АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар Дело № А32-36389/2023
25 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, г. Краснодар
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, г. Краснодар
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 23-019/ЮЛ/6 от 29.06.2023; прекращении производства по делу
У С Т А Н О В И Л:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (далее – заявитель, ГБОУ ИРО Краснодарского края, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, административный орган, департамент) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 23-019/ЮЛ/6 от 29.06.2023; о прекращении производства по делу.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2023 данное заявление принято к производству в порядке упрощенного производства и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данным определением сторонам установлен срок для представления заинтересованным лицом отзыва на заявление, а также срок для представления в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направления друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Поступившие в арбитражный суд заявление, доказательства и иные документы размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 04.09.2023 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения.
Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
08.09.2023 в материалы дела от ГБОУ ИРО Краснодарского края поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Письмом от 11.09.2023 учреждение уведомлено, что в связи с нахождением судьи Федькина Л.О. в ежегодном трудовом отпуске, вопрос о составлении мотивированного решения по делу будет разрешен после выхода судьи из отпуска.
Изучив указанное заявление, суд считает его подлежащим удовлетворению, поскольку оно подано в электронном виде в течение установленного законом пятидневного срока на его подачу, и принимает решение по данному делу по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, составляет мотивированное решение по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Позиция заявителя по существу заявленных требований изложена в заявлении, дополнении к заявлению и приложенных документальных доказательствах; указывает, что учреждением не допущено нецелевого использования бюджетных средств; ссылается на отсутствие состава административного правонарушения в деяниях учреждения; указывает на наличие оснований для признания деяния малозначительным; оспариваемое постановление о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление, возражения на дополнение к заявлению, в соответствии с которыми просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в деяниях учреждения, на отсутствие оснований для признания деяния учреждения малозначительным.
Дело рассматривается по правилам статьи статей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как явствует из материалов дела и установлено судом, постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 29.06.2023 № 23-019/IOJI/6 государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края привлечено к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 18 505,82 рублей (5 %).
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный факт нецелевого использования средств бюджета Краснодарского края, выделенных по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей» в 2022 году с нарушением условий предоставления субсидий, установленных Соглашениями от 13.01.2021 №11 БУ, от 30.12.2021 № 11 БУ, выразившееся в оплате денежных обязательств по реализации дополнительных общеразвивающих программ лицам, старше 18 лет, не являющимся пользователями услуг в рамках государственного задания, на общую сумму 370 116,34 рублей, в том числе, по оказанию государственных услуг УПРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000 и с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛБ27000 на сумму 257 436,7 рублей и по оказанию государственных услуг УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000, УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЖ35000 на сумму 112 679,64 рублей.
ГБОУ ИРО Краснодарского края обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 23-019/ЮЛ/6 от 29.06.2023; о прекращении производства по делу.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Часть 2 ст. 25.1, ст. 28.2 Кодекса регламентируют порядок рассмотрения административным органом дел об административных правонарушениях и составление протокола об административном правонарушении, при этом по смыслу указанных статей Кодекса административный орган обязан представить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названными статьями.
Пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи.
Однако, административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При этом доказательства надлежащего извещения должны иметься у административного органа ко времени составления протокола об административном правонарушении.
Как установлено судом, о времени и месте составления протокола заявитель был извещен надлежащим образом, посредством вручения соответствующего уведомления от 30.05.2023 (вх. от 30.05.2023 № 990) о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 02.06.2023 в 10 час. 20 мин.; протокол об административном правонарушении № 23-019/ЮЛ/6 составлен 02.06.2023 в присутствии законного представителя ФИО1, содержит отметку о разъяснении прав и обязанностей, об ознакомлении с протоколом, о получении копии протокола.
При указанных обстоятельствах суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что указанный протокол соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, с учётом положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении; из материалов дела следует и судом установлено, что учреждение было надлежащим образом извещено о времени и месте его составления; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Суд также исходит из того, то заявитель надлежащим образом был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 28.06.2023 в 12 час. 00 мин. посредством направления соответствующего определения от 20.06.2023.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществлено 28.06.2023 с участием законного представителя ФИО1, что подтверждается распиской об ознакомлении с правами и обязанностями от 28.06.2023.
