Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело №А-32-3623/2008-33/73
14 мая 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Диденко В.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Диденко В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Краснодаррегионгаз», г. Краснодар
к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г. Краснодар
о признании недействительным решения №06-22/140 от 03.12.07 г.
при участии
от заявителя: ФИО1 – дов. от 03.03.08 г.
от заинтересованного лица: ФИО2 – дов. от 24.03.08 г., ФИО3 – дов. от 11.01.08 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Краснодаррегионгаз», г. Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 03.12.07 г. №06-22/140 о возмещении (частично) суммы НДС.
ООО «Краснодаррегионгаз» представило ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ и просит признать недействительным решение МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 03.12.07 г. №06-22/140 в части отказа в возмещении НДС в сумме 9290 руб., в остальной части заявлен отказ от требований, что отражено в протоколе судебного заседания от 14.05.08 г. Данное ходатайство судом удовлетворено в связи с его соответствием ст. 49 АПК РФ. В части отказа производство по делу подлежит прекращению в соответствии со ст. 150 АПК РФ.
ООО «Краснодаррегионгаз» в обоснование заявленных требований ссылается на соблюдение положений ст.ст. 161, 172, 173 НК РФ при заявлении НДС к возмещению.
Налоговый орган возражает против удовлетворения требований, считает вынесенное решение законным и обоснованным.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.
МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 г., представленной ООО «Краснодаррегионгаз» 19.07.07 г., а также документов для подтверждения налоговых вычетов.
По итогам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки №06-22/118 от 23.10.07 г.
По результатам рассмотрения акта №06-22/118 от 23.10.07 г. налоговым органом вынесено решение №06-22/140 от 03.12.07 г. о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению. Данным решением ООО «Краснодаррегионгаз» возмещен НДС в сумме 6800520 руб., отказано в возмещении НДС в сумме 9290 руб. В обоснование отказа в возмещении НДС в сумме 9290 руб. налоговый орган ссылается на то, что право на налоговый вычет по НДС у налогового агента возникает после подачи в налоговый орган через двадцать дней после окончания налогового периода декларации по НДС, в котором исчислен налог. Поступление суммы в бюджет до подачи налоговой декларации имеет статус излишне перечисленной суммы, следовательно, право Общества на налоговый вычет по НДС за ноябрь 2006 г. возникло в декабре 2006 г. По мнению налогового органа, принять к вычету сумму НДС, удержанного налоговым агентом, можно только после уплаты налога в бюджет и отражения его в разделе 2 налоговой декларации по НДС за предшествующий налоговый период, в связи с чем, Обществом неправомерно предъявлена к возмещению сумма НДС в размере 9290 руб.
ООО «Краснодаррегионгаз» не согласилось с вынесенным решением в части отказа в возмещении НДС в сумме 9290 руб., что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
На основании пункта 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
ООО «Краснодаррегионгаз» в 2006 году с муниципальными образованиями заключены договора аренды нежилых помещений - муниципального имущества (том 1 л.д.52-86), в связи с чем, заявитель в порядке пункта 3 статьи 161 НК РФ признается налоговым агентом и обязан исчислять, удерживать из доходов, уплаченных арендодателю, и уплачивать суммы налога в бюджет.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленную налогоплательщиком и уплаченную им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответственных первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Налогового Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет.
На основании пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов – фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетами подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет – фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов – фактур, книги покупок и книги продаж.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой (пункт 1 статьи 173 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 173 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.
Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.
В пункте 4 статьи 173 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 НК РФ.
Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (пункт 5 статьи 174 НК РФ).
Обществом как налоговым агентом арендодателей по договору аренды нежилых помещений с Комитетом имущественных отношений Отрадненского района №25-6-0116-5 от 01.05.06 г. по аренде помещения для обеспечения работы участка ООО «Краснодаррегионагаз» по работе с потребителями газа оплачен НДС в бюджет в сумме 1634,88 руб. (п/п №7115 от 03.11.06 г.), по договору аренды нежилых помещений с Комитетом имущественных отношений Отрадненского района №25-6-0116-6 от 01.05.06 г. по аренде помещения для обеспечения работы участка ООО «Краснодаррегионгаз» по работе с потребителями газа оплачен НДС в сумме 246,29 руб. (п/п №7113 от 03.11.06 г.), по договору аренды нежилых помещений №25-6-0142/1/2 от 01.07.06 г. с администрацией Малотенгинского сельского поселения Отрадненского района оплачен НДС в сумме 36 руб. (п/п №7117 от 03.11.06 г.), по договору аренды муниципального имущества, зданий, сооружений и нежилых помещений г. Сочи №1/87-06/25-6-0015/91 от 01.01.06 г. с Комитетом по управлению имуществом г. Сочи для размещения абонентской службы оплачен НДС в сумме 7222,95 руб. (п/п №7119 от 03.11.06 г.), по договору аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания, сооружения) №25-6-0142/1-2/3 от 02.06.06 г. с администрацией МО Выселковского района для работы с потребителями газа оплачен НДС в сумме 48,87 руб. (п/п №7121 от 03.11.06 г.), по договору аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания, сооружения) №25-6-0418/17 от 01.12.05 г. с администрацией МО Щербиновского района для использования под хранение служебного автомобиля «Арендатора» оплачен НДС в сумме 101 руб. (п/п №7123 от 03.11.06 г.), что соответствует данным счета-фактуры №59 от 30.11.06 г.
В платежных поручениях указано, что оплата НДС произведена за ноябрь 2006 г.
НДС в сумме 9290 руб. по счету-фактуре от 30.11.06 г. №59 исчислен и оплачен в ноябре 2006 г., по итогам исполнения договоров аренды в ноябре 2006 г., отражен и заявлен к вычету в декларации за ноябрь 2006 г., что соответствует НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.10.2003 года № 384-О разъяснил, что в силу пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает НДС, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с его статьей 169 является счет-фактура.
Суд считает, что основным фактором, определяющим право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), являются их производственное назначение, учет, удержание и уплата налога налоговым агентом. Условия о предъявлении налоговыми агентами к вычету в следующем налоговом периоде уплаченного НДС Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
Следовательно, право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в том налоговом периоде, когда сумма НДС, удержанная налоговым агентом с арендодателя согласно выставленному счету-фактуре, фактический перечислена в бюджет.
В подтверждении обоснованности применения вычетов по НДС заявителем были представлены в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе счет-фактура №59 от 30.11.06 г. (л.д.38), соответствующий требованиям статьи 169 НК РФ, платежные поручения, подтверждающие факт уплаты НДС за ноябрь 2006 года в сумме 9290 рублей в бюджет.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю №06-22/140 от 03.12.07 г. в части отказа ООО «Краснодаррегионгаз» в возмещении НДС в сумме 9290 руб. следует признать недействительным, в связи с несоответствием его ст.ст. 161, 172, 173 НК РФ, фактическим обстоятельствам дела и нарушением прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 161, 171, 172, 173 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 27, 29, 159, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю №06-22/140 от 03.12.07 г. в части отказа ООО «Краснодаррегионгаз» в возмещении НДС в сумме 9290 руб.
В остальной части производство по делу прекратить.
Взыскать с МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю в пользу ООО «Краснодаррегионгаз» 2000 руб. расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.В. Диденко