АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-32850/2014
19 мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Боровика А.М., при ведении протокола судебного помощником судьи Массалитовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Роснефтесервис», г. Новороссийск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар,(1)
к ОАО «АТЭК», г. Краснодар,(2)
к Филиал ОАО «АТЭК» «Новороссийские тепловые сети», г. Новороссийск,(3)
к ООО «ДЮСШР «Шкипер», г. Новороссийск,(4)
к РЭК-ДЦиТ КК, г. Краснодар,(5)
к Администрации МО г. Новороссийск, г. Новороссийск,(6)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 04.06.2014 №9172/6, обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю рассмотреть жалобу в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции
при участии в заседании представителей:
от заявителя: представитель не явился, надлежаще извещен
от заинтересованного лица (1): представитель не явился, надлежаще извещен
от заинтересованного лица (2): представитель не явился, надлежаще извещен
от заинтересованного лица (3): представитель не явился, надлежаще извещен
от заинтересованного лица (4): представитель не явился, надлежаще извещен
от заинтересованного лица (5): представитель не явился, надлежаще извещен
от заинтересованного лица (6): представитель не явился, надлежаще извещен
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Роснефтесервис» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 04.06.2014 №9172/6, обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю рассмотреть жалобу в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции
Заявитель основания заявленных требований изложил в заявлении и документальных доказательствах приложенных к нему, в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения уведомлен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо, третьи лица не явились, о времени и месте проведения уведомлено надлежащим образом.
Дело рассматривается по правилам ст. 156, 200 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение ОАО «Роснефтесервис» и ООО «ДЮСПШ «Шкипер» (г. Новороссийск) на действия ОАО «АТЭК» «Новороссийские тепловые сети» по вопросу отказа в заключении договора о подключении к сетям теплоснабжения/ выдачи технических условий на объекты: универсам, расположенный по адресу: Анапское шоссе/ул. Луначарского (далее - объект 1); административно-торговый и гостиничный комплекс, расположенный по адресу: <...> (далее -Объект 2).
Приказом от 31.01.2014 № 46 по итогам рассмотрения обращений Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 56/2014.
По итогам рассмотрения дела № 56/2014 Комиссией Краснодарского УФАС России принято решение о прекращении рассмотрения дела № 56/2014 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «АТЭК».
ОАО «Роснефтесервис», не согласившись с решением УФАС по Краснодарскому краю, обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено следующее. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает обязательные для исполнения предписания.
Как следует из материалов дела, Согласно Уставу ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания», утвержденному внеочередным общим собранием акционеров от 15 апреля 2011г., общество переименовано из ОАО «Краснодартеплоэнерго», являющегося правопреемником ЗАО «Краснодартепло-энерго» (п. 1.1 Устава).
ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» приказом Краснодарского УФАС от 08.06.2011 №183 внесена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% по виду деятельности производство, передача и распределение пара - тепловой энергии, в географических границах МО г. Новороссийск.
Приказом. ФСТ РФ от 12.11.1999 (изм. 23.10.06 №201-э, изм. 28.06.2011 №329-э) ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» (бывшее ОАО «Краснодартеплоэнерго») (350000, <...>), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе (Реестр по состоянию на 15.11.2011 (рег.№23.1.33).
Хозяйствующие субъекты товарного рынка услуг по передаче тепловой энергии осуществляют свою деятельность в условиях естественной монополии в границах присоединенной и эксплуатируемой тепловой сети.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по поставке тепловой энергии отнесены к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Федерального закона ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче тепловой энергии, в связи с чем, деятельность вышеуказанного общества подпадает также под ограничения Закона о защите конкуренции, действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, ущемляющей интересы других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом вышеизложенного ОАО «АТЭК» занимает доминирующее положение на рынке услуг производства, передачи и распределения пара - тепловой энергии в границах МО г. Новороссийск.
ОАО «Роснефтесервис» в адрес ОАО «АТЭК» направлен запрос от 15.07.2013 № 28/13 (вх. ОАО «АТЭК» от 15.07.2013) на возможность технологического подключения к системе центрального теплоснабжения объекта - универсам, расположенный по адресу: Анапское шоссе/ул. Луначарского (далее - объект 1).
По итогам рассмотрения заявления ОАО «Роснефтесервис», ОАО «АТЭК» отказано в заключении договора и выдачи технических условий на подключение Объекта 1, ввиду отсутствия в г. Новороссийске утвержденной схемы комплексного развития тепловых сетей.
ООО «ДЮСПШ «Шкипер» в адрес ОАО «АТЭК» направлен запрос от 26.10.2012 № 05/12 (вх. ОАО «АТЭК» от 26.10.2012) на возможность технологического подключения к системе центрального теплоснабжения объекта - административно-торговый и гостиничный комплекс, расположенный по адресу: <...> (далее -Объект 2)..
На представленный запрос, ОАО «АТЭК» сообщило о необходимости предоставления соответствующего пакета документов.
