АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
г. Краснодар Дело № А32- 36389/2017
20 ноября 2017 года
Резолютивная часть Решения объявлена 27 октября 2017 года. Решение в полном объёме изготовлено 20 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка Александра Гавриловича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на объект недвижимого имущества и обязании осуществить государственную регистрацию, при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 23.12.2016г., удостоверение); от заинтересованного лица - не явились, уведомлены, от третьих лиц: от Министерства физической культуры и спорта КК - не явились, уведомлены, от Союза "Краснодарское краевое объединение профсоюзов" - не явились, уведомлены, от ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" - ФИО2 (по доверенности от 29.05.2017г., паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар подано заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар, в котором заявитель просит суд, учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ:
- отменить решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22.05.2017г. № 23/001/001/801/2017-5691 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>;
- обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>.
Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований, изложив свои доводы в представленном отзыве.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края, ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений", Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов.
Представитель третьего лица - ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" поддержали заявленные требования по изложенным в отзыве основаниям.
Представители третьих лиц: Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края, Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов в судебное заседание не явились, надлежащим образом осведомлены о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу, свою позицию относительно заявленных требований суду не представили.
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела, заявитель обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>.
По результатам проведенной Управлением правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, государственная регистрация была приостановлена до 22.05.2017г., а в последующем уведомлением от 22.05.2017г. департаменту было отказано в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект, по основаниям отсутствия правоустанавливающих документов.
Департамент считает действия Управления незаконными и нарушающими имущественные права и интересы Краснодарского края.
В соответствии с исторической справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 22.10.2013г. № 2271 и материалам инвентарного дела, зарегистрированного в архиве филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару за № 71041-62, первоначальный объект недвижимости "Спортивный объект Стадион "Кубань", расположенный по адресу: <...>, числился за Советом Федерации Независимых профсоюзов России.
В соответствии со справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013г. № 414 об объекте недвижимости "Стадион Кубань", в состав объекта недвижимости входит в том числе и лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот.
Согласно договору о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992г. и свидетельству о государственной регистрации права серии 23-А № 485392 от 31.01.2002г. право собственности на "Стадион Кубань" перешло к Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов.
В соответствии с Соглашением об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на объект "Стадион "Кубань" от 28.06.2007г. № 25, заключенного между Администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов" (далее - Крайсовпроф), исходя из фактических затрат по строительству и реконструкции объекта "Стадион "Кубань", доля Администрации Краснодарского края была установлена в размере 21283/62500 , доля Крайсовпрофа - в размере 41217/62500, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.08.2007г. 23-АД № 322239 и № 322240.
В соответствии с п. 2 Соглашения, объект "Стадион "Кубань", размер долей Сторон в праве общей долевой собственности состоит в том числе из лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот.
На некоторые объекты недвижимого имущества, входящих в объект "Стадион "Кубань", в том числе футбольное поле, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы отсутствовали.
Согласно акту приема-передачи от 02.11.2007г. № 29 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была передана Департаменту по физической культуре и спорту КК.
Приказом Департамента имущественных отношений КК от 02.11.2007г. № 933 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была закреплена на праве оперативного управления за департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края.
Приказом Департамента имущественных отношений КК от 09.04.2008г. № 345 право оперативного управления департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края на долю в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" было прекращено, и указанный объект закреплен на праве оперативного управления за ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений".
Согласно акта приема-передачи от 09.04.2008г. № 12 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" переданы ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений". Право оперативного управления зарегистрировано 28.04.2008г., что подтверждается свидетельством 23-АД № 836486.
Земельный участок с к/н 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (св-во о государственной регистрации права 23-АЕ № 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению (св-во о государственной регистрации права 23-АЕ № 518312).
ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" была изготовлена техническая документация на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1158, литер LII: технический план от 26.11.2012г. и кадастровый паспорт по состоянию на 26.12.2012г.
В целях государственной регистрации права собственности за Краснодарским краем на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1158, литер LII, заявитель обратился с соответствующим пакетом документов в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект недвижимого имущества.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства решение Управления от 22.05.2017г. не соответствует закону, нарушает права и законные интересы департамента, являющегося уполномоченным исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Краснодарского края.
Изложенные обстоятельства послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
При принятии Решения суд руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 названного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закона) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
На основании пунктов 1, 2 статьи 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно статье 13, пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 19 Закона предусмотрено, что государственная регистрация права приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Кроме того, государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Судом установлено, что при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>, заявителем был представлен необходимый пакет документов.
Согласно уведомления об отказе от 22.05.2017. № 23/001/001/801/2017-5691 причиной отказа послужило отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, первоначальный объект недвижимости "Спортивный объект Стадион "Кубань", расположенный по адресу: <...>, числился за Советом Федерации Независимых профсоюзов России, в соответствии с исторической справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 22.10.2013г. № 2271 и материалам инвентарного дела, зарегистрированного в архиве филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару за № 71041-62.
