ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-35745/18 от 16.10.2018 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                            Дело № А32-35745/2018

Резолютивная часть решения принята 16.10.2018 года.

Полный текст решения изготовлен 01.11.2018 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Савина Р.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Аридовой Ю.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявитель: Глава КФХ ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>),

заинтересованное лицо: администрация муниципального образования Выселковский район (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о признании незаконным решения от 20.06.2018 № 109-5062/2018-17 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:05:0802002:18…,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – по доверенности,

от заинтересованного лица: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края о признании незаконным решения администрации муниципального образования Выселковский район от 20.06.2018 № 109-5062/2018-17 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:05:0802002:18 (далее – спорный земельный участок), об обязании заключить договор аренды.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях, заявил ходатайства об истребовании доказательств и о назначении судебной землеустроительной экспертизы.

Ходатайства отклонены ввиду необоснованности.

Заинтересованное лицо  представило в материалы дела отзыв, согласно которому заявленные требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах и пересекает границы населенного пункта – ст. Крупская

Суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Выслушав доводы представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

22.12.2003 между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Выселковского района (арендодатель) и КХ «Чайка» (арендатор) заключен договор аренды № 0500001839 (далее - договор), согласно которому арендодатель сдал с 01.08.2003 по 01.10.2008, арендатор принял на условиях аренды земельный  участок с кадастровым номером 23:05:0502002:18 общей площадью 10 га, расположенный примерно в 100 м. от ст. Крупской по направлению на северо-запад, для сельскохозяйственного использования (п. 1.1. договора).

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

11.12.2008 отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район и КФХ «Чайка» в лице заявителя заключили дополнительное соглашение № 052, согласно п.1 которого на основании постановления главы администрации муниципального образования Выселковский район от 11.12.2008 № 3377, срок действия договора аренды спорного земельного участка продлен до 30.09.2018.

06.12.2012 между отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район и заявителем заключено дополнительное соглашение № 2665, в п. 1 которого указано, что арендатором по договору аренды от 22.12.2003 № 0500001839 считается заявитель

Данные дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.

Заявитель обратился в администрацию муниципального образования Выселковский район (далее – администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о предоставления в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:05:0502002:18 общей площадью 10 га, для сельскохозяйственного использования, расположенного примерно в 100 м. от ст. Крупской по направлению на северо-запад.

Письмом администрации от 20.06.2018 № 109-2953/18-17 заявителю было отказано в предоставления спорного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) муниципального образования Выселковский район и правилам землепользования и застройки  (далее - ПЗЗ) Крупского сельского поселения Выселковского района, находится в зонах жилой застройки (ЖЗ 105), сельскохозяйственного назначения (СХЗ 701) и улично-дорожной сети. Кроме того, часть спорного земельного участка расположена за границами населенного пункта.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.

При решении вопроса об обоснованности заявленных требований суд руководствуется следующим.

Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку заявитель с заявлением об оспаривании отказа от 20.06.2018 обратился в суд 04.09.2018, то установленный процессуальным законом срок заявителем не пропущен.

Порядок предоставления земельных участков для сельскохозяйственного использования предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Заявитель в заявлении о предварительном согласовании предоставления участка сослался на п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, который предусматривает случаи предоставления земельного участка без проведения торгов.

В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду на новый срок послужило его нахождение в нескольких территориальных зонах (жилой застройки (ЖЗ 105), сельскохозяйственного назначения (СХЗ 701) и улично-дорожной сети).

В соответствии со статьей 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 данного Кодекса).

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ).

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).

Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:05:0502002:18 находится в различных территориальных зонах жилой застройки (ЖЗ 105), сельскохозяйственного назначения (СХЗ 701) и улично-дорожной сети, а также часть данного участка расположена за границами населенного пункта, что подтверждается выкопировкой из карты градостроительного зонирования ст. Крупской.

Исходя из положений статей 23, 31 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки должны приниматься в соответствии с Генеральным планом поселения.

В силу п.4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Т.е. из данной нормы следует, что земельный участок может располагаться только в одной территориальной зоне.

Правилами землепользования и застройки Крупского сельского поселения в составе зон жилой застройки не предусмотрено сельскохозяйственное использование, соответственно, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для целей сельскохозяйственного производства (п.14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).

Как видно из п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Нарушений закона в действиях заинтересованного лица суд не усматривает.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Суд отмечает, что предприниматель не лишен возможности оспорить внесение изменений в генеральный план Крупского сельского поселения и повторно обратиться с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении спорного земельного участка в аренду на новый срок.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2018 по делу № А32-22488/2017.

Судебные расходы по делу подлежат возложению на заявителя (ст.110 АПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайства заявителя об истребовании доказательств и о назначении судебной экспертизы отклонить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить ФИО1 (ИНН <***>) из федерального бюджета 5700 рублей государственной пошлины, уплаченной излишне по платежному поручению №12 от 13.08.2018, выдав справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.         

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                          Р.Ю. Савин