АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32
сайт: http://krasnodar.arbitr.ru, e-mail: info@krasnodar.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-3746/2022
Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2022
Полный текст решения изготовлен 30.06.2022
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Карпенко Т.Ю.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паскаловым П.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП ФИО1, г. Арсеньев (ИНН <***>) к Южному таможенному управлению (ИНН <***>), Новороссийской таможне (ИНН <***>) о признании незаконным решения Южного таможенного управления от 26.10.2021 № 13.2- 13190, действий Новороссийской таможни выразившиеся в затягивании и нарушении процедур таможенного контроля по ДТ № 10317120/220121/0006843,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – по доверенности;
от Новороссийской таможни: ФИО3 – по доверенности;
от Южного таможенного управления: ФИО4 – по доверенности;
У С Т А Н О В И Л:
ИП ФИО1, г. Арсеньев (далее – предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному таможенному управлению (далее – ЮТУ), Новороссийской таможне о признании незаконным решения Южного таможенного управления от 26.10.2021 № 13.2-13190, действий Новороссийской таможни выразившиеся в затягивании и нарушении процедур таможенного контроля по ДТ № 10317120/220121/0006843.
Суд считает необходимым отметить, что подавая настоящее заявление в суд, заявителем были указаны требования о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет средств казны Российской Федерации в пользу ИП ФИО1 (<***>) убытки в сумме 359 156,07 рублей являющиеся расходами на оплату: хранения контейнеров за период с 07.02.2021 г. по 31.05.2021 г., взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет средств казны Российской Федерации в пользу ИП ФИО1 (<***>) упущенную выгоду в размере 2 347 814,93 рублей.
Определением 28.01.2022 суд оставил заявление предпринимателя без движения, предложив заявителю: оплатить государственную пошлину, в том числе по требованию о взыскании убытков, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Федеральную таможенную службу.
Ходатайством от 01.03.2022 заявитель приобщил к материалам дела платежное поручение об уплате государственной пошлины за требование неимущественного характера в размере 3 000 рублей, а также просил в связи с устранением допущенных недостатков считать заявление ИП ФИО1 г. Арсеньев к Южному таможенному управлению, Новороссийской таможне о признании незаконным решения Южного таможенного управления от 26.10.2021 № 13.2-13190, действий Новороссийской таможни выразившиеся в затягивании и нарушении процедур таможенного контроля по ДТ № 10317120/220121/0006843 поданным в день первоначального представления в суд и принять его к рассмотрению. Заявитель пояснил, что требования о взыскании убытков были ошибочно указаны в исковом заявлении.
Определением от 17.03.2022 суд признал, что заявитель устранил обстоятельства послужившие основанием для оставления без движения, принял заявление к производству в уточненной редакции, а именно: о признании незаконным решения Южного таможенного управления от 26.10.2021 № 13.2-13190, действий Новороссийской таможни выразившиеся в затягивании и нарушении процедур таможенного контроля по ДТ № 10317120/220121/0006843.
Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал.
Представители заинтересованных лиц в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
В судебном заседании объявлен перерыв до 02.06.2022 до 09 час. 10 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заявителем подано ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления. Суд рассмотрев данное ходатайство, изучив доводы заявителя положенные в его основу, находит причины пропуска срока уважительными и обоснованным.
В связи с чем, ходатайство заявителя о восстановлении срока на подачу заявления подлежит удовлетворению.
