ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-3619/2021 от 21.07.2021 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-3619/2021

22.07.2021

Резолютивная часть решения объявлена 21.07.2021

Полный текст решения изготовлен 22.07.2021

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края

к АО «АТЭК»

третье лицо: Прокуратура Краснодарского края

об обязании

при участии:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности

от третьего лица: ФИО3, представитель по доверенности

установил:

Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к АО «АТЭК», в котором просит: обязать АО «АТЭК» исполнить предписание региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.08.2018 о прекращении нарушения законодательства и выполнении мероприятий инвестиционной программы.

Основание требований изложено в заявлении.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме, заявил ходатайство о приобщении дополнений к заявлению.

Ходатайство удовлетворено.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

Ходатайство удовлетворено.

Представитель третьего лица в судебном заседании заявленные требования поддержал.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители после окончания перерыва в судебное заседание не явились.

Судом объявлен перерыв по делу до 16:00ч. 21.07.2021. После окончания перерыва судебное заседание продолжено, стороны и их представители в судебное заседание не явились.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны и третье лицо, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.

Как указано в заявлении, 08.06.2018, по результатам проверки законодательства, регламентирующего вопросы инвестиционной деятельности организаций коммунального комплекса, в ходе которой выявлены нарушения при реализации полномочий по контролю за исполнением мероприятий инвестиционных программ и расходованием инвестиционных средств, первым заместителем прокурора Краснодарского края внесено представление руководителю региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края об устранении нарушений законодательства в сфере тарифного регулирования.

Во исполнение представления, приказом от 18.07.2018 региональной энергетической комиссии – департаментом цен и тарифов Краснодарского края назначена внеплановая документарная проверка АО «Автономная теплоэнергетическая компания».

Согласно п. 6 названного приказа, предметом проверки является, в том числе, выполнение АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 годы, утвержденной приказом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.09.2015 № 15/2015. Срок проведения мероприятий по контролю установлен с 18.07.2018 по 14.08.2018.

Как указывает заявитель, в ходе проведения документарной проверки установлено, что АО «АТЭК» допущены нарушения законодательства Российской Федерации в части невыполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар.

По результатам выявленных нарушений заявителем 14.08.2018 выдано предписание об их устранении.

Требования предписания от 14.08.2018 о прекращении нарушения законодательства и выполнении мероприятий инвестиционной программы АО «АТЭК» не исполнены, что и послужило основанием для обращения в суд.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 64 и статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценки которых руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относятся к органам регулирования естественных монополий.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что органы регулирования естественных монополий вправе обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к субъектам естественной монополии относятся организации, осуществляющие деятельность по передаче тепловой энергии, а также в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2018 № 243/2018-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду» для АО «АТЭК» установлены тарифы на тепловую энергию (пункт 1 Приложения № 1) и на горячую воду (пункт 1 Приложения № 2).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что АО «АТЭК» является субъектом естественной монополии, а региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов Краснодарского края является органом регулирования естественных монополий, в связи с чем вправе обращаться в суд с иском, связанным с применением положений Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что приказом от 18.07.2018 № 25/2008-КМ Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края назначена внеплановая документарная проверка АО «Автономная теплоэнергетическая компания», в том числе по вопросу выполнения АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 годы, утвержденной приказом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.09.2015 № 15/2015.

Согласно представленному в материалы дела акту проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 25/2018-км от 14.08.2018, АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» не выполнен ряд мероприятий утвержденной инвестиционной программы, а именно:

1.1.      за 2016 год финансируемые за счет:

1.1.1. амортизационных отчислений, учтенных при установлении тарифа в размере 111161 тыс. руб.:

проект 5-2.1.62. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Речная, 11/2»;

проект 5-2.1.67. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Северная, 491»;

проект 5-2.1.69. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Славянская, 65»;

проект 5-2.1.79. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной хут. Копайской Центральная,63/2»;

проект 5-2.1.80. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Химзаводская, 48»;

проект 5-2.1.82. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Шоссе Нефтяников, 38/3»;