Учитывая изложенное, суд, исследовав материалы дела, установил, что доказательств, свидетельствующих о нарушении административным органом порядка применения административного наказания, в материалах дела не имеется; при принятии оспариваемого постановления административным органом не допущено существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными, самостоятельными основаниями для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления; учреждению при вынесении оспариваемого постановления, составлении указанного протокола об административном правонарушении были предоставлены процессуальные гарантии, регламентированные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в соответствии с приказом от 15 марта 2023 года № 19 проведена плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности ГБОУ ИРО Краснодарского края, по результатам которой составлен акт от 05.05.2023.
Согласно положениям частей 1, 3 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная в том числе субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения им государственного (муниципального) задания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 № 1081 (далее - Порядок №1081).
Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - министерство) как главным распорядителем средств краевого бюджета, в ведении которого находится государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края государственное задание Институту утверждено:
- на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годы приказом от 29.12.2020 №3563 (в редакции приказа от 26.03.2021 № 860) (далее - государственное задание на 2021 год);
- на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годы приказом от 27.12.2021 № 3910 (в редакции приказов от 06.05.2022 № 1082, от 10.08.2022 № 1847) (далее - государственное задание на 2022 год).
Финансовое обеспечение государственного задания на 2022 год осуществлялось министерством в рамках реализации пункта 2.11 мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 № 939, предусматривающего, в том числе, предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по предоставлению дополнительного образования детей.
В силу требований абзаца первого и второго пункта 3 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 2 Порядка № 1081, государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.
Таким образом, государственное задание для бюджетных учреждений формируются только по уставным основным видам деятельности.
В части реализации дополнительных общеразвивающих программ, как одного из основных видов деятельности, уставом учреждения определена категория потребителей указанной услуги: «дети-инвалиды» (пункты 2.1.16, 2.2.7 Устава).
Так, пунктом 2.1.16 Устава Института определено, что учреждение призвано в том числе способствовать обучению детей-инвалидов, обучающихся на дому инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий по программам дополнительного образования, и согласно пункту 2.2.7 Устава в установленном законодательством порядке осуществляет дополнительное образование детей-инвалидов с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В целях финансового обеспечения государственного задания, утвержденного на 2021, 2022, между министерством и Учреждением заключены Соглашения о предоставлении субсидии Учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и оказание государственных услуг (далее - Соглашения), в том числе: от 13.01.2021 №11 БУ, от 30.12.2021 № 11 БУ, в соответствии с которыми по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей» предусмотрено и выделено в 2021 - 7 440 100 рублей, в 2022 году - 7 440 100 рублей.
Пунктом 2.3.1 Соглашения от 13.01.2021 №11 БУ установлена обязанность учреждения осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
Государственным заданием на 2021, 2022 (часть 1 разделов 4-5) установлено, что показателем, характеризующим объем государственной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000 и с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 является количество детей - инвалидов.
Общероссийским базовым (отраслевым) перечнем (классификатором) государственных и муниципальных услуг с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 в качестве потребителей услуг определена категория - «дети - инвалиды» (код характеристики 014 «Категория потребителей», код показателя характеристики 005 «дети - инвалиды»).
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», регулирующим отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, установлено, что «ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам в возрасте до 18 лет.
Согласно Порядку оказания государственной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» (часть 1 разделов 4-5 государственного задания), утвержденному приказом учреждения от 24.03.2021 № 159 «Об утверждении порядков оказания государственных услуг (выполнения работ) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы» (приложение 2 к приказу, далее - Порядок № 159/2) в редакции на дату проверки, услуга представляет собой мероприятия, направленные на организацию образовательной деятельности по реализации адаптивных образовательных программ в сфере дополнительного образования детей-инвалидов (пункт 1.2).
Пунктом 1.4 Порядка № 159/2 определено, что в качестве потенциальных потребителей Услуги выступают физические лица (дети-инвалиды).
