ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-37167/10 от 28.09.2011 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г.Краснодар, ул.Красная,6

Именем Российской Федерации

Р  Е Ш Е  Н И Е

г. Краснодар                                                                                    Дело № А32-37167/10

«11» октября  2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена  28  сентября 2011 г.

                                               Полный текст решения изготовлен 11 октября 2011 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи    Гонзус И.П. 

судей  Бутченко Ю.В., Лесных А.В.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи  Восканян М.А.

 рассмотрев в судебном заседании  заявление  

Открытого акционерного общества «ЖКХ Тбилисского района», ст. Тбилисская (наименование заявителя)

к  Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, ст. Тбилисская  (наименование ответчика)

о   признании   полностью   недействующим   с   момента   опубликования   нормативного

правового акта органа местного самоуправления от 28.07.10 № 155

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен,

от ответчика:  ФИО1- руководителя, ФИО2- представителя,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «ЖКХ Тбилисского района» (далее общество, ОАО «ЖКХ Тбилисского района, заявитель)  обратилось с заявлением к Совету Тбилисского сельского поселения Тбилисского района (далее Совет, ответчик)   о признании полностью недействующим с момента опубликования нормативного правового акта органа местного самоуправления от 28.07.2010 года № 155 «Об отмене решения Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 16.04.10 № 121 «Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района»  как не соответствующим  нормативным актам, имеющим большую юридическую силу пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации , пункту 27 постановления Правительства РФ от 23.05.06 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», пунктам 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, пунктам 20, 34, 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354,  подпункту «ж» пункта 11 постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.06 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», а также нарушающим права и законные интересы ОАО «ЖКХ Тбилисского района», создающим препятствия финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Заявитель   не явился, уведомлен надлежащим образом.  В заявлении и пояснениях  указал, что  отмена тарифа на  полив  противоречит указанным в заявлении нормам права  и нарушает права общества.  В отношении доводов  протеста прокуратуры Тбилисского района  указал, что отдельная лицензия на  добычу воды для полива не выдается. Общество имеет лицензию на добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.  Общество просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик требований не признает,  указал, что  норматив на полив огородов  вводился достаточно долго, так как имелись жалобы как со стороны общества, так и со стороны населения. Совет отменил норматив  на основании доводов, указанных прокуратурой в протесте. Вместе с тем  Советом предпринимаются меры по компенсации  обществу  потерь, а также разработана и осуществляется программа по установке  счетчиков воды.

Суд  считает, что требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Суд установил, что  Советом принято решение от 16.04.10 № 121 «Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района».

17 июня 2010 года в адрес администрации Тбилисского сельского поселения Тбилисского района направлен протест прокуратуры Тбилисского района на решение от 16.04.10 № 121 «Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района с указанием на противоречие федеральному законодательству, а именно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг), определяющему понятие услуги «холодное водоснабжение», подпункту «б» пункта 91 Правил предоставления коммунальных услуг, запрещающему подсоединение к водоразборным колонкам труб, шлангов и иных устройств. Также в протесте указано на то, что лицензия общества не предусматривает возможность использования питьевой воды для полива  приусадебных участков граждан-потребителей услуги  холодное водоснабжение.

На 16  сессии Совета депутатов Тбилисского сельского поселения Тбилисского района решением Совета от 28.07.10  № 155, протест прокуратуры Тбилисского района удовлетворен, решение Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 16 апреля 2010 года № 121 «Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района» отменено.

Не согласившись с принятым решением и  полагая, что  норматив на полив предусмотрен нормативными актами имеющими большую юридическую силу  общество обратилось в суд.

При принятии решения суд исходит из следующего.

По мнению заявителя,  оспариваемый акт противоречит:

-  пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которого  оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии;

 -  подпункту «ж» пункта 11 Постановления   Правительства   РФ   № 491 от 13 августа 2006 г. "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым предусмотрено, что содержание общего имущества в многоквартирном доме  включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания,    эксплуатации   и   благоустройства   этого   многоквартирного   дома   объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

- части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона);

- пункту 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, которым предусмотрено, что в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета холодной и горячей воды на 1 потребителя,    необходимого    для    удовлетворения    его    физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома;

  - пунктам 3, 6 Правил предоставления коммунальных услуг, при этом пункт 3 Правил устанавливает понятия, применяемые  в указанном документе,  а пункт 6  определяет состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг:

 холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Между тем ни одна их приведенных  норм права  не предусматривает необходимости установления отдельного норматива на полив огородов.         

 Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, предусматривает  отнесение к коммунальным  услугам  «Содержание и  уход за зелеными насаждениями придомовых территорий». Между тем  в данном случае речь идет о жилищной услуге  при предоставлении нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого  помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Суд считает, что  с учетом местных условий органы местного самоуправления вправе  устанавливать  норматив на холодное водоснабжение для лиц, не имеющих приборы учета с учетом   обслуживания земельного участка, на котором находятся жилые строения.  Однако  проверка   данного норматива в предмет спора не входит.

Полив участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства,  должен осуществляться технической водой, что подтверждается приведенной заявителем ссылкой  на Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.09.02 № 575.

Данное обстоятельство послужило  одной их причин  принятия оспариваемого решения. Учитывая недостаточное количество поставляемой  питьевой воды Совет принял во внимание доводы  органа прокуратуры  о незаконности использования питьевой воды для полива огородов.

При этом органы местного самоуправления  выделили в 2010 г. и 2011 году заявителю субсидии на погашение  кредиторской задолженности по оплате за потребленную электроэнергию, что свидетельствует о том, что   имущественные права общества  принятым постановлением не ущемлены.

При таких обстоятельствах  оспариваемое решение не противоречит  пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 27 постановления Правительства РФ от 23.05.06 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», пунктам 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, подпункту «ж» пункта 11 постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.06 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Что касается  проверки оспариваемого акта на соответствие пунктам 20, 34, 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354, то   указанные Правила вступят в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

Поскольку на данный момент такие изменения официально не изданы, то Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в силу не вступили.

В связи с изложенным противоречия оспариваемого акта пунктам 20, 34, 41 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не усматривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

            Установив, что  оспариваемый нормативный  правовой акт не противоречит   указанным заявителем нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого  решения недействующим.

Судебные расходы по правилам статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации  относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 29, 64, 65, 104, 110,  162,  167-170,  176,  195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать решение Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 28.07.2010 года № 155 «Об отмене решения Совета Тбилисского сельского поселения Тбилисского района от 16.04.10 № 121 «Об утверждении норматива и порядка расходования воды на полив приусадебных участков, расположенных на территории Тбилисского сельского поселения Тбилисского района» соответствующим пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 27 постановления Правительства РФ от 23.05.06 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», пунктам 3 и 6 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, пунктам 20, 34, 41 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354, подпункту «ж» пункта 11 постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.06 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий, судья                                          И.П. Гонзус

СудьиЮ.В.Бутченко

А.В.Лесных