проект 5-2.4.36 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по РОК по пр. Мирный, 6»;

проект 5-2.4.37 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. 40-летия Победы, 14»;

проект 5-2.4.38 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ипподромная, 53/4»;

проект 5-2.4.39 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов Краснодарской ТЭЦ - тепловой вывод КМР»;

проект 5-2.4.40 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов Краснодарской ТЭЦ - тепловой вывод ЧМР»;

проект 5-2.4.41 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов Краснодарской ТЭЦ - тепловой вывод ЮВР - Центр города»;

проект 5-2.4.42 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов ТЭЦ филиала «МЖК Краснодарский» ООО «МЭЗ Юг России» (ЦТП по ул. Железнодорожная, 23);

проект 5-2.4.44 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Невкипелого, 25/1»;

п. 1.1.2 прибыли, направленной на инвестиции:

проект 5-2.1.55. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной пос. Нефтезавода»;

проект 5-2.1.59. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Рашпилевская, 154»;

проект 5-2.4.2 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. им. Гагарина, 9/1, п. Знаменский»;

проект 5-2.4.7 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ковалева, 16/2»;

проект 5-2.4.9 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Российская, 96/1»;

проект 5-2.4.10 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Армавирская, 29»;

проект 5-2.4.11 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ростовское шоссе, 12, КРЭС-2»;

проект 5-2.4.12 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. им. Гоголя, 60/2, пос. Пашковский»;

проект 5-2.4.14 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по пр. 1-й ФИО4, 4»;

проект 5-2.4.15 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по 5-му Артельному пр., 23/1»;

проект 5-2.4.16 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. им. Бородина, 22/1»;

проект-5-2.4.17 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Новгородская, 15/1»;

проект 5-2.4.20 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Песчаная, 9/3»;

проект 5-2.4.21 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Пионерская, 38»;

проект 5-2.4.22 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной ЗАО «КНПЗ-КЭН»;

проект 5-2.4.23 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. им. Пушкина, 51»;

проект 5-2.4.24 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ставропольская, 47/1»;

проект 5-2.4.26 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Бакинская, 5»;

проект 5-2.4.27 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Коммунаров, 266/2»;

проект 5-2.4.28 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Красная, 137/1»;

проект 5-2.4.30 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной ООО «Славяне»;

проект 5-2.4.34 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной в пос. Лазурный»;

1.1.3 привлеченных средств (кредит):

проект 5-1.1.1.63 «Замена котлов на котельной в пос. Колосистый»; проект 5-1.1.1.72 «Замена котлов на котельной по ул. Промышленная, 21»;

проект 5-1.1.1.78 «Замена котлов на котельной по ул. Калинина, 339/3»; проект 5-1.1.1.81 «Замена котлов на котельной по ул. Рашпилевская, 70/1»;

проект 5-1.1.1.84 «Замена котлов на котельной по ул. Леваневского, 48/2»;

проект 5-1.1.1.86 «Замена котлов на котельной по ул. Коммунаров, 92»; проект 5-1.1.1.89 «Замена котлов на котельной по ул. им. Ленина, 90»;

проект 5-1.1.1.95 «Замена котлов на котельной по ул. им. Воровского, 235»;

проект 5-1.1.1.98 «Замена котлов на котельной по ул. Гагарина, 83/1»;

проект 5-1.1.1.101 «Замена котлов на котельной по Полевому пр., 15/1»;

проект 5-1.1.1.108 «Замена котлов на котельной по ул. Фестивальная, 33/1»;

проект 5-1.1.1.113 «Замена котлов на котельной по Шоссе Нефтяников, 38/3»;

проект 5-1.1.1.116 «Замена котлов на котельной по ул. Российская, 96/1»;

проект 5-1.1.1.118 «Замена котлов на котельной по ул. Армавирская, 29»;

проект 5-1.1.1.124 «Замена котлов на котельной по ул. Северная, 491/2»;

проект 5-1.1.1.133 «Замена котлов на котельной по ул. Тепличная, 19»;

