ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-3840/12 от 11.05.2012 АС Краснодарского края

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ 

г. Краснодар

07 июня 2012 года Дело № А-32-3840/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 июня 2012 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Судьи Д.М. Шкира

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железновой З.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Анапа Краснодарского края (ИНН 2301043523, ОГРН 1022300510022),

к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школе № 4 муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301036702, ОГРН 1022300521495, адрес: 353450, Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, ул. И.Голубца, 13 А),

о взыскании 64 181,59 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Новикова И.В. – доверенность от 06.04.2012 № 03-6169, Мороз Э.А. – доверенность от 10.01.2012 № 01,

от заинтересованного лица: Запорожец Л.И. – доверенность от 09.04.2012 № 210,

УСТАНОВИЛ  :

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Анапа Краснодарского края (далее – заявитель, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школе № 4 муниципального образования город-курорт Анапа (далее - учреждение) о взыскании задолженности в сумме 64 181,59 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 31 120 руб., на накопительную часть в сумме 8 640 руб., в ФФОМС в сумме
 3 124 руб., в ТФОМС в сумме 5 680 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 770,27 руб., на накопительную часть в сумме 1 064,06 руб., в ФФОМС в сумме 379,84 руб., в ТФОМС в сумме 690,62 руб., штрафы за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6 224 руб., на накопительную часть в сумме 1 728 руб., в ФФОМС в сумме 624 руб., в ТФОМС в сумме 1 136 руб.

Представители заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, поддержали доводы, изложенные в заявлении и письменном пояснении. Так указали, что учреждением не начислены страховые взносы на ежемесячную денежную компенсацию по книгоиздательской продукции в размере 100 рублей сотрудникам организации, на денежные выплаты молодым специалистам и тренерам-преподавателям, имеющим звания «Заслуженный тренер России» и т.п.

Представитель учреждения в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Так указал, что указанные компенсационные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.

Учреждение является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет деятельность на основании Устава учреждения.

Из материалов дела следует, что пенсионным фондом была проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года
 № 212-ФЗ, на основании решения заместителя начальника пенсионного фонда № 132-л
 от 21.06.2011.

По результатам проверки пенсионным фондом был составлен акт от 30.06.2011
 № 033/001/130-2011П, которым установлено, что учреждением нарушен пункт 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, определяющий, что объектом обложения страховыми взносами, признаются все выплаты, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых договоров, что влечет за собой ответственность в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Согласно своду начислений и удержаний за 2010 года не начислены страховые взносы на ежемесячную денежную компенсацию по книгоиздательской продукции в размере 100 рублей сотрудникам организации.

На основании расчетно-платежной ведомости за 2010 год, выписки из приказа
от 15.04.2010 № 94-к не начислены страховые взносы на денежные выплаты молодым специалистам и тренерам-преподавателям, имеющим звания «Заслуженный тренер России» и т.п.

В соответствии с Решением от 03.08.2011 № 29 учреждение привлечено к ответственности по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ - неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов, в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Решением пенсионного фонда от 19.12.2011 № 17.1/2011 решение от 03.08.2011
 № 29 было отменено в части доначисленных сумм страховых взносов, пени и штрафов на сумму расходов на приобретение книгоиздательской продукции.

В связи с частичной отменой вышеуказанного решения страхователю направлено уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
 от 12.01.2012 № 1: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 31 120 руб., на накопительную часть в сумме 8 640 руб., в ФФОМС в сумме 3 124 руб., в ТФОМС в сумме 5 680 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 770,27 руб., на накопительную часть в сумме 1 064,06 руб., в ФФОМС в сумме 379,84 руб., в ТФОМС в сумме 690,62 руб., штрафы за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6 224 руб., на накопительную часть в сумме 1 728 руб., в ФФОМС в сумме 624 руб., в ТФОМС в сумме 1 136 руб.

Указанное требование было направлено учреждению по почте.

Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» указанный федеральный закон вступил в силу с 1 января 2010 года.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В силу требований статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» общество является страхователем и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки.

В соответствии частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» взыскание страховых взносов в случае их неуплаты производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно положению части 1 статьи 3 названного федерального закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном названным Федеральным законом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Согалсно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона: все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

д) с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Законом Краснодарского края от 06.02.2008 № 1376-КЗ «О социальной поддержке отдельных категорий работников государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и образовательных учреждений дополнительного образования детей Краснодарского края отраслей «Образование» и «Физическая культура и спорт» (принят ЗС КК 30.01.2008) предусматривается оказание ежемесячной денежной выплаты в размере 4000 рублей - молодым специалистам в возрасте не старше 30 лет, имеющим законченное высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, занимающих штатные должности тренеров или тренеров-преподавателей; денежной выплаты в размере 5000 рублей - лицам, занимающим штатные должности тренеров или тренеров-преподавателей, имеющим почетные звания «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер РСФСР», «Заслуженный тренер СССР».

Однако, указанные выплаты не перечислены в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона
 № 212-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах, ненадлежащее исполнение учреждения обязанности по уплате сумм страховых взносов подтверждается материалами дела.

В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2000 № 55 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, распространяются требования части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а сами органы ПФ РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Судом установлено, что срок обращения в суд органом пенсионного фонда не пропущен.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ устанавливает четкую процедуру рассмотрения материалов проверки и соблюдения прав страхователей на участие в рассмотрении данных материалов и представления своих возражений, несоблюдение данной процедуры является основанием для признания решения о привлечении к ответственности недействительным.

Из материалов дела следует, что акт от 30.06.2011 № 033/001/130-2011П составлен в присутствии представителя учреждения – главного бухгалтера Запорожец Л.И.

Уведомлением от 30.06.2011 № 28 законный представитель учреждения был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки на 03.08.2011. Указанное уведомление получено представителем учреждения – главным бухгалтером
 Запорожец Л.И.

Рассмотрев акт от 30.06.2011 № 033/001/130-2011П, пенсионным фондом вынесено решение от 03.08.2011 № 29 в присутствии представителя учреждения – главного бухгалтера Запорожец Л.И.

С учётом изложенных обстоятельств, материалами дела подтверждается правомерность привлечения учреждения к ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Принимая во внимание то, что совершенным учреждением правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства, не причинен материальный вред, правонарушение не относится к категории злостных правонарушений, имеющих необратимый характер, суд полагает возможным снизить размер штрафа в соответствии со статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса РФ».

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ  :

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы № 4 муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301036702, ОГРН 1022300521495, адрес: 353450, Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, ул. И.Голубца, 13 А) задолженность по страховым взносам, пени и штраф в бюджет ПФР, ФФОМС, ТФОМС в размере
 54 565,91 руб. (пятьдесят четыре тысячи пятьсот шестьдесят пять рублей 91 копейка), в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 31 120 руб., на накопительную часть в сумме 8 640 руб., в ФФОМС в сумме 3 124 руб., в ТФОМС в сумме 5 680 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3 770,27 руб., пени на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 064,06 руб., пени в ФФОМС в сумме 379,84 руб., пени в ТФОМС в сумме 690,62 руб., штрафы за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 62,24 руб., на накопительную часть в сумме 17,28 руб., в ФФОМС в сумме 6,24 руб., в ТФОМС в сумме 11,36 руб..

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы № 4 муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301036702, ОГРН 1022300521495, адрес: 353450, Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, ул. И.Голубца, 13 А) в федеральный бюджет сумму государственной пошлины в сумме 2 183 (две тысячи сто восемьдесят три) рубля.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

СудьяД  .М  . Шкира