ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-3423/17 от 07.06.2017 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. 8(861)268-46-00

сайт: http: //krasnodar.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                             Дело №  А32-3423/2017

15 июня 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2017. Полный текст решения изготовлен 15.06.2017.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Семушина А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лаюк И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению СПОССК «Ейский Агросоюз», Краснодарский край,

к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, г.Краснодар,

о признании незаконным итогового заключения от 25.10.2016,

третьи лица: администрация Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края, администрация муниципального образования Ейский район,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Заруб С.Н. по доверенности,

от заинтересованного лица – Шередкин Е.Н. по доверенности,

от администрации муниципального образования Ейский район – не явился,

от департамента имущественных отношений Краснодарского края – Исаев М.Р. по доверенности,

от администрации Краснодарского края – Попов М.Г. по доверенности,

У С Т А Н О В И Л :

СПОССК «Ейский Агросоюз» (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о признании итоговое заключения о соответствии заявленного инвестиционного проекта критерию, установленному статьей 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 25.10.2016 N00602-5643/1605 незаконным; признании инвестиционного проекта «Организация устойчивого производства овощных культур открытого грунта с применением капельного орошения в СПОССК «ЕИСКИИ АГРОСОЮЗ» соответствующим критерию, установленному Законом Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения»; обязании предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 23:08:1002002:88, 23:08:1002002:89, 23:08:1002002:90, 23:08:1002002:92, 23:08:1002002:93, 23:08:1002002:94 для реализации инвестиционного проекта «Организация устойчивого производства овощных культур открытого грунта с применением капельного орошения в СПОССК «ЕЙСКИЙ АГРОСОЮЗ».

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против заявленных требований.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 31.05.2017 до 07.05.2017, публичное извещение о котором было опубликовано в сети интернет http://krasnodar.arbitr.ru/ согласно требованиям п.13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках».

            Выслушав доводы представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «Ейский АГРОСОЮЗ» обратился в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с заявлением о соответствии заявленного инвестиционного проекта критерию, установленному статьей 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения», с целью предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 410,08 га, с кадастровыми номерами 23:08:1002002:88, 23:08:1002002:89, 23:08:1002002:90, 23:08:1002002:92, 23:08:1002002:93, 23:08:1002002:94 для выращивания винограда, картофеля и овощных культур в аренду без проведения торгов.

Министерством по результатам рассмотрения указанного заявления принято решение-итоговое заключение от 25.10.2016 №00602-5643/1605 о невозможности предоставления в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:08:1002002:88, 23:08:1002002:89, 23:08:1002002:90,   23:08:1002002:92, 23:08:1002002:93, 23:08:1002002:94 для  реализации инвестиционного проекта «Организация устойчивого производства овощных культур открытого грунта с применением капельного орошения в СПОССК «ЕЙСКИЙ АГРОСОЮЗ».

В качестве оснований для отказа ответчик указал, что в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Порядка рассмотрения заявлений юридических лиц о соответствии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов, для размещения которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям установленным Законом Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2015 № 522, министерством были подготовлены и направлены запросы в орган местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта, в департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, а также в департамент имущественных отношений Краснодарского края.

На основании  полученного  отрицательного ответа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 25.10.2016 № 52-30042/16-32-04 было подписано отрицательное итоговое заключение.

С данными решением заявитель не согласен, считает указанное итоговое заключение незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Законом Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении  юридическим  лицам  земельных  участков,   находящихся  в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» (далее - Закон), в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливаются критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

В соответствии со статьей 3.1 Закона порядок принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения критериям, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Министерство в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2015 № 522 «Об утверждении Порядка принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения критериям, установленным Законом Краснодарского края от 4 марта 2015 года № 3123-КЗ, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим рассмотрение заявлений и документов юридических лиц на соответствие масштабных инвестиционных проектов, для размещения которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, по пункту «в» статьи 1 Закона.