Пунктом 2.2 Порядка №159/2 установлено: «категория потребителей Услуги: физические лица, из числа указанных в пункте 1.4 Порядка, из числа обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, а также дети-инвалиды, нуждающиеся в обучении по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Пунктом 1.5 Порядка № 159/2 установлено, что Услуга на очередной календарный год и два плановых последующих периода исполняется в пределах бюджетных средств, предусмотренных и выделяемых министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на эти цели.
Согласно Соглашениям от 13.01.2021 №11 БУ, от 30.12.2021 № 11 БУ по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей» предусмотрено и выделено: в 2021, 2022 годах по 7 440 100.0 рублей (ежегодно).
Согласно пункту 1.3 Порядка № 159/2 исполнителями услуги являются работники Центра дистанционного образования (далее - ЦДО), структурных подразделений ГБОУ ИРО Краснодарского края, а также привлеченные специалисты.
Положением о Центре дистанционного образования, утвержденным приказом ГБОУ ИРО Краснодарского края от 28.01.2021 № 41 «Об изменении организационной структуры ГБОУ ИРО Краснодарского края» (далее - Положение о ЦДО) установлено, что основной целью Центра является, в том числе обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по программам дополнительного образования.
Разделом 3 Положения о ЦДО установлено, что для решения поставленных задач в части реализации дополнительных общеразвивающих программ Центр осуществляет мероприятия, направленные на организацию образовательной деятельности по реализации адаптивных образовательных программ в сфере дополнительного образования детей-инвалидов.
Иные категории потребителей дополнительных общеразвивающих программ Положением о ЦДО не установлены.
Приказом ГБОУ ИРО Краснодарского края от 01.09.2021 № 393 «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих организацию и осуществление образовательной деятельности в Центре дистанционного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края» (далее - Приказ №393) утверждены в том числе:
- Положение о порядке и основаниях приема и отчисления детей - инвалидов в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 5 к приказу, далее -- Положение № 393/5);
- Положение об осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 6 к приказу, далее - Положение № 393/6);
- Правила зачисления (приема) и отчисления детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 9 к приказу, далее - Положение № 393/9).
Согласно пункту 2.1 Положения № 393/6 в редакции на дату проверки, образовательная деятельность в ЦДО осуществляется по дополнительным образовательным общеразвивающим программам для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в возрасте от 6 до 18 лет.
Аналогичные положения, касающиеся возрастных ограничений, обучающихся в ЦДО, установлены также Пунктом 2.1 Положения № 393/9 в редакции на дату проверки.
Учитывая вышеизложенное, департамент пришел к выводу, что за счет субсидии, выделенной учреждению на основании Соглашений от 13.01.2021 №11 БУ и от 30.12.2021 № 11 БУ по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей» в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2021, 2022 годы предусмотрено оказание государственных услуг УИРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛБ27000 по реализации дополнительных общеразвивающих программ исключительно детям-инвалидам, то есть лицам из числа инвалидов в возрасте до 18 лет.
Пунктами 2.2, 2.3 Положения № 393/6 в редакции на дату проверки определено, что с использованием дистанционных образовательных технологий ЦДО реализует дополнительные общеразвивающие программы дополнительного образования детей следующих направленностей: естественнонаучной и социально-педагогической.
Основой для формирования объемных показателей государственной услуги по сопровождению организации обучения детей-инвалидов, являются приказы ГБОУ МРО Краснодарского края о зачислении детей-инвалидов.
Как установлено департаментом в ходе проведенной проверки, в списочный состав детей-инвалидов, обучавшихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, зачисленных на обучение по дополнительным общеобразовательным обще-развивающим программам в 2021, 2022 (2 полугодие 2020-2021 учебного года, 1, 2 полугодие 2021-2022 учебного года, 1 полугодие 2022-2023 учебного года), включены лица старше 18 лет, которые в силу положений Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не относятся к категории лиц «ребенок, дети» и в силу положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не относятся к категории «ребенок-инвалид».
Согласно отчетам о выполнении государственного задания за 2021, 2022 годы (раздел 4 и раздел 5 части 1) по услуге с УПРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и с УПРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000, источником информации о фактическом значении показателя, характеризующего объем (содержание) государственной услуги является реестр контрактов (договоров) на оказание преподавательских услуг.
