Арбитражный суд Краснодарского края
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-3876/2016
город Краснодар 31 января 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2018
Решение в полном объеме изготовлено 31.01.2018
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бондаренко И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Земляковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РУС-СТАР», г. Новороссийск,
к Новороссийской таможне, г. Новороссийск,
о признании незаконными действий,
об обязании,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен,
от ответчика: ФИО1 – доверенность,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «РУС-СТАР» (далее по тексту – юридическое лицо, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Новороссийской таможни (далее по тексту – таможенный орган) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 339 099 рублей 63 копейки по декларации на товары; об обязании Новороссийской таможни возвратить ООО «РУС-СТАР» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 339 099 рублей 63 копейки; об обязании Новороссийской таможни выплатить пени за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 11 501 рубль 13 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-3876/2016 от 12.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2016, ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд удовлетворено, отказ таможни в возврате 339 099 рублей 63 копеек, изложенный в письме от 12.10.2015 № 13-13/32944, признан не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза. Суд обязал таможню возвратить обществу 339 099 рублей 63 копейки излишне уплаченных таможенных платежей. С таможни в пользу общества взыскано 9 571 рубль 51 копейка процентов за просрочку возврата указанной суммы и 5 тыс. рублей расходов по оплате государственной пошлины (с учетом уточнения заявленных требований).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по делу № А32-3876/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
В материалы дела при первичном рассмотрении дела от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований от 05.04.206г. Учитывая, что Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 решение арбитражного суда от 12.04.2016 отменено, иных ходатайств об уточнении заявленных требований в процессе рассмотрения дела от заявителя не поступало, суд рассматривает данное ходатайство в порядке ст.49 АПК РФ.
Согласно указанному ходатайству заявитель просит считать заявленными требованиями по делу: признание незаконным отказа Новороссийской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 339 099 рублей 63 копейки, изложенного в письме от 12.10.2015 г. № 13-13/32944; обязание Новороссийской таможни возвратить ООО «РУС-СТАР» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 339 099 рублей 63 копейки; взыскание с Новороссийской таможни процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 9 571 рубль 51 копейка. В остальной части заявлен отказ от заявленных требований.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Отказ от части требований судом рассмотрен и принят. В этой части производство по делу подлежит прекращению в соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В Определении от 18.11.2004 № 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
В качестве уважительности причин пропуска процессуального срока на обращение в суд с заявлением, юридическим лицом указано на обжалование отказа Новороссийской таможни, изложенного в письме от 12.10.2015 № 13-13/32944, в Южное таможенное управление.
Суд, руководствуясь Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», указывающим, что Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, дающее возможность заинтересованному лицу добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия, в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем названного срока, приходит к выводу о признании причин уважительными. В связи с чем, вышеуказанное ходатайство подлежит удовлетворено.
Дело рассматривается по правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Суд, заслушав доводы ответчика, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «РУС-СТАР» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, расположено по адресу: <...>, является участником внешнеторговой деятельности.
Во исполнение внешнеторгового контракта № BULUTLAR/2013 от 11.01.2013 г., заключенного ООО «РУС-СТАР» с компанией с «BULUTLAR GIDA МADDELERIPETROLURUN.NAK.SERACILIKTARIM URUN.YETISTIRICILIGI TIC.LTD.STI» (Турция), по ДТ № 10317090/090413/0005797 обществом были задекларированы товары №1 «томаты свежие, для употребления в пищу, класс-1, урожай 2013», №2 «томаты свежие на ветке, для употребления в пищу, сорт «kokteil», класс-1, урожай 2013 года» код ТН ВЭД ТС 0702000002, №3 «огурцы свежие, для употребления в пищу, сорт «kisa», класс-1, урожай 2013 года» код ТН ВЭД ТС 0707000502, страна происхождения - Турция, страна отправления - Турция, заявленные условия поставки CFR-Новороссийск.
Новороссийским западным таможенным постом Новороссийской таможни по ДТ № 10317090/090413/0005797 была произведена корректировка таможенной стоимости товаров, по результатам которой начислены таможенные платежи в сумме 1 264 670,56 рублей (в том числе ввозная таможенная пошлина - 715 851,26 рублей, НДС - 548 819,30 рублей). ООО «РУС-СТАР» вышеуказанная сумма начисленных платежей уплачена до выпуска товаров.
В отношении товаров, задекларированных ООО «РУС-СТАР» в ДТ № 10317090/090413/0005797, Новороссийской таможней в 2013 году восстановлены тарифные преференции. Согласно информации, содержащейся в форме корректировки декларации на товары от 07.09.2013, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащая возврату ООО «РУС-СТАР» в результате восстановления тарифных преференций, составила 373 009,60 рублей (в том числе ввозная таможенная пошлина 339 099,63 рублей, НДС 33 909,97 руб.). В связи с чем, ООО «РУС-СТАР» обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате денежных средств в сумме 339 099,63 рублей.
Новороссийская таможня письмом от 12.10.2015 № 13-13/32944 отказала юридическому лицу в возврате денежных средств, указывая на то, что по ДТ № 10317090/090413/0005797 корректировка декларации на товары была произведена в 2013 году, заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подано 08.10.2015, то есть за пределами годичного срока, в связи с чем, произвести возврат не представляется возможным в силу действующего законодательства.
