Арбитражный суд Краснодарского края
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-33084/2018
г. Краснодар 12 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2019года
Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2019 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Меньшиковой О.И.
при ведении протокола помощником судьи Гончаровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Универсал Комплект Сервис» (г. Краснодар, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Новороссийской таможне (г. Новороссийск, ОГРН <***>, ИНН <***>)
об обязании возвратить ООО «Универсал Комплект Сервис» авансовые платежи в размере 83 279,49 рублей,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 25.07.2018),
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 03.10.2016),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Универсал Комплект Сервис» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможня) об обязании возвратить ООО «Универсал Комплект Сервис» авансовые платежи в размере 83 279,49 рублей.
Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований. Основания заявленных требований изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.
Представитель заинтересованного лица возражает против удовлетворения требований заявителя по доводам, изложенным в отзыве. Пояснил, что по заявлениям имущественного характера ведомственный контроль не проводится.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ООО «Универсал Комплект Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.03.2012 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, является участником внешнеторговой деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО «Универсал Комплект Сервис» 08.05.2018 обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (по форме, установленной Приложением № 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2520) (вх. таможни №13736 от 25.05.2018 г.). В заявлении в табличной форме указаны суммы внесенных по платежным поручениям, авансовых платежей, суммы зачтенных авансовых платежей в качестве таможенных платежей в разрезе деклараций и платежных поручений.
К заявлению были приложены следующие документы: Отчет о расходовании денежных средств по состоянию на 13.09.2017 г., копии платежных поручений за период с 22.04.15 по 31.07.2015гг., заверенные копии свидетельства ОГРН, ИНН, паспорт руководителя, заверенный нотариусом, выписка из ЕГРЮЛ, нотариально заверенный образец подписи директора.
Письмом Новороссийской таможни от 29.05.2018 №13-23/17257 заявление общества на основании части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» возвращено без рассмотрения. Данный отказ мотивирован тем, что в заявлении не указан размер денежных средств, подлежащих возврату, что предусмотрено формой заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по форме приказа ФТС России от 22.12.2010 № 2520 Приложение № 2.
ООО «Универсал Комплект Сервис» повторно обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением от 28.06.2018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (по форме, установленной Приложением № 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2520) (вх. таможни № 17780 от 04.07.2018).
Письмом Новороссийской таможни от 09.07.2018 №13-23/22738 заявление общества возвращено без рассмотрения в связи со следующим:
- согласно представленных документов, возврату подлежат суммы платежей. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена Приложением № 1 Приказа ФТС России от 22.12.2010 № 2520, в то время как заявителем использована форма, утвержденная Приложением № 2 Приказа ФТС России от 22.12.2010 № 2520;
- к данному заявлению не приложены платежные поручения;
- впакетедокументовне представлена копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная в нотариальном порядке, лист записи ЕГРЮЛ выдается только с 01.01.2017, в связи с чем необходимо представить Свидетельство о государственной регистрации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) установлен порядок уплаты ввозных, вывозных таможенных пошлин, налогов, в соответствии с которым плательщик может использовать различные механизмы уплаты, предусмотренные статьями 116, 119, 121 Федерального закона № 311-ФЗ, включая внесение авансовых платежей.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (ч. 3 ст. 121 Федерального закона № 311-ФЗ).
Таким образом, авансовая форма внесения денежных средств в счет предстоящих таможенных операций является одной из форм исполнения субъектами таможенных отношений своих обязанностей, возникающих в связи с уплатой таможенных платежей, и направлена на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности, при осуществлении ими множественных таможенных операций.
Использование данного механизма уплаты является также гарантией реализации публичного интереса, связанного со своевременной и полной уплатой таможенных пошлин и сборов.
В соответствии с положениями частей 2, 4 статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации. На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам.
В силу статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза (далее – ТК ЕАЭС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 7 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм авансовых платежей, иных денежных средств (денег) осуществляется в случаях, порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведена уплата таких авансовых платежей, иных денежных средств (денег).
