Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
Дело № А32-33138/2016
г. Краснодар 03 ноября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2016. Полный текст решения изготовлен 03.11.2016.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Колодкиной В.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семченко М.В., в судебном заседании рассмотрев заявление Муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочитеплоэнерго», г. Сочи (ИНН<***>, ОГРН<***>) об оспаривании постановления Государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, Северо-Кавказского управления Ростехнадзора г. Краснодар от 17.08.2016 г. № 23-23/09-014-16 об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 руб.,
при участии в судебном заседании: от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 27.01.2016;
от заинтересованного лица: ФИО2 - представитель по доверенности от 21.09.2015;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Сочи «Сочитеплоэнерго», г. Сочи (далее заявитель, предприятие) обратилось с заявлением об оспаривании постановления Государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО3 г. Краснодар от 17.08.2016 г. № 23-23/09-014-16 об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 руб.
Суд, учитывая, что применение нормы части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) носит диспозитивный характер и устанавливает право суда на совершение предусмотренного указанной нормой процессуального действия, суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, с учетом мнения представителей сторон, в порядке статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на своем требовании по основаниям, изложенным в заявлении, так указал, что выявленные административные правонарушения не привели к неблагоприятным последствиям, более того большая часть из них к моменту подачи настоящего заявления устранены. Таким образом, общество полагает, что мера ответственности является чрезмерной и просит снизить размере штрафа ниже низшего.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Так указал, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В судебном заседании объявлялся перерыв согласно ст. 163 АПК РФ час. 27.10.2016 в 11-00 час. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.06.2016г. Ж3920-Р в отношении МУП «Сочитеплоэнерго» в период с 27.06.2016г. по 22.07.2016г. была проведена плановая выездная проверка с целью выполнения ежегодного плана проведения проверок на 2016г. утвержденного приказом Управления от 08.12.2015г. № 1671-П О проведении проверочных мероприятий Общество было уведомлено заранее, путем направления письма на имя законного представителя МУП «Сочитеплоэнерго» вх. № 0105839/16 от 07.06.2016г.
При проведении проверки присутствовали директор ФИО4., главный инженер ФИО5, ФИО6 начальник производственной службы энергохозяйства, ФИО7 начальник производственного контроля и ФИО8 заместитель начальника энергослужбы Лазаревской дирекции МУП «Сочитеплоэнерго», что было отражено в акте проверки №74-154-21 от 22.06.2016г.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий установлено, что МУП «Сочитеплоэнерго» эксплуатирует опасные производственные объекты, а именно:
1. Группа котельных Лазаревского района города сочи per. № АЗО-00046-0001,
2. Система теплонабжения Центрального района города Сочи per. № АЗО-00046-0002,
3. Система теплоснабжения Хостинского района города Сочи per. № АЗО-00046-0003,
Система теплоснабжения Лазаревского района города Сочи per. № АЗО-00046-0018,
5. Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи per. № А30-00046-0019,
6. Участок транспортный per. № АЗО-00046-0020,
7. Установка резервуарная по ул. Урожайная per. № АЗО-00046-0022,
8. Установка резервуарная по ул. Таврическая per. № АЗО-00046-0023,
9. Площадка склада по хранению и перевалке нефтепродуктов котельной № 19 в Адлерском районе города Сочи per. № АЗО-00046-0024.
В ходе эксплуатации выше перечисленных опасных производственных объектов выявлены 34 грубых нарушения в области промышленной безопасности, а именно:
1. При эксплуатации шкафного газорегуляторный пункта ГСГО-100/2, установленного на объекте «Газопровод среднего давления к спортивно-туристическому комплексу «Горная Карусель» допущен несанкционированный демонтаж системы обогрева, нарушен п. 93 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010г. №870
2. На газовой котельной №19/2 (п. Красная Поляна) не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание системы вентиляции в исправном и безопасном состоянии, а именно - неисправен дефлектор общеобменной системы вентиляции, нарушены ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542.
3. При осмотрах надземных газопроводов на не выявляются состояние окраски надземных газопроводов резервуарного парка СУ Г котельной №26 А (газопроводы имеют повреждение окраски и подвергается коррозии), нарушены п. 57 ФНП «Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»; части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
4. Отсутствует график периодичности обхода трасс подземных газопроводов в с. Таврическое Адлерского района г. Сочи, утвержденный техническим руководителем предприятия, нарушены п. 57 ФПГ «Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»; ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
5. Не проводятся осмотры и обходы подземных газопроводов и сооружений на них в с. Таврическое Адлерского района г. Сочи, нарушены п. 57, 58 ФНП «Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
6. На газовой котельной №11 (п. Кудепста) не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание системы вентиляции котельной в исправном и безопасном состоянии, а именно -отсутствует производственная инструкция по эксплуатации системы вентиляции котельной, нарушены ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542.
7. На котельной № 31 не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание системы газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно - нарушены сроки проверки предохранительных клапанов ГРУ, предусмотренные производственной инструкцией, нарушены ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542.