проект 5-1.1.2.33 «Реконструкция водоподготовительной установки на котельной по ул. Рашпилевская, 329/1»;

проект 5-1.1.2.34 «Реконструкция водоподготовительной установки на котельной по ул. Российская, 96/1»;

проект 5-1.1.2.35 «Реконструкция водоподготовительной установки на котельной по ул. Кожевенная, 44/1»;

проект 5-2.1.2. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул.2-я Линия Нефтянников, 12»;

проект 5-2.1.5. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. 5 Артельный проезд, 23/1»;

проект 5-2.1.8. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Базовская, 34»;

проект 5-2.1.18. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Гастелло, 69/1»;

проект 5-2.1.34. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Красная, 198/3»;

проект 5-2.1.36. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КРЭС-2 (ЗИП-2)»;

проект 5-2.1.37. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КРЭС-2 (Молодая роща)»;

проект 5-2.1.38. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КТЭЦ-КМР»;

проект 5-2.1.40. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КТЭЦ-Центр города»;

проект 5-2.1.45. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Мичурина, 16»;

проект 5-2.1.49. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Одесская, 40»;

проект 5-2.1.53. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. ПНС Клубная, 1»;

проект 5-2.5.1.3 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Калинина, 339/3»;

проект 5-2.5.1.4 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. им. Ковалева, 16/2 до котельной по ул. им. Воровского, 180/3»;

проект 5-2.5.1.5 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Рашпилевская, 329/1»;

проект 5-2.5.1.6 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Кожевенная, 44/1»;

проект 5-2.5.1.11 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Леваневского, 82 до котельной по ул. им. Янковского, 108»;

проект 5-2.5.1.13 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. им. Володи Головатого, 148/1»;

проект 5-2.5.1.14 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Ставропольская, 127/1»;

1.2. за 2017 год финансируемых за счет:

1.2.1 амортизационных отчислений, учтенных при установлении тарифа в размере 64336,7 тыс. руб.:

проект 5-2.6.3.11 «Установка пластинчатых теплообменников вместо кожухотрубных в ЦТП в зоне действия выводов Краснодарской ТЭЦ ЧМР, КМР, Центр города (всего 18 ЦТП)»;

проект 5-2.7.1. «Строительство насосной станции в районе ТК-28 на выходе КМР»;

проект 5-1.1.4.2 «Установка приборов учета расхода тепловой энергии»;

проект 5-2.4.22 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметра трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов в зоне действия источника КМР»;

подгруппа проектов 5-2.9 «Перевод на закрытую систему ГВС»;

проект 5-2.4.59 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметра трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов в зоне действия источника РОК-1».

По результатам проведенной проверки 14.08.2018 выдано предписание о прекращении нарушения законодательства при выполнении инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечении выполнения мероприятий инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018, утвержденной приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.09.2015 № 15/2015 (в редакции приказов от 20.07.2016 № 37/2016-т, от 01.12.2016 № 16/2016, № 23/2017 от 29.11.2017).

Срок для выполнения указанного предписания установлен до 14.09.2018.

Постановлением Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 06.11.2018 АО «АТЭК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Из представления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.11.2018, вынесенного в отношении АО «АТЭК» следует, что предписание от 14.08.2018 не исполнено, мероприятия инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 не выполнены. В связи с чем, в течение 180 дней, начиная с даты получения представления, АО «АТЭК» предписано выполнить мероприятия инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар, в течение 10 дней после исполнения представить информацию о его исполнении.

Уведомлением подтверждается вручение АО «АТЭК» почтового отправления 18.12.2018. Таким образом, в срок до 17.06.2019 АО «АТЭК»  надлежало отчитаться в исполнении предписания.

05.07.2019 в адрес комиссии поступило письмо АО «АТЭК» от 05.07.2019 № ИП-01/2131-16-1341 «Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», которым было сообщено о частичном выполнении отдельных мероприятий инвестиционной программы, а именно:

1) Выполнение мероприятия «проект 5-2.4.39 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов Краснодарской ТЭЦ - тепловой вывод КМР», предусмотренного инвестиционной программой по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар предусмотрено за счет прибыли на капитальные вложения и амортизационных отчислений. Общая стоимость реализации мероприятия планировалась в размере 44 947 тыс. руб. (с НДС), (с НДС). Срок реализации согласно ИП 2016 год, подтверждающие документы датированы 2014, 2016 годами, согласно котором мероприятие выполнено на сумму 20 729,01 тыс. руб.