Дело рассматривается по правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ИПФИО1 во исполнение внешнеторгового контракта от 10.10.2020 № 25/1 (далее - Контракт), заключенного с компанией «NAVISINTERNATIONALLLC» (США), задекларированы на Новороссийском таможенном посту (ЦЭД) Новороссийской таможни в ДТ № 10317120/220121/0006843 и помещены под таможенную процедуру экспорта:
товар № 1: «пиломатериалы, доска необрезная, распиленная вдоль, не строганная, не шлифованная, толщиной более 6 мм из тополя, не обтесанная, не обработанная консервантами, без обработки, влажность 10-13 %, порода древесины тополь (лат. POPULUSSP), 95 шт, вес «брутто»/«нетто» - 5 368 кг, объем пиломатериалов - 13,69 мЗ, код товара - 4407 97 900 9 единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС)»;
товар № 2: «пиломатериалы, доска необрезаная, распиленная вдоль, из вяза (лат. ULMUSPARVIFOLIA), 151 шт, вес «брутто»/«нетто» - 3 268 кг, объем пиломатериалов - 5,89 мЗ, код товара - 4407 99 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС;
товар № 3: «пиломатериалы, доска необрезаная, распиленная вдоль, из акации розовой (лат. ROBINIAVISCOSA), 5 шт, вес «брутто»/«нетто» - 114 кг, объем пиломатериалов - 0,17 мЗ, код товара - 4407 99 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС;
товар № 4: «пиломатериалы, доска необрезаная, распиленная вдоль, из акации белой (лат. ROBINIAPSEUDOACACIA), 2 шт, вес «брутто»/«нетто» -20 кг, объем пиломатериалов - 0,03 мЗ, код товара - 4407 99 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС» (далее - товар).
ДТ № 10317120/220121/0006843 зарегистрирована Новороссийским таможенным постом (ЦЭД) Новороссийской таможни 22.01.2021 в 10:20.
22.01.2021 в 12:02 таможенным органом декларанту направлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ. В ответ на указанный запрос декларантом 22.01.2021 в 12:08 предоставлены запрашиваемые документы.
Выпуск товаров задекларированных в ДТ № 10317120/220121/0006843, осуществлен Новороссийским таможенным постом (ЦЭД) Новороссийской таможни 23.01.2021 в 11:06 в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таможенным органом с использованием системы управления рисками выявлены риски, указывающие на возможное заявление недостоверных сведений о вывозимых товарах. Согласно поручению на погрузку от 27.01.2021 № 061845 погрузка товаров запрещена.
27.01.2021 таможенным постом принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров, задекларированных в рассматриваемой ДТ (поручение на таможенный досмотр от 27.01.2021 № 10317110/270121/000521 (далее - поручение на досмотр от 27.01.2021)).
По результатам таможенного досмотра указанного товара таможенным постом составлен акт таможенного досмотра от 05.02.2021 № 10317110/050221/000521 (далее - акт таможенного досмотра от 05.02.2021).
05.02.2021 таможенным постом в целях проверки достоверности сведений
о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС товаров принято решение
о назначении таможенной экспертизы от 05.02.2021
№ 10317110/050221/ПВ/500009; для проведения таможенной экспертизы отобраны пробы и (или) образцы заявленных товаров (акт отбора проб и (или) образцов товаров от 05.02.2021 № 10317110/050221/500017 (далее - акт отбора проб и образцов)).
12.03.2021 в таможенный орган поступило заключение таможенного эксперта от 12.03.2021 № 12406001/0002764 (далее - заключение таможенного эксперта), в соответствии с которым экспертом выявлены несоответствия в заявленных сведениях о спорных товарах.
18.03.2021 Новороссийской таможней в соответствии с пунктом 7 статьи 310, статьей 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) начата проверка документов и сведений после выпуска товаров по вопросу правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Результаты указанной проверки отражены в Акте проверки документов и сведений после выпуска товаров от 14.04.2021 № 10317000/213/140421/А0222 (далее - акт проверки).
Новороссийской таможней в целях установления количественных характеристик частей товаров №№ 1, 2, задекларированных в ДТ № 10317120/220121/0006843, необходимых для определения таможенной стоимости заявленных товаров, расчета таможенных платежей принято решение о проведении досмотра указанных частей товаров (поручение на таможенный досмотр от 22.03.2021 № 10317000/210/220321/Р000061/001). По результатам таможенного досмотра указанных частей товара таможенным органом составлен акт таможенного досмотра от 29.03.2021 № 10317000/210/290321/А000061/001 (далее - акт таможенного досмотра от 29.03.2021).