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в соответствии с Порядком принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения критериям, установленным Законом Краснодарского края от 4 марта 2015 года № 3123-КЗ, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 июня 2015 года № 522 рассмотрело заявление председателя СПОССК «Ейский АГРОСОЮЗ» по вопросу соответствия заявленного инвестиционного проекта критерию,   установленному   статьей   1   Закона,   с   целью   предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 410,08 га, с кадастровыми номерами 23:08:1002002:88, 23:08:1002002:89, 23:08:1002002:90, 23:08:1002002:92, 23:08:1002002:93, 23:08:1002002:94 для выращивания винограда, картофеля и овощных культур в аренду без проведения торгов и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2.5 уполномоченный орган направляет по почте, с использованием средств факсимильной связи или по электронной почте запросы в орган местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта, в департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.

Согласно п 2.7 постановления № 522 уполномоченный орган в целях установления возможности предоставления в аренду на указанной инициатором проекта территории земельного участка для реализации масштабного инвестиционного проекта направляет по почте, с использованием средств факсимильной связи или по электронной почте в департамент имущественных отношений Краснодарского края соответствующий запрос вместе с ответом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края и со сведениями, представленными органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края.

Пунктом 2.8 постановления № 522 предусмотрено основание для подготовки уполномоченным органом итогового отрицательного заключения при получении от отраслевого органа, и (или) органа местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта, и (или) департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, и (или) департамента имущественных отношений Краснодарского края отрицательного заключения и (или) ответа.

Следовательно, у Министерства как у уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края при наличии отрицательного заключения департамента имущественных отношений Краснодарского края отсутствовали основания для подготовки положительного заключения.

Письмом от 25.10.2016 № 52-30042/16-32-04 департамента имущественных отношений Краснодарского края дано отрицательное заключение, аргументированное следующим.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социальнокультурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона установлены не критерии масштабных инвестиционных проектов, а дополнительные случаи предоставления земельных участков без торгов, что не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ) под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Кроме того, согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной    или    муниципальной    собственности,    заключается    без проведения торгов в случае предоставления участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ не предусмотрены случаи предоставления земельных участков без торгов для реализации масштабных инвестиционных объектов.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345, является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

На вышеуказанные земельные участки право государственной собственности Краснодарского края не зарегистрировано.

Учитывая вышеизложенное, департамент имущественных отношений Краснодарского края решил, что предоставление в аренду испрашиваемых земельных участков для реализации инвестиционного проекта не представляется возможным.

Согласно представленному отзыву, Министерство поясняет, что на основании полученного отрицательного ответа департамента имущественных отношений Краснодарского края предоставление в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:08:1002002:88, 23:08:1002002:89, 23:08:1002002:90, 23:08:1002002:92, 23:08:1002002:93, 23:08:1002002:94 для реализации инвестиционного проекта «Организация устойчивого производства овощных культур открытого грунта с применением капельного орошения в СПОССК «Ейский АГРОСОЮЗ» не представляется возможным.

Руководствуясь пунктом 2.8 Порядка министерством подготовлено итоговое отрицательное заключение о соответствии инвестиционного проекта «Организация устойчивого производства овощных культур открытого грунта с применением капельного орошения в СПОССК «ЕЙСКИЙ АГРОСОЮЗ», на основании получения отрицательного заключения департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Суд считает данный департаментом отказ неправомерным на основании следующего.

Согласно тексту ответа от 25.10.2016, департамент имущественных отношений Краснодарского края считает несоответствующим п. «в» ст.1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ, подписанный Главой администрации (губернатором) Краснодарского края, федеральному законодательству.

Так, департамент в отзыве указывает, что согласно положениям подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ крестьянским хозяйствам и сельскохозяйственным организациям земельные участки,находящиеся в государственной собственности могут быть предоставлены в аренду без торгов в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены несколько случаев предоставления земель государственной собственности крестьянским хозяйствам и сельскохозяйственным организациям. Такие случаи установлены в пунктах 5.1, 8 статьи 10 и в статье 19.2 закона. Случаи предоставления земель для реализации масштабных инвестиционных проектов в указанных нормах отсутствуют.

Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 N 3123-КЗ (ред. от 18.07.2016) "О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов допускается при соблюдении одного из условий, указанных в данной статье.