При этом, основные технические характеристики выполненного мероприятия не соответствуют основным техническим характеристикам, предусмотренным инвестиционной программой, а именно: в инвестиционной программе предусмотрена реконструкция тепловой сети протяженностью 457 метра с увеличением диаметра с 481 мм до 563 мм, подтверждающие документы представлены по реконструкции тепловой сети протяженностью 1550 метров с увеличением диаметра с 600 мм до 700 мм.

2) Выполнение мероприятия «проект 5-1.1.1.72 «Замена котлов на котельной по ул. Промышленная, 21», согласно утвержденной ИП планировалось за счет платы за подключение (технологическое присоединение) и привлеченных средств (кредит). Общая стоимость реализации мероприятия утверждена в размере 12 699 тыс. руб. (с НДС). Срок реализации мероприятия согласно ИП - 2016 год, подтверждающие документы дотированы 2014 и 2017 годами, согласно которым мероприятие выполнено в сумме 1 341,62 тыс. руб. (с НДС). Реализация мероприятия приостановлена в связи с отсутствием платы за технологическое присоединение от заявителя.

3) Выполнение мероприятия проект 5-2.5.1.6 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Кожевенная, 44/1» согласно утвержденной ИП планировалось за счет прибыли на капитальные вложения. Общая стоимость реализации мероприятия утверждена в размере 4 569 тыс. руб. (с НДС). Срок реализации мероприятия согласно ИП - 2016 год, подтверждающие документы, представленные организацией, дотированы 2014-2015 годами в сумме 2 782,53 тыс. руб. (с НДС).

4) Выполнение мероприятия «проект 5-2.6.3.11 «Установка пластинчатых теплообменников вместо кожухотрубных в ЦТП в зоне действия выводов Краснодарской ТЭЦ ЧМР, КМР, Центр города (всего 18 ЦТП)» согласно утвержденной ИП планировалось за счет амортизационных отчислений. Общая стоимость реализации мероприятия утверждена в размере 29 569 тыс. руб. (с НДС). Срок реализации согласно ИП - 2017 год, подтверждающие документы датированы 2016 и 2018 годами в сумме 885,03 тыс. руб.

Кроме этого, согласно подтверждающим документам в 2018 году проведена установка теплообменного аппарата на ЦТП в хут. Ленина, незапланированная в утвержденной инвестиционной программе.

5) Выполнения мероприятия «проект 5-2.7.1. «Строительство насосной станции в районе ТК-28 на выводе КМР» согласно утвержденной ИП планировалось за счет амортизационных отчислений. Общая стоимость реализации мероприятия утверждена в размере 39 800 тыс. руб. (с НДС). Срок реализации мероприятия согласно ИП - 2017 год, подтверждающие документы дотированы 2012 и 2015 годами, согласно которым выполнены проектные работы стоимостью 840 тыс. руб. (с НДС) и часть строительно-монтажных работ хозяйственным способом общей стоимостью 3 796, 74 тыс. руб. (с НДС).

6) Выполнение мероприятия «проект 5-2.4.59 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметра трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов в зоне действия источника РОК-1» согласно утвержденной ИП планировалось за счет прибыли на капитальные вложения и амортизационных отчислений. Общая стоимость реализации мероприятия утверждена в размере 13 515 тыс. руб. Срок реализации мероприятия согласно ИП - 2017 год. Подтверждающие документы предоставлены по установке приборов учета на котельных и не имеют отношения к реализации мероприятия ИП.

7) Выполнение мероприятия проект 5-1.1.1.116 «Замена котлов на котельной по ул. Российская, 96/1» согласно утвержденной ИП предусмотрено за счет платы за подключение (технологическое присоединение). Данное мероприятие не исполнено, так как отсутствуют заявки от перспективных потребителей.