Согласно сведениям, содержащимся в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов «АИСТ-М» (далее - АИС «АИСТ-М»), 23.03.2021 в таможенный орган в виде авторизованного сообщения поступило обращение декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10317120/220121/0006843, с приложением формы корректировки декларации на товары (далее - КДТ).
Таможенным органом по результатам рассмотрения указанного обращения на основании подпункта «в» пункта 18 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) от 10.12.2013 № 289 (далее - Порядок № 289), принято решение от 31.03.2021 об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в спорную ДТ.
06.04.2021 в Новороссийскую таможню поступило обращение от 02.04.2021 без номера, в котором заявитель просит разъяснить какие сведения, указанные в ДТ № 10317120/220121/0006843, подлежат корректировке, и какой документ принять за основной для внесения изменений в ДТ. Новороссийской таможней письмом от 16.04.2021 № 15-30/12572 дан ответ на указанное обращение.
На основании выводов, изложенных в акте проверки, а также принимая во внимание выводы таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы -регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону (далее - ЦЭКТУ), Новороссийской таможней 20.05.2021 приняты решения №№ РКТ-10317000-21/000109, РКТ-10317000-21 /000110, РКТ-10317000-21/000111, РКТ-10317000-21/000112, РКТ-10317000-21/000113 о классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров, задекларированных в ДТ № 10317120/220121/0006843 (далее - решения о классификации товаров), в подсубпозиции 4403 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В целях реализации указанных решений Новороссийской таможней принято решение от 20.05.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10317120/220121/0006843, и в этот же день самостоятельно заполнена форма КДТ к рассматриваемой ДТ.
Согласно поручению на погрузку от 28.05.2021 № 061845 вывоз товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой разрешен.
Не согласившись с действиями таможенного поста, Новороссийской таможни по проведению таможенного контроля в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10317120/220121/0006843, заявитель обратился через ФТС России в ЮТУ с жалобой от 13.07.2021.
По результатам рассмотрения жалобы ЮТУ принято решение от 26.10.2021 № 13.2-13/90 о признании действий Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни, действий Новороссийской таможни по проведению таможенного контроля в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10317120/220121/0006843, правомерными, в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решениями таможенных органов, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Принимая решение, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный контроль - это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов Союза о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
На основании пунктов 2, 8 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации и до фактического пересечения таможенной границы Союза.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 310 ТК ЕАЭС, таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов Союза.
Из статьи 322 ТК ЕАЭС следует, что таможенный досмотр и проверка таможенных, иных документов и (или) сведений относятся к формам таможенного контроля.
Согласно части 1 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (часть 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Пунктом 8 статьи 328 ТК ЕАЭС установлено, что результаты проведения таможенного досмотра оформляются путем составления акта таможенного досмотра, форма которого определяется Комиссией.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» утверждена форма акта таможенного досмотра.
В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения: сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров; результаты таможенного досмотра; иные сведения, предусмотренные формой акта (пункт 9 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания (пункт 1 статьи 389 ТК ЕАЭС).
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 389 ТК ЕАЭС решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании.
Частью 1 статьи 393 ТК ЕЭС установлено, что для проведения таможенной экспертизы пробы и (или) образцы товаров отбираются должностными лицами таможенных органов.
Исходя из пункта 4 Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, утвержденного приказом ФТС России от 20.11.2014 № 2264 (далее - Порядок № 2264), отбор проб (образцов) товаров осуществляется на основании вынесенного должностным лицом таможенного органа решения о назначении таможенной экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 119 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 данной статьи, если в течение времени, указанного в пункте 1 статьи, таможенным органом в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Как следует из материалов дела, поданная декларантом в электронном виде ДТ № 10317120/220121/0006843 зарегистрирована таможенным органом 22.01.2021 в 10:20.
22.01.2021 в 12:02 таможенным постом у декларанта запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в рассматриваемой ДТ.
