанное постановление в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю и уведомить собственников объектов недвижимости о регистрации указанного постановления в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.

На основании постановления администрации МО г.Краснодар от 28.06.2012 года №5422 на земельный участок с кадастровым №23:43:0202073:143 установлено обременение (дата регистрации обременения- 16.07.2012 №23-23-01/2019/2012-114) (выписка из ЕГРП от 20.07.2012).

Об изъятии земельного участка с кадастровым №23:43:0202073:143 по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре и о регистрации обременения в Управлении Росреестра в отношении указанного земельного участка Администрация МО г.Краснодар в лице Управления по жилищным вопросам и Департамента муниципальной собственности и городских земель уведомило председателя ТСЖ Сокол О.Е. (письма от 29.06.2012 исх.№2504-22 и исх.№38498.26).

Приложением №1 к Постановлению администрации МО г.Краснодар от 01.08.2012 №6444 «О внесении изменений в постановление администрации МО г.Краснодар от 05.10.2011 №7310 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО г.Краснодар на 2011-2012 года -II» установлен перечень аварийных многоквартирных домов в г.Краснодаре, куда вошел и многоквартирный жилой дом по ул.Гаврилова, 86 Лит.Д (порядковый №-21).

Приложением №2 к Постановлению администрации МО г.Краснодар от 01.08.2012 №6444 установлен реестр аварийных многоквартирных домов, согласно которому жильцы многоквартирного жилого дома по ул.Гаврилова, 86 Лит.Д подлежат расселению путем приобретения жилых помещений у застройщиков.

Из письма Управления по жилищным вопросам администрации МО г.Краснодар от 04.09.2012 года исх.№22-1493п следует, что в рамках муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО г.Краснодар на 2011-2012 года -II» в целях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке до 01.01.2010 аварийными и подлежащими сносу, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, департаментом строительства администрации МО г.Краснодар проводятся мероприятия по закупке в муниципальную собственность благоустроенных квартир, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

До настоящего времени благоустроенные квартиры, предназначенные для переселения граждан, департаментом строительства администрации МО г.Краснодар не закуплены.

После закупки в муниципальную собственность благоустроенных квартир администрация МО г.Краснодар проведет работы по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО г.Краснодар на 2011-2012 года -II».

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из представленных сторонами документов суд не усмотрел в действиях администрации МО противоправности, повлекшей в последующем, по мнению заявителя, нарушений его прав и законных интересов посредством издания постановлений №2683 от 29.08.2008 и №5422 от 28.06.2012.

Так, заявитель просит суд признать незаконными и не соответствующими действующему законодательству действия администрации МО г.Краснодар по изъятию земельного участка (постановление администрации МО г.Краснодар №5422 от 28.06.2012) в виду не направления жильцам требования о сносе.

Вместе с тем, в материалы дела представлены копии уведомлений, подтверждающих направление МУ «Городская управляющая компания-Краснодар» 04.09.2008 года собственникам квартир в многоквартирном жилом доме по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре постановления главы администрации МО г.Краснодар от 29.08.2008 №2683, где в п.3 названного постановления собственникам многоквартирного дома по ул.Гаврилова, 86 в г.Краснодаре предписано в срок до 01.03.2009 года осуществить снос квартир.

Кроме того, заявителем неправильно определен характер правоотношений как изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд и ошибочно применены нормы Земельного права, в свою очередь, фактически основанием возникших правоотношений является признание жилого дома аварийным, подлежащим сносу, в соответствии с процедурой, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а также Жилищным кодексом РФ.

Таким образом, изымается не земельный участок, а непригодные для проживания жилые помещения, расположенные на земельном участке в соответствии с установленном порядком.

Кроме того, в соответствии с ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемые постановления администрации МО г.Краснодар №2683 и №5422 вынесены уполномоченным органом 29.08.2008 и 28.06.2012 соответственно, а за защитой нарушенного права заявитель обратился в суд 11.10.2012, то есть с пропуском процессуального срока на обжалование.

Доказательств обращения заявителя в суд в пределах срока, установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ, ходатайств о восстановлении пропущенного срока, доказательств наличия уважительных причин пропуска процессуального срока заявителем в материалы дела не представлено.

Пропуск заявителем срока, установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Указанные выше обстоятельства исключают возможность удовлетворения исковых требований.

Заявителем при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере 4 000 рублей (платежное поручение №0137 от 10.10.2012).

Согласно ст. 333.21. Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины по заявленным требованиям составляет 2 000 рублей.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на заявителя, обратившегося с необоснованным заявлением. Излишне оплаченная государственная пошлина подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя о назначении по делу строительно-технической и почерковедческой экспертиз- оставить без удовлетворения.

ТСЖ «Гаврилова 86», г.Краснодар в удовлетворении заявленных требований- отказать.

Возвратить ТСЖ «Гаврилова 86», г.Краснодар из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению №0137 от 10.10.2012.

ТСЖ «Гаврилова 86», г.Краснодар выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Р.А.Нигоев