АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-34653/2009-5/752-83АЖ
26 февраля 2010г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи И.Н. Бондаренко,
при ведении протокола судебного заседания судьей И.Н. Бондаренко, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Надежность и Качество», г. Краснодар
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 10.04.2009г.,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Надежность и Качество», г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу о назначении административного наказания от 26.08.2009 г. № 05-09/154.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав представленные документы и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ООО «Надежность и Качество» зарегистрировано в качестве юридического лица, ИНН <***>.
Из материалов административного дела следует, что ООО «Надёжность и качество» относится к организациям, определённым ст.5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.01г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
ООО «Надёжность и качество» состоит на учёте в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО с 04.05.2006г.
Правила внутреннего контроля ООО «Надёжность и качество» согласованы в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО с 04.05.2006г. Специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение вышеуказанных правил назначен юрист Шевченко А.В.
В ходе выборочной проверки финансово-хозяйственных документов общества заинтересованным лицом установлены следующие операции, подлежащие обязательному контролю, совершённые ООО «Надёжность и качество» в проверяемом периоде, сведения по которым не были направлены в Росфинмониторинг в установленные законодательством сроки:
согласно договору возмездного оказания услуг от 11.05.2009г. б/н ООО «Надёжность и качество» оказана посредническая услуга по совершению сделки купли-продажи недвижимого имущества ООО «Кубаньстрой-Агро», договор купли-продажи от 15.05.2009г., сумма сделки - 13 615 000 (тринадцать миллионов шестьсот пятнадцать тысяч) рублей, дата Акта приема-передачи выполненных работ - 19.05.2009г., дата выдачи свидетельства о государственной регистрации данной сделки - 15.06.2009г., дата направления сведений в Росфинмониторинг по указанной сделке - 23.06.2009г.;
согласно договору возмездного оказания услуг от 11.05.2009г. б/н ООО «Надёжность и качество» оказана посредническая услуга по совершению сделки купли-продажи недвижимого имущества ООО «Кубаньстрой-Агро», договор купли-продажи от 15.05.2009г., сумма сделки - 83 312 200 (восемьдесят три миллиона триста двенадцать тысяч двести) рублей, дата Акта приёма-передачи выполненных работ - 19.05.2009г., дата выдачи свидетельства о государственной регистрации данной сделки - 11.06.2009г., дата направления сведений в Росфинмониторинг по указанной сделке - 17.06.2009г.
Исходя из вышеизложенного, сотрудники Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу пришли к выводу о том, что ООО «Надёжность и качество» не исполнены требования Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.01г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По данному факту был составлен акт проверки №117Н. 20.08.2009г., протокол об административном правонарушении от 20.08.09г. №05-09/154 в отношении ООО «Надёжность и качество» по ст. 15.27 КоАП РФ. Указанные документы составлены в присутствии законного представителя общества.
26.08.2009г. заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу было вынесено постановление №05-09/154 о назначении административного наказания ООО «Надёжность и качество» по ст. 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Заявитель не согласился с указанным постановлением, что и послужило основанием для его обращения в суд.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу данного Постановления. Согласно пункту 2 Постановления правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с п.2 ст.6 Закона, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ).
Исследовав представленные документы, суд пришел к выводу, что заявителем идентификация лиц, находящихся на обслуживании в организации, на предмет причастности их к экстремистской деятельности, для выявления операций с денежными средствами или иным имуществом подлежащих обязательному контролю, не осуществляется, поскольку Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 27, ООО «Надёжность и качество» в работе не используется, что подтверждается письменными пояснениями директора указанной организации ФИО2., имеющимися в материалах проверки (данный Перечень был доведён ООО «Надёжность и качество» Уведомлением о постановке на учёт в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от 04.05.2006г. № 05-06/2027, в котором указан код доступа к Перечню на официальном сайте Росфинмониторинга).
Как следует из заявления общества об оспаривании постановления, сотрудник общества, ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Надежность и качество» по специальному коду, полученному в уведомлении о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО № 05-06/2027 от 04.05.2006 года, постоянно знакомится с изменениями, вносимыми в вышеуказанный перечень и пользуется на официальном сайте Росфинмониторинга, с целью использования в работе связанной с противодействием и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Более того, на клиентов ООО «Надёжность и качество» составляется анкета, которая, после составления, сверятся сотрудниками ООО «Надёжность и Качество» с вышеуказанным перечнем на официальном сайте Росфинмониторинга.