23.01.2021 в 11:06 таможенным органом в срок, установленный пунктом 3 статьи 119 ТК ЕАЭС, принято решение о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Ввиду принятия указанного решения основания для принятия решений о продлении срока выпуска товаров у таможенного органа отсутствовали. Учитывая данное обстоятельство, доводы заявителя относительно непринятия решений о продлении срока выпуска товаров со ссылками на статьи 119, 122 ТК ЕАЭС не могут быть приняты во внимание.
Исходя из пункта 1 статьи 92 ТК ЕАЭС, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 9 статьи 92 ТК ЕАЭС убытие товаров с таможенной территории Союза допускается с разрешения таможенного органа.
В силу пункта 26 Технологии совершения таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС этими судами, с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, утвержденной приказом ФТС России от 01.04.2019 № 541, по результатам проверки представленных в электронном виде документов и сведений должностное лицо таможенного органа, используя систему управления рисками, принимает следующие решения:
«Вывоз разрешен»;
«Вывоз запрещен в связи с__ » (с указанием причин запрета вывоза).
При декларировании спорных товаров выявлены обязательные к применению профили риска, мерами по минимизации которых явилось проведение таможенного досмотра и назначение таможенной экспертизы.
Ввиду обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о возможном заявлении недостоверных сведений о классификационном коде товаров, заявленных в рассматриваемой ДТ, таможенным органом принято решение о запрете вывоза спорных товаров.
Для проведения контроля достоверности заявленных сведений о количестве, наименовании и характеристиках вывозимых товаров применена форма таможенного контроля - таможенный досмотр (поручение на досмотр от 27.01.2021) с последующим направлением проб товаров для проведения таможенной экспертизы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 328 ТК ЕАЭС уполномоченному представителю декларанта, экспедитору ООО «Авекс» - А.В. Чеботарю (далее - представитель декларанта, ФИО5) 27.01.2021 вручено уведомление таможенного органа о назначении и проведении таможенного досмотра товаров, задекларированных в рассматриваемой ДТ.
Согласно акту таможенного досмотра таможенный досмотр начат 01.02.2021, завершен - 05.02.2021. Таможенный досмотр проведен в присутствии лица, обладающего полномочиями в отношении товаров - А.В. Чеботаря.
Акт таможенного досмотра составлен по утвержденной форме, содержит сведения, предусмотренные пунктом 8 статьи 328 ТК ЕАЭС.
05.02.2021 экземпляр акта таможенного досмотра в соответствии с пунктом 10 статьи 328 ТК ЕАЭС вручен под роспись А.В. Чеботарю. Замечания, возражения по порядку проведения таможенного досмотра у представителя декларанта отсутствовали.
Таким образом, суд приходит к выводу, что таможенный досмотр проведен в соответствии с требованиями, установленными правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
05.02.2021 таможенным постом в соответствии с пунктом 5 статьи 389 ТК ЕАЭС принято решение о назначении таможенной экспертизы от 05.02.2021 № 10317110/050221/ПВ/500009. На основании пункта 8 статьи 389 ТК ЕАЭС декларант уведомлен о принятии указанного решения (письмо Новороссийской таможни от 05.02.2021 № 35.3-20/0114.2).
Для проведения таможенной экспертизы 05.02.2021 с соблюдением установленного срока должностными лицами таможенного органа в присутствии представителя декларанта отобраны пробы и (или) образцы товаров, заявленных в ДТ № 10317120/220121/0006843. Акт отбора проб и образцов в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 393 ТК ЕАЭС вручен представителю декларанта.
В связи с чем, действия таможенного органа по назначению таможенной экспертизы, отбору проб и образцов совершены с соблюдением правил, установленных правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов и документов для проведения таможенной экспертизы, если иное не предусмотрено статьей 390 ТК ЕАЭС.
Пробы и образцы согласно отметке на письме от 09.02.2021 № 35-27/00504 получены должностным лицом ЦЭКТУ 12.02.2021.