В 2021 году оказание государственных услуг с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЛ31000 и с УПРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛБ27000 осуществлялась привлеченными специалистами на основании контрактов об оказании преподавательских услуг для нужд ГБОУ ИРО Краснодарского края от 01.02.2021, от 30.09.2021, заключенным учреждением в лице ректора ФИО1
Оказание государственных услуг с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 осуществлялось привлеченными специалистами на основании контрактов об оказании преподавательских услуг для нужд ГБОУ ИРО Краснодарского края, которыми предусмотрено оказание преподавательских услуг по реализации программ, указанных в спецификации, а именно «учащимся Заказчика - физическим лицам из числа детей-инвалидов образовательных организаций Краснодарского края, зачисленных в установленном порядке в государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края для освоения Программы посредством дистанционных образовательных технологий» (разделы контракта «Основные понятия», «Предмет контракта»).
Оплата по контрактам произведена Институтом за счет средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидии по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей».
Оплата по контрактам, в рамках которых оказаны услуги лицам, старше 18 лет, произведена учреждением по платежным поручениям от 30.06.2021, 24.12.2021, 05.07.2022, 26.12.2022.
Согласно отчетам о выполнении государственного задания за 2021 год (раздел 4 и раздел 5 части 1), за 2022 (раздел 4 и раздел 5 части 1) по услуге с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000 и с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АБ27000, источником информации о фактическом значении показателя, характеризующего объем (содержание) государственной услуги является реестр контрактов (договоров) на оказание преподавательских услуг.
На основании контрактов возмездного оказания преподавательских услуг в 2021, 2022 (2 полугодие 2020-2021 учебного года, 1, 2 полугодие 2021-2022 учебного года, 1 полугодие 2022-2023 учебного года) учреждением за счет средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидии по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей», произведены расходы по реализации дополнительных общеразвивающих программ липам, не соответствующим категории потребителей услуг и требованиям, установленным государственным заданием на 2021, 2022 годы на общую сумму 257436,7 рублей, в том числе по государственным услугам:
УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000: за 2021 год - 204 человеко-часов на общую сумму 51825,69 рублей, за 2022 - 119 человеко-часов на общую сумму 31194,56 рублей;
УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АБ27000, в количестве 983 человеко-часов на общую сумму 238852,95 рублей, в том числе: за 2021 год - 340 человеко-часов на общую сумму 86376,14 рублей, за 2022 - 333 человеко-часов на общую сумму 88040,41 рублей.
Таким образом, департамент пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение положений пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, условий предоставления субсидий, установленных Соглашениями от 13.01.2021 №11 БУ, от 30.12.2021 № 11 БУ, заключенными между министерством и ГБОУ ДПО «Институт развития образования» в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг, условий контрактов, которыми предусмотрено оказание преподавательских услуг учащимся из числа детей-инвалидов, за счет средств краевого бюджета выделенных на реализацию государственных услуг детям-инвалидам по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей», учреждением в 2021, 2022 годах произведены расходы, не соответствующие целям государственного задания по государственным услугам УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛБ27000 вследствие оказания услуг лицам, старше 18 лет и не соответствующим категории потребителей, установленной государственным заданием «дети-инвалиды» на общую сумму 257436,7 рублей, в том числе:
- в 2021 544 человеко-часа на общую сумму 138201,83 рублей,
- в 2022 452 человеко-часа на общую сумму 119234,87 рублей.
Кроме того, проверкой соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на 2022 по государственным услугам: УНРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛЕ35000 «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» (часть 1 раздела 6, естественнонаучная направленность); УНРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛЖ35000 «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» (часть 1 раздела 7, социально-педагогическая направленность), департаментом установлено следующее.
В части реализации дополнительных общеразвивающих программ, как одного из основных видов деятельности, Уставом Учреждения определена категория потребителей указанной услуги: «дети-инвалиды» (пункты 2.1.16, 2.2.7 Устава).