ООО «РУС-СТАР» обратилось в Южное таможенное управление с жалобой от 16.11.2015 № 63 на действия должностных лиц Новороссийской таможни, выразившихся в невозврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов по ДТ № 10317090/090413/0005797, формализованные в письме Новороссийской таможни от 12.10.2015 № 13-13/32944.
Решением от 22.12.2015 № 13.2-15/103 Южное таможенное управление жалобу общества с ограниченной ответственностью «РУС-СТАР» оставило без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными действиями таможенного органа, юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании незаконным отказа Новороссийской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 339 099 рублей 63 копейки, изложенного в письме от 12.10.2015 № 13-13/32944, об обязании Новороссийской таможни возвратить ООО «РУС-СТАР» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 339 099 рублей 63 копейки, о взыскании с Новороссийской таможни процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 9 571 рубль 51 копейка (с учетом уточнения).
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту – ТК ТС), любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами, в соответствии со статьей 75 ТК ТС, являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в Российской Федерации – исходя из таможенной стоимости товаров).
Пунктом 3 части 1 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что возврат таможенных пошлин, налогов производится, в том числе, в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.
Согласно части 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
Из решения Южного таможенного управления от 22.12.2015 № 13.2-15/103 следует и судом установлено, что заявленные ООО «РУС-СТАР» к возврату денежные средства в сумме 339 099,63 рублей фактически являются ввозной таможенной пошлиной, отраженной на лицевом счете участника ВЭД в результате восстановления тарифных преференций.
Согласно информации, содержащейся в графе «D» электронной копии ДТ № 10317090/090413/0005797, изменения в отношении восстановления тарифных преференций в графы 36, 44, 47, «В» ДТ № 10317090/090413/0005797 были внесены таможенным органом 07.09.2013.
Письмом Новороссийской таможни от 12.10.2015 № 13-13/32944 было отказано юридическому в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, так как годичный срок подачи ООО «РУС-СТАР» заявления о возврате таможенных пошлин, налогов в сумме 373 009,60 рублей (в том числе ввозной таможенной пошлины в сумме 339 099,63 рублей), исчисленных по ДТ № 10317090/090413/0005797, истек 08.09.2014.
Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем, закрепление в данном законе сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае их пропуска обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
При этом, в отсутствии в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 21.06.2001 № 173-О, от 03.07.2008 № 630-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 № 173-О указал, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации норма, устанавливающая срок для предъявления заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога, не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 № 6219/06.
Указанный в данном определении Конституционного Суда Российской Федерации принцип возможности защиты лицом своих прав при возврате излишне уплаченных сумм в бюджет путем подачи иска в суд в пределах срока исковой давности подлежит применению и к правоотношениям, связанным с возвратом излишне уплаченных таможенных платежей. Каких-либо принципиальных отличий в правовом регулировании возврата излишне уплаченных сумм налогов, и излишне уплаченных сумм таможенных платежей, нормы пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и нормы части 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не содержат.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно статье 62 ТК ТС, при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу статьи 63 ТК ТС, при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 данной статьи.
Режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации предоставляется при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13.
Согласно статье 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Согласно имеющемуся в материалах дела решению о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 06.05.2013 № 10317000/15/355, обществу с ограниченной ответственностью «РУС-СТАР» по ДТ № 10317090/090413/0005797 были предоставлены тарифные преференции на основании сертификата о происхождении товара по форме «А» № В0676464 от 07.04.2013.
Таможенным органом 10.07.2013 решением № 10317090/100713/0000649/36/12 была произведена корректировка сведений, указанных в ДТ № 10317090/090413/0005797.Указанное решение принято в соответствии с пунктом 8 Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255, во исполнение решения таможни о восстановлении тарифных преференций от 06.05.2013 № 10317000-15/355 по ДТ № 10317090/090413/0005797, что действительно подтверждает истечение 1 года на подачу в таможенный орган заявления (входящий таможенного органа от 08.10.2015 № 32210) о возврате (со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации).
Служебной запиской от 08.09.2017 № 36.1-21/9944 ОТОиТК Новороссийского западного таможенного поста сообщил о том, что оригинал решения от 07.09.2013 № 10317090/100713/0000649/36/12, а также КДТ по ДТ № 10317090/090413/0005797 предоставить не имеется возможности, поскольку в соответствии с пунктом 6 Приказа ФТС от 07.12.2007 № 1515 «Об утверждении порядка комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в таможенный орган», срок хранения истек 01.01.2017. Таким образом, выяснить обстоятельство, соответствует ли изложенная в электронной копии ДТ № 10317090/090413/0005797 информация о дате предоставления тарифных преференций фактической дате их предоставления, не представляется возможным. Однако, актом таможенного органа, на основании которого обществу были предоставлены тарифные преференции, следует считать решение от 06.05.2013 № 1031700/15/355 о восстановлении тарифных преференции в отношении товаров ООО «РУС-СТАР» №№ 1, 2, 3, декларированных по ДТ № 10317090/090413/0005797. Решение № 10317090/100713/0000649/36/12 является решением на внесение изменений и/или дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10317090/090413/0005797, что подтверждается служебной запиской отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Новороссийской таможни от 16.11.2017 № 15-23/4235.