Заключение таможенного эксперта датировано 12.03.2021, таможенная экспертиза завершена на 19 рабочий день со дня принятия таможенным экспертом материалов и документов для проведения таможенной экспертизы, то есть в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 390 ТК ЕАЭС. В связи с чем, довод заявителя о нарушении срока, установленного пунктом 1 статьи 390 ТК ЕАЭС, не находят своего подтверждения.
18.03.2021 Новороссийской таможней в соответствии с пунктом 7 статьи 310, статьей 326 ТК ЕАЭС начата проверка документов и сведений после выпуска товаров по вопросу правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, результаты которой отражены в акте проверки (направлен в адрес декларанта письмом от 16.04.2021 № 15-30/12478).
Принимая во внимание выводы эксперта, таможенным органом по результатам таможенного контроля установлен факт неверной классификации товаров, задекларированных по ДТ №10317120/220121/0006843, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В ходе проверки установлено, что части товаров №№ 1,2, заявленные по ДТ № 10317120/220121/0006843, должны классифицироваться в разных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем товарная партия должна быть разделена на шесть товаров.
Необходимые для корректировки сведения отсутствовали в акте таможенного досмотра от 05.02.2021.
Ввиду нахождения товаров под таможенным контролем в соответствии с пунктами 2, 8 статьи 14 ТК ЕАЭС, Новороссийской таможней в целях установления количественных характеристик частей товаров №№ 1, 2, задекларированных в ДТ № 10317120/220121/0006843, необходимых для определения таможенной стоимости заявленных товаров, расчета таможенных платежей обоснованно принято решение о проведении досмотра указанных товаров (поручение на таможенный досмотр от 22.03.2021 №10317000/210/220321/Р000061/001).
Суд установил, что согласно сведениям, содержащимся в АИС «АИСТ-М», 23.03.2021 в таможенный орган в виде авторизованного сообщения поступило обращение декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10317120/220121/0006843, с приложением КДТ.
Таможенным органом по результатам рассмотрения указанного обращения заявителя на основании подпункта «в» пункта 18 Порядка № 289, принято решение от 31.03.2021 об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в спорную ДТ. В качестве обоснования принятого решения таможенным органом указано: «в связи с проведением повторного досмотра, вносимые данным обращением сведения могут быть неактуальны».
Подпунктом «в» пункта 18 Порядка № 289 установлено, что таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в случае, если при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ, и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 Порядка № 289, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка № 289.
Согласно пункту 13 Порядка № 289 в обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений).
В соответствии с пунктом 16 Порядка № 289 рассмотрение таможенным органом обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 Порядка № 289, производится в соответствии с законодательством государства-члена Союза в установленный законодательством этого государства-члена Союза срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 данного порядка, в таможенном органе.
В связи с назначением 22.03.2021 таможенного досмотра товаров, установлением по его результатам иных сведений, чем представленные декларантом для внесения в ДТ, а также отсутствием обоснования необходимости внесения таких изменений (дополнений), ЮТУ в ходе рассмотрения жалобы пришло к выводу, что у таможенного органа имелись правовые основания для принятия решения от 31.03.2021 об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в спорную ДТ. Обращение декларанта от 23.03.2021 таможенным органом рассмотрено в срок, установленный пунктом 16 Порядка № 289.
По доводу заявителя о противоречии актов таможенного досмотра от 05.02.2021, акта от 29.03.2021, судом установлено следующее.
Таможенный досмотр вывозимых товаров проводился на основании поручения на досмотр от 27.01.2021, согласно которому установлены следующие характеристики досмотра:
цель таможенного досмотра - идентификация товаров;
объем таможенного досмотра - 100%;
степень таможенного досмотра - полное взвешивание, пересчет грузовых мест, со вскрытием всех грузовых мест, с выборочным пересчетом количества предметов в грузовых местах; с взятием проб и образцов.
Измерение объема партии товаров №№ 1, 2, заявленных в ДТ № 10317120/220121/0006843, выполнено таможенным постом на основании комплексного метода измерений.
