АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-36046/2017
15.01.2018
Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2018
Полный текст решения изготовлен 15.01.2018
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самко В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ПАО «Кубаньэнерго», г. Краснодар
к Краснодарскому УФАС России, г. Краснодар
третье лицо:
ООО «Русэнергосбыт», г. Москва
о признании незаконным и отмене
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности
от третьего лица: ФИО3, представитель по доверенности
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Кубаньэнерго», г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России, г. Краснодар о признании незаконным и отмене решения №336/2016 от 23.05.2017.
Обоснование требований изложено в тексте заявления.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, на удовлетворении заявления настаивает, заявил ходатайство об отложении судебного заседания с целью ознакомления и предоставления письменных возражений на отзыв заинтересованного лица и третьего лица.
Судом ходатайство заявителя об отложении судебного заседания рассмотрено и отклонено как необоснованное, так как заявителю была заблаговременно известны правовые позиции заинтересованного и третьего лиц.
Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица в предварительном судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители после окончания перерыва в судебное заседание не явились.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны и третье лицо, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как следует из заявления, решением Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23.05.2017 по делу № 336/2016 в действиях ПАО «Кубаньэнерго» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в препятствовании ООО «Русэнергосбыт» выходу на оптовый рынок электрической энергии путем несогласования в срок, установленный абзацем 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа № 861, однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО «Русэнергосбыт» (ОАО «РЖД» - в границах Краснодарского края) - ОАО «Кубаньэнергосбыт».
ПАО «Кубаньэнерго» считает, что вышеуказанное решение не соответствует закону, нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и должно быть признано недействительным.
ПАО «Кубаньэнерго» настаивает на отсутствии достаточных правовых оснований для согласования однолинейных схем в редакции ООО «Русэнергосбыт», а также указывает, что не является субъектом оптового рынка электрической энергии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и возражений, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, ООО «Русэнергосбыт» является энергосбытовой организацией и субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) по зарегистрированной группе точек поставки ОАО «РЖД» в границах Краснодарского края, в рамках заключенного договора купли - продажи электрической энергии (мощности) № 58/011-Р/86Д-05 от 29.04.2005.
Уведомлением от 27.10.2015 № 01-02/15-28412 ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» уведомило ООО «Русэнергосбыт» об изменении сечения ОАО «Кубаньэнергосбыт» - ООО «Русэнергосбыт» (ОАО «РЖД» в границах Краснодарского края) в связи с лишением АО «ГТ Энерго» права участия в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с 01.11.2015.
Указанным уведомлением АО «АТС» также сообщило о необходимости в установленные сроки внести изменения в регистрационную информацию в соответствии с п.п. 4.2.1.3, 4.2.2 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка и о предусмотренной Положением о применении санкций на оптовом рынке электроэнергии и мощности ответственности за нарушение сроков выполнения указанных требований.
В соответствии с требованиями п. 2.5 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, для согласования изменений в группе точек поставки ОАО «РЖД» в границах Краснодарского края на ОРЭМ в составе комплекта документов необходимо представить графическую электронную копию фрагмента(-ов) однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети по сечению с группами точек поставки смежного субъекта оптового рынка электроэнергии и мощности, заверенной(-ых) подписями уполномоченных представителей заявителя и собственников энергооборудования, а также по их усмотрению печатями организаций.
Руководствуюсь требованиями данного пункта, ООО «Русэнергосбыт» письмом от 27.10.2015 № 5268-ПР-РЭС/15 обратилось в адрес ПАО Кубаньэнерго» с заявлением о согласовании однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО «Русэнергосбыт» (ОАО «РЖД» в границах Краснодарского края).
Письмом от 03.11.2015 ПАО «Кубаньэнерго» сообщило, что представленные на согласование однолинейные схемы не могут быть согласованы ввиду отсутствия части утвержденных актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (далее по тексту - АРБП и АРЭО), возможных изменений/дополнений со стороны ОАО РЖД». Также указанным письмом ООО «Русэнергосбыт» было предложено организовать ускорение процесса подтверждения оставшихся АРБП и АРЭО со стороны ОАО «РЖД».
Статьей 35 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что юридическое лицо получает статус субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке после совершения им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе, проведения мероприятий технического характера и иных мероприятий, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка согласно Правилам оптового рынка, а также вступления в члены совета рынка и подписания Договора о присоединении.
Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются Правилами оптового рынка (пункт 3 статьи 35 Закона об электроэнергетике).