В соответствии с частью 1 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Следовательно, в случае, когда плательщик осуществляет внешнеэкономические операции, вступая в таможенные правоотношения с соответствующим таможенным органом, независимо от формы списания авансовых платежей – по распоряжению плательщика либо в результате действий таможенного органа, авансовые платежи утрачивают признак невостребованных денежных средств и подлежат возврату в течение трех лет с момента последнего распоряжения авансовыми средствами плательщика, имеющимися на счете Федерального казначейства, безотносительно даты зачисления отдельных
В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства. Гарантии охраны частной собственности законом, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.05.1997 N 8-П).
Таким образом, федеральный законодатель при принятии законов в сфере таможенного регулирования обязан исходить не только из публичных интересов государства, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских отношений и внешнеэкономической деятельности, учитывая специфику форм взаимоотношений, складывающихся между частными и публичными субъектами в связи с исполнением обязанностей по уплате таможенных платежей.
Иное толкование положений статей 121 - 122 Федерального закона N 311-ФЗ нарушает баланс между частными и публичными интересами в сфере таможенных отношений, возлагая на плательщика, внесшего авансовые платежи на счет Федерального казначейства и осуществившего декларирование, дополнительную обязанность по контролю за действиями таможенного органа, производящего списание средств в пределах лимита внесенного аванса, в целях исключения случаев необоснованного первоочередного зачета авансовых платежей по платежным документам, имеющим более позднюю дату.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2015 № 305-КГ15-8888 по делу № А40-142128/2012.
Таким образом, Федеральным законом № 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем, закрепление в статьях 147 и 148 данного Федерального закона сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 № 630-О-П).
Сходным образом разрешаются в судебной арбитражной практике вопросы, связанные с исчислением сроков на возврат в судебном порядке излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015 по делу № 307-КГ15-2797, дело № А56-26480/2014).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО «Универсал Комплект Сервис» до истечения трехлетнего срока от даты внесения авансовых платежей по платежным поручениям от 27.05.2015 № 79, от 27.05.2015 № 80, от 29.05.2015 № 81, от 15.06.2015 № 95, от 16.06.2015 № 97, от 10.07.2015 № 120, от 11.07.2015 № 121обратилось в Новороссийскую таможню с первым заявлением исх. от 08.05.2018 о возврате авансовых платежей. Вместе с тем, указанное заявление общества оставлено таможенным органом без рассмотрения, о чем Новороссийская таможня известила общество письмом исх. от 29.05.2018 № 13-23/17257.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 12 Федерального закона № 311-ФЗ таможенные органы разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки
При этом, в письме таможни от 29.05.2018 № 13-23/17257 в качестве основания для оставления заявления без рассмотрения было указано лишь на отсутствие суммы денежных средств, подлежащих возврату, и предложено еще один раз обратиться в Новороссийскую таможню с заявлением по форме, установленной Приложением № 2, утвержденному приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520.
Указание на то, что возврату подлежат суммы авансовых платежей и заявителю необходимо подать заявление на возврат авансовых платежей по форме Приложения № 1, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, в письме отсутствовало. Новороссийская таможня также не указала, что истекают сроки возврата авансовых платежей и ООО «Универсал Комплект Сервис» следует обратить на это внимание.
Кроме того, возвращая заявление общества от 08.05.2018 без рассмотрения, Новороссийская таможня не учла, что в заявлении приведена в табличной форме полная информация о сумме внесенных авансовых платежах в разрезе платежных поручений, информация о расходовании авансовых платежей в качестве таможенных платежей в разрезе деклараций, исходя из которой можно было определить сумму подлежащих возврату авансовых платежей.
Поскольку таможня при возврате первого заявления без рассмотрения указала на необходимость подачи заявления в соответствии со ст. 149 Федерального закона № 311-ФЗ, повторное заявление от 28.06.2018 было оформлено обществом по форме Приложения № 2 к Приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2520.