Согласно пункту 6.3 раздела 6 Методики измерений «Объем пилопродукции. Методика измерений при проведении таможенных операций. Правила М 13-24-13» (далее - Правила М 13-24-13) комплексный метод применяется при большом размере партии обрезной или необрезной пилопродукции (более 1,00 мЗ) и неплотной укладке в штабеле или навалом единиц продукции различных размеров независимо от способа поставки, кроме поставки внутри трюмов водного транспорта.
Взвешивание и определение объема товаров производилось исходя из наименований товаров, сведения о которых были заявлены в графе 31 ДТ № 10317120/220121/0006843, путем измерения массы (взвешивание) всей партии пилопродукции и отдельно выборки единиц из этой партии. На момент начала и в ходе проведения таможенного досмотра информация о необходимости классификации товаров «пиломатериалы: доска необрезная, не строганная, не шлифованная, распиленная поперек ствола», в других классификационных кодах ТН ВЭД ЕАЭС отсутствовала.
По результатам проведения таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра от 05.02.2021, в котором в полном объеме осуществлено описание досматриваемого товара. К акту приложены протоколы выполнения измерений объема партии пилопродукции по Правилам М 13-24-13. Акт таможенного досмотра подписан представителем декларанта, которому вручен второй экземпляр акта.
Таким образом, учитывая, что необходимость проведения таможенного досмотра товаров, вывозимых по ДТ, выявлена с использованием системы управления рисками, ЮТУ в ходе рассмотрения жалобы пришло к выводу о том, что действия таможенного поста по проведению таможенного досмотра спорных товаров соответствуют требованиям права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
При проведении таможенного досмотра части вывозимых товаров №№ 1, 2 Новороссийской таможней применен поштучный метод измерения. Пунктом 6.1 раздела 6 Правил М 13-24-13 определено, что поштучный метод применяется при небольшом размере партии обрезной или необрезной продукции и неплотной укладке в штабеле единиц продукции различных размеров, при любых способах поставки, независимо от транспорта.
Измерение длины, ширины и толщины каждой единицы пилопродукции позволяет точно определить количественные характеристики досматриваемого товара.
По результатам проведения таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра от 29.03.2021, в котором в полном объеме осуществлено описание спорного товара. К акту приложены протоколы выполнения измерений объема партии пилопродукции по Правилам М 13-24-13. В протоколах выполнения измерений объема партии продукции поштучным методом зафиксированы результаты контроля, определены номинальные размеры длины, толщины, ширины; проведенные измерения соответствуют пунктам 11.1, 11.3, таблице 3 Правил М 13-24-13; акт таможенного досмотра от 29.03.2021 соответствует предусмотренной форме и требованиям статьи 328 ТК ЕАЭС.
Присутствовавший при проведении таможенных досмотров и взвешивании товара представитель декларанта возражений относительно порядка определения общего веса товара комплексным, поштучным методом не заявлял.
Таким образом, действия таможенных органов при проведении таможенного досмотра, являясь мерой анализа и проверки сведений о товаре, были достаточны и правильны для обеспечения соблюдения требований права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таможенные досмотры таможенного поста и Новороссийской таможни проведены в разные периоды времени, при разных погодных условиях (влажность и температура воздуха), а также были применены разные методы измерения пиломатериалов. Так как пиломатериал подвержен впитыванию влаги, количественные характеристики в разные периоды времени могут отличаться в большую или меньшую сторону. Данное обстоятельство обусловливает указание различного веса, объема заявленной пилопродукции в акте таможенного досмотра от 05.02.2021, акте таможенного досмотра от 29.03.2021. По факту отсутствия некоторых досок при проведении второго таможенного досмотра в акте таможенного досмотра от 29.03.2021 указано: «Доски под номерами: 27, 455, 541, 169, 491, 905 отсутствуют, со слов представителя декларанта -А.В. Чеботаря, данные доски были переданы в качестве образцов для проведения таможенной экспертизы».