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка (далее соответственно - субъекты оптового рынка, услуги администратор), а также порядок оказания этих услуг, установлены Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правилам недискриминационного доступа № 861),
Пунктом 2 вышеуказанных правил определяется недискриминационный доступ к услугам администратора, который предусматривает обеспечение равных условий оказания субъектам оптового рынка услуг независимо от их организационно-правовой формы и отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, установлено, что юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору, в том числе однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети, согласованную с собственником или иным законным владельцем сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, с указанием названий и уровней напряжения шин внешних подстанций, предполагаемых групп точек поставки, мест подключения приборов коммерческого учета, измерительных трансформаторов напряжения и границ балансовой принадлежности, заверенной представителями смежных владельцев электрических сетей и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласованные с собственниками или иными законными владельцами сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых заявитель намерен представлять, за исключением случаев, когда присоединение осуществлено в отношении энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических лиц.
В соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа № 861, в целях обеспечения равного доступа к услугам администратора собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан в течение 30 дней со дня получения указанных документов согласовать однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности и ответственности.
В свою очередь, смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны согласовать с ним документы, подтверждающие обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил недискриминационного доступа № 861, администратор вправе отказать заявителю в доступе к услугам администратора, если он не представил документы и информацию, предусмотренную пунктом 6 Правил (пункт 9 Правил).
В силу приведенных норм необходимость согласования однолинейных схем ПАО «Кубаньэнерго» с ООО «Русэнергосбыт» обусловлена не только обязанностью юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить данные документы для получения доступа к услугам администратора, но и обязанностью ПАО «Кубаньэнерго» обеспечить такое согласование.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО «Кубаньэнерго» и ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, в рассматриваемом деле, ПАО «Кубаньэнерго» и ОАО «РЖД» не являются субъектами оптового рынка электрической энергии.
При изложенных обстоятельствах, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о необходимости ПАО «Кубаньэнерго» согласовать направленные ООО «Русэнергосбыт» в адрес ПАО «Кубаньэнерго» письмом от 27.10.2015 № 5268-ПР-РЭС/15 однолинейные схемы, в соответствии с требованиями и в срок установленный абзацем 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа № 861.
В ходе рассмотрения дела № 336/2016 из представленных ПАО «Кубаньэнерго» сведений и документов следует, что ООО «Русэнергосбыт» направило в адрес ПАО «Кубаньэнерго» заявление от 27.10.2015 № 5268-ПР-РЭС/15 о согласовании однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО «Русэнергосбыт» (ОАО «РЖД» в границах Краснодарского края).
Письмом от 03.11.2015 № КЭ/001/1438 ПАО «Кубаньэнерго» сообщило, что представленные на согласование однолинейные схемы не могут быть согласованы ввиду отсутствия части утвержденных актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, возможных изменений/дополнений со стороны ОАО РЖД». Также указанным письмом ООО «Русэнергосбыт» было предложено организовать ускорение процесса подтверждения оставшихся АРБП и АРЭО со стороны ОАО «РЖД».
Не согласившись с требованиями указанными в письме ПАО «Кубаньэнерго» от 03.11.2015, ООО «Русэнергосбыт» письмом от 13.11.2015 № 5595-ПР-РЭС/15 сообщило о необходимости соблюдения со стороны ПАО «Кубаньэнерго» требований пункта 8 Правил недискриминационного доступа № 861 и направления в адрес ООО «Русэнергосбыт» согласованных однолинейных схем, представленных письмом от 27.10.2015 № 5268-ПР-РЭС/15.
В дальнейшем письмом от 08.12.2015 № КЭ/011/9659 ПАО «Кубаньэнерго» рассмотрело представленные однолинейные схемы и направило в адрес ООО «Русэнергосбыт» требования о внесении соответствующих изменений в представленные однолинейные схемы.
ООО «Русэнергосбыт» письмом от 21.12.2015 № 6355-ПР-РЭС/15 не согласовало представленные замечания к однолинейным схемам и повторно направило однолинейные схемы на согласование в ПАО «Кубаньэнерго» с приложением документов, подтверждающих необоснованность замечаний ПАО «Кубаньэнерго».
ПАО «Кубаньэнерго» письмом от 31.12.2015 № КЭ/001/1690 вновь отказало ООО «Русэнергосбыт» в согласовании однолинейных схем и направило требования о внесении соответствующих изменений в представленные акты.
