ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-35069/15 от 17.12.2015 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

тел.: (861) 268-30-68, 268-01-45

www.krasnodar.arbitr.ru, info@krasnodar.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. КраснодарДело № А32-35069/2015                   25  декабря  2015 г.                                                              

            Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2015г.

            Постановление в полном объеме изготовлено 25.12.2015г.

            Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Крыловой М.В.

            При ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Cербиным С.Н.

            рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Темрюкское управление морского транспорта», г. Темрюк

            Заинтересованное лицо: ИФНС России по Темрюкскому району, г. Темрюк

            Третье лицо: ПАО «Газпром», г. Москва

о  признании незаконными действий

            при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность в деле);

от ИФНС: ФИО2 – представитель (доверенность в деле);

от 3-го лица: ФИО3 – представитель (доверенность в деле).

установил:

            ООО «Темрюкмортранс», г. Темрюк (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС РФ по Темрюкскому району (далее – ИФНС, регистрирующий орган)  о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ сведений о ФИО4 как о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, за ГРН 2152352042423 от 21.09.2015 и обязании ИФНС восстановить в ЕГРЮЛ запись о ФИО5 как о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, за ГРН 2122352011241 от 10.07.2012.

            Требования мотивированы отсутствием у регистрирующего органа полномочий по внесению в ЕГРЮЛ оспариваемой записи, поскольку полномочия ФИО5 в установленном порядке не были прекращены, ФИО4 не был избран генеральным директором общества, то есть заявление в налоговый орган подано неуполномоченным лицом.

            К участию в  деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Газпром».

            Общество, ПАО «Газпром» в судебном заседании заявленные требования поддержали, просят суд заявление удовлетворить в полном объеме.

            ИФНС против удовлетворения заявления возражает, ссылаясь на  представление ФИО4 на регистрацию полного пакета документов, наличие судебного акта о восстановлении в должности, в связи с чем основания для отказа в проведении оспариваемой государственной регистрации отсутствовали.

            Исследовав материалы дела, суд установил, что ООО «Темрюкмортранс» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.05.1997 за ОГРН <***>. Единственным участником общества является ПАО «Газпром». (ранее ОАО «Газпром»).

            С 21.04.2003 по 20.10.2010 полномочия генерального директора общества осуществлял ФИО4 На основании решения совета директоров общества от 20.10.2010 № 4 издан приказ от 20.10.2010 № 371/1 л/с о досрочном прекращении с 21.10.2010 трудового договора  с ФИО4

            Согласно протоколу заседания совета директоров от 20.10.2010 № 4 ФИО5  избран генеральным директором общества. Решением совета директоров общества                       от 21.10.2013 № 1 генеральным директором общества с 21.10.2013 сроком на 3 (три) года избран ФИО5

            Вступившим в законную силу решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 04.09.2015 по делу № 2-1182/15 ФИО4 восстановлен в должности генерального директора ООО «Темрюкмортранс» с 04.09.2010 на срок до 29.02.2016.

            Со ссылкой на указанное решение суда ФИО4 как генеральный директор общества издает приказ от 04.09.2015 № 437/1 о восстановлении себя же на работе в качестве генерального директора ООО «Темрюкмортранс».

            14 сентября 2015 года на основании указанного приказа ФИО4 в лице представителя ФИО6 направляет в ИФНС России по Темрюкскому району заявление по форме № Р 14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части лица, имеющего право действовать от имени                         ООО «Темрюкмортранс» без доверенности. К заявлению прилагался приказ от 04.09.2015 № 437/1.

            21 сентября 2015 года на основании представленных документов регистрирующим органом принято решение № 597А о внесении изменений в сведения об                                        ООО «Темрюкмортранс». На основании указанного решения в ЕГРЮЛ в отношении общества внесена запись от 21.09.2015 за ГРН 2152352042423, согласно которой генеральным директором ООО «Темрюкмортранс» является ФИО4

            Ссылаясь на незаконность действий регистрирующего органа по внесению изменений в ЕГРЮЛ в отношении сведений о лице, имеющем право действовать от имени ООО «Темрюкмортранс» без доверенности, общество обратилось в арбитражный суд.

            Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ                                       «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Из пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ следует, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ представление документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Пунктом 1.3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ определено, что при государственной регистрации юридического лица заявителем может быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует через свои органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998                № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 33, пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» вопросы об избрании единоличного исполнительного органа общества и о досрочном прекращении его полномочий отнесены к компетенции общего собрания участников общества, а статьей 39 названного Закона установлено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Подпунктом 5 пункта 9.1 устава ООО «Темрюкмортранс» (в редакции от 30.01.2014) избрание генерального директора общества и досрочное прекращение его полномочий отнесено исключительно к компетенции общего собрания участников общества. Поскольку ООО «Темрюкмортранс» состоит из единственного участника – ПАО «Газпром», постольку решение о прекращении полномочий действующего генерального должен принимать единственный участник.

   Как следует из материалов дела, по состоянию на дату обращения ФИО4 в регистрирующий орган с заявлением (14.09.2015) его полномочия как генерального директора ООО «Темрюкмортранс» не подтверждены решением единственного участника. Полномочия генерального директора ФИО5 в  установленном порядке также не были прекращены.

