ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-33011/15 от 15.03.2016 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6

http://krasnodar.arbitr.ru

тел. (861) 268-46-00, тел./факс (861) 268-39-07, 268-47-42

___________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Краснодар                                                                                дело № А32-33011/2015

31 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 31 марта 2016 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нарышкиной Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агирбовой Д.А.,

при участии:

от истца: ФИО1, доверенность от 04.02.2016 № 200-505/16-01 (до перерыва);

от водоканала: ФИО2, доверенность от 25.02.2016 (до перерыва);

от предпринимателя: ФИО3, паспорт (до перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО3 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о расторжении соглашения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее – истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – водоканал), к индивидуальному предпринимателю ФИО3 (далее – предприниматель) о расторжении трехстороннего соглашения о сотрудничестве от 01.03.2007.

Исковые требования мотивированы существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения, основаны на изменении законодательства в области тарифного регулирования.

В отзывах на исковое заявление водоканал и предприниматель возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на отсутствие предусмотренных законом оснований для расторжения соглашения.

В судебном разбирательстве 10.03.2016 представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по существу спора. Предприниматель пояснил, что правовая позиция по спорному вопросу изменилась в связи с принятием судебных актов по делу № А32-16671/2015; полагает, что исковые требования администрации подлежат удовлетворению.

В судебном разбирательстве 10.03.2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15.03.2016 до 16 часов 00 минут, после окончания которого, судебное разбирательство было продолжено.

Лица, участвующие в деле, после перерыва явку своих представителей не обеспечили.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, 01 марта 2007 года между администрацией муниципального образования город Кропоткин, муниципальным унитарным предприятием «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства г. Кропоткина» (предприятие) и индивидуальным предпринимателем ФИО3 было заключено соглашение о сотрудничестве (далее – соглашение).

В связи с преобразованием муниципального образования город Кропоткин в Кропоткинское городское поселение на основании Закона Краснодарского края от 8 августа 2008 года № 1553-КЗ «О преобразовании муниципального образования город Кропоткин» и передачей на его территории функций водоснабжения и водоснабжения ООО «Водоканал», в указанное Соглашение были внесены соответствующие изменения дополнительным соглашением от 01.07.2009, а именно: сторонами соглашения явились Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района, общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» и индивидуальный предприниматель ФИО3.

В соответствии с дополнительным соглашением от 26.12.2014, предметом соглашения является отпуск ООО «Водоканал» индивидуальным предпринимателем ФИО3 продукции - воды, изъятой из подземного водного объекта, не прошедшей водоподготовку, в согласованном количестве, для ее дальнейшей водоподготовки, транспортировки и реализации ООО «Водоканал» населению города Кропоткин. 

Исходя из преамбулы соглашения, стороны заключая соглашение о сотрудничестве принимали во внимание такие обстоятельства, как необходимость долгосрочного, надежного, бесперебойного и качественного обеспечения водоснабжения населения на территории города Кропоткин. На тот период, в связи с ограниченными возможностями водозаборных сооружений имелся дефицит питьевой воды, о чем свидетельствует постановление главы города Кропоткина от 16.05.2000г. № 534 «О рациональном использовании воды в городе Кропоткине».

Как видно из материалов дела, получаемая питьевая вода используется ООО «Водоканал» для обеспечения круглосуточной подачи воды потребителям Юго-Восточной части города и покрытия дефицита воды в Северо-Восточной части города, куда происходит перекачка воды с Юго-Восточного водозабора. Без круглосуточного получения дополнительных объемов воды от скважины № 3364/10, являющейся собственностью индивидуального предпринимателя ФИО3, технически не возможно обеспечить надежное, бесперебойное и качественное водоснабжение населения на территории города Кропоткин, о чем свидетельствует подготовленный по поручению департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края отчет государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» от 24.07.2015г. об исполнении договора № 212/01 от 13.07.2015 с ООО «Водоканал» г. Кропоткин «Проверка необходимости приобретения дополнительных объемов воды (покупная вода) для обеспечения стабильного водоснабжения потребителей г.Кропоткин». В отчете ГУП КК «Кубаньводкомплекс» имеется заключение о том, что обеспечить стабильное водоснабжение потребителей, обслуживаемых насосной станцией «Юго-Восточная», без круглосуточного получения дополнительных объемов воды (покупная вода) от скважины № 45 невозможно.

В соответствии с пунктом 3.2.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2014 администрация обязалась содействовать покупке предприятием продукции в объеме максимального рабочего дебита артскважины, и по стоимости, определенной в соответствии с разделом 5 соглашения.

Предприятие обязалось согласно заключаемого с предпринимателем договора осуществлять прием и покупку продукции в объеме максимального круглосуточного рабочего дебита артскважины и по стоимости, определяемой в соответствии с разделом 5 соглашения (пункт 3.3.1 соглашения).