Так, пунктом 2.1.16 Устава Института определено, что учреждение призвано в том числе способствовать обучению детей-инвалидов, обучающихся на дому инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий по программам дополнительного образования, и согласно пункту 2.2.7 Устава в установленном законодательством порядке осуществляет дополнительное образование детей-инвалидов с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Порядок оказания государственной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» (часть 1 разделов 6-7 государственного задания) утвержден приказом ГБОУ ИРО Краснодарского края от 29.04.2022 № 282 «О внесении дополнения в приказ от 24.03.2021 № 159 «Об утверждении порядков оказания государственных услуг (работ) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Порядок № 282).
Согласно пункту 1.2 Порядка № 282 услуги УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АЖЗ5000 предоставляют собой мероприятия, направленные на организацию образовательной деятельности реализации дополнительных общеразвивающих программ по направлениям: естественнонаучной (часть 1 раздела 6) и социально-педагогическое (часть 1 раздела 7).
Пунктом 1.4 Порядка № 282 установлено, что в качестве потенциальных потребителей Услуги выступают физические лица, ранее обучающиеся в ЦДО.
Пунктом 2.2. Порядка также определена категория потребителей услуги: физические лица, из числа указанных в пункте 1.4 Порядка, то есть, ранее обучавшиеся в ЦДО.
Приказом ГБОУ ИРО Краснодарского края от 01.09.2021 № 393 «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих организацию и осуществление образовательной деятельности в Центре дистанционного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края» (далее - Приказ №393) утверждены в том числе:
- Положение о порядке и основаниях приема и отчисления детей - инвалидов в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 5 к приказу, далее - Положение № 393/5);
- Положение об осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 6 к приказу, далее - Положение № 393/6);
- Правила зачисления (приема) и отчисления детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 9 к приказу, далее - Положение № 393/9).
Согласно пункту 2.1 Положения № 393/6 в редакции на дату проверки образовательная деятельность в ЦДО осуществляется по дополнительным образовательным общеразвивающим программам для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в возрасте от 6 до 18 лет.
Ранее обучавшимися в ЦДО, согласно Уставу, приказу от 24.03.2021 №159, Положению о Центре ДО, приказу от 01.09.2021 № 393 (в редакции на дату проверки) являются лица из числа детей-инвалидов.
Пунктом 2.1 Положения № 393/5 в редакции на дату проверки установлено, что обучающимися центра дистанционного образования являются дети-инвалиды, осваивающие программы общего и (или) дополнительного образования использованием дистанционных образовательных технологий на дому.
Пунктом 2.1 Положения № 393/6 в редакции на дату проверки установлено, что образовательная деятельность в ЦДО осуществляется по дополнительным образовательным общеразвивающим программам для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в возрасте от 6 до 18 лет.
Аналогичные положения, касающиеся возрастных ограничений, обучающихся в ЦДО, установлены также Пунктом 2.1 Положения № 393/9 в редакции на дату проверки (дети-инвалиды от 6 до 18 лет).
Субсидия на оказание вышеуказанных услуг учреждению выделена в рамках пункта 2.11 ГП «Развитие образования» по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей».
К категории потребителей государственной услуги, финансируемой по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611, отнесены «дети», к которым в силу положений статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», относятся лица до достижения ими возраста 18 лет (до совершеннолетия).
Таким образом, в рамках уставной деятельности и в соответствии с приказом от 01.09.2021 № 393 в редакции на дату проверки, Положением о ЦДО, Порядком № 282 в редакции на дату проверки, Учреждение уполномочено использовать субсидии, выделенные на финансовое обеспечение государственного задания по государственным услугам с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЖ35000, выданные на оказание услуг по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей» для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ лицам в возрасте до 18 лет, имеющих статус «дети-инвалиды», ранее обучавшиеся в ЦДО.
Согласно данным отчета о выполнении государственного задания за 2022 год, направленного в министерство 10.01.2023 № 01-20/30 за подписью ректора ГБОУ ИРО Краснодарского края ФИО1, и принятым учредителем (министерством), показателями, характеризующими содержание государственной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ», являются дети-инвалиды (разделы 6, 7 отчета).
