АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-38563/2021
06.04.2022
Резолютивная часть решения объявлена 06.04.2022
Полный текст решения изготовлен 06.04.2022
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне»
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об отмене
при участии:
от заявителя: не явились, уведомлены
от заинтересованного лица: не явились, уведомлены
установил:
ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, в котором просит:постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 05.08.2021 № 21-017/ЮЛ/16 отменить, производство по делу прекратить.
Основания требований подробно изложены в заявлении.
Лица, участвующие в деле не явились в судебное заседание.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как указано в заявлении, постановлением от 05.08.2021 департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ГКУ «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» признано виновным в административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 155,89 руб.
Объективной стороной вменяемого административного правонарушения административный орган определил факты списания ГСМ в 2021 году (02.03.2021, 25.03.2021, 29.04.2021, 04.06.2021) с нарушение порядка применения повышающих коэффициентов.
Заявитель считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку административным органом осуществляется подмена понятий «списание ГСМ» и «расходы на приобретение ГСМ», а допущенные учреждением нарушения при списании ГСМ выдаются за платежно-расчетную операцию.
Вместе с тем, по мнению заявителя, допущенные работниками учреждения ошибки при оформлении документов на списание ГСМ, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, так как согласно письму Минфина РФ от 27.02.2012 № 02-07-10/534 ошибки, допущенные неумышленно работниками учреждения, не могут квалифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Факт направления бюджетных средств на приобретения ГСМ с нарушением принципов адресности и целевого характера бюджетных средств, по мнению заявителя, материалами проверки не установлен, следовательно, в действиях учреждения отсутствует как субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, - умысел, так и событие самого правонарушения - направление средств краевого бюджета и оплата денежных обязательств не в соответствии с их целевым назначением.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
При вынесении решения суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Объектом правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ являются бюджетные отношения.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Субъектами правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ могут быть юридические лица - получатели бюджетных средств и их должностные лица.
Субъективная сторона правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ характеризуется исключительно умыслом.
Как следует из материалов дела, постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 05.08.2021 № 21-017/ЮЛ/16 государственное казенное учреждение Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 155,89 рублей.
Основанием для привлечения учреждения к административной ответственности послужил установленный факт нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 3117,74 рублей, допущенного в результате списания в 2021 году ГСМ при использовании транспортных средств ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер Н974М0123, ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер Н975М0123 в завышенном объеме (67,43 литров).
Судом установлено, что министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края расходными расписаниями от 25.12.2020 № 820/00048/001 и от №820/00048/002 учреждению на 2021 финансовый год доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 733 441,900 рублей и бюджетные ассигнования в сумме 3 000 000,0 рублей.
Приказом Учреждения от 30.12.2020 №387 «Об утверждении учетной политики для целей бюджетного учета» утверждена учетная политика для целей бюджетного учета на 2021 (далее - Учетная политика 2021).
Согласно пункту 3.3 раздела IV Учетной политики 2021 «Учет отдельных видов имущества и обязательств» в целях организации списания по бюджетному учету затрат горюче-смазочных материалов Учреждением применяются Методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 №АМ-23-р (далее - Распоряжение Минтранса №АМ-23-р), на основании которых установлены нормы расхода для каждого автомобиля и утверждены приказом директора Учреждения.
Ежегодно приказом руководителя утверждаются период применения зимней надбавки к нормам расхода ГСМ и ее величина.
ГСМ списывается на расходы по фактическому расходу на основании путевых листов, но не выше норм, установленных приказом руководителя Учреждения.
Нормы расходов ГСМ для автомобильной техники Учреждения установлены:
-на период с 1 декабря 2021 года по 28 февраля 2021 года приказом Учреждения от 16.11.2020 № 324 «Об установлении норм расхода горюче-смазочных материалов для автомобильной техники ГКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО»,
-на период с 1 марта 2021 года по 30 ноября 2021 года приказом Учреждения от 17.02.2021 № 53 «Об установлении норм расхода горюче-смазочных материалов для автомобильной техники ГКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО».
Согласно Распоряжению Минтранса №АМ-23-р при нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расходатоплив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Дополнительно Учреждением, в соответствии с пунктом 5 Распоряжения Минтранса №АМ-23-р к базовой норме расхода топлива применены следующие повышающие коэффициенты:
-10%, транспортное средство находится в эксплуатации более 8 лет или общий пробег составляет более 150 тыс. км пробега;
-5% транспортное средство находится в эксплуатации более 5 лет или общий пробег составляет более 100 тыс. км пробега;
-5%, при эксплуатации транспортного средства в зимний период;
-7%, при использовании кондиционера (климат-контроля);
- 15%, при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения от 250 тысяч до 1 млн. человек;
- 5%, при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения до 100 тысяч человек.