Согласно разделу 5 соглашения стоимость отпускаемой предпринимателем предприятию продукции определяется исходя из утвержденного в установленном порядке для предприятия отпускного тарифа на воду для населения города Кропоткина и составляет: первые два календарных года (с даты заключения соглашения до 31.12.2008) в размере 60 % от утвержденного для предприятия отпускного тарифа на воду для населения города Кропоткина; последующие тринадцать лет (2009-2021 календарные годы) в размере 50 % от утвержденного для предприятия отпускного тарифа на воду для населения города Кропоткина. Стоимость отпускаемой предпринимателем продукции оформляется подписанием «Протокола согласования договорной цены» между предпринимателем и предприятием один раз в год по мере повышения предприятию отпускного тарифа на воду для населения города Кропоткина в месячный срок с момента утверждения предприятию указанного тарифа.

На момент заключения соглашения о сотрудничестве, право органов муниципального образования по регулированию тарифов и надбавок было предусмотрено частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 29.12.2006), согласно которой органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В рамках предоставленных полномочий, администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района была установлена стоимость отпускаемой предпринимателем питьевой воды на долгосрочный период с 01.03.2007 по 31.12.2021.

Срок действия соглашения устанавливается 15 лет с даты вступления соглашения в силу (дата его подписания сторонами) (пункт 8.2 соглашения).

Администрация, ссылаясь на письмо Региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 12.08.2015 № 57-7116/15-07 «О регулировании тарифов в сфере водоснабжения», указывает на наличие оснований для расторжения соглашения о сотрудничестве, в связи с тем, что данное соглашение противоречит действующему законодательству в сфере тарифного регулирования.

В адрес водоканала и предпринимателя администрация направила предложение от 18.08.2015 № 200-2913/15-01 о расторжении соглашения с приложением соглашения о расторжении соглашения о сотрудничестве от 01.03.2007.

В ответ на данное предложение водоканал направил отказ от 31.08.2015 № 2027 на предложение о расторжении соглашения, указывая на отсутствие объективной технической возможности обеспечить надежное, бесперебойное водоснабжение населения на территории города Кропоткин, без круглосуточного получения дополнительных объемов воды от скважины № 3364/10, являющейся собственностью индивидуального предпринимателя ФИО3

Поскольку водоканал отказал администрации подписывать соглашение о расторжении соглашения, от предпринимателя ответ не последовал, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Из выше приведенных норм права следует, что сторона, требующая расторжения договора по основанию статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязана доказать, что после заключения сделки по объективным причинам, не зависящим от воли и действий сторон, произошло изменение обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении сделки, которое сторона не могла предвидеть, в результате чего исполнение сделки на первоначальных условиях нарушает соотношение имущественных интересов сторон и влечет для заинтересованной стороны значительный ущерб.

Пунктом 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

В соответствии с п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят новый закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (вступил в силу с 01.01.2013 за исключением отдельных положений) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Статьей 31 Федерального закона N 416-ФЗ определено, что деятельность в сфере холодного водоснабжения относится к регулируемой, а тарифы в сфере холодного водоснабжения подлежат регулированию. Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в сфере холодного водоснабжения, при расчетах за питьевую воду вправе применять только установленные органами регулировании тарифы, применение свободных (нерегулируемых) цен при расчетах за услуги водоснабжения в силу закона недопустимо.

Данный вывод содержится в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 30.09.2014 N СЗ-10698/5.

Согласно части 2 статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения, в том числе тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

Установление тарифов в сфере водоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ).

Как видно из соглашения о сотрудничестве от 01.03.2007, а также договора поставки воды от 29.06.2007, заключенного между предпринимателем и обществом, стоимость отпускаемой предпринимателем воды зависит от отпускного тарифа на воду для населения города Кропоткин и подлежит ежегодному согласованию.

Таким образом, при обсуждении цены на каждый последующий период должно учитываться действующее правовое регулирование.

Следовательно, деятельность предпринимателя, связанная с услугами по водоснабжению и водоотведению для целей обеспечения водой населения города Кропоткин, подлежит тарифному регулированию в порядке, установленном Законом N 416-ФЗ.

К аналогичному выводу пришел Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.12.2015 по делу № А32-16671/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 к Региональной энергетической комиссии – департаменту цен и тарифов Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления от 18.03.2014 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Доводы общества об отсутствии объективной технической возможности обеспечить надежное, бесперебойное водоснабжение населения на территории города Кропоткин правового значения не имеют.

При указанных обстоятельствах исковые требования администрации о расторжении соглашения о сотрудничестве от 01.03.2007 подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на истца.

Поскольку исковые требования удовлетворены, администрация в силу норм Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, с общества и предпринимателя подлежит взыскания в доход федерального бюджета государственная пошлина по 3 000 руб. с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Расторгнуть соглашение о сотрудничестве от 01.03.2007, заключенное между администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района, обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» и индивидуальным предпринимателем ФИО3.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                  Н.В. Нарышкина