8. На котельной №8 (п. Лазаревская) не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание системы газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно — неисправен сигнализатор загазованности, установленный в районе ГРУ, нарушены ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542.
9. На котельной №8 (п. Лазаревская) не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание системы газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно - не проводятся проверки автоматики безопасности по погасанию факела, предусмотренные графиком проверки автоматических защит, нарушены ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542.
К). На котельной №8 (п. Лазаревское) проведено техническое перевооружение ГРУ (дополнительно установлена линия регулирования) без получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию, нарушена статья 8 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 11. При эксплуатации опасных производственных объектов эксплуатируемы МУП «СТЭ» не осуществляется в полном объеме производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, в МУП «СТЭ» не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно - при осуществлении производственного контроля на предприятии не выявлялись нарушения перечисленные в пунктах акта проверки №№ 31-44, №№46-69, нарушены ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», нарушен пункт 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263; пункт 225 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116
12. Не обеспечена достоверность сведений, представленных МУП «СТЭ» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно:
- в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019), отсутствует информация об эксплуатируемых технических устройствах: сосуды для хранения сжиженного углеводородного газа, учетные номера 32603/А, 32605/А, 32606/А, 32607/А, 32608/А, 32609/А, 3261 О/А;
- в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Система теплоснабжения Центрального района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0002) отсутствует информация об эксплуатируемых технических устройствах: трубопровод пара учетный номер 31902/Т, нарушены ч. 5 статьи 2, ч. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт т) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492.
13. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Центрального района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0002) не поставлен на учет в органах Ростехнадзора паропровод условным проходом более 100 мм, расположенный в пределах здания котельной № 22 по адресу <...> нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г.
14. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Лазаревского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0018) не поставлены на учет в органах Ростехнадзора сетевые подогреватели ПСВ 125-7-15 2 шт. эксплуатируемые в котельной № 8 по адресу: <...>, нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
пункт 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326
15. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019) не проведена экспертиза промышленной безопасности здания котельной № 19 по адресу: г. Сочи, <...>, нарушены ч. 1 статьи 9; статья 13 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г.; пункт 408, подпункт б) пункта 410, подпункт и) пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326
16. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Центрального района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0002) не проведена экспертиза промышленной безопасности: здания котельной № 1 по адресу: <...>; здания котельной № 2 по адресу: <...>; здания котельной № 3 по адресу: <...>; здания котельной № 5 по адресу: <...>; здания котельной № 7 по адресу: <...>; здания котельной № 14 по адресу: <...>; здания котельной № 22 по адресу: <...>; здания котельной № 30 по адресу: <...>, нарушены часть 1 статьи 9; статья 13 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г.; пункт 408, подпункт б) пункта 410, подпункт н) пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнад-зора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326.
17. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Хостинского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0003) не проведена экспертиза промышленной безопасности: здания котельной № 6 по адресу: <...>; здания котельной № 9 по адресу: <...>; здания котельной № 17 по адресу: г. Сочи, алл. Чел-тенхема, 6/1, нарушены ч. 1 статьи 9; статья 13 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г.; пункт 408, подпункт б) пункта 410, подпункт н) пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326.
18. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Лазаревского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № А30-00046-0018) не проведена экспертиза промышленной безопасности: здания котельной № 8 по адресу: <...>, нарушены ч. 1 статьи 9; статья 13 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г.; пункт 408, подпункт б) пункта 410, подпункт н) пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. № 32326.
19. При эксплуатации опасных производственных объектов «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019) , «Установка резервуарная по ул. Таврическая» класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0023) не обеспечен ежесменный контроль за безопасной эксплуатацией сосудов СУГ, установленный заводом-изготовителем (отсутствует персонал обслуживающий сосуды с сжиженным углеводородным газом, соответствующий квалификационным требованиям ), нарушены ч. 1 статьи 9, статья 13 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г.; подпункт в) г) к) пункта 218, пункт 227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326.
20. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Лазаревского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0018) не назначен персонал обслуживающий трубопроводы пара, соответствующий квалификационным требованиям, нарушены ч. 1 статьи 9: статья 13 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г.; подпункт в) пункта 218, пункт 227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326
21.При эксплуатации опасных производственных объектов «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019) , «Установка резервуарная по ул. Таврическая» класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0023) сосуды с сжиженным углеводородным газом эксплуатируются с манометрами имеющими диаметр корпуса менее 100 мм, нарушены ч. 1 статьи 9; статья 13 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г.; пункт 309 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326.
22. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019) на котельной № 19/4 по адресу: п. Красная поляна, ул. Защитников Кавказа, 78 допущена эксплуатация сосудов с сжиженным углеводородным газом при выходе из строя указателя уровня, нарушены ч. 1 статьи 9; статья 13 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г.; подпункт е) пункта 354 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнатзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326.