Таким образом, заявление о государственной регистрации изменений подано в регистрирующий орган неуполномоченным лицом.

   При этом следует отметить, что единственный участник общества в целях недопущения внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений проинформировал регистрирующий орган (письмо № 1356-РУ от 07.09.2015) о сложившейся в обществе ситуации  и о том, что в установленном порядке решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора ФИО5 не принималось. Указанное письмо получено налоговым органом 17.09.2015, то есть до принятия решения о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

ИФНС России по Темрюкскому району также обращалась к единственному участнику общества – ПАО «Газпром» (письмо от 01.10.2015  № 06-07/14399) по вопросу ситуации, сложившейся в отношении лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени ООО «Темрюкмортранс». При этом в письме указано, что в регистрирующем органе отсутствуют сведения о том, что единственным участником восстановлены полномочия генерального директора ФИО4  после вынесения решения Темрюкским районным судом от 04.09.2015; о прекращении полномочий генерального директора ФИО5

Более того, исполнение решения суда о восстановлении на работе производится посредством предъявления исполнительного документа непосредственно работодателю для немедленного его исполнения либо посредством направления в службу судебных приставов для принудительного исполнения в порядке ФЗ «Об исполнительном производстве».

И в том и в другом случае для исполнения указанного решения суда необходимо издание уполномоченным органом работодателя-общества соответствующего акта                    (в данном случае было необходимо решение единственного участника о досрочном прекращении полномочий генерального директора ФИО5 в связи с наличием судебного решения о восстановлении на работе ФИО4).

Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (часть 4 статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В случае неисполнения должником требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные статьей 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть 2 статьи 106 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Доказательства предъявления решения суда (исполнительного документа) работодателю в целях его надлежащего исполнения в материалах дела отсутствуют.

ФИО4 в самостоятельном порядке (без соответствующего решения единственного участника общества) был не вправе издавать приказ о своем восстановлении в должности генерального директора общества, поскольку вышеуказанное законодательство не предусматривает право работника в самостоятельном порядке исполнять решение суда о восстановлении на работе.

Отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (подпункт «д» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Довод ИФНС об отсутствии у нее обязанности по проведению правовой экспертизы поданных на государственную регистрацию документов судом отклоняется в силу нижеследующего.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ                                      государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ устанавливает, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

По смыслу приведенных правовых положений закона документы, представляемые на государственную регистрацию, должны соответствовать не только установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, содержание которых не отвечает признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения записей в ЕГРЮЛ.

Отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить правовую экспертизу подаваемых для регистрации документов не влияет на обязательное соответствие их требованиям законности и достоверности.

Кроме того, по смыслу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001                    № 129-ФЗ регистрирующий орган освобожден от проверки на предмет соответствия требованиям законодательства лишь формы и содержания документов, представленных на регистрацию.

Таким образом, проведения налоговым органом оспариваемых действий по государственной регистрации изменений повлекло отражение в государственном информационном реестре недостоверной информации о единоличном исполнительном органе ООО «Темрюкмортранс».

Поскольку решение налоговой инспекции от 21.09.2015 № 597А принято на основании недостоверных сведений, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц на основании указанного решения запись за ГРН 2152352042423 от 21.09.2015 является недействительной.

            При этом следует учитывать, что ФИО4 был отстранен от должности генерального директора и в последующем уволен в соответствии с решениями единственного участника в связи с совершением действий, причинивших существенный имущественный вред обществу. Указанные факты послужили основанием для привлечения ФИО4 к уголовной ответственности.

            Так, приговором Первомайского районного суда г. Краснодара от 10.06.2013             ФИО4 осужден по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) к 3 годам лишения свободы. В рамках расследования уголовного дела по факту мошенничества                 ФИО4 был установлен  факт нанесения обществу ФИО4 ущерба в размере 524 млн. рублей путем обмана и злоупотребления доверием с использованием своего служебного положения.

            Постановлением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 02.12.2014 неотбытая часть наказания заменена ФИО4 на более мягкий вид наказания – исправительные работы, то есть в настоящее время ФИО4 является лицом, отбывающим наказание за совершенное преступление, потерпевшим по которому является ООО «Темрюкмортранс». Причиненный обществу ущерб до настоящего времени не возмещен.

            Учитывая вышеизложенное, принятие налоговым органом решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений о ФИО4 как о единоличном исполнительном органе общества нарушает права и законные интересы общества.

            При таких обстоятельствах заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

            На основании статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины следует возложить на заинтересованное лицо.

            Руководствуясь статьями 4, 9, 65, 70, 110, 176, 198 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            Признать незаконными действия ИФНС России по Темрюкскому району о внесении в ЕГРЮЛ сведений о ФИО4 как о лице, имеющем право действовать от имени ООО «Темрюкмортранс» без доверенности за ГРН 2152352042423.

            Обязать ИФНС России по Темрюкскому району восстановить в ЕГРЮЛ запись о ФИО5 как о лице, имеющем право действовать от имени                                                ООО «Темрюкмортранс» без доверенности.

            Взыскать с ИФНС России по Темрюкскому району, г. Темрюк в пользу                               ООО «Темрюкское управление морского транспорта», г. Темрюк 3000 руб. расходов по государственной пошлине.

            Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                      М.В. Крылова