25.01.2016 и 26.01.2016 в связи с устранением части замечаний между ПАО «Кубаньэнерго» и ООО «Русэнергосбыт» согласованы и подписаны однолинейные схемы по пяти подстанциям, за исключением однолинейных схем следующих объектов - электросетевого хозяйства - ПС «Навагинская - тяговая» 110/10кВ, ПС «Гойтх-Тяговая» 110/10кВ, ПС «Кривенковская-тяговая» 110/10кВ, ПС «Магри-тяговая» 110/10 кВ, ПС «Чилипси тяговая», ПС «Туапсе тяговая», ПС «Чинары тяговая».
В соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа № 861, в целях обеспечения равного доступа к услугам администратора собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан в течение 30 дней со дня получения указанных документов согласовать однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности и ответственности.
Таким образом, ПАО «Кубаньэнерго», получив заявление ООО «Русэнергосбыт» от 27.10.2015 № 5268-ПР-РЭС/15, обязано было в 30-тидневный срок осуществить действия по согласованию представленных однолинейных схем/представить разногласия. Однако в нарушение указанных норм, данные действия со стороны ПАО «Кубаньэнерго» не были произведены, ввиду не переоформления с ОАО «РЖД» АРБП и АРЭО.
Суд критически оценивает доводы ПАО «Кубаньэнерго» со ссылкой на протокол от 01.12.2014 № 2 совещания рабочей группы по координации деятельности ОАО «РЖД» и ОАО «Россети» в сфере электроэнергетики. Согласно указанному протоколу обеим организациям поручено в срок до 01.03.2015 провести работу по актуализации АРБП в сечении ОАО «Россети» - ОАО «РЖД», в связи с чем между ОАО «РЖД» и ПАО «Кубаньэнерго» в течение 2015 года согласованы и подписаны новые АРБП, в виду следующего.
Как следует из материалов дела, новые переоформленные АРБП подписаны двумя сетевыми организациями (ПАО «Кубаньэнерго» и ОАО «РЖД») только 08.09.2016.
Поскольку указанные АРБП от 08.09.2016 на дату необоснованного отказа ПАО «Кубаньэнерго» в согласовании однолинейной схемы не были оформлены, подписание и содержание АРБП от 08.09.2016 не имело правового значения для принятия решения Краснодарским УФАС России по делу № 336/2016.
Кроме того, в заявлении ПАО «Кубаньэнерго» указано, что письмом от 08.12.2015 № КЭ/011/9659 повторно направлены замечания к представленной однолинейной схеме.
Вместе с тем, в указанном письме от 08.12.2015 № КЭ/011/9659 ПАО «Кубаньэнерго» впервые представило свои замечания к однолинейной схеме, нарушив 30-тидневный срок для согласования однолинейной схемы, так как письмом от 03.11.2015 № КЭ/001/1438 ПАО «Кубаньэнерго» отказано в согласовании однолинейной схемы из-за переоформления сетевыми организациями новых АРБП, не представив надлежаще оформленные и подписанные со стороны двух сетевых организаций данные документы и не вернув однолинейную схему в адрес ООО «Русэнергосбыт».
Таким образом, ПАО «Кубаньэнерго» нарушив 30-тидневный срок согласования однолинейных схем присоединения к внешней электрической сети в сечении ООО «Русэнергосбыт» (ОАО «РЖД» - в границах Краснодарского края) - ОАО «Кубаньэнергосбыт», представленных ООО «Русэнергосбыт» письмом от 27.10.2015 № 5268-ПР-РЭС/15, предусмотренный абз. 5 пункта 8 Правил недискриминационного доступа № 861, осуществило действия по препятствованию выхода ООО «Русэнергосбыт» на оптовый рынок электрической энергии.
С учетом вышеизложенного, комиссией Краснодарского УФАС России, в действиях (бездействии) ПАО «Кубаньэнерго» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в препятствовании ООО «Русэнергосбыт» выходу на оптовый рынок электрической энергии путем несогласования в срок, установленный абз. 5 статьи 8 Правил недискриминационного доступа № 861, однолинейных схем присоединения внешней электрической сети в сечении ООО «Русэнергосбыт» (ОАО «РЖД» - в границах Краснодарского края) – ОАО «Кубаньэнергосбыт.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что антимонопольный орган пришел к обоснованному и правомерному выводу о наличии в действиях ПАО «Кубаньэнерго» нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О Защите конкуренции». Данный факт Краснодарским УФАС России доказан в полном объеме с соблюдением норм действующего законодательства и с изучением всех фактических обстоятельств дела.
При изложенных основаниях, оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного заседания – отказать.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.
Судья Р.А. Нигоев