г. Краснодар Дело № А32-32615/2015
01.04.2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 16.03.2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2016 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самко В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО «ГАЛС» (ИНН <***> ОГРН <***>)
к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН <***> ОГРН <***>)
третье лицо: Министерство Финансов Краснодарского края
о признании сделки недействительной
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.10.2015;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 10.12.2014;
от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности от 20.15.2015;
установил:
ООО «ГАЛС» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с требованиями: признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и взыскании за счет
средств казны Краснодарского края возмещения части затрат на уплату процентов
по кредитам, полученных в российских кредитных организациях и займам,
полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в размере
20 700 685, 01 руб.
Истец настаивает на требованиях.
Ответчик возражает против требований.
Третье лицо возражает против требований.
По делу объявлен перерыв в 30 минут, после завершения которого, судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленных сторон.
Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.
Из искового заявления следует, что 21.05.2015 общество обратилось с заявлением о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
К заявлению были приложены требуемые в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.04.2014 №349 «О возмещении (субсидировании) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» документы, а так же расчеты размера субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займах, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах:
за период с 28 августа 2013 года по 31 августа 2013 года из краевого бюджета
36 189,70 рублей и из федерального бюджета 120 632,33 рублей;
за период с 01 сентября 2013 года по 30 сентября 2013 года из краевого бюджета
400 380,71 рублей и из федерального бюджета 1 334 602,37 рублей;
за период с 01 октября 2013 года по 31 октября 2013 года из краевого бюджета
413 942,56 рублей и из федерального бюджета 1 379 808,53 рублей;
за период с 01 ноября 2013 года по 30 ноября 2013 года из краевого бюджета
400 589,57 рублей и из федерального бюджета 1 335 298,57 рублей
за период с 01 декабря 2013 года по 31 декабря 2013 года из краевого бюджета
413 942,56 рублей и из федерального бюджета 1 379 808,53 рублей;
за период с 01 января 2014 года по 31 января 2014 года из краевого бюджета
413 942,56 рублей и из федерального бюджета 1 379 808,53 рублей;
за период с 01 февраля 2014 года по 28 февраля 2014 года из краевого бюджета
373 883,60 рублей и из федерального бюджета 1 246 278,67 рублей;
за период с 01 марта 2014 года по 31 марта 2014 года из краевого бюджета
413 942,56 рублей и из федерального бюджета 1 379 808,53 рублей;
за период с 01 апреля 2014 года по 30 апреля 2014 года из краевого бюджета
400 589,57 рублей и из федерального бюджета 1 335 298,57 рублей;
за период с 01 мая 2014 года по 31 мая 2014 года из краевого бюджета
413 942,56 рублей и из федерального бюджета 1 379 808,53 рублей;
за период с 01 июня 2014 года по 30 июня 2014 года из краевого бюджета
400 295,74 рублей и из федерального бюджета 1 334 319,12 рублей;
за период с 01 июля 2014 года по 31 июля 2014 года из краевого бюджета
407 442,01 рублей и из федерального бюджета 1358 140,03 рублей;
за период с 01 августа 2014 года по 22 августа 2014 года из краевого бюджета
287 997,47 рублей и из федерального бюджета 959 991,56 рублей.
Таким образом, общество предоставило документы на получение из средств краевого бюджета 4 777 081,16 рублей, 15 923 603,84 рублей из федерального, а всего
20 700 685,01 рублей.
Письмом от 10.06.2015 № 206.03-3023/15-04 министерство отказало в предоставлении субсидий, указав, что предоставленный заявителем кредитный договор не соответствует срокам, определенным подпунктом 2 пункта 4 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.
Истец считая, что отказ в предоставлении субсидий является незаконным и нарушает экономические права и интересы общества в предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд.
При принятии решения суд исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, заявителю, в частности необходимо указать какие права и законные интересы, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием) и каким законам или иным нормативным правовым актам, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
Общество в своем заявлении указала, что вынесенным решением об отказе в предоставлении субсидии нарушено ее право на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займах. Полученных в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предоставленное ей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее – постановление Правительства № 1460).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) субсидии предоставляются: из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными п); из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии и ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 (далее – Правила, субсидии). Пункт 2 Правил предусматривает, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса. В соответствии с пунктом 9 Правил субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, условия выполнения заемщиками обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 15.04.2014 № 349 утвержден Порядок предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка он определяет условия и механизм предоставления за счет средств краевого бюджета (в том числе, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Согласно пункту 1 Порядка он определяет условия и механизм предоставления за счет средств краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - субсидии).
В соответствии с пунктом 4 Порядка субсидии предоставляются заемщикам в целях возмещения части понесенных ими затрат на уплату процентов, в том числе, по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2013 года на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации - на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции растениеводства в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (абзац б) подпункта 2) пункта 4 Порядка).
Пунктом 7 Порядка определены условия, при соблюдении которых предоставляются субсидии, одним из которых является выполнение обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Субсидии не предоставляются за период, в котором допущено несоблюдение установленных условиями кредитного договора (договора займа) сроков погашения основного долга и начисленных процентов, а также на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов.
Несоблюдение условий и целей предоставления субсидии, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 Порядка, является основаниями для отказа заемщику в предоставлении субсидии (п. 15 Порядка).
Как следует из материалов дела, 25.05.2015 истец обратился в министерство с заявлением о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному по договору № ДСК/731 кредитной линии от 26.08.2013,
заключенному с акционерным коммерческим банком «ЦентроКредит» ЗАО (далее – договор № ДСК/731).
