ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-34329/15 от 10.11.2015 АС Краснодарского края

г. Краснодар                                                                                            Дело № А32-34329/2015

10 ноября 2015 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хмелевцевой А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговским А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техносити», г. Краснодар

к финансовому управлению Администрации муниципального образования Славянский район

к третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации муниципального образования Славянский район

об оспаривании бездействия финансового управления Администрации муниципального образования Славянский район

в судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: не явился, извещен,

от заинтересованного лица: не явился, извещен,

от третьего лица: не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Техносити» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Финансовому управлению администрации муниципального образования Славянской района, г. Славянск-на-Кубани (далее – управление) о признании незаконным бездействия по возврату заявителю отозванных исполнительных листов.

Представитель заявителя к дате судебного заседания направил заявление, в котором ходатайствовал об уточнении заявленных требований – просил считать заявленными требования о признании незаконным бездействия финансового управления администрации муниципального образования Славянского района по невозврату заявителю отозванных исполнительных листов серии АС № 005624649, серии АС № 005624650, серии АС № 005624651, серии АС № 005624652.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Арбитражный суд Краснодарского края вынес решение от 01.08.2014 по делу
№ А32-19163/2014, которым взыскал с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 28 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район в пользу общества 835 рублей 17 копеек задолженности по процентам и 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

На основании вступившего в законную силу решения Арбитражный суд Краснодарского края выдал исполнительный лист серии АС № 005624649.

Заявитель 23.09.2014 направил к исполнению в адрес Финансового управления Администрации Славянского городского поселения Славянского района оригинал исполнительного листа и заверенную Арбитражным судом Краснодарского края копию решения. Согласно распечатке с официального сайта ФГУП «Почта России» документы получены адресатом 08.10.2014.

В установленный законом трехмесячный срок должником не выполнены требования исполнительных документов.

Заявитель 06.03.21015 направил заявление об отзыве исполнительных листов серии АС № 005624649, АС № 005624651, АС № 005624652, АС № 05624650, АС № 005616194. Однако исполнительные листы ему не возвратили. Данное заявление получено финансовым управлением 14.03.2015.

Считая незаконным бездействие Финансового управления Администрации Славянского городского поселения Славянского района, выразившееся в невозврате заявителю отозванных исполнительных листов серии АС № 005624649, серии АС
№ 005624650, серии АС № 005624651, серии АС № 005624652 (далее – исполнительных листов)
, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

Пунктом 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Вместе с тем, частью 2 статьи 1 указанного закона установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетным кодексом Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса (исполнительный лист, копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя), направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Судом установлено, и данный факт не оспаривается сторонами, что заявитель в порядке, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, исполнительные листы АС № 005005624652 АС № 005005624649, АС № 005005624650, АС № 005005624651 направил для исполнения в адрес Финансового управления Администрации Славянского городского поселения Славянского района.

Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Аналогичное положение изложено в подпункте 1 пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при наличии указанного основания возврат исполнительного документа осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.

Материалами дела подтверждается, что взыскатель воспользовался своим правом и направил в адрес должника заявление о возврате исполнительных листов.

Указанное заявление получено заинтересованным лицом 14.03.2015, что подтверждается почтовым уведомлением.

В пятидневный срок исполнительные листы управлением обществу не возвращены.

Таким образом, управлением допущено бездействие, выразившееся в невозврате заявителю отозванных исполнительных листов серии АС № 005624649, серии АС
№ 005624650, серии АС № 005624651, серии АС № 005624652
.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия законности совершения оспариваемых действия (бездействия); наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действия (бездействия); обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которое совершили действие (бездействие).

Доказательства наличия уважительных причин, препятствующих возврату исполнительных листов серии АС № 005624649, серии АС № 005624650, серии АС
№ 005624651, серии АС № 005624652
, управление в материалы дела не представило.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, суд находит заявленные требования обоснованными и удовлетворяет заявление общества полностью.

            Данный вывод суд сделал с учетом правовой позиции, выраженной в  постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2015 по делу               № А26-7318/2014.

            Руководствуясь статьями 106, 110, 167 – 170, 176, 184 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Техносити» об уточнении заявленных требований – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации муниципального образования Славянского района, выразившееся в невозврате обществу с ограниченной ответственностью «Техносити» отозванных исполнительных листов серии АС № 005624649, серии АС № 005624650, серии АС № 005624651, серии АС № 005624652.

Обязать Финансовое управление администрации муниципального образования Славянского района устранить допущенное нарушение путем возврата обществу с ограниченной ответственностью «Техносити»отозванных исполнительных листов серии АС № 005624649, серии АС № 005624650, серии АС № 005624651, серии АС № 005624652.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                          А.С. Хмелевцева