Принимая во внимание вышеизложенное, довод заявителя относительно противоречий по количеству, весу, объему рассматриваемых товаров, количеству досок в актах таможенного досмотра от 05.02.2021, от 29.03.2021 не состоятелен.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, применении методик (методов) измерений регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102)).
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 102 установлено, что подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Методика «Объем пилопродукции. Методика измерения при проведении таможенных операций» (Правила М 13-24-13) одобрена ЦЭКТУ ФТС России, аттестована в соответствии с требованиями Федерального закона № 102-ФЗ и зарегистрирована в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Применение Правил М 13-24-13 при проведении таможенного контроля товаров не противоречит требованиям права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, не нарушает прав заявителя. Методики измерений применяются для определения объема пилопродукции. Результаты произведенных измерений отражены в табличной форме в актах таможенного досмотра от 05.02.2021, от 29.03.2021, составленных по утвержденной форме и в соответствии с требованиями статьи 328 ТК ЕАЭС.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя о неправомерном применении Правил М 13-24-13 при таможенном досмотре спорных товаров не может быть принят во внимание.
Относительно доводов заявителя о непринятии в период с 12.03.2021 до 21.05.2021 после получения заключения таможенного эксперта решения о классификации товаров, судом установлено следующее.
Решения о классификации товаров принимаются в соответствии с приказом ФТС России от 31.01.2019 № 156 «Об утверждении формы решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, формы решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, порядков их заполнения, а также порядков и сроков принятия указанных решений» (зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2019 № 54406, далее -Порядок № 156).
На основании пункта 2 Порядка № 156 решения о классификации товара принимаются начальником (заместителем начальника) таможенного органа или должностным лицом, уполномоченным начальником таможенного органа на осуществление контроля за правильностью классификации товаров до и после выпуска товаров, а также на принятие таких решений.
Согласно пункту 13 Порядка № 156 проверка правильности классификации товаров осуществляется при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС и статьей 225 Федерального закона о таможенном регулировании либо таможенной проверки в соответствии со статьями 331 - 333 ТК ЕАЭС и статьей 228 или 229 Федерального закона о таможенном регулировании.
Частью 6 статьи 225 Федерального закона о таможенном регулировании установлено, что срок проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля не может превышать шестьдесят календарных дней со дня начала проведения такой проверки, если иной срок не установлен правом Союза или законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начата 18.03.2021, завершена - 14.04.2021. Таким образом, таможенный контроль проведен Новороссийской таможней с соблюдением срока, установленного частью 6 статьи 225 Федерального закона о таможенном регулировании.
По результатам проверки Новороссийской таможней приняты решения о классификации товаров в подсубпозиции 4403 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (направлены в адрес заявителя письмом таможни от 21.05.2021 № 15-30/16359).
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона о таможенном регулировании решение о классификации товара является основанием для требования или решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации.
На основании части 9 статьи 15 Федерального закона о таможенном регулировании при принятии таможенным органом решения о классификации товаров или решения об изменении решения о классификации товаров такое решение доводится до сведения декларанта в сроки выпуска товаров, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС, одновременно с требованием о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, предусмотренным пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, или в сроки, установленные в соответствии с ТК ЕАЭС и Федеральным законом о таможенном регулировании для принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, одновременно с решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, предусмотренным пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС.
Исходя из пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 03.07.2014 № 1286 (далее - Инструкция № 1286), должностное лицо таможни в случае выявления после выпуска товаров необходимости внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, готовит докладную записку на имя начальника (заместителя начальника) таможни и при получении положительной резолюции формирует проект Решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - решение), и направляет его на согласование в структурные подразделения таможни, определенные приложением № 1 к Инструкции № 1286.
15.04.2021 должностными лицами Новороссийской таможни направлен для согласования с иными подразделениями проект решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ № 10317120/220121/0006843, подготовленный на основании проектов решений о классификации товаров.
Согласно пункту 25 Инструкции № 1286 при несогласовании проекта решения одним из структурных подразделений таможни на Листе согласования начальник (заместитель начальника) структурного подразделения вносит соответствующую запись и прикладывает обоснование несогласования решения о внесении изменений в ДТ.
