АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-34762/2018
05 февраля 2019 года г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лукки А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зекох З.А, дело по заявлению акционерного общества «Тандер», г. Краснодар
к Новороссийской таможне, г. Новороссийск
о призвании незаконным и отмене постановления от 31.07.2018, № 10317000-458/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности,
от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности;
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Тандер» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне о призвании незаконным и отмене постановления от 31.07.2018, № 10317000-458/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель заинтересованного лица в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 16.01.2018 объявлялся перерыв до 17.00 час. 23.01.2019 (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).
После перерыва заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с материалами дела, 29.01.2014 между компанией «Tomato Beauty Products СО. LTD» (Республика Южная Корея) и АО «Тандер» заключен контракт № GK/648/14, в соответствии с которым продавец обязуется продать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить товары, номенклатура которых приводится в приложении к данному контракту.
01.09.2016между АО «Тандер» и ООО «ГСК» заключен договор таможенного представителя с декларантом № ГК/59125/16, в соответствии с которым представитель обязуется совершить от имени и по поручению клиента таможенные операции в отношении товара или транспортных средств клиента в соответствии с таможенным законодательством, а так же оказать иные услуги в области таможенного дела.
27.06.2017специалистом по таможенному оформлению ООО «ГСК»Бурлаковой О.И., в соответствии со ст.ст. 104, 105, 106 ТК ЕАЭС в ОТО и ТК Новороссийского западного таможенного поста после заполнения, была подана электронная ДТ № 10317090/270617/0011104, по которой ООО «ГСК»задекларирован товар, находящийся в контейнере № TEMU2820299, - «косметические средства - матирующие салфетки расфасованы в полиэтиленовую упаковку с хедром, не содержит этилового спирта, предназначены для впитывания излишнего жира, изготовлены в виде бумажных салфеток с пропиткой из смеси воды...» в количестве 247 грузовых мест, весом брутто 1729 кг., весом нетто 1581/1420.250 кг. Код товара - 3304910000.
28.06.2017, в ходе таможенного оформления и таможенного контроля, должностным лицом Новороссийского западного таможенного постаНовороссийской таможни в отношении товара «бумага из целлюлозных волокон, используемая в санитарно-гигиенических целях салфетки для лица прямоугольной формы длиной 8,9 см, шириной 5,3 см, не имеет пропитки или покрытия косметическими средствами, не имеет пропитки или моющими средствами...», заявленного в ДТ № 10317090/270617/0011104, было принято решение о назначении таможенной экспертизы, с целью проведения которой таможенным органом были отобраны образцы товара, которые в свою очередь были направлены в ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону для проведения таможенной экспертизы с целью идентификации товара на соответствие сведениям, заявленным в гр.31 ДТ № 10317090/270617/0011104.
30.06.2017 Новороссийским западным таможенным постом Новороссийской таможни осуществлен выпуск товара при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.
В соответствии с заключением таможенного эксперта № 12406001/0032054 от 21.09.2017, по совокупности представленных показателей товар идентифицирован как «бумага из целлюлозных волокон, используемая в санитарно-гигиенических целях - салфетки для лица прямоугольной формы длиной 8,9 см, шириной 5,3 см, не соответствует заявленному наименованию». Так же в выводах эксперта указано, что товар (образец) изготовлен из древесной целлюлозы, не имеет пропитки или покрытия косметическими средствами, не имеет пропитки или покрытия мылом или моющими средствами.
20.10.2017 Новороссийской таможней, на основании заключения таможенного эксперта 12406001/0032054 от 21.09.2017, принято Решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10317090/17/000136 о классификации товара № 1, заявленного в ДТ № 10317090/270617/0011104 в товарной субпозиции 4818201000 ТН ВЭД ЕАЭС, с определением следующего наименования и описания товара, необходимых для классификации: «бумага из целюлозных волокон, используемая в санитарно-гигиенических целях - салфетки для лица прямоугольной формы длиной 8,9 см, шириной 5,3 см, не имеет пропитки или покрытия косметическими средствами, не имеет пропитки или моющими средствами».
