ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-38799/14 от 30.09.2016 АС Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6

E-mail: info@krasnodar.arbitr.ru

http://krasnodar.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

арбитражного суда первой инстанции

дело №А32-38799/2014

г. Краснодар                                                                      «17» октября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2016 года.

Решение суда в полном объеме изготовлено 17 октября 2016 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.Л. Назыкова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Ю. Гоовым, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А32-38799/2014

            по иску департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН <***> ИНН <***>)

            к государственному сельскохозяйственному предприятию «Светлый путь» (ОГРН <***> ИНН <***>)

            о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

            и по встречному иску государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь» (ОГРН <***> ИНН <***>)

            к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН <***> ИНН <***>)

            о признании отсутствующим права собственности Краснодарского края на рисовую систему, обязании исключить рисовую систему из реестра объектов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Темрюкский район, ПАО «Нефтяная компания «Роснефть», ФГУП «Научно-исследовательский центр экономических преобразований» (ФГУП «НИЦЭП»), государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубанские продукты», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,

при участии в судебном заседании представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 (по доверенности от 02.08.2016), конкурсного управляющего ГСП «Светлый путь» ФИО2, представителя ГУП Краснодарского края «Кубанские продукты» ФИО3 (по доверенности от 18.04.2016), представителя ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» ФИО4 (по доверенности от 20.01.2016),

УСТАНОВИЛ:

изначально Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее – Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному сельскохозяйственному предприятию «Светлый путь» (далее – ГСП «Светлый путь») о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ГСП «Светлый путь» земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67 общей площадью 57 959 456 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенным в Темрюкском районе Краснодарского края, с/о Курчанский.

            Исковые требования мотивированы следующим. ГСП «Светлый путь» был предоставлен по государственному акту на право пользования землей от 20.11.1979 А-I №247329 земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:0001 площадью 13 633,92 га. Из данного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 общей площадью 57 959 456 кв.м. На земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 зарегистрировано право федеральной собственности. Данный земельный участок ответчиком не используется, передан в фактическое пользование третьим лицам. В ходе проверки 22.08.2014 установлено, что рисовая оросительная система не используется, зарастает камышом, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, на некоторых рисовых чеках расположены нефтяные скважины, выявлены самовольные объекты недвижимости – скважина №1 ЮМГ, скважина №1 Чумаковская, скважина №2 Чумаковская, скважина №3 Чумаковская, принадлежащие ОАО «НК «Роснефть». Нефтяные скважины находятся в рисовых чеках Азовской межхозяйственной рисовой оросительной системы. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 состоит из 929 участков - рисовых карт (чеков) рисовой системы. Указанная рисовая система исключена из конкурсной массы ГСП «Светлый путь» решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2008 по делу №А32-20281/2007. В деле №А32-20022/2009 по иску Теруправления Росимущества к АО НК «Роснефть» установлено нахождение на территории спорного земельного участка нефтяной скважины АО НК «Роснефть». Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГСП «Светлый путь» фактически прекращено. В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования прекращается принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка.

            Определением от 03.02.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация муниципального образования Темрюкский район, ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» (впоследствии переименовано в ПАО «НК «Роснефть»), ФГУП «Научно-исследовательский центр экономических преобразований» (ФГУП «НИЦЭП»).

            В отзыве конкурсный управляющий ГСП «Светлый путь» пояснил следующее. Рисосовхоз «Светлый путь» на основании протокола от 20.11.1992 №1 общего собрания трудового коллектива преобразован в государственное предприятие «Светлый путь». Все имущество, находящееся в хозяйственном ведении ГСП «Светлый путь», включено в реестр федерального имущества.  Сведения о привлечении ГСП «Светлый путь» к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 отсутствуют. Ссылка Теруправления на результаты рассмотрения дела №А32-20022/2009 не имеет значения, поскольку в рамках данного дела решался вопрос о праве АО «НК «Роснефть» на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:126. Доказательства отказа ГСП «Светлый путь» от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отсутствуют (т. 1, л.д. 111 – 114).

            Ответчиком также сделано заявление о применении исковой давности, мотивированное тем, что истцу стало известно о нарушениях в использовании спорного земельного участка из письма Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю №448 от 02.04.2009 (т. 1, л.д. 143).

            В отзыве от 14.05.2015 ОАО НК «Роснефть» пояснило, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:1305006:118, 23:30:1305006:120, 23:30:130506:119, 23:30:1305006:126 являются смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером 23:30:1305000:67, и не входят в его состав. Участки под скважинами не пересекаются с рисовой оросительной системой. На земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:67 скважины отсутствуют. ГСП «Светлый путь» к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка не привлекалось (т. 1, л.д. 255 – 259).

Определением от 26.06.2015 по ходатайству истца назначена судебная экспертиза. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

- какие объекты недвижимости находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67?

- определить местоположение границ земельного участка, на котором расположено инженерное сооружение – рисовая оросительная система (каналов, дорог, картовых сбросов, оградительных дамб, мостов и иных элементов), инвентарный номер 012101(инвентарный номер по техническому паспорту 001513), расположенная по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Светлый путь, ГСП «Светлый путь», принадлежит на праве собственности Российской Федерации?