26.04.2021 в ответственное структурное подразделение направлен лист согласования с записью о несогласовании проекта решения и обоснование причин несогласования указанного проекта.
28.04.2021 во исполнение пункта 17 Инструкции № 1286 проект решения повторно направлен в структурные подразделения для дальнейшего согласования проекта решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ.
Пунктом 24 Инструкции № 1286 установлено, что срок согласования проекта решения о внесении изменений в ДТ структурным подразделением таможни не должен превышать трех рабочих дней с даты получения на согласование проекта решения о внесении изменений в ДТ.
Согласно листу согласования к решению о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ № 10317120/220121/0006843, при согласовании проекта решения по указанной ДТ срок, установленный пунктом 24 Инструкции № 1286, структурными подразделениями таможни соблюден.
20.05.2021 Новороссийской таможней в соответствии с пунктом 25.1 Порядка № 289 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10317120/220121 /0006843.
Решения Новороссийской таможни о классификации товаров в соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона о таможенном регулировании доведены до сведения декларанта одновременно с решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Таким образом, принятие 20.05.2021 решений о классификации товаров не противоречит действующим положениям права Союза и законодательства Российской Федерации. Указанные решения явились основанием для принятия решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, и ввиду согласования проекта решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в установленном порядке и сроки, действия таможенного органа при принятии решений о классификации товаров ЮТУ в ходе рассмотрения жалобы оценила правомерными.
06.04.2021 в Новороссийскую таможню поступило обращение от 02.04.2021 без номера, в котором заявитель просит разъяснить какие сведения, указанные в ДТ, подлежат корректировке, и какой документ принять за основной для внесения изменений в ДТ.
В ответ на указанное обращение Новороссийской таможней в письме от 16.04.2021 № 15-30/12572 (согласно почтовому идентификатору указанное письмо получено декларантом 07.05.2021) даны разъяснения о том, что по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, и в иных случаях по ДТ, установлена необходимость внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ. В связи с данными обстоятельствами должностными лицами Новороссийской таможни проведен комплекс мероприятий по внесению изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, предусмотренный Порядком № 289.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 59) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, ответ Новороссийской таможни, формализованный в письме от 16.04.2021 № 15-30/12572, направлен с соблюдением порядка и срока, установленного частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59, содержит необходимую информацию на поставленные в обращении вопросы.
Ссылка заявителя на письмо Новороссийской таможни от 16.04.2021 № 15-30/12478 «О направлении акта проверки» не относится к рассмотрению Новороссийской таможней обращения декларанта от 02.04.2021 без номера.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что действия таможенных органов при проведении таможенных досмотров вывозимых товаров, при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, при рассмотрении обращений декларанта от 23.03.2021, 02.04.2021 совершены в сроки и порядке, установленными правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Доводы заявителя относительно того, что действия таможенных органов препятствовали декларанту внести изменения в ДТ, а также имели затяжной характер, судом отклоняются как не обоснованные.
Таким образом, решение Южного таможенного управления от 26.10.2021 № 13.2-13190 принятое по результатам рассмотрения жалобы предпринимателя на действия Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни, действия Новороссийской таможни по проведению таможенного контроля в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10317120/220121/0006843, является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель не доказал несоответствие оспариваемого им решения Южного таможенного управления и действий Новороссийской таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями прав и имущественных интересов юридического лица.
Таможенные органы документально подтвердили свою позицию.
На основании изложенного в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения Южного таможенного управления от 26.10.2021 № 13.2-13190 об отказе в признании действий Новороссийского юго-восточного поста Новороссийской таможни и действий Новороссийской таможни по проведению таможенного контроля в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10317120/220121/0006843 неправомерными, признании незаконными действия Новороссийской таможни выразившиеся в затягивании и нарушении процедур таможенного контроля по ДТ №10317120/220121/0006843, следует отказать.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 64-71, 167-170, 176, 198- 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.Ю. Карпенко