Согласно заключению отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Новороссийской таможни за исх. от 28.03.2018 № 15-23/1011, в товарной подсубпозиции 4818201000 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются платки носовые и косметические салфетки или салфетки для лица. С учетом того, что товар заявленный по ДТ № 10317090/270617/0011104 представляет собой бумажные салфетки для лица без пропитки или покрытия косметическими средствами, то данный товар классифицируется в товарной подсубпозиции 4818201000 ТН ВЭД ЕАЭС. В гр. 31 указанной ДТ по товару №1 заявлены не достоверные сведения о качественном составе товара, влияющие на классификацию по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно произведенного отделом таможенных платежей Новороссийской таможни расчета таможенных платежей по декларации на товары № 10317090/270617/0011104 (служебная записка ОТП от 03.11.2017 № 13-09/7002), на основании Решений о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10317090- 17/000136, размер недоплаты таможенных платежей по товару № 1 составил 55 722,63 руб., (в том числе 47 222,57 руб. - ввозная пошлина; 8 500,06 руб. - НДС).
20.12.2017в адрес получателя товара АО «Тандер» Новороссийской таможней направлено решение о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин налогов № 10317000/191217/ЗДзО-4926/-/ПС.
Таким образом, получателем товаров АО «Тандер» при декларировании товаров по ДТ № 10317090/270617/0011104 таможенному представителю ООО «ГСК» был представлен недействительный документ: техническое описание товара, содержащий недостоверные сведения об описании товара на основании которого таможенным представителем были заявлены недостоверные сведения в гр. 31, что привело к не верному заявлению кода ТН ВЭД ЕАЭС, что в свою очередь могло послужить основанием для занижения причитающихся к уплате таможенных платежей на сумму 55 722,63 руб., что является административнымправонарушением, ответственность за которое установлена ст. 16.7 КоАП России.
21.05.2017по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении № 10317000-458/2018 в отношении АО «Тандер» по ст. 16.7 КоАП России.
20.06.2018 года по делу об административном правонарушении в отношении АО «Тандер»№10317000-458/2018 составлен протокол по ст. 16.7 КоАП России.
Постановлением от 31.07.2018 №10317000-458/2018 общество признано виновным в правонарушении, предусмотренном статьёй 16.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа 55 000 руб.
Общество, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения
административного органа о привлечении к административной ответственности
арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность
оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий
административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает,
имелись ли законные основания для привлечения к административной
ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со ст. 2 ТК ЕАЭС), таможенная декларация представляет собой документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
В соответствии со ст. 179 ТК ТС, действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со ст. 104 ТК ЕАЭС), товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно ст. 180 ТК ТС, действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со ст. 105 ТК ЕАЭС) перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза.
В соответствии со ст. 181 ТК ТС, действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со ст. 106 ТК ЕАЭС) при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются сведения о товарах, в частности наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.
В соответствии со ст. 187 ТК ТС, действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со ст. 84 ТК ЕАЭС), при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе, в том числе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа
Согласно статьи 188 ТК ТС, действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со ст. 84 ТК ЕАЭС), при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить причитающиеся платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом.
В соответствии со ст. 189 ТК ТС, действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со ст. 84 ТК ЕАЭС) декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС) а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
В соответствии со ст. 190 ТК ТС, действовавшего на момент совершения административного правонарушения (положение корреспондирует со ст. 109 ТК
ЕАЭС), таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Условием привлечения лица к административной ответственности по ст. 16.7 КоАП России является представление таможенному представителю или иному лицу для представления таможенному органу именно тех недействительных документов, которые необходимы для представления на том или ином этапе таможенного декларирования, что повлекло за собой сообщение недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений.