- дать техническое описание инженерной рисовой системы с точки зрения наличия или отсутствия у нее признаков объекта недвижимого имущества;

- имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 и земельного участка, на котором расположено инженерное сооружение – рисовая оросительная система?

- расположены ли на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:67 нефтяные скважины и в каком количестве, при наличии нефтяных скважин – привести их техническое описание, установить, кому эти скважины принадлежат и в чьем владении находятся?

- используется ли земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 для целей сельскохозяйственного производства в настоящее время?

- в чьем фактическом владении находится земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 и отдельные его части?

 Производство по делу было приостановлено на период проведения судебной экспертизы.

  Определением от 29.03.2016 произведено процессуальное правопреемство на стороне истца, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заменено на департамент имущественных отношений Краснодарского края.

  Определение о процессуальном правопреемстве не обжаловалось.

  Основанием правопреемства явилось распоряжение Теруправление Росимущества в Краснодарском крае от 03.02.2016 №64-р о передаче из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края рисовой системы, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, и регистрация права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67  площадью 57 959 456 кв.м. и на рисовую систему с кадастровым номером 23:30:1305000:73 (т. 2, л.д. 8 – 13; л.д. 358 - 359).

  Определением от 07.07.2016 производство по делу возобновлено. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Кубанские продукты».

  ГСП «Светлый путь» обратилось к департаменту имущественных отношений Краснодарского края со встречным иском, в котором просило признать отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на сооружение – рисовую систему, кадастровый (условный) номер объекта: 23:30:1305000:73, инвентарный номер, литер: 001513, 1-15, площадью 58 860 000 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый Путь Ленина, ГСП «Светлый Путь», дата государственной регистрации права: 10.02.2016, номер государственной регистрации права: 23-23/044-23/001/055/2016-250/2; обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края исключить сооружение – рисовую систему, кадастровый (условный) номер объекта: 23:30:1305000:73, инвентарный номер, литер: 001513, 1-15, площадью 58 860 000 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый Путь Ленина, ГСП «Светлый Путь», дата государственной регистрации права: 10.02.2016, номер государственной регистрации права: 23-23/044-23/001/055/2016-250/2 из реестра объектов, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края (т. 2, л.д. 103 – 109).

Встречный иск мотивирован следующим. Рисовая оросительная система на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:67  не расположена. В государственном кадастре недвижимости отсутствует земельный участок, сформированный под гидротехническим сооружением, включающим внутрихозяйственные дороги, каналы и другие элементы сооружения. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 не является земельным участком, в границах которого расположено сооружение с кадастровым номером 23:30:1305000:0:2. Такого объекта как рисовая оросительная система площадью 5.886 га не существует. Рисовая оросительная системам не является объектом недвижимости. Правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на инженерную рисовую систему отсутствовали, поскольку рисовые системы не отнесены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 к федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации на рисовую оросительную систему зарегистрировано минуя механизм ее истребования из владения пользователя земельного участка. ГСП «Светлый путь» не заявляет о праве собственности на рисовую оросительную систему, но защищает свои интересы как титульного владельца земельного участка, через которые проходят внутрихозяйственные каналы оросительной системы. Рисовая оросительная система полуразрушена, фактически данную систему следует заново отстроить. ГУП Краснодарского края «Кубанские продукты» инженерной рисовой системой фактически не владеет. Законный интерес ГСП «Светлый путь» состоит в обеспечении беспрепятственной реализации прав титульного владельца земельного участка, предназначенных для промышленного выращивания риса. Теруправление Росимущества передало инженерную систему в собственность Краснодарского края минуя процесс ее истребования из владения титульного владельца земельного участка – ГСП «Светлый путь». ГСП «Светлый путь» как титульный владелец земельного участка вправе требовать признания отсутствующим права собственности Краснодарского края на рисовую оросительную систему в связи с отсутствием у рисовой оросительной системы признаков объектов недвижимости.

Определением от 30.08.2016 встречный иск ГСП «Светлый путь» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края принят к производству.

Тем же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.

В судебном заседании 30.09.2016 представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края на удовлетворении первоначального иска настаивал, во встречном иске просил отказать, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности. Конкурсный управляющий ГСП «Светлый путь» просил в первоначальном иске отказать, встречный иск удовлетворить. Представитель ГУП Краснодарского края «Кубанские продукты» поддержал позицию департамента имущественных отношений Краснодарского края. Представитель ПАО «НК «Роснефть» просил в иске департамента отказать, встречный иск удовлетворить.

Участвующие в деле третьи лица – Теруправление Росимущества в Краснодарском крае, ФГУП «НИЦЭП», администрация  муниципального образования Темрюкский район, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания (почтовые отправления – т. 2, л.д. 370 – 374), в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.

            Инженерная рисовая система с кадастровым номером 23:30:1305000:73 и земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 были предметом ряда споров, результаты которых имеют прямое отношