АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32- 36389/2017
16 июля 2018 года
Резолютивная часть Решения объявлена 10 июля 2018 года. Решение в полном объёме изготовлено 16 июля 2018 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка Александра Гавриловича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на объект недвижимого имущества и обязании осуществить государственную регистрацию, при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 22.12.2017г., удостоверение); от заинтересованного лица - ФИО2 (по доверенности от 15.12.2017г., удостоверение), от третьих лиц: от Министерства физической культуры и спорта КК - не явились, уведомлены, от Союза "Краснодарское краевое объединение профсоюзов" - не явились, уведомлены, от ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" - ФИО3 (по доверенности от 29.05.2017г., паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар подано заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар, в котором заявитель просит суд, учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ:
- отменить решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22.05.2017г. № 23/001/001/801/2017-5691 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>;
- обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2017г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.03.2018г., заявленные требования были удовлетворены судом.
Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2018г. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 по настоящему делу были отменены, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из постановления суда кассационной инстанции следует, что направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что рассматривая дело, суды не исследовали вопрос о том, обладает ли спорный объект с учетом его технических характеристик, признаками, присущими недвижимому имуществу, или же он относится к движимому объекту (в материалах дела отсутствуют технические документы на указанный объект), не приняли во внимание правовую позицию изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 № 17085/12).
Определением суда от 05.06.2018г. дело принято к производству Арбитражным судом Краснодарского края.
Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах к нему. При новом рассмотрении дела, заявителем представлено дополнение к заявлению.
Представитель заинтересованного лица против требований заявителя возражал по основаниям, изложенным в представленном отзыве на заявленные требования с учетом принятых судебных актов по делу.
Представитель третьего лица - ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" представили дополнительные доказательства, полагаясь что спорный объект является объектом недвижимого имущества.
Представителями заявителя и третьего лица было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела рабочей документации по капитальному ремонту поля, которое рассмотрено судом и подлежит удовлетворению как обоснованное.
Представители третьих лиц: Министерства физической культуры и спора Краснодарского края, Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов в судебное заседание не явились, надлежащим образом осведомлены о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу, свою позицию относительно заявленных требований суду не представили.
Занесенным в протокол судебного заседания определением, при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, на основании п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 65 от 20.12.2006, суд завершил предварительное заседание и перешел к судебному разбирательству дела.
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства с учетом выполнения указаний суда кассационной инстанции, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела, в соответствии с исторической справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 22.10.2013г. № 2271 и материалам инвентарного дела, зарегистрированного в архиве филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару за № 71041-62, первоначальный объект недвижимости "Спортивный объект Стадион "Кубань", расположенный по адресу: <...>, числился за Советом Федерации Независимых профсоюзов России.
В соответствии со справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013г. № 414 об объекте недвижимости "Стадион Кубань", в состав объекта недвижимости входит в том числе и лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот.
Согласно договору о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992г. и свидетельству о государственной регистрации права серии 23-А № 485392 от 31.01.2002г. право собственности на "Стадион Кубань" перешло к Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов.
В соответствии с Соглашением об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на объект "Стадион "Кубань" от 28.06.2007г. № 25, заключенного между Администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов" (далее - Крайсовпроф), исходя из фактических затрат по строительству и реконструкции объекта "Стадион "Кубань", доля Администрации Краснодарского края была установлена в размере 21283/62500 , доля Крайсовпрофа - в размере 41217/62500, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.08.2007г. 23-АД № 322239 и № 322240.
В соответствии с п. 2 Соглашения, объект "Стадион "Кубань", размер долей Сторон в праве общей долевой собственности состоит в том числе из лит. LII - футбольное поле с комплектом ворот.
На некоторые объекты недвижимого имущества, входящих в объект "Стадион "Кубань", в том числе футбольное поле, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы отсутствовали.
Согласно акту приема-передачи от 02.11.2007г. № 29 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была передана Департаменту по физической культуре и спорту КК.
Приказом Департамента имущественных отношений КК от 02.11.2007г. № 933 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была закреплена на праве оперативного управления за департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края.
Приказом Департамента имущественных отношений КК от 09.04.2008г. № 345 право оперативного управления департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края на долю в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" было прекращено, и указанный объект закреплен на праве оперативного управления за ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений".
Согласно акта приема-передачи от 09.04.2008г. № 12 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" переданы ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений".
Право оперативного управления зарегистрировано 28.04.2008г., что подтверждается свидетельством 23-АД № 836486.
Земельный участок с к/н 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (св-во о государственной регистрации права 23-АЕ № 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению (св-во о государственной регистрации права 23-АЕ № 518312).
ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" была изготовлена техническая документация на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1158, литер LII: технический план от 26.11.2012г. и кадастровый паспорт по состоянию на 26.12.2012г.
В целях государственной регистрации права собственности за Краснодарским краем на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1158, литер LII, заявитель обратился с соответствующим пакетом документов в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект недвижимого имущества.
По результатам проведенной Управлением правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, государственная регистрация была приостановлена до 22.05.2017г., а в последующем уведомлением от 22.05.2017г. Департаменту было отказано в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект, по основаниям отсутствия правоустанавливающих документов.
Департамент считает действия Управления незаконными и нарушающими имущественные права и интересы Краснодарского края, что послужило основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
При принятии Решения суд руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 названного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закона) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
На основании пунктов 1, 2 статьи 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно статье 13, пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 19 Закона предусмотрено, что государственная регистрация права приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Кроме того, государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Судом установлено, что при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...>, заявителем был представлен необходимый пакет документов.
Согласно уведомления об отказе от 22.05.2017. № 23/001/001/801/2017-5691 причиной отказа послужило отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению.
Заявитель обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на футбольное поле, как вспомогательный объект, который входит в состав объекта недвижимости "Стадион Кубань", согласно справки ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013г. № 414 об объекте недвижимости "Стадион Кубань".
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.05.2013 N 17085/12, следует, что стадион следует рассматривать как единое спортивное сооружение, состоящее из земельного участка, обустроенного особым образом и предназначенного для спортивных игр (футбольное поле и мини-футбольное поле), а также объектов недвижимости вспомогательного характера (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/10).
Такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены (аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09 и от 17.01.2012 N 4777/08).
В связи с тем, что упомянутые сооружения не являются вещами, на них не может быть зарегистрировано вещное право - право собственности.
Применительно к статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) их юридическая судьба и принадлежность определяются по принадлежности соответствующего земельного участка.
Сам по себе факт государственной регистрации прав на такие объекты за третьими лицами ущемляет интересы собственника земельного участка, и потому суд вправе дать этим объектам иную квалификацию и не применять к отношениям сторон правила о недвижимых вещах (соответствующая правовая позиция была сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 24.01.2012 N 12576/11 и от 04.09.2012 N 3809/12).
В соответствии с пунктом 3.42 «СП 285.1325800.2016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования», утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 984/пр, футбольный стадион - это здание или комплекс физкультурно-спортивных зданий и сооружений, имеющий в своем составе спортивную арену, предназначенную для проведения спортивных мероприятий по футболу, с прилегающей территорией вплоть до внешнего периметра ограждения. Соответственно, футбольный стадион - сложная вещь (объект), включающая в себя составные части (принадлежности).
Согласно пункту 3.14 указанного Свода правил, игровое поле - это площадка для проведения футбольных матчей, габаритами, как правило, 68 х 105 м с натуральным травяным или искусственным покрытием
В соответствии с пунктом 3.23 Свода правил игровое поле входит в состав открытой спортивной арены, которая, в свою очередь, является составной частью футбольного стадиона.
Таким образом, оценив представленную суду техническую, проектную документацию на футбольное поле, а так же рабочую документации по капитальному ремонту поля суд приходит к выводу, что спорный объект -футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, расположенное по адресу: <...>, представляет собой улучшения земельного участка на котором оно расположено, и соответственно не является объектом недвижимого имущества, в связи с чем на него не может быть зарегистрировано право собственности.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22.05.2017г. № 23/001/001/801/2017-5691 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1158, литер LII, общей площадью 7144,0 кв.м., расположенные по адресу: <...> является законным и не противоречит положениям закона N 218-ФЗ.
Приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований.
Судебные расходы подлежат взысканию с заявителя, однако в силу Закона Департамент освобожден от уплаты госпошлины.
В связи с этим заявленные требования не подлежат удовлетворению судом полностью.
В ходе судебного разбирательства исследованы подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 27, 105, 159, 167-170, 201АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство представителя заявителя и третьего лица о приобщении к материалам дела рабочей документации по капитальному ремонту поля удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.Г. Пристяжнюк