Проверкой установлено, что согласно приказам ГБОУ ИРО Краснодарского края от 14.03.2022 № 173 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в организациях среднего профессионального образования, по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, во втором полугодии 2021-2022 учебного года», от 19.04.2022 № 260 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в организациях среднего профессионального образования, по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Стремление к истине: краткий курс истории», во втором полугодии 2021-2022 учебного года», от 28.09.2022 № 525 «Об организации обучения детей-инвалидов, инвалидов Центра дистанционного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в организациях среднего профессионального образования, зачисленных на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, в первом полугодии 2022-2023 учебного года», от 18.10.2022 № 567 «О внесении изменений в приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 28.09.2022 № 525...» утвержден контингент обучающихся на дому в общем количестве 32 человека, распределена учебная нагрузка в общем количестве 1020 человеко-часов, в том числе естественнонаучная направленность - 510 человеко-часов (услуга УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000), социально-педагогическая направленность (УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЖ35000) - 510 человеко-часов.
Из общего числа контингента, которому оказаны услуги УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЖ35000 (32 человека): 14 лиц старте 18 лет и, соответственно, в силу положений Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не относятся к категории лиц «ребенок, дети», согласно нормам Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не относятся к категории «ребенок-инвалид».
На оказание услуг по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам лицам, старше 18 лет, учреждением в лице ректора ФИО1 заключены контракты об оказании преподавательских услуг для нужд государственного бюджетного учреждения Краснодарского края от 14.03.2022, 20.04.2022, 30.09.2022, 17.10.2022.
Контрактами на оказание преподавательских услуг, заключенными в целях оказания услуг с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЖ35000, в том числе от 14.03.2022 № 54/22ЦДО, №55/22 ЦДО, от 20.04.2022 № 56/22 ЦДО, от 30.09.2022 № 91/22 ЦДО, № 92/22 ЦДО, от 17.10.2022 № 74/22 ЦДО, № 93/22 ЦДО предусмотрено оказание преподавательских услуг по реализации Программ, указанных в спецификации, а именно «учащимся Заказчика - физическим лицам из числа детей-инвалидов образовательных организаций Краснодарского края, зачисленных в установленном порядке в государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края для освоения Программы посредством дистанционных образовательных технологий» (разделы контракта «Основные понятия», «Предмет контракта»).
Таким образом, условиями заключенных контрактов предусмотрено оказание преподавательских услуг учащимся ЦДО из числа детей-инвалидов.
В рамках заключенных контрактов оказаны услуги в количестве 425 человеко-часов, расходы учреждения на оказание привлеченными специалистами преподавательских услуг лицам, старше 18 лет, осуществлены за счет средств, выделенных по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей», составили 112 679,64 рублей.
Оплата услуг по заключенным контрактам, а также уплата страховых взносов, произведена по платежным поручениям от 05.07.2022, 26.12.2022.
Таким образом, департамент пришел к обоснованному выводу, что в нарушение требований пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, целей предоставления субсидий, установленных пунктом 2.11 ГП «Развитие образования», выделенных по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей», учреждением в 2022 году допущено направление средств бюджета Краснодарского края, и оплата денежных обязательств по реализации дополнительных общеразвивающих программ лицам, старше 18 лет, не являющимся пользователями услуг в рамках государственного задания, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет бюджета Краснодарского края, на общую сумму 112 679,64 рублей, что не соответствует целям государственного задания по государственным услугам УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЖ35000, и в силу положений статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на отсутствие события административного правонарушения, поскольку 19.06.2023 (то есть после завершения контрольного мероприятия в отношении учреждения) внесены изменения в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 22.07.2021 № 2378, в соответствии с которыми Министерство «уполномочивает учреждение осуществлять реализацию дополнительных общеразвивающих образовательных программ не только для детей-инвалидов, но и для лиц, которые не соответствуют критерию «дети»»; учреждением внесены изменения в локальные нормативные акты; все изменения в нормативные акты имеют обратную силу.
Вместе с тем, суд исходит из того, что вышеуказанное полномочие, предоставленное Министерством Учреждению, не влияет на правила формирования государственного задания, установленные абзацем первым и вторым пункта 3 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 2 Порядка № 1081, поскольку государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного учреждения; сведений о внесении изменений в Устав Учреждения в части пунктов 2.1.16 и 2.2.7 не имеется; в части реализации дополнительных общеразвивающих программ, как одного из основных видов деятельности, уставом учреждения определена категория потребителей указанной услуги: «дети-инвалиды» (пункты 2.1.16, 2.2.7 Устава).