В ходе проверки правильности применения повышающих коэффициентов департаментом было установлено следующее.
ЛАДА 212140 гос. номер Н974М0123, ЛАДА 212140 гос. номер Н975М0123
Согласно инвентарным карточкам учета нефинансовых активов (ф.0504031) № 63691945, 63691946 и паспортам транспортного средства 63НС512758, 63НС512775, год изготовления транспортных средств ЛАДА 212140 гос. номер <***> и ЛАДА 212140 гос. номер Н975М0123 -2013 год, дата ввода в эксплуатацию - 03.09.2013.
С учетом года ввода в эксплуатацию указанных транспортных средств применение повышающего коэффициента 10% по сроку эксплуатации возможно только с 03.09.2021.
Согласно представленным путевым листам за 2021 год, общий пробег транспортного средства:
-ЛАДА 212140 гос. номер Н974М0123 (показания одометра) по состоянию на 30.04.2021 составил 143 289 км. (путевой лист № 33 30.04.2021),
-ЛАДА 212140 гос. номер Н975М0123 (показания одометра) по состоянию на 30.04.2021 составил 132 422 км. (путевой лист № 466 от 30.04.2021).
Информация по нормам списания ГСМ при эксплуатации транспортных средств ЛАДА 212140 гос. номер Н974М0123 и ЛАДА 212140 гос. номер Н975М0123 необходимым к применению в период с 1 января 2021 года по 30 апреля 2021 года отражена в таблице 2:
Базовая норма расхода бензина, л\ 100км | Повы шающ ий коэф-нт * | Эксплуатационная норма (л/ 100км) ** | ||||
по городу Красно дар | за горо дом | в н.п. до 100 тыс. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Предельно допустимая эксплуатационная норма расхода топлива, рассчитанная с учетом поправочных коэффициентов, установленных Распоряжением Минтранса №АМ-23-р, л/100км | 10.8 | 5%+5% (зимний период) | 13,5 | 11,9 | 12,4 | |
10.8 | 5% | 13,1 | 11,3 | 11,9 |
* - 10%, транспортное средство находится в эксплуатации более 8 лет или общий пробег составляет более 150 тыс. км пробега;
-5% транспортное средство находится в эксплуатации более 5 лет или общий пробег составляет более 100 тыс. км пробега;
-7%. при использовании использование кондиционера (климат-контроля);
** - в г. Краснодар - повышающая ставка 15% при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения от 250 тысяч до 1 млн. человек;
в населенном пункте до 100 т. ч. повышающая ставка- 5%, при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения до 100 тысяч человек.
Учреждением осуществлено списание горюче-смазочных материалов, на основании актов о списании материальных запасов, составленных комиссией по списанию материальных ценностей и основных средств, назначенной приказами Учреждения от 16.06.2020 № 156, от 21.04.2021 № 121 и утвержденных директором/временно исполняющего обязанности директора Учреждения:
-от 02.03.2021 № 122,
-от 25.03.2021 № 193,
-от 29.04.2021 № 197,
-от 04.06.2021 № 233,
Учреждением, на основании вышеуказанных актов о списании материальных запасов, осуществлено списание горюче-смазочных материалов, в том числе по транспортным средствам ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер Н974М0123, ЛАДА 212140 2013 года выпуска,гос. номер Н975М0123 за 2021 год в объемах, превышающих установленную норму.
Количество топлива, списанного в 2021 году сверх установленной нормы, а также стоимость неправомерно списанного топлива представлена в таблице 3:
Период | Подлежало списанию с учетом предельно допустимой эксплуатационной нормы, л. | Фактически списано, л. | Количество неправомерно списанного топлива, л. | Стоимость литра топлива, в соответствии с актами о списании мат. запасов, руб. | Общая стоимость неправомерно списанного бензина, руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
ЛАДА 212140 2013 года выпуска гос. номер Н974М0123 | ||||||
январь | 126,20 | 132,84 | 6,64 | 45,40 | 301,46 | |
февраль | 166,64 | 175,41 | 8,77 | 44,50 | 390,27 | |
март | 236,47 | 248,92 | 12,45 | 45,06 | 560,99 | |
апрель | 237,11 | 249,59 | 12,48 | 49,47 | 617,39 | |
ЛАДА 212140 2013 года | выпуска гос. номер Н975М0123 | |||||
январь | 68,72 | 72,34 | 3,62 | 45,40 | 164,35 | |
февраль | 175,00 | 184,21 | 9,21 | 44,50 | 409,85 | |
март | 138,00 | 145,26 | 7,26 | 45,06 | 327,14 | |
апрель | 133,02 | 140,02 | 7,00 | 49,47 | 346,29 | |
итог | 514,74 | 541,83 | 27,09 | 1247,63 | ||
Итого | 67,43 | 3117,74 | ||||
Учреждением не представлены документы, подтверждающие обоснованность и законность применения повышающего коэффициента в размере 10% в период с 1 января 2021 по 30.04.2021 года в отношении транспортных средств ЛАДА 212140 2013 года выпуска гос. номер Н974М0123 и ЛАДА 212140 2013 года выпуска гос. номер Н975М0123.