Факт уплаты истребуемых сумм в бюджет подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением от 04.04.2013 № 61.
Учитывая, что право на возврат уплаченных таможенных платежей по спорной таможенной декларации возникло с даты внесения изменений в отношении восстановления тарифных преференций в графы 36, 44, 47, «В» ДТ № 10317090/090413/0005797 – 07.09.2013, а в арбитражный суд с требованием общество обратилось 04.02.2016 (согласно штампу на почтовом конверте), заявление подано в пределах общего трехгодичного срока исковой давности.
В отношении правомерности основания для возврата указанной суммы таможенных платежей, выразившегося в восстановлении тарифных преференций, таможенным органом возражений не заявлено. Кроме того, имеющимся в материалах дела платежным поручением от 26.08.2016 № 165499 подтверждается возврат таможенным органом обществу оспариваемой по настоящему делу суммы 339 099,63 рублей.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 АПК РФ, суд при удовлетворении требований заявителя указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку трёхлетний срок на подачу в суд заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом не пропущен, а правомерность суммы таможенных пошлин, подлежащих возврату юридическому лицу в результате тарифных преференций установлена и подтверждается решением Южного таможенного управления от 22.12.2015 № 13.2-15/103, у суда отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным отказа Новороссийской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 339 099 рублей 63 копейки, изложенного в письме от 12.10.2015 № 13-13/32944. Кроме того, в порядке устранения допущенных нарушений прав юридического лица, на Новороссийскую таможню необходимо возложить обязанность возвратить ООО «РУС-СТАР» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 339 099 рублей 63 копейки.
По настоящему делу юридическое лицо также просит взыскать с таможенного органа проценты за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 9 571 рубль 51 копейка.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК ТС, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 ТК ТС, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 года № 311-ФЗ (далее - Закон № 311-ФЗ), возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 по делу № А51-10499/2014, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет. Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О).
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 № 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 № 01-11/15247 Федеральной Таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
В связи с изложенным, проценты на излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ № 10317090/090413/0005797 подлежат начислению следующим образом.
Период с 12.10.2015 по 31.12.2015.
Процентная ставка РФ - 8,25 %,
Сумма излишне уплаченных таможенных пошлин - 339 099,63 рублей.
Количество дней - 81,
339 099,63 х 8,25 % х 81 / 365 x 100 = 6 208 руб. 31 коп.
Период с 01.01.2016 по 02.02.2016.
Процентная ставка РФ - 11 %,
Сумма излишне уплаченных таможенных пошлин - 339 099,63 рублей.
Количество дней - 33,
339 099,63 х 11 % х 33 / 366 x 100 = 3 363 руб. 20 коп.
Итого, общая сумма процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ № 10317090/090413/0005797 составляет 9 571 рубль 51 копейка. Расчет процентов проверен судом, арифметически и методологически произведен верно в пределах заявленного обществом периода начисления. В связи с чем, требование юридического лица о взыскании процентов является правомерным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом.
На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 100 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей; от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей; от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей; свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц – 300 рублей, для организаций – 3000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что обществом заявлено одно требование неимущественного характера и одно требование имущественного характера, в связи с чем, государственная пошлина по рассматриваемому делу, в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 5 000 рублей.
Обществом при подаче в Арбитражный суд Краснодарского края заявления было оплачено 10 012 рублей государственной пошлины, о чем свидетельствует платежное поручение от 03.02.2016 № 17.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что с Новороссийской таможни подлежит взысканию 5 000 рублей в пользу юридического лица (указанная сумма взыскана на основании вступившего в законную силу постановления суда апелляционной инстанции, согласно вернувшемуся в суд исполнительному листу серии ФС № 005086978, в связи с полным исполнением требований исполнительного документа), а 5 012 рублей необходимо вернуть заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченные.
Руководствуясь статьями 29, 49, 64-71, 110, 156, 176, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований – удовлетворить. Считать заявленными требованиями по делу: признание незаконным отказа Новороссийской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 339 099 рублей 63 копейки, изложенного в письме от 12.10.2015 г. № 13-13/32944; обязание Новороссийской таможни возвратить ООО «РУС-СТАР» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 339 099 рублей 63 копейки; взыскание с Новороссийской таможни процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 9 571 рубль 51 копейка.
В остальной части отказ заявителя от заявленных требований – принять. Производство по делу в части отказа – прекратить.
Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Новороссийской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 339 099 рублей 63 копейки, изложенный в письме от 12.10.2015 г. № 13-13/32944, как не соответствующий ТК ТС.
Обязать Новороссийскую таможню возвратить ООО «РУС-СТАР» излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 339 099 рублей 63 копейки.
Взыскать с Новороссийской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «РУС-СТАР» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) проценты за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 9 571 рубль 51 копейка.
Взыскать с Новороссийской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «РУС-СТАР» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) 5 000 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «РУС-СТАР» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 012 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.02.2016 г. № 17.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.Н. Бондаренко