При этом субсидия на оказание вышеуказанных услуг учреждению выделена в рамках пункта 2.11 ГП «Развитие образования» по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей».
В целях оказания государственных услуг, указанных в оспариваемом постановлении, учреждением заключены контракты об оказании преподавательских услуг, которыми предусмотрено оказание преподавательских услуг по реализации программ физическим лицам из числа детей-инвалидов.
В обоснование своих доводов учреждение также указывает на отсутствие нормативно установленного основания для отчисления из систем дистанционного образования лиц по достижении ими 18-летнего возраста.
Вместе с тем, указанные доводы заявителя основаны на нормах действующего законодательства, регламентирующего предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам.
В свою очередь, проверкой установлено нецелевое использование средств бюджета Краснодарского края, выделенных на оказание государственных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ в рамках дополнительного образования, которое в силу требований части 2 и части 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является самостоятельным видом образования и не относится к общему образованию.
При этом согласно Уставу Учреждение не реализует основные общеобразовательные программы. Уставом определено, что учреждение призвано в том числе способствовать обучению детей-инвалидов, обучающихся па дому инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий но программам дополнительного образования (пункт 2.1.16 Устава) и в установленном законодательством порядке осуществляет дополнительное образование детей-инвалидов с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (пункт 2.2.7 Устава).
Кроме того, государственным заданием на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы, государственным заданием на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годы, государственным заданием на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годы не предусмотрено оказание учреждением государственных услуг по предоставлению общего образования.
Судом также отклоняются доводы учреждения об отсутствии правового основания для исключения лиц, получающих образование, из программы после достижения ими 18-летнего возраста, как заявленные без учета существа и содержания оспариваемого постановления и вмененного правонарушения, в котором отсутствует вывод административного органа о том, что после достижения совершеннолетия лица подлежат исключению из программ по обучению; объективная сторона правонарушения заключается в том, что указанные услуги не могут оказываться за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета Краснодарского края в целях финансового обеспечения государственного задания на оказание услуг с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000 и с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АБ27000, поскольку потребителями указанных услуг являются дети.
Довод учреждения о том, что категория потребителей указанных услуг не определена, а государственное задание учреждению утверждает министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, подлежит отклонению судом, поскольку материалами дела подтверждается, что субсидия на оказание вышеуказанных услуг учреждению выделена в рамках пункта 2.11 ГП «Развитие образования» по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей».
Таким образом, вышеуказанные доводы учреждения не опровергают выводы департамента, указанные в оспариваемом постановлении относительно установленного нарушения, связанного с нецелевым расходованием средств бюджета Краснодарского края в общей сумме 370 116, 34 рублей вследствие реализации дополнительных общеразвивающих программ в рамках дополнительного образования лицам, старше 18 лет и не соответствующих категории потребителей «дети-инвалиды», установленной государственным заданием; доводы учреждения заявлены без учета цели предоставления субсидии, установленной пунктом 2.11 государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 № 939, которая сформулирована следующим образом: «Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по предоставлению дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей».
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Из материалов дела следует и судом установлено, что возможность для соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина учреждения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований бюджетного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
В материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех исчерпывающих и зависящих от него мер по соблюдению названных требований законодательства.
Следовательно, деяния заявителя противоречат требованиям действующего бюджетного законодательства Российской Федерации.
Требования указанных нормативных правовых актов заявителем нарушены; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при принятии оспариваемого постановления соблюден.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Общественная опасность правонарушения соизмеряется законодателем, в том числе видом и размером установленной за него санкции.
Пунктами 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом.
Административный орган при назначении административного наказания исходил из минимального размера санкции, предусмотренной ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено.
Оснований для применения размера санкции ниже размера, установленного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Суд, оценивая фактические обстоятельства совершения правонарушения, учитывая степень общественной опасности деяния, исходит из того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении департамента к исполнению своих публично-правовых обязанностей; иных выводов названные фактические обстоятельства, установленные судом, сделать не позволяют.