Департамент ссылается на п. «в»: если инвестиционные проекты в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предусматривают капитальные вложения (инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы, закладку многолетних насаждений и другие затраты) не менее 200 тысяч рублей на один гектар и направлены на развитие производства сельскохозяйственной продукции, а именно на: выращивание кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами 50 и более условных голов собственных животных и птицы - из расчета не менее 24 условных голов на 100 гектаров; выращивание других сельскохозяйственных культур на площади не менее 5 гектаров с обеспечением урожая: овощей - не менее 250 центнеров с гектара; картофеля - не менее 300 центнеров с гектара; плодов семечковых культур - не менее 200 центнеров с гектара; плодов косточковых культур - не менее 100 центнеров с гектара; винограда столовых сортов - не менее 100 центнеров с гектара; винограда технических сортов - не менее 70 центнеров с гектара; ягодных культур - не менее 50 центнеров с гектара;  производство товарной рыбы - из расчета не менее 6 центнеров с одного гектара водной глади.

Однако заявителем соблюдено условие, указанное в п. «а»: если инвестиционные проекты в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагают строительство объектов, размещение которых позволит значительно увеличить количество рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого они размещаются, но не менее чем на: 10 рабочих мест на территории поселения, сельского, поселкового, станичного округа (как административно-территориальной единицы), находящегося на территории городского округа (как муниципального образования), с численностью населения до 5 тысяч человек.

Так, подпункт 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» гласит о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Вышеназванное означает предоставление земельных участков для реализации государственных функций, масштабных инвестиционных проектов и решения вопросов местного значения.

Учитывая, что указанные задачи допускают достаточно широкую трактовку, для предоставления земельных участков предусмотрены не только цели такого предоставления, но и наличие определенных правовых актов - указа или распоряжения Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ. Более того, объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения, назначения, масштабные инвестиционные проекты должны соответствовать критериям, установленным Правительством РФ или законами субъектов Российской Федерации.

Понятие инвестиционный проект раскрыто в ст. 1 ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", согласно которой он представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Закон Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» для субъекта РФ такие критерии определил.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2015 № 522, утвержден Порядок рассмотрения заявлений юридических лиц о соответствии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов, для размещения которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным Законом Краснодарского края от 4 марта 2015 года № 3123-КЗ.

Заявителем указанный порядок соблюден.

Таким образом, в данном случае департамент имущественных отношений высказался о противоречии в принципе законодательства субъекта и Земельного кодекса.

При этом департамент иных замечаний на инвестиционный проект и ответы местной администрации и отраслевого органа не представил.

Следовательно, подготовленное заключение департамента по существу не отвечает требованиям установленным постановлением Губернатора Краснодарского края №522.

В связи с чем на основании полученного отрицательного заключения департамента, министерством подготовлено итоговое отрицательное заключение.

Однако заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно письму департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 05.05.2017 № 71-4457/17-03-01, на земельных участках с кадастровыми номерами 23:08:1002002:89, 23:8:1002002:92, 23:08:1002002:94 планируется развитие жилой, общественно-деловой зон станицы Копанской на расчетный срок генерального плана до 2030 года.

В частности, согласно генеральному плану Копанского сельского поселения, утвержденного решением Совета МО Ейский район от 06.11.2014 № 261, участок 23:08:1002002:89 расположен в функциональной зоне: жилая зона, озеленения общего пользования; участок 23:8:1002002:92 расположен в функциональной зоне: жилая зона, развитие промышленной зоны, общественно-деловая зона; участок 23:8:1002002:94 расположен в зонах: жилая зона, озеленения общего пользования.

Согласно разделу 2 Генерального плана Копанского сельского поселения Ейского района Краснодарского края жилая зона станицы Копанской компактно сформирована вокруг общественно-делового центра с парковой зоной. Данная планировка сложилась с момента основания станицы.

Южнее жилой зоны находится запруда балки Копани с площадью водной поверхности 21,6 га.

В границах населенного пункта развитие жилой зоны возможно на свободных территориях на востоке и юго-востоке станицы. Предполагается на 1-ю очередь развитие жилой зоны до 98 га и до 180 га к расчетному сроку.

На территории сельского поселения, южнее региональной автодороги отводятся участки для личных, подсобных хозяйств. На 1-ю очередь отводится 19,6 -21,6 га, на расчетный срок 73,8-75,8 га.

В границах станицы Копанской проектом предлагается:

1. Восстановление предприятий, недействующих в настоящий момент: кирпичного завода, консервного завода, маслоцеха, хлебопекарни. Создание мини предприятий на новых территориях.