23. При эксплуатации опасных производственных объектов «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019) , «Установка резервуарная по ул. Таврическая» класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0023) отсутствует производственная инструкция по эксплуатации предохранительных клапанов сосудов с сжиженным углеводородным газом, нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт ж) пункта 218, пункт 326 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326;
24. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019) в котельной № 19 по адресу: г. Сочи, <...>, площадка по обслуживанию главной паровой задвижки котла per. № 8894 не оборудована сплошной обшивкой по низу высотой не менее 100 мм, нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
пункт 13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326
25. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019) в котельной № 19 по адресу: г. Сочи, <...>, манометры прямого действия котла per. № 8891 установлены под углом более 30 град., нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 243 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326.
26. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Адлерского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0019) в котельной № 19 по адресу: г. Сочи, <...>, взрывной предохранительный клапан газохода котла per. № 8891 имеет повреждения (трещины), нарушены ч.1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 273 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326;
27. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Лазаревского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0018) в котельной № 8 по адресу: <...> взрывной предохранительный клапан газохода котла per. № 4789 имеет повреждения (трещины), нарушены ч 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 273 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326.
28. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Лазаревского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № А30-00046-0018) в котельной № 8 по адресу: <...> не проводится проверка исправности предохранительного клапана паропровода per. № 8930, нарушена ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
пункт 338 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326;
29. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Лазаревского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0018) в котельной № 8 по адресу: <...> не исправен дистанционный привод главной паровой задвижки котла per. № 8912, нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 48, подпункт и) пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326;
30. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Центрального района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0002) в котельной № 5 по адресу: <...> не исправен дистанционный привод главной паровой задвижки котла per. № 8810. нарушены ч 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
пункт 48, подпункт и) пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326
31. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Центрального района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0002) в котельной № 5 по адресу: <...> не исправны предохранительные клапаны экономайзера per. № 8785 (при проверки исправности клапан не открылся), нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт а) пункта 353 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326
32. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Центрального района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0002) в котельной № 1 по адресу: <...> эксплуатируется экономайзер per. № 8826 при демонтированном предохранительном клапане, нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт к) пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326
33. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Лазаревского района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0018) в котельной № 8 по адресу: <...> не в полном объеме проводится плановое техническое обслуживание за-норной арматуры котлов и паропроводов (обнаружены утечки воды и пара), нарушены ч. 1 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт и) пункта 218, пункт 219 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326
34. При эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения Центрального района города Сочи» (класс опасности 3 per. № АЗО-00046-0002) в котельной № 1 по адресу: <...> не выполнены мероприятия по возможности установки на дымовой трубе котельной дополнительных устройств (антенн), установленные результатами экспертизы промышленной безопасности, нарушены ч. 1 статьи 9, статья 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
подпункт о) пункта 218, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. №116, зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014г. №32326.
Так, уведомлением от 22.07.2016г. законный представитель директор МУП «Сочитеплоэнерго» был извещен о необходимости явиться для возбуждения административного дела. Указанное извещение было получено вх. № 01-07566/16. На возбуждении дела (составлении протокола) присутствовал ФИО7 начальник производственного контроля представитель по доверенности от 03.08.2016г.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 04.08.2016г. рассмотрение дела в отношении МУП «Сочитеплоэнерго» было назначено на 17.08.2016г. в 12.00.
Указанное определение было получено представителем по доверенности от 17.08.2016г. ФИО7 начальником производственного контроля.
Усмотрев в действиях (бездействии) МУП «Сочитеплоэнерго» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ дело было рассмотрено и Управление пришло к выводу о наличии вины общества в совершенном административном правонарушении и МУП «Сочитеплоэнерго» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены частично обоснованно и частично подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Закон № 116-ФЗ. Положения этого Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Закон N 116-ФЗ), под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее -промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, а также обязана: организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г № 263 « Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила).
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от 22.07.2016, № 74-154-21, протоколом об административном правонарушении № 23-23/09-014-16 от 04.08.2016г., и по существу заявителем не оспариваются.
Таким образом, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. На наличие таких нарушений МУП «Сочитеплоэнерго» также не указывает.
Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательства того, что общество не имело возможности не допускать вмененные ему правонарушения, в материалы дела не представлены.
Оспариваемым постановлением от 17.08.2016 заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Между тем, в постановлении указано на отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность общества обстоятельств.
Поскольку обстоятельства, отягчающие вину заявителя, в постановлении административного органа не указаны, заявителю необоснованно назначен административный штраф в размере 250 000 руб., тогда как часть 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает минимальный размер штрафа 200 000 руб.
Суд исходит из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному вреду. Административный орган не обосновал причину назначения обществу наказания в указанном размере, установленном санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Примененная мера административной ответственности в виде штрафа в сумме 250 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер.
В связи с этим, суд приходит к выводу о необходимости снижения суммы административного штрафа до 200 000 рублей.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.08.2016 № 23-23/09-014-16 о привлечении МУП «Сочитеплоэнерго» г. Сочи к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в части размера штрафа, снизив его до 200 000 руб.
В остальной части постановление от 17.08.2016 №23-23/09-014-16 оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ростов-на-Дону в установленном законом порядке.
Судья В.Г. Колодкина