Однако, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств использования указанного Переченя в ООО «Надёжность и качество», что подтверждается письменными пояснениями директора данной организации, имеющимися в материалах административного дела. Доказательства обратного заявителем в материалы дела не представлены.
Представленные в материалы дела копии анкет физических лиц не приняты судом во внимание, поскольку из представленных документов не следует, что заявителем производился контроль в определенном законом порядке путем идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации на предмет их причастности к экстремистской деятельности, поскольку не представлены доказательства использования указанного Перечня организаций и физических лиц, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 27, а составление анкет как таковых, содержащих сведения о паспортных данных, месте регистрации и фактического проживания, не имеющих каких-либо доказательств использования в ходе проверочных мероприятий, не свидетельствует об использовании обществом в работе перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 27 от 18.01.2003 года.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее, подлежат обязательному контролю.
Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, организации обязаны на основании Закона представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.
В соответствии с пунктами 3 и 5 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245 (далее - Положение), информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе, а по согласованию со Службой указанная информация может представляться на бумажном носителе.
Согласно пункту 6 Положения единый формат представления информации, а также каналы связи для передачи информации определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу. Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 07.06.2005 №86 утверждена Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Законом №115-ФЗ, в соответствии с которой организации представляют информацию по форме 3-СПД, предназначенной для заполнения и представления в виде бумажных форм установленного формата.
Как следует из поступивших в дело Расписок в получении документов на государственную регистрацию, в отношении документов, сданных 16.05.09г. и 18.05.09г., определены сроки окончания регистрации 11.06.09г. и 15.06.09г. соответственно.
Согласно указанным распискам, документы, подлежавшие получению 11.06.09г. фактически получены 16.06.09г., подлежавшие получению 15.06.09г., фактически получены 23.06.09г. руководителем ООО «Кубаньстрой-Агро» ФИО3 Сведения о совершении указанных сделок переданы ООО «Надежность и качество» в Росфинмониторинг 17.06.09г. и 23.06.09г. соответственно.
Заявитель ссылается на указанное обстоятельство – несвоевременное получение ООО «Кубаньстрой-Агро» свидетельств о государственной регистрации как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины ООО «Надежность и качество» в несвоевременном представлении сведений в Росфинмониторинг, а также на то, что в отсутствии свидетельств, являющихся документальным подтверждением факта совершения сделок, подлежащих регистрации, представление сведений не могло считаться надлежащим образом подтвержденным, поскольку представить сведения в уполномоченный орган было возможно только после получения свидетельства о государственной регистрации представителем ООО «Кубаньстрой-Агро», так как в соответствии с п. 5 Информационного письма Росфинмониторинга указано, что в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует считать дату государственной регистрации этой сделки, и сведения об указанной сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
Суд считает не подлежащими принятию во внимание указанные доводы, поскольку согласно указанным положениям Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что сведения подлежат представлению в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, а не после получения свидетельства о государственной регистрации сделки.
Кроме того, будучи профессиональным участником деятельности в сфере сделок с недвижимостью, осуществление которой сопровождается необходимостью выполнения ряда требований законодательства в данной сфере, заявитель должен был обеспечить своевременное предоставление информации в уполномоченный орган, однако заявителем не представлено документальное подтверждение наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному представлению информации. Учитывая, что обязанность предоставления указанных сведений возложена на заявителя, последний должен был обеспечить своевременное получение необходимой информации, документации. Кроме того, даты окончания регистрации были известны со дня сдачи документов для регистрации сделок в регистрационную службу, в связи с чем приведенные заявителем обстоятельства не могут быть приняты во внимание в качестве освобождающих от ответственности.
В соответствии со ст.15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что общество не исполнило требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса, следовательно, привлечение ООО «Надёжность и качество» к ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ, правомерно. В отношении общества применено административной наказание в виде штрафа в минимальной размере.
На основании вышеперечисленного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем заявителю следует выдать справку на возврат госпошлины в размере 2000 руб., уплаченной по платежному поручению от 31.08.2009г. №66.
На основании вышеизложенного, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, а также ст.ст. 65, 66, 156, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований ООО «Надёжность и качество» отказать.
Выдать справку ООО «Надежность и качество» на возврат из федерального бюджета госпошлины в размере 2000 руб., уплаченной по платежному поручению от 31.08.2009г. №66.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.Н. Бондаренко