АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-36469/2019
07.10.2019
Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2019
Полный текст решения изготовлен 07.10.2019
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации муниципального образования Тбилисский район, ст. Тбилисская
к Краснодарскому УФАС России, г. Краснодар,
при третьем лице:
ООО «Модуль», г. Ставрополь,
о признании, обязании,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности
от третьего лица: ФИО3, представитель по доверенности, ФИО4, руководитель
установил:
Администрации муниципального образования Тбилисский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России, в котором просит:
- признать незаконным и отменить Решение от 8 июля 2019 года № РНП-23-356/2019 по делу № 023/06/95-454/2019 о проведении внеплановой проверки по рассмотрению факта уклонения участника закупки от исполнения контракта;
- отменить Решение от 8 июля 2019 года № РНП-23-356/2019 по делу № 023/06/95-454/2019 о проведении внеплановой проверки по рассмотрению факта уклонения участника закупки от исполнения контракта;
- включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО «Модуль».
Обоснование требований изложено в тексте заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, на удовлетворении требований настаивает, представил письменные пояснения на отзыв.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ходатайствует о приобщении к материалам дела отзыва и документов.
Представитель третьего лица в судебном заседании против удовлетворения требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, представил в материалы дела отзыв на заявление и прилагаемые к нему документы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 минут, после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны и третье лицо, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации МО Тбилисский район о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Модуль» по результатам проведения электронного аукциона: «Блочно-модульная котельная МБОУ СОШ №12, расположенная по адресу: Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Алексее-Тенгинская, ул. Школьная, 5/2» (извещение: №0818300021918000132).
Согласно протоколу подведения итогов на участие в электронном аукционе от 11.09.2018, заявка ООО «Модуль» признана соответствующей Закону о контрактной системе, документации электронного аукциона.
25 сентября 2018 года между администрацией МО Тбилисский район и ООО «Модуль» заключен контракт №0818300021918000132-0041627-02 на сумму 3 195 546 руб.
Согласно п. 1.1-1.3 контракта, «Подрядчик» обязуется в установленные Контрактом сроки в соответствии с проектно-сметной документацией выполнить работы по строительству объекта: «Блочно-модульная котельная МБОУ СОШ № 12, расположенная по адресу: Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Алексее-Тенгинская, ул. Школьная, 5/2» (далее - Объект), обеспечивающие ввод и нормальную эксплуатацию, а «Заказчик» обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Обязанности Подрядчика установлены в главе 6 контракта от 25.09.2018.
Как указывает заявитель, подрядчик не исполнил в установленные сроки обязательства по контракту надлежащим образом.
Пунктом 19.1 контракта установлено что, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
14 мая 2019 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком в антимонопольный орган также представлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в отношении ООО «Модуль».
По результатам рассмотрения указанных сведений, с учётом положений ст. 104 Закона о контрактной системе, антимонопольным органом принято решение, оспариваемое заявителем, от 08.07.2019 № РНП-23-356/2019, согласно которому сведения, представленные Администрацией МО Тбилисский район в отношении ООО «Модуль», не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Заявитель, оспаривая указанное решение антимонопольного органа, и указывая на наличие оснований для признания его недействительным, обратился в суд с указанным заявлением.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовал материалы дела, выслушав представителя антимонопольного органа, участвующих в деле, приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Исследовав материалы дела, суд установил, что процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемого решения и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями к признанию его незаконным, допущено не было; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.
Суд также исходит и из того, что соблюдение процессуальных требований при принятии оспариваемого решения также не оспаривается и заявителем; подобных доводов заявление, поступившее в суд, позиция заявителя по существу заявленных требований, озвученная им в ходе заседаний, не содержат.
В соответствии с ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системы контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, а также при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России по факту расторжения контракта в одностороннем порядке обязана рассмотреть процедуру расторжения контракта.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков регламентируется Законом о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»(вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
По смыслу ст. 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках государственного контракта обязательств.
При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Пунктом 11 Правилведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в п. 11 настоящих Правил, выносится решение (п. 12).
Следовательно, размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Аналогичное требование содержится в ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, согласно которому в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 сентября 2018 года между администрацией МО Тбилисский район и ООО «Модуль» заключен контракт №0818300021918000132-0041627-02 на сумму 3 195 546 руб.
14.05.2019 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из материалов дела следует, судом установлено, что Заказчиком соблюден порядок размещения в ЕИС информации о расторжении контракта; доказательств, свидетельствующих об ином, обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; доводов о наличии нарушений при размещении в ЕИС информации о расторжении контракта лица, участвующие в деле, не приводили и на них не ссылались в ходе заседаний.
Вместе с тем, при рассмотрении заявленных требований суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно п. 1.1-1.3 контракта, «Подрядчик» обязуется в установленные Контрактом сроки в соответствии с проектно-сметной документацией выполнить работы по строительству объекта: «Блочно-модульная котельная МБОУ СОШ № 12, расположенная по адресу: Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Алексее-Тенгинская, ул. Школьная, 5/2» (далее - Объект), обеспечивающие ввод и нормальную эксплуатацию, а «Заказчик» обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Обязанности Подрядчика установлены в главе 6 контракта от 25.09.2018
Согласно материалам, представленным Заказчиком в антимонопольный орган, ООО «Модуль» несвоевременно и не в полном объеме выполнило свои обязанности по договору.
Пунктом 19.1 контракта установлено что, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом в соответствии с п. 18.1 контракта, контракт вступает в силу с даты заключения и действует до полного исполнения обязательств Сторонами, но не позднее «31» декабря 2018 года. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Таким образом, в рассматриваемом контракте сторонами определен срок действия контракта - 31.12.2018; следовательно, после наступления указанной даты срок действия контракта истек.
Вместе с тем, решение об одностороннем отказеот исполнения контракта принято Заказчиком 14.05.2019.
Часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Совокупное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от заключенного контракта должно быть принято в течение срока действия контракта.
Судом установлено, что срок действия контракта истек 31.12.2018, поскольку данное положение согласовано сторонами в п. 18.1 контракта.
Таким образом, к моменту принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта, данный договор уже прекратил свое действие.
Возможность расторжения прекратившего действие контракта нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе не предусмотрена.
Названные выводы суда соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, сформированной в постановлении от 09.12.2015 по делу № А32-13305/2015.
Доводы заявителя, приведенные в заявлении и дополнениях (пояснениях) к нему, подлежат критической оценке судом, как не основанные на правильном толковании норм гражданского законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из материалов дела следует, что заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта после прекращения действия контракта; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
В рамках рассматриваемого дела судом дается правовая оценка законности решения антимонопольного органа на предмет его соответствия положениям Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, установленные судом, с учётом названных положений ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, судом делается вывод о правомерности выводов антимонопольного органа об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «Модуль» в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Антимонопольный орган представил суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность принятия антимонопольным органом оспариваемого решения.
Исходя из вышеизложенного, судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа, не опровергающие документально обстоятельств, послуживших основаниями для принятия указанного решения антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа от 08.07.2019 № РНП-23-356/2019 по делу № 023/06/95-454/2019 и о включении сведений об ООО «Модуль» в реестр недобросовестных поставщиков, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 120 Конституции Российской Федерации, статьями 27, 29, 123, 156, 167-171, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления решения в полном объёме) в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Р.А. Нигоев