В состав объекта недвижимости "Стадион Кубань" входит в том числе и лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот, согласно справки ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013г. № 414 об объекте недвижимости "Стадион Кубань".
В соответствии с договором о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992г. и свидетельства о государственной регистрации права серии 23-А № 485392 от 31.01.2002г. право собственности на "Стадион Кубань" перешло к Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов.
Соглашением об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на объект "Стадион "Кубань" от 28.06.2007г. № 25, заключенного между Администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов" (далее - Крайсовпроф), исходя из фактических затрат по строительству и реконструкции объекта "Стадион "Кубань", была определена доля Администрации Краснодарского края была в размере 21283/62500 и доля Крайсовпрофа - в размере 41217/62500, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.08.2007г. 23-АД № 322239 и № 322240.
В соответствии с п. 2 Соглашения, объект "Стадион "Кубань", размер долей Сторон в праве общей долевой собственности состоит из поименованных объектов недвижимого имущества, в том числе из лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот.
Согласно акту приема-передачи от 02.11.2007г. № 29 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была передана Департаменту по физической культуре и спорту КК на праве оперативного управления, согласно Приказа Департамента имущественных отношений КК от 02.11.2007г. № 933.
Приказом Департамента имущественных отношений КК от 09.04.2008г. № 345 право оперативного управления департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края на долю в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" было прекращено, указанный объект - "Стадион "Кубань" закреплен на праве оперативного управления за ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" и передан по акту приема-передачи от 09.04.2008г. № 12, что подтверждается свидетельством 23-АД № 836486.
Земельный участок с к/н 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (св-во о государственной регистрации права 23-АЕ № 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению (св-во о государственной регистрации права 23-АЕ № 518312).
Из представленных в материалы дела технического паспорта от 19.11.2012г., технического плана от 26.11.2012г. и кадастровый паспорт по состоянию на 26.12.2012г. на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1158, литер LII, следует, что спорный объект является объектом недвижимого имущества вспомогательного характера в составе Объекта недвижимости "Стадион "Кубань".
В соответствии с пунктом 3.42 «СП 285.1325800.2016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования», утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 984/пр, футбольный стадион - это здание или комплекс физкультурно-спортивных зданий и сооружений, имеющий в своем составе спортивную арену, предназначенную для проведения спортивных мероприятий по футболу, с прилегающей территорией вплоть до внешнего периметра ограждения. Соответственно, футбольный стадион - сложная вещь (объект), включающая в себя составные части (принадлежности).
Согласно пункту 3.14 указанного Свода правил, игровое поле - это площадка для проведения футбольных матчей, габаритами, как правило, 68 х 105 м с натуральным травяным или искусственным покрытием
В соответствии с пунктом 3.23 Свода правил игровое поле входит в состав открытой спортивной арены, которая, в свою очередь, является составной частью футбольного стадиона.
В соответствии со статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Из представленных в материалы дела доказательств, которые были представлены в Управление заявлением, в состав объекта недвижимости «Стадион «Кубань» входит в том числе и лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот (справка ГУЛ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» от 07.03.2013 № 414).
Таким образом, футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, расположенное по адресу: <...>, является составной частью (принадлежностью) объекта недвижимости (главной вещи) - Стадиона «Кубань», предназначено для обслуживания главной вещи, связано с ним общим назначением, а, следовательно, следует судьбе главной вещи.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Главная вещь - Стадион «Кубань», составные части главной вещи (принадлежность) - в том числе лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, который принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю и передан в постоянное (бессрочное) пользование Государственному бюджетному учреждению Краснодарского края «Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений», соответственно в силу статей 134, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации у субъекта Российской Федерации - Краснодарского края - возникло право собственности в целом на Стадион «Кубань» и его составные части, в том числе на лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот, которое подлежит государственной регистрации.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю об отказе в исправлении технической ошибки от 22.05.2017г. № 23/001/001/801/2017-5691 не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ, а так же нарушает права и законные интересы департамента, являющегося уполномоченным исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Краснодарского края, в связи с чем приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода об обоснованности заявленных требований в части отмены решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 1422.05.2017г. № 23/001/001/801/2017-5691.
Пунктом 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Заявителем были представлены доказательств не несоответствия закону отказа в государственной регистрации, в связи с чем, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода об обоснованности заявленных требований полностью.
В силу положений пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Требований об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>, вытекают из первого основного требования - об оспаривании решения и фактически направлено на устранение допущенных нарушений путем совершения ими своих функций, в связи с чем подлежат удовлетворению судом как обоснованные.
В ходе судебного разбирательства исследованы подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 27, 110, 167-170, 176, 201АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 22.05.2017г. № 23/001/001/801/2017-5691 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.Г. Пристяжнюк