Таким образом, Учреждением, в нарушение пункта 3.3 раздела IV Учетной политики 2021 и норм, установленных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р в 2020 году произведено списание ГСМ при использовании транспортных средств ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер Н974М0123, ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер Н975М0123 в завышенном объеме (67,43 литров) на общую сумму 3 117,74 рублей.
Оценивая доводы заявителя, которые по своему существу сводятся к несогласию с выводами проведенного департаментом контрольного мероприятия в части выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, так как, по мнению заявителя, списание ГСМ не образует объективной стороны ст. 15.14 КоАП РФ, при этом в действиях юридического лица отсутствовал умысел на совершение противоправных действий, а работниками учреждения допущена техническая ошибка, которая не может рассматриваться как направленная на нецелевое использование бюджетных средств, суд исходит из следующего.
Указанные доводы Учреждения противоречат фактическим обстоятельствам дела, подтверждающимся письменными доказательствами по делу об административном правонарушении.
В материалах дела отсутствуют доказательства счетной ошибки и заявителем представлены не были.
Из собранных по делу материалов следует, что Учреждением не обеспечено целевое и эффективное использование средств краевого бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 № 3-АД09-3).
Вина учреждения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований бюджетного законодательства.
Из материалов дела следует, что возможность для соблюдения учреждением правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ имелась, но учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При производстве по делу об административном правонарушении процессуальные требования, установленные КоАП РФ, департаментом соблюдены.
Уведомление от 06.07.2021 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 21-017/ЮЛ/16 получено законным представителем лично 06.07.2021, о чем имеется соответствующая отметка в уведомлении.
Протокол об административном правонарушении от 15.07.2021 № 21-017/ЮЛ/16 составлен в присутствии представителя учреждения по доверенности от 15.07.2021 ФИО1 и получен им 15.07.2021, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе об административном правонарушении №21-017/ЮЛ/16.
Определение от 19.07.2021 о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и о вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу № 21-017/ЮЛ/16 направлено учреждению посредством почтовой связи по юридическому адресу 21.07.2021, а также на официальный адрес электронной почты 20.07.2021, определение от 28.07.2021 об удовлетворении ходатайства об отложении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и о вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу № 21-017/ЮЛ/16 вручено под расписку представителю учреждения по доверенности ФИО1 28.07.2021.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществлено в присутствии представителя учреждения по доверенности ФИО1
Копия постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 21-017/ЮЛ/16 от 05.08.2021 получена представителем учреждения по доверенности ФИО1 лично 09.08.2021, о чем имеется соответствующая отметка в материалах дела.
Отметка о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, а также положений статьи 51 Конституции РФ, имеется, в том числе, в протоколе и в уведомлении от 06.07.2021 о дате, месте и времени составления протокола, в определении от 19.07.2021 и от 28.07.2021.
Таким образом, нарушений КоАП РФ, относящихся к процессуальному порядку получения доказательств по делу и являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления об административном правонарушении судом не установлено.
Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого постановления административного органа.
При совокупности названных обстоятельств судом делается вывод о том, что в деяниях заявителя имелись события, правомерно и обоснованно квалифицированные административным органом. В силу изложенного, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления незаконным.
На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований в указанной части надлежит отказать.
Также обществом заявлено требование о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении заявителя.
Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003, в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и Федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, производство по указанному требованию в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 стати 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, производство по требованию о прекращении производства по возбужденному в отношении ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» делу об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ, надлежит прекратить.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Прекратить производство по требованию о прекращении производства по возбужденному в отношении ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» делу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ.
Ходатайство заявителя о приобщении удовлетворить.
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объёме) в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Р.А. Нигоев