Согласно п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Из пояснений представленных директором Новороссийского филиала «ГСК- Юг» ФИО3 по делу об административном правонарушении № 10317000- 335/2018, следует, что 02.06.2017, то есть до фактического прибытия товара в порт Новороссийск, в ООО «ГСК» посредством электронной почти от работника АО «Тандер» ФИО4 поступило извещение, что документы по поставке в сканированном виде выложены на общий сервер, а именно: заказ № GKF- 0000000000058039 от 23.03.2017 г., коммерческий инвойс № ТОМ-6499 от 15.05.2017г., счет на оплату № 514252 от 26.06.2017 г. за организацию морской перевозки Busan-Новороссийск т/х «KATRINA» FT720W, коносамент № MSCUKU832230, разрешительный документ № ТС N RU Д-К11.АГ96.В.03633 от 28.11.14 г. по 27.11.2018 г., техническое описание товара, подлежащего таможенному декларированию. Вышеуказанные коммерческие документы были переданы менеджеру ООО «ГСК» по работе с клиентами ФИО5 в целях проверки корректности осуществления таможенного декларирования указанного товара.
Таким образом, получателем товаров АО «Тандер» при декларировании товаров по ДТ № 10317090/270617/0011104 таможенному представителю ООО «ГСК» был представлен недействительный документ: техническое описание товара, содержащий недостоверные сведения об описании товара на основании которого таможенным представителем были заявлены недостоверные сведения в гр. 31, что привело к не верному заявлению кода ТН ВЭД ЕАЭС, что в свою очередь могло послужить основанием для занижения причитающихся к уплате таможенных платежей на сумму 55 722,63 руб., что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 16.7 КоАП России.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.7 КоАП России, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшем за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах.
Субъектом правонарушения является лицо, которое представило таможенному представителю документы, содержащие недостоверные сведения о товарах, в данном случае субъектом является АО «Тандер».
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из данной нормы закона, вина юридического лица определяется через гри основные составляющие:
-наличие обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить;
-наличие объективной возможности исполнить данную обязанность, которая заключается в отсутствии объективных препятствий, то есть обстоятельств, не зависящих от воли лица;
-неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Таким образом, понятие «вины юридического лица» имеет самостоятельную правовую конструкцию. Формы вины в виде умысла и неосторожности не применимы к данному субъекту ответственности, поскольку связаны с интеллектуально-волевым признаком, который присущ исключительно физическому лицу и не может существовать у юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П, юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. То есть юридическое лицо посредством всех своих представителей должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер.
Вина АО «Тандер» выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно: общество, являясь лицом, наделенным полномочиями в отношении вышеуказанного товара, могло своевременно провести необходимые исследования товара, получить точные сведения о наименовании и описании товара, заблаговременно представить их таможенному представителю. Однако, являясь ответственным за достоверность представляемых таможенному представителю документов и сведений, на основании которых впоследствии была заполнена и подана декларация на товары, ООО «ГСК» не предприняло всех необходимых мер, направленных на проверку сведений о товаре до подачи ДТ № 10317090/270617/0011104, что в последствии привело к неверному описанию товара в гр. 31 ДТ, заявлению неверного классификационного кода, что в свою очередь могло послужить основанием для занижения причитающихся к уплате таможенных платежей на сумму 55 722,63 руб., что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 16.7 КоАП России.
Таким образом, АО «Тандер» таможенному представителю ООО «ГСК» был предоставлен недействительный документ, что привело к неверному заявлению кода ТНВЭД ЕАЭС, что в свою очередь могло послужить основанием для занижения причитающихся к уплате таможенных платежей на сумму 555 722, 63 рублей, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 16.7 КоАП России.
Таким образом, действия общества образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Таким образом, основной целью административного наказания является не наказание, а предупреждение совершения новых правонарушений.
Оснований для применения к совершенному правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решением административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 31.07.2018 №10317000-458/2018 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167, 170 - 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.А. Лукки