ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-3525/20 от 27.05.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-3525/2020

город Краснодар                                                                                              02 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2020 года

Полный текст решения изготовлен 02 июня 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лукки А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зекох З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Краснодар

к обществу с ограниченной ответственностью «Пароль», г. Краснодар

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 16.01.2020, № 02-04-08ИЭ),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Пароль» о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 16.01.2020, № 02-04-08ИЭ).

Заявитель, в установленном порядке извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился.

Заинтересованное лицо, в установленном порядке извещенное о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не направило.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела (статья 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Дело рассматривается по правилам части 3 статьи 156, статей 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.

Во исполнение поручения Прокуратуры Краснодарского края от 12.11.2019 г. № 7/3-10-2019/2408 специалисты Южного межрегионального управления Росприроднадзора (далее по тексту - Управление) приняли участие в проверке предприятия ООО «Пароль», проводимой органами Прокуратуры Краснодарского края.

Основным направлением деятельности ООО «Пароль» является обработка отработанных стальных труб газопроводов, нефтепроводов, либо инженерных коммуникаций с битумно-полимерной изоляцией, либо без таковой.

Визуальным осмотром территории предприятия ООО «Пароль» 18.11.2019 г. установлено, что обработка отработанных стальных труб  газопроводов,нефтепроводов, либо инженерных коммуникаций с битумно-полимерной изоляцией, либо без таковой, осуществляется путем механической обработки поверхности труб на специальном оборудовании, предусматривающем, в том числе, удаление битумно-полимерной изоляции, с последующим нанесением новой битумно-полимерной изоляции и реализацией полученной продукции потребителям.

Должностным лицом административного органа 16.01.2020 года в отсутствии законного представителя общества (уведомление от 19.12.2019 №№02/23123) составлен протокол об административном правонарушении № 02-04-08ИЭ, в котором действия ответчика квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.  

С учетом положений о подведомственности, предусмотренных статьей 23.1 КоАП РФ, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд о рассмотрении материалов административного дела по существу и привлечения ответчика к административной ответственности. 

При принятии решения суд руководствуется следующим.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений названного Федерального закона.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а размещение отходов -это хранение и захоронение отходов, транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно п.2 ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления» подтверждение отнесения к конкретному классуопасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталоготходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. Согласно ст.20 Ф3№89 государственный кадастр отходов включает в себяфедеральный классификационный каталог отходов.

В соответчики со ст.1  Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ №89):обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;размещение отходов - хранение и захоронение отходов;хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению V отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального Закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242 (зарегистрировано в Минюсте России 8 июня 2017 г. N 47008), трубы стальные отработанные газопроводов, нефтепроводов, либо инженерных' коммуникаций с битумно-полимерной изоляцией, либо без таковой, относятся к категории отходов 4 класса опасности (коды по ФККО 4 69 521 11 51 4; 4 69 521 12 51 4; 4 69 521 13 51 4; 4 69 522 12 51 4; 4 69 522 13 51 4 и 4 69 532 11 52 4).

Юридическое лицо ООО «Пароль» не обращалось в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора за получением лицензии на осуществление деятельности по обработке отходов 4 класса опасности отработанных стальных труб газопроводов, нефтепроводов, либо инженерных коммуникаций с битумно-полимерной изоляцией, либо без таковой.

На момент составления настоящего протокола 16.01.2020 г. ООО «Пароль» предоставлено письмо б/н б/д за подписью директора, в котором сообщено что экоаналитической лабораторией был исследован молфологический состав отхода и отнесен к 5 классу опасности и нет необходимости в составлении паспорта отхода, с этими результатами не возможно согласиться в виду того, что не была исследована битумно-полимерная изоляция которой покрыты трубы, соответственно отход исследован на компонентный состав не полно и не всесторонне.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Пароль» состава вменяемого административного правонарушения.

Как указано в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения указанных в статье, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Вменяемое обществу административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, по своей правовой природе является длящимся правонарушением, следовательно, судебный акт по делу об административном правонарушении может быть вынесен не позднее трех месяцев с момента обнаружения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Административное правонарушение, квалифицированное в протоколе об административном правонарушении от 16.01.2020 02-04-08ИЭ по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, обнаружено по результатам проверки 18.11.2019, в связи с чем трехмесячный срок привлечения ООО «Пароль» к административной ответственности на момент принятия решения истек.

В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пароль» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 16.01.2020, № 02-04-08ИЭ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 64-71, 137, 156, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требованийЮжного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении общество с ограниченной ответственностью «Пароль», г. Краснодар (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 16.01.2020, № 02-04-08ИЭ- отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                              А.А. Лукки