ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-34500/18 от 28.01.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-34500/2018

04 февраля 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2019 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Полякова Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Боголюбовым М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края

к обществу с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК», г. Краснодар,

о взыскании 49 000 руб. штрафа,

при участии в арбитражном процессе:

от заявителя: Кеворкова А.Н., по доверенности;

от заинтересованного лица: Новоселова М.Д., по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края (далее также – заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» (далее также – заинтересованное лицо, общество) 49 000 руб. штрафа.

Указанные требования и основания их возникновения изложены в заявлении. Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на необоснованность размера штрафных санкций; фактически вину признал, просит снизить размер штрафа.

При рассмотрении заявленных требований суд пришел к установлению следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» зарегистрировано в Государственном Учреждении Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края в качестве страхователя с 12.11.2012, тем самым признав себя участником системы обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного Фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

Вышеуказанные сведения за август месяц 2017 года должны были быть представлены в срок до 15.09.2017, однако страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М 19.09.2017, то есть с нарушением установленного законом срока.

Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в отношении страхователя - общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК», в результате которой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в' части нарушения установленного срока предоставления отчетности.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3).

25.10.2017 Управлением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 2189; 27.10.2017 акт № 2189 направлен в адрес общества по почте заказным письмом.

Общество с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» является юридическим лицом, зарегистрированным в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, несет непосредственную ответственность за нарушение Закона № 27-ФЗ.

Письменные возражения по акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не поступали, в связи, с чем 06.12.2017 Управлением вынесено решение № 2189 о привлечении общества к ответственности, которое 08.12.2017 направлено в адрес страхователя заказным письмом. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма в силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ, требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требование.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание размера суммы финансовых санкций, предусмотренных настоящим требованием, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Обществу с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» направлено требование от 09.01.2018 № 2189 об уплате заказным письмом (список № 8 от 16.01.2018), в котором обществу предложено в срок до 02.02.2018 уплатить образовавшуюся недоимку.

Вышеуказанное требование в установленный срок должником не исполнено.

В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ за страхователем закреплена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом. Также в соответствии с указанной статьей страхователю предоставляется право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Отчет СЗВ-М включает сведения о работающих в компании гражданах. Если среди них есть пенсионеры, то ПФР будет знать поименно тех, кому не положена индексация пенсии. Ежемесячно нужно сдавать отчет для того, чтобы получать актуальную информацию о том, кто из пенсионеров работает и не имеет права на индексацию; кто из них уволился, а значит, вправе претендовать на повышение социальных выплат.

Отчетность должны сдавать все страхователи работающих у них лиц – как по трудовому договору, так и по договору подряда – если в соответствии с договором с сумм вознаграждения платятся страховые взносы в ПФР (пункт 2.2 статьи 11 закона от № 27-ФЗ). При этом сведения нужно предоставлять на всех сотрудников, которые трудились в компании в течение отчетного периода: на уволенных и принятых в течение месяца, а также на тех, кто физически не присутствовал на рабочем месте (временно нетрудоспособных, декретниц, работников в отпусках по уходу за детьми).

Управление, ссылаясь на тот факт, что обществом представлены сведения по форме СЗВ-М за август месяц 2017 года с нарушением установленного законом срока, обратился в арбитражный суд с указанным выше требованием.

Из доводов заинтересованного лица не следует, что оно оспаривает факт несвоевременного представления сведений, однако считает назначенное наказание несоразмерным, поскольку просрочка в предоставлении сведений в Пенсионный фонд составила 4 дня, что не привело к каким-либо тяжким последствиям для общественно значимых интересов, в том числе, интересов Пенсионного фонда.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, возражения заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

На основании пункта 3 статьи 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

Арбитражным судом Краснодарского края 13.07.2018 выдан судебный приказ на взыскание с должника суммы штрафа в размере 49 000,00 рублей.

Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника, в установленный частью 3 настоящей статьи срок, поступят возражения относительно его исполнения (часть 4 статьи 229.5 АПК РФ).

От должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, которое мотивировано тем, что между взыскателем и должником в отношении обязательств, по которым выдан судебный приказ, имеется спор о праве.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2018 по делу № А32-27084/2018 судебный приказ от 13.07.2018 года отменен.

На основании части 4 статьи 229.5 АПК РФ заявленные взыскателем требования предъявлены в порядке главы 26 данного кодекса.

Согласно положениям статьи 213 АПК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. В соответствии с пунктом 2 данной статьи сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд РФ в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142).

В силу части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Из материалов дела следует, что указанные сведения, на 98 лиц, были представлены обществом в Управление 19.09.2017, то есть с нарушением установленного срока на 4 (четыре) дня.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, и считает обоснованным заявленное требование Управления.

Факт пропуска установленного законом срока также подтверждается доводами заинтересованного лица.

Вместе с тем, суд отмечает следующее.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П установлено, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

С учетом вышеизложенного, полномочия суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекают из конституционных прерогатив правосудия.

Судом приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность Общества, а именно признание факта правонарушения и вины в его совершении; совершение правонарушения впервые; незначительный срок в просрочке предоставления сведений; отсутствие негативных последствий для бюджета; отсутствие умысла в совершении правонарушения.

Суд пришел к выводу, что мера ответственности в виде штрафа в размере 49 000 руб. не соответствует тяжести и фактическим обстоятельствам совершенного правонарушения, и считает необходимым снизить размер штрафа до 5 000 руб., что позволит соблюсти баланс частных и публичных интересов и не нарушит права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» (ОГРН 1122311012724, ИНН 2311150997), г. Краснодар, в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края 5 000 (пять тысяч) руб. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК» (ОГРН 1122311012724, ИНН 2311150997), г. Краснодар, в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

В остальной части требований – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции либо в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Поляков Д.Ю.