8) Выполнение мероприятий «проект 5-2.1.37. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КРЭС-2 (Молодая роща)», «проект 5- 2.4.11 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ростовское шоссе, 12, КРЭС-2» и «проект 5-2.1.36. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КРЭС-2 (ЗИП-2)» невозможно в связи с передачей тепловых сетей в зоне действия источника КРЭС-2 АО «Краснодартеплосеть».

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона № 190-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющий регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее - Правила № 410).

Подпунктом «б» п. 8 Правил № 410 предусмотрено, что инвестиционная программа включает в себя перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие их однозначную идентификацию, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

В соответствии с п.12 Правил № 410 инвестиционная программа должна содержать график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

Пунктом 13 Правил № 410 установлено, что инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования.

Как следует из Таблицы 6 Инвестиционной программы АО «АТЭК» (Приказ Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края № 23/2017 от 29.11.2017 г.) и  акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 25/2018-км от 14.08.2018 г., составленного Региональной энергетической комиссией – департамента цен и тарифов Краснодарского края, при установлении для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» тарифов на тепловую энергию на 2016 год в составе необходимой валовой выручки были учтены 111,161 тыс. рублей на финансирование мероприятий инвестиционной программы (источник финансирования – амортизационные отчисления).

При установлении для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» тарифов на тепловую энергию на 2017 год в составе необходимой валовой выручки были учтены 181,964 тыс. рублей на финансирование мероприятий инвестиционной программы (источник финансирования – амортизационные отчисления 128,635 тыс. рублей и прибыль, направленная на инвестиции 53,329 тыс. рублей).

При установлении для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» тарифов на тепловую энергию на 2018 год в составе необходимой валовой выручки были учтены 347,029 тыс. рублей на финансирование мероприятий инвестиционной программы (источник финансирования – амортизационные отчисления 148,707 тыс. рублей и прибыль, направленная на инвестиции 198,322 тыс. рублей).

Частью 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, амортизация в бухгалтерском учете представляет собой процесс перенесения по частям стоимости основных средств по мере их физического или морального износа на стоимость производимого продукта. Амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1075 от 22.10.2012 и подпунктом 7 пункта 24 Приказа ФСТ России № 760-э от 13.06.2013 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку включают в себя группу расходов – амортизация основных средств и нематериальных активов.

Абзацем 5 пункта 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1075 от 22.10.2012 - величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Изложенные выше требования действующего законодательства в своей совокупности и их системном толковании свидетельствуют о том, что амортизация и прибыль на развитие производства являются собственными средствами общества, а также источником финансирования мероприятий в отношении основных средств и нематериальных активов, а значит, включаются в необходимую валовую выручку вне зависимости от наличия либо отсутствия инвестиционной программы.

Как установлено судом из представленных в материалы дела доказательств, при утверждении Региональной энергетической комиссией – департамента цен и тарифов Краснодарского края тарифа АО «АТЭК» на 2016-2018 годы учитывались амортизационные отчисления, рассчитанные в отношении его собственного имущества, что подтверждается соответствующими амортизационными ведомостями.

При этом невыполнение мероприятий, установленных инвестиционной программой, не может иметь последствий в виде ухудшения характеристик, либо утраты (выбытия из законного владения) имущества арендодателей, поскольку целью данной программы является строительство, реконструкция и (или) модернизация источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.

Исследование судом материалов дела и доводов сторон позволяет прийти к выводу о том, что требования заявителя о возложении на АО «АТЭК» обязанности по финансированию и выполнению в текущем регулируемом периоде мероприятий инвестиционной программы 2016-2018 годов, в том числе в отношении арендуемого имущества, с учетом произведенного исключения в предшествующих периодах регулирования из необходимой валовой выручки соответствующих средств, а также, в отсутствие предусмотренных на то денежных средств в необходимой валовой выручке текущего регулируемого периода, являются неправомерными.

