ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-34446/15 от 10.11.2015 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г.Краснодар, ул.Красная,6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-34446/2015

г. Краснодар 10 ноября 2015 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Любченко Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишницкой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства здравоохранения Краснодарского края

к Обществу с ограниченной ответственностью «Эллианте»

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании представителей:

от заявителя: не явился, уведомлен,

от заинтересованного лица: Воржева Н.И., доверенность от 25.02.2015г.

Установил:

Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в арбитражный суд к с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Эллианте» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении № АД-133-м/2015 от 14.08.2015.

Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, основания и доводы изложены в заявлении и приложенных документах.

Заинтересованное лицо в судебном заседание пояснило, что с выявленными правонарушениями согласно, вину признает, все нарушения устранены, о чем, уведомлен административный орган.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Дело рассматривается по правилам статьи 205 АПК РФ.

Суд, выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, установил следующее.

Из материалов дела следует, что на основании приказов министерства здравоохранения Краснодарского края от 20.07.2015 № 4017 «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» и приказа от 10.08.2015 № 4519 «О внесении изменения в приказ министерства здравоохранения Краснодарского края от 20.07.2015 № 4017 «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» с целью установления соответствия лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в связи с обращением гр. Устиновой Ю.Г. (вх. У-3393/15/1 от 14.07.2015) поступившим из Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (исх. от 01.07.2015 № 14872-15-19), проведена проверка соблюдения лицензионных требований.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭЛЛИАНТЕ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-23-01-008425 от 19.03.2015, действующей бессрочно, выданной министерством здравоохранения Краснодарского края по месту осуществления деятельности: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный округ, ул. Красноармейская/ул. им. Гоголя, дом №43/68, нежилые помещения 7-го этажа, №№ 4,19,11,7/2,7/3,7/4, 3/3,3/4,3/5 по видам работ (услуг) согласно приложению к лицензии.

При проведении проверки комиссия руководствовалась требованиями Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере лицензирования медицинской деятельности и контроля качества медицинской помощи.

При проведении проверки в ООО «Апекс» проанализирована документация, представленная ООО «ЭЛЛИАНТЕ» и заявительницей Устиновой Ю.Г.

Установлено, что 03.06.2015 Устиновой Ю.Г. оказывались бесплатные косметологические процедуры в ООО «ЭЛЛИАНТЕ». Устиновой Ю.Г. было выдано информированное добровольное согласие на виды косметологических (медицинских) услуг. Однако в нарушение п. 5 приложения № 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.04.2012 г. №381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», пп. «а» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации специалистом, оказывавшим косметологические (медицинские) услуги заявительнице, не заполнена медицинская документация, не проведена оценка жалоб пациента, структурной целостности и функциональной активности покровных тканей, не составлен план необходимого обследования.

Документы о профессиональной подготовки Яны в качестве врача косметолога (сотрудника ООО «ЭЛЛИАНТЕ» оказывавшей бесплатные косметологические услуги Устиновой Ю.Г.) не представлены, что является нарушением пп. «д» 4, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Вышеназванные нарушения зафиксированы протоколом об административном правонарушении № АД-133-м/2015 от 14.08.2015, составленным Свистуновой М.П., ведущим консультантом отдела по лицензированию медицинской деятельности управления по лицензированию министерства здравоохранения Краснодарского края.

Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

Правовые основы проведения проверки для административного органа установлены Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере лицензирования медицинской деятельности и контроля качества медицинской помощи.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В силу пункта 7 статьи 3 данного Закона лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Частью 11 статьи 19 данного Закона предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» установлены обязательные требования, которые лицензиат должен соблюдать при осуществлении медицинской деятельности, в том числе:

пп. «д» п.4 - наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

пп. «а» п. 5 – соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.04.2012 г. №381н, при первичном обращении пациента врач-косметолог:

оценивает жалобы пациента, структурную целостность и функциональную активность покровных тканей, выявляет конкретные дефекты и нарушения, требующие проведения косметологической коррекции;

информирует пациента о процедурах для самостоятельного выполнения; дает рекомендации по уходу за покровными тканями организма, в том числе проводит обучение необходимым гигиеническим навыкам;

заполняет медицинскую документацию в установленном порядке;

составляет план необходимого обследования и лечения;

назначает медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом;

выполняет медицинские процедуры, необходимые для коррекции выявленных нарушений и дефектов.

Согласно пункту 5 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Согласно пункту 6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В ходе проверки установлено, что 03.06.2015 Устиновой Ю.Г. оказывались бесплатные косметологические процедуры в ООО «ЭЛЛИАНТЕ». Устиновой Ю.Г. было выдано информированное добровольное согласие на виды косметологических (медицинских) услуг. Однако в нарушение п. 5 приложения № 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.04.2012 г. №381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», пп. «а» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации специалистом, оказывавшим косметологические (медицинские) услуги заявительнице, не заполнена медицинская документация, не проведена оценка жалоб пациента, структурной целостности и функциональной активности покровных тканей, не составлен план необходимого обследования.

Документы о профессиональной подготовки сотрудника ООО «ЭЛЛИАНТЕ» оказывавшей бесплатные косметологические услуги Устиновой Ю.Г. не представлены.

Таким образом, обществом нарушается пп. «а» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская деятельность – это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, то есть комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций.

Учитывая, что одним из определяющих, законодательно закрепленных признаков медицинской деятельности является ее воздействие на физическое или психическое состояние человека, отсутствие необходимой профессиональной подготовки и несоблюдения порядка оказания медицинской помощи могло повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По правилам части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Судом не установлено процессуальных нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол № АД-133-м/2015 от 14.08.2015года составлен в присутствии законного представителя Общества - директора, которому были разъяснены права, предусмотренные действующим законодательством. С выявленным нарушением директор согласен, обязуется устранить в кратчайшие сроки.

Материалами дела подтверждается факт осуществления ООО «Эллианте» деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания лицу, привлекаемому к административной ответственности, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая изложенное, а также то, что ООО «Эллианте» не привлекалась раннее к аналогичной ответственности (в материалах дела отсутствуют доказательства), признание вины и добровольное согласие на устранение выявленных нарушений, суд полагает возможным привлечь ООО «Эллианте» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде минимального размера административного штрафа в сумме 40 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 27, 29, 134-137, 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 4.1, 4.2, части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Эллианте», ОГРН/ИНН 1142310001074/2310176008, адрес места нахождения: 350000, Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Красноармейская, 43 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 руб.

Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:

БИК Банка 040349001, ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю г. Краснодар, Р/сч. 40101810300000010013, ИНН 2309053058, КПП 231201001, ОКАТО 03401000000, получатель УФК РФ по Краснодарскому краю (Министерство здравоохранения Краснодарского края).

Назначение платежа – 828 1 16 90040 04 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов».

По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет предоставлено доказательств добровольной уплаты штрафа, направить настоящее решение в подразделение Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю по месту жительства (месту нахождения) ответчика. Принудительное взыскание административного штрафа осуществляется непосредственно на основании настоящего решения (часть 4.2. статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Ю.В. Любченко