Согласно пункту 2.1 договора № ДСК/731 и дополнений № 1 от 27.08.2013, № 2 от 02.09.2013, № 3 от 06.09.2013 (далее – дополнения № 1-3) к договору № ДСК/731, срок погашения кредита до 26.08.2014 включительно.
В дальнейшем срок возврата кредита неоднократно изменялся по соглашению сторон:
- до 22.08.2014 включительно (дополнительное соглашение № 1 к договору
№ ДСК/731, дополнительное соглашение № 1 к дополнениям № 1-3 к договору
№ ДСК/731);
- до 15.09.2014 включительно (дополнительное соглашение № 3 к договору
№ ДСК/731, дополнительное соглашение № 2 к дополнениям № 1-3 к договору № ДСК/731);
- до 15.10.2014 включительно (дополнительное соглашение № 4 к договору
№ ДСК/731, дополнительное соглашение № 3 к дополнениям № 1-3 к договору № ДСК/731).
С учетом пролонгации срока возврата кредита договор № ДСК/731 превысил установленный Порядком срок «до 1 года». В этой связи, договор № ДСК/731 не подлежит субсидированию, поскольку не соответствует условиям, определенным Порядком.
Таким образом, принятое министерством решение, выраженное в форме письма
от 10.06.2015 № 206.03-3023/15-04 об отказе в предоставлении субсидии, является законным, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Возражения истца, на доводы ответчика, изложенные в отзыве, подлежат отклонению, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, (далее - Порядок) субсидии предоставляются заемщикам в целях возмещения части понесенных ими затрат на уплату процентов, в том числе, по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2013 года на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации - на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки продукции растениеводства в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (абзац б) подпункта 2) пункта 4 Порядка).
Представленный истцом к субсидированию договор № ДСК/731 кредитной линии
от 26.08.2013 со сроком погашения кредита до 26.08.2014 включительно, неоднократно пролонгировался по соглашению сторон. Согласно дополнительному соглашению № 4 к договору № ДСК/731 срок возврата кредита - до 15 октября 2014 года включительно.
Как указывает истец в возражениях на отзыв, на момент заключения договора кредитной линии, он полностью соответствовал требованиям, определенным порядком предоставления субсидий и дальнейшее изменение сторонами кредитного договора сроков возврата кредитных средств не изменило по существу юридического статуса договора, как заключенного на год. По мнению истца, увеличение сроков возврата не изменило правовую природу данного договора, не перевело его в разряд долгосрочных или инвестиционных.
Правовому регулированию кредитного договора посвящен § 2 «Кредит» главы 42 «Заем и кредит» ГК РФ. В указанном параграфе содержатся общие положения, касающиеся кредитного договора. Кроме того, данный договор регулируется общими положениями договора займа (пункт 2 статьи 819 ГКРФ).
В кредитном правоотношении (отношении сторон, регулируемых нормами гражданского законодательства о займе и кредите) встречаются следующие сроки, присущие только данному правоотношению: срок действия кредитного договора, срок кредита, срок возврата кредита, срок начисления и срок уплаты процентов и др.
Срок действия кредитного договора определяется по правилам, установленным в
ст. 425 ГК РФ. Срок действия кредитного договора - это период времени между моментом заключения кредитного договора и моментом окончания исполнения сторонами обязательств по нему.
Срок кредита - период времени между моментом получения кредита заемщиком и моментом его возврата.
Срок действия кредитного договора - это срок действия соглашения об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей кредитора и заемщика, а срок кредита - это срок отдельного обязательства, одного из существенных условий кредитного договора.
В зависимости от сроков кредита кредитные договоры подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Под сроком кредита следует понимать срок от момента получения кредита заемщиком до обусловленного в договоре срока возврата его заимодавцу. На сегодняшний день законодательство не содержит четкого разделения кредита на виды в зависимости от срока. На практике краткосрочным кредитом считается тот, срок использования которого не превышает одного года. Остальные кредиты считаются долгосрочными.
Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 № 654 утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса (разработанный Упрбухучетом на основе нового типового Плана счетов и инструкции по его применению, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н) и Методические рекомендации по его применению.
Методические рекомендации устанавливают единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета в организациях АПК, согласно которым счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
Таким образом, изменение сторонами договора № ДСК/731 сроков возврата кредитных средств не изменило его правовой природы как кредитного договора, при этом договор
№ ДСК/731 потерял статус краткосрочного.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в случае подписания до 31.12.2012 включительно соглашения о продлении срока пользования кредитами (займами) по кредитным договора (договорам займам), заключенным с 01.01.2009, по кредитам (займам), предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 Порядка (кредитные договоры (договоры займа), заключенные по 31.12.2012 на срок до 1 года), возмещение части затрат осуществляется по таким договорам с их продлением на срок, не превышающий 6 месяцев.
Следовательно, Порядок не предусматривает пролонгацию кредитных договоров, заключенных позднее 31.12.2012. Поскольку договор № ДСК/731 заключен 26.08.2013, последний должен соответствовать требованиям подпункта 2 пункта 4 Порядка.
Поскольку суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ соответствует закону, следовательно отсутствуют основания для удовлетворения требования о взыскании в возмещении затрат.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
При распределении судебных расходов в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходит из следующего.
Истец в соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел уплату государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст. 102-110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья Р.А. Нигоев