Тем не менее, письмом Новороссийской таможни от 09.07.2018 №13-23/22738 заявление общества возвращено без рассмотрения в связи со следующим:
- согласно представленных документов, возврату подлежат суммы платежей. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена Приложением № 1 Приказа ФТС России от 22.12.2010 № 2520, в то время как заявителем использована форма, утвержденная Приложением № 2 Приказа ФТС России от 22.12.2010 № 2520;
- к данному заявлению не приложены платежные поручения;
- в пакете документов не представлена копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная в нотариальном порядке, лист записи ЕГРЮЛ выдается только с 01.01.2017, в связи с чем необходимо представить Свидетельство о государственной регистрации.
В то же время, форма приложения не препятствовала идентификации таможенным органом уплаченных обществом денежных средств как авансовых платежей, что подтверждается Отчетом о расходовании авансовых платежей от 13.09.2017.
Фома заявления № 2 (возврат излишне уплаченных таможенных платежей) не является нарушением действующего законодательства и не создает каких-либо технических препятствий и затруднений в вопросе возврата авансовых платежей, поскольку не указана в части 12 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ в качестве оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей (авансовых платежей). По всем трем формам заявления на возврат таможенных платежей прикладывается одинаковый пакет основных документов, указанных в частях 4-7 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ. При этом, документы, представленные обществом таможенному органу, были надлежащими и подтверждали факт внесения и расходования авансовых платежей.
Относительно требования таможенного органа о предоставлении обществом копии свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованной в нотариальном порядке, необходимо отметить следующее.
Предоставление в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации объясняется одной целью - подтвердить факт регистрации заявителя в установленном законом порядке (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.12.2017 № Ф05-19094/2017 по делу № А40-87848/17).
При этом, в соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы» утверждена форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в:
- Единый государственный реестр юридических лиц - форма № Р50007 «Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц» согласно приложению № 1 к настоящему приказу;
- Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - форма № Р60009 «Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
В связи с изменением наименования общества на ООО «Универсал Комплект Сервис» и внесением изменений в Устав, регистрирующим органом был выдан Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007, являющийся документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ. Таким образом, ранее выданное свидетельство с указанием старого наименования общества утратило силу.
Исходя из вышеизложенного, обществом подтвержден факт своей государственной регистрации на дату обращения в таможенный орган.
Суд обращает внимание, что в письме таможни от 29.05.2018 № 13-23/17257 заявителю предложено еще один раз обратиться в Новороссийскую таможню с заявлением по форме, установленной Приложением № 2, утвержденному приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, что и сделало общество.
Между тем, повторная подача обществом заявления по форме, установленной Приложением № 2, послужила одним из оснований для возврата заявления письмом таможни от 09.07.2018 №13-23/22738.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что таможенный орган возвратил заявления общества без рассмотрения по формальным основаниям, а переписка с таможенным органом, введение общества в заблуждение привели к затягиванию сроков возврата авансовых платежей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обществом при обращении в таможенный орган были выполнены требования пункта 2 части 4 статьи 122 Закона о таможенном регулировании, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для возврата без рассмотрения заявлений общества о возврате авансовых платежей.
С учетом вышеизложенного, требования заявителя об обязании возвратить ООО «Универсал Комплект Сервис» авансовые платежи в размере 83 279,49 рублей являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, относятся на ответчика.
Из материалов дела усматривается, что обществом заявлено 1 имущественное требование, в связи с чем, государственная пошлина по рассматриваемому делу в соответствии со статьей 333.21 НК РФ составляет 3 331 рублей.
Таким образом, с Новороссийской таможни в пользу ООО «Универсал Комплект Сервис» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 3 331 рублей.
Руководствуясь статьями 65, 101, 102, 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Обязать Новороссийскую таможню (г. Новороссийск, ОГРН <***>, ИНН <***>) возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Универсал Комплект Сервис» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) авансовые платежи в размере 83 279,49 рублей.
Взыскать с Новороссийской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Универсал Комплект Сервис» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 3 331,0 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.И. Меньшикова