2. Увеличение жилых зон как на 1 очередь к 2020г., так  и на перспективу к 2030г.

3. Создание дополнительного центра, куда войдут объекты социально-культурного и спортивного назначения. Так же запроектировано строительство новой церкви.

4. Создание лесопарковой зоны с восточной и западной стороны балки Копани.

5. Создание зон отдыха в районе балки Копани.

6. Предлагается к закрытию существующее кладбище. Новое кладбище предлагается открыть в восточной части станицы, на въезде.

7. Земли запаса остаются без изменения.

Согласно положениям Градостроительного кодекса РФ функциональные зоны- зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Так, в соответствии с Генеральным планом Копанского сельского поселения Ейского района Краснодарского края сельскохозяйственная деятельность в функциональных зонах не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.

В абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

С учетом изложенного, при решении вопроса о возможности предоставления в аренду земельного участка уполномоченный орган обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах.

Аналогичная правовая позиция высказана в Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.03.2015 NФ08-694/2015 по делу NА53-24322/2013.

Согласно положениям земельного законодательства предоставление земель для жилищной, коммерческой застройки осуществляется через процедуру проведения торгов. Ввиду того, что часть спорного участка предназначена для жилищной и коммерческой застройки предоставление его без торгов невозможно.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что предоставление указанных участков для сельскохозяйственных целей будет не соответствовать установленной функциональной зоне - жилищная застройка, общественно-деловая, что в силу положения подпункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ является основанием для отказа в предоставлении участка.

При этом сам инвестиционный проект предусматривает размещение на части земельных участка не предусмотренных генеральным планом для сельскохозяйственной деятельности, в связи с чем его фактическая реализация невозможна.

Следовательно, в удовлетворении требований заявителя о признании итоговое заключения о соответствии заявленного инвестиционного проекта критерию, установленному статьей 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 25.10.2016 N00602-5643/1605 незаконным; признании инвестиционного проекта «Организация устойчивого производства овощных культур открытого грунта с применением капельного орошения в СПОССК «ЕИСКИИ АГРОСОЮЗ» соответствующим критерию, установленному Законом Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения» следует отказать.

Требование заявителя об обязании предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 23:08:1002002:88, 23:08:1002002:89, 23:08:1002002:90, 23:08:1002002:92, 23:08:1002002:93, 23:08:1002002:94 для реализации инвестиционного проекта «Организация устойчивого производства овощных культур открытого грунта с применением капельного орошения в СПОССК «ЕЙСКИЙ АГРОСОЮЗ» суд оставляет без рассмотрения на основании следующего.

Заявленное истцом требование - о понуждении к заключению договора аренды носит материально-правовой характер. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 приведенной нормы заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).

Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора, что также производится по решению суда в случае необоснованного уклонения от заключения договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Таким образом, требование о понуждении заключить договор аренды земельного участка может быть заявлено в суд только после направления истцом органу государственной власти (для которого заключение такого договора является обязательным), оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок.

В деле отсутствуют доказательства направления администрации муниципального образования оферты (проекта договора аренды земельного участка, содержащего существенные условия сделки) до принятия искового заявления к производству с учетом сроков предусмотренных Гражданским кодексом для подготовки соответствующего ответа.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Таким образом, требование о понуждении заключить договор, заявленное истцом, может быть заявлено в суд только после направления  оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.2010 по делу N А32-8786/2010, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2011 N ВАС-2098/11, а также определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2011 N ВАС-29/11 по делу N А55-38700/2009.

Расходы по оплате государственной пошлины по требованиям рассмотренным в порядке главы 24 АПК РФ возлагаются на заявителя, по требованиям оставленным без рассмотрения возвращаются.

            Руководствуясь ст.ст.167-170 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

            Требования СПОССК «Ейский Агросоюз» об обязании заключить договоры аренды оставить без рассмотрения.

В удовлетворении остальной части заявленных требований СПОССК «Ейский Агросоюз» отказать.

Выдать Сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу «Ейский АГРОСОЮЗ» (ИНН2361012657) справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины на сумму 36 000 руб., уплаченной на основании платежного поручения от 11.02.2017 №455.

            Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                          А.В.Семушин