04.06.2013 ООО «ДЮСПШ «Шкипер» в адрес ОАО «АТЭК» представлены запрошенные документы (вх. от 05.06.2013).
По итогам рассмотрения заявления ООО «ДЮСПШ «Шкипер», ОАО «АТЭК» отказано в заключении договора и выдачи технических условий на подключение Объекта 2, ввиду дефицита тепловой мощности на ближайшем источнике тепла котельная «Южная».
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2012 № 190-ФЗ, «О теплоснабжении» (далее по тексту - Закон о теплоснабжении), подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 утверждены правила подключения к системам теплоснабжения (далее по тексту -Правила № 307).
Подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (п. 3 Правила № 307).
В соответствии с п. 15 Правил № 307, при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.
Техническая возможность подключения существует:
при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя;
при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии (п. 16 Правил № 307).
В случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения объекта к системе теплоснабжения, отказ в заключении договора о подключении не допускается (п. 17 Правил № 307).
В случае если на момент обращения заявителя отсутствует техническая возможность подключения объекта к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения и при этом в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации отсутствуют мероприятия по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения объекта к системе теплоснабжения, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение (п. 18 Правил № 307).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, в сроки, в порядке и на основании критериев, которые установлены требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, принимает решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений (п. 19 Правил № 307).
В случае если теплоснабжающая или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, заявитель вправе потребовать возмещение убытков, причиненных данным нарушением, и (или) обратиться в федеральный антимонопольный орган с требованием о выдаче в отношении указанной организации предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (п. 20 Правил № 307).
В соответствии с абзацем 20 ст. 2 Закона о теплоснабжении, схема теплоснабжения -документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Порядок разработки схемы теплоснабжения установлен постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
В случае разработки проекта схемы теплоснабжения теплоснабжающими и (или) теплосетевыми организациями расходы на разработку схемы теплоснабжения не учитываются при установлении подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 (далее - требования к схемам теплоснабжения).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 «Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
25 июня 2013 г. за № 319 Решением Государственной думы муниципального образования города Новороссийска утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Новороссийск на 2013-2041 годы (далее - Программа).
Данная программа разработана в соответствии с приказом Минрегиона Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 204, а также постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502. В соответствии с указанными актами, Программа отражает текущее состояние в отраслях, целевые показатели развития и план мероприятий по их достижению, а также оценку стоимости реализации мероприятий. Программа содержит перспективную схему теплоснабжения, разработанную на основе действующего Генерального плана МО г. Новороссийск Краснодарского края, утвержденного решением городской Думы МО г. Новороссийск от 22.11.2011 № 158, проекта планировки Южной части города Новороссийска Краснодарского края, утвержденного постановлением администрации МО г. Новороссийск от 12.01.2012 г., и данных полученных от теплоснабжающих организаций, в том числе ОАО «АТЭК».
Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э утверждены методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с настоящими Методическими указаниями рассчитываются следующие регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения, в том числе плата за подключение к системе теплоснабжения.
Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (п. 7 Приказа ФСТ № 760-э).
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 10, ст. 1242) расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования.
Из сведений, представленных РЭК-ДЦиТ КК в качестве пояснений по делу, следует, что утверждение инвестиционной программы для ОАО «АТЭК» невозможно ввиду отсутствия утвержденной схемы теплоснабжения. Наличие программы комплексного развития не заменяет схемы теплоснабжения.
При этом плата за подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения, устанавливаемая в индивидуальном порядке, как и иные виды тарифов на подключение (технологическое присоединение), является источником финансирования мероприятий инвестиционной программы и при отсутствии инвестиционной программы не устанавливается.
Также, РЭК-ДЦиТ КК в соответствии с п. 163 Приказа ФСТ № 760-э, в индивидуальном порядке утверждается плата за подключение, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта превышает 1,5 Гкал/ч при отсутствии технической возможности подключения (в настоящем деле подключаемая нагрузка Объекта № 1 составляет 0, 8 Гкал/час, и Объекта № 2- 3,4МВт и 96 м. куб/сутки, что не превышает 1,5Гкал/ч).
Из сведений, представленных Администрацией МО г. Новороссийск, следует, что на территории МО г. Новороссийск отсутствует схема теплоснабжения, утвержденная в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154.
Исследовав представленные документы, суд признает обоснованным вывод антимонопольного органа об отсутствии в действиях заявителя нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.
Суд пришел к выводу о том, что антимонопольный орган доказал соответствие оспариваемого ненормативного акта закону, наличие оснований для его принятия, нарушение действиями заявителя прав и законных интересов иных лиц.
В порядке пункта 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают прав и законных интересов заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание соответствие закону оспариваемых решения, отсутствие документального подтверждения нарушения прав и законных интересов заявителя, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.ст.110 АПК РФ при отказе в удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебные расходы отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.М. Боровик