Суд принимает во внимание, что указанные мероприятия должны осуществляться самими арендодателями, поскольку при определении экономически обоснованного уровня арендной платы органы регулирования в соответствии с п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, исходят из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Также суд учитывает, что, в соответствии с ч. 8 ст. 23.1 Закона № 190-ФЗ в случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, тарифы такой организации, устанавливаемые на очередной финансовый год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств такой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы. В развитие указанных положений п. 20 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 предусматривает, что в случае если регулируемая организация не достигла плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ необходимая валовая выручка такой организации, установленная на очередной финансовый год, подлежит уменьшению в порядке, установленном методическими указаниями, исходя из степени исполнения такой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) реализации инвестиционной программы.

Во исполнение указанных требований Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края осуществила уменьшение размера, необходимой валовой выручки АО «АТЭК» (филиал АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго») на общую сумму 608,849 млн. руб. в связи с неполным выполнением АО «АТЭК» инвестиционной программы на 2016-2018 годы, утвержденной для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго», что подтверждается Экспертным заключением № 76-Т от 11.12.2017, в соответствии с которым валовая выручка АО «АТЭК» на 2018 год уменьшена на 111,161 млн. руб. в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы; Экспертным заключением № 206-Т от 11.12.2018, в соответствии с которым по результатам контроля реализацией инвестиционной программы АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» валовая выручка АО «АТЭК» на 2019 год уменьшена на 171,414 млн. руб.; Экспертным заключением № 28-Т от 05.12.2019, в соответствии с которым по результатам контроля реализацией инвестиционной программы АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» на 2018 год валовая выручка АО «АТЭК» на 2020 год уменьшена на 326,274 млн. руб.

Таким образом, Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края реализовало свои полномочия по уменьшению размера валовой выручки АО «АТЭК» в связи с невыполнением инвестиционной программы филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» на 2016-2018 годы в объеме её неисполнения.

Действующее законодательство, устанавливающее основы регулирования тарифов организаций, обеспечивающих теплоснабжение, и определяющее принципы и методы регулирования тарифов на услуги указанных организаций (в частности, Закон № 190-ФЗ) также не предусматривает в качестве ответственности за невыполнение инвестиционной программы возложение на теплоснабжающую организацию обязанности выполнения мероприятий инвестиционной программы в отсутствие средств для ее финансирования.

Данный вывод подтверждается путем системного толкования п. 13 и п. 15 Правил № 410, предусматривающих, что инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен, а значит, при сохранении тех же прогнозных индексов цен, требование о выполнении инвестиционной программы приведет к необоснованному возложению на АО «АТЭК» дополнительных затрат в отсутствие на то правовых оснований. Кроме того, инвестиционная программа должна содержать объем средств, необходимых на реализацию мероприятий, который устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы.

Исходя из изложенного, возложение на АО «АТЭК» обязанности по исполнению инвестиционной программы возможно лишь в случае одновременного включения в необходимую валовую выручку АО «АТЭК» денежных средств необходимых для выполнения инвестиционной программы на 2016-2018 годы, утвержденной для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго».

Ссылка заявителя на абз. 3 п. 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 является необоснованной, поскольку данная норма не возлагает на заинтересованное лицо обязанность, а лишь наделяет его правом на включение в необходимую валовую выручку следующих периодов расходов, понесенных на введенные в эксплуатацию производственные объекты.

Суд также находит необоснованными доводы заявителя, изложенные в дополнении к заявлению со ссылкой на Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 39-ФЗ), поскольку часть 1 статьи 8 Закона № 39-ФЗ предусматривает, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в данном случае ни одна из сторон настоящего спора не связана договором, либо государственным контрактом.

При этом, часть 2 статьи 8 Закона № 39-ФЗ предусматривает, что условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. Данные законоположения опровергают позицию заявителя о неограниченном по времени характере возникающих обязательств, а связывают срок их действия со сроком действия соответствующего договора, либо государственного контракта.

Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя о приобщении удовлетворить.

Ходатайство заинтересованного лица о приобщении удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.

Судья                                                                                                           Р.А. Нигоев