Основываясь на целях и принципах бюджетного законодательства, исходя из правового статуса учреждения, как участника бюджетных правоотношений, наделенного соответствующими правами и обязанностями, по делу не установлено и привлекаемым к ответственности лицом не приведено обстоятельств и доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По делу установлено, что совершенное правонарушение, привело к негативным последствиям для публично-правового образования, а именно средства краевого бюджета в значительной сумме 370 116,34 рублей использованы не по целевому назначению.
Таким образом, совершенное правонарушение посягает на особо охраняемую законом сферу публичных отношений, и привело к материальным последствиям для бюджета публично-правового образования, выражается нецелевом расходовании бюджетных средств, что соответствующим образом влияет на квалификацию характера правонарушения, в том числе при избрании вида и конкретной меры административного наказания.
Кроме того, ненадлежащее соблюдение бюджетного законодательства нарушает правовые и экономические основы комплексного рационального использования бюджетных средств, нарушение которого представляет угрозу бюджетным отношениям.
Совершенное правонарушение в данном случае посягает на установленный публично-правовой порядок бюджетного финансирования, а охранительные нормы статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защищают интересы государства, в связи с чем, данное правонарушение никак не может быть признано малозначительным.
Кроме того, санкция статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности свидетельствуют, что рассматриваемое правонарушение представляет повышенную общественную опасность, так как законодателем установлена строгая ответственность за совершение этого правонарушения и значительный срок давности привлечения к административной ответственности.
Предусматривая такую норму ответственности, федеральный законодатель, исходил из необходимости совершенствования системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами, а также ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Поддержка высокого уровня бюджетной дисциплины должна осуществляться, в том числе, посредствам усиления административных наказаний за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, создавая у субъектов таких правоотношений стойкое убеждение в необходимости неукоснительного соблюдения бюджетных законоположений.
Как указывает Конституционный Суд РФ, следует иметь в виду, что возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона (постановление Конституционного суда РФ в постановлении от 25.02.2014 № 4-П).
Это тем более относится к административному правонарушению, предусмотренному статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку исполнение и соблюдение норм бюджетного законодательства, обеспечение целевого использования бюджетных средств носит обязательный характер, для всех участников бюджетного процесса.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ориентирован исключительно на правоприменительную оценку самого правонарушения и не предназначен для целей учета имущественного и финансового положения лиц или иных смягчающих административную ответственность обстоятельств, а потому не может быть отнесен к средствам, которые позволяли бы при определении меры административной ответственности скорректировать последствия законодательного установления значительных минимальных размеров административных штрафов и тем самым избежать непропорционального ограничения имущественных прав лиц, допустивших правонарушение.
В противном случае неприменение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
Кроме того, широкая реализация возможности отказа от применения мер административной ответственности за правонарушения в бюджетной сфере, со ссылкой на малозначительность совершенного деяния могла бы способствовать размыванию правового режима законности в правоотношениях, направленных на обеспечение целевого характера, эффективности, результативности использования финансовых ресурсов.
С учётом того, что применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ делается судом с учётом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
При совокупности указанных обстоятельств, суд исходит из того, что совершенное администрацией правонарушение малозначительным не является; возможность применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлена; документальных доказательств, однозначно и безусловно свидетельствующих о малозначительности правонарушения, заявителем не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Административным органом доказаны суду законность и обоснованность оспариваемого заявителем постановления о привлечении к административной ответственности, заинтересованным лицом верно квалифицированы действия заявителя по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, рассматриваемое постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также их устранения.
При указанных обстоятельствах судом не принимаются доводы заявителя, как не исключающие законности и обоснованности постановления в оспариваемой части; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.
При рассмотрении требований общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении, суд исходит из следующего.
Как указано в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ № 2 от 27.01.2003 в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума ВАС РФ.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производств по делам об административных правонарушениях не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, суд приходит к выводу о том, что производство по делу в части указанного требования общества в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 23-019/ЮЛ/6 от 29.06.2023 – отказать.
В части заявленных требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении - производство по делу прекратить.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, суд составляет мотивированное решение.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Л.О. Федькин