АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-33620/2009-4/657-107АП
16 сентября 2009 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Руденко Ф.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Краснодар
к Обществу с ограниченной ответственностью «Новоэкосервис» (далее–ООО «Новоэкосервис» ), г. Новороссийск
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность л.д. 7, паспорт
от ответчика: ФИО2 – доверенность от 12.01.2009 г., паспорт
При ведении протокола открытого судебного заседания судьей Руденко Ф.Г.
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО «Новоэкосервис», г. Новороссийск о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что факт транспортировки очевиден при наличии 3-х договоров на транспортировку грузов.
Ответчик в судебном заседании вину не признал, пояснил, что паспорта опасных отходов имеются.
Дело рассматривается по правилам ст. 205 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
27.07.2009 г. Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление), на основании поручения прокурора Новороссийской транспортной прокуратуры № 176ж-09/3497 от 20.07.2009 г. и приказа Управления № 758-П от 22.07.2009 г. проведена проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности в отношении ООО «Новоэкосервис».
В ходе проверки установлено, что ООО «Новоэкосервис» выдана лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами № 57-ОТ-000020 (23) от 21.02.2005 г. Согласно заключению № 67 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами» ООО «Новоэкосервис», в материалах экологического обоснования соискателя лицензии на обращение с опасными отходами обоснована экологическая допустимость обращения с опасными отходами в части сбора, временного хранения и транспортирования отработанных масел, нефтесодержащих и хозбытовых сточных вод, отработанных автопокрышек и макулатуры, принимаемых от других предприятий, а также сбора, временного хранения, обезвреживания и транспортирования собственных производственных отходов.
Таким образом, по мнению заявителя, ООО «Новоэкосервис» осуществляет сбор, хранение и транспортирование отработанных масел, нефтесодержащих вод, отработанных автопокрышек и макулатуры, которые принимает других предприятий, а также сбор, хранение, обезвреживание и транспортирование собственных производственных отходов.
В результате проведенной проверки выявлены следующие нарушения: предприятие осуществляет деятельность по сбору, транспортировке пластиковых емкостей и твердых бытовых отходов в отсутствие лицензии на данный вид деятельности; на предприятии отсутствует паспорта отходов 1-4 класса опасности: нефтепродукты отработанные (масла моторные отработанные), нефтесодержащие воды, отходы (осадки) выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки;
По результатам проверки, заявителем в отношении ответчика в присутствии генерального директора ООО «Новоэкосервис» И.В. Серга составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ № 5-09 от 29.06.2009 г. (л.д. 9-11).
Материалы дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.
Согласно п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к указанной части статьи 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 г. № 524, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий отнесены:
а) допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;
б) транспортировка опасных отходов без оформленного в установленном порядке паспорта опасных отходов;
в) отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
г) нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование опасных отходов должно осуществляться при наличии паспорта опасных отходов.
Проанализировав вышеизложенные нормы действующего законодательства, и изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявителем не доказан факт транспортировки опасных отходов, несмотря на наличие договоров на транспортировку опасных грузов, которые при отсутствии таких доказательств как накладные, счета-фактуры нельзя признать достаточным основанием подтверждающим факт осуществления транспортировки принятых от других производителей опасных отходов.
Материалами дела подтверждается наличие у ООО «Новоэкосервис» паспортов опасных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5. КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно ст.ст. 24.1, 29.13 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Причем ст. 26.1 КоАП РФ также указывает на то обстоятельство, что по делу об административном правонарушении виновность лица в совершении правонарушения подлежит обязательному выяснению.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, заявитель не доказал наличие события административного правонарушения. Поскольку документально не подтвердил мнение об осуществлении ответчиком транспортировки, в связи с чем, суд не усматривает в действиях ООО «Новоэкосервис» события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о привлечении ООО «Новоэкосервис», к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.4, 27, 29, 71, 137, 156, 159, 163, 167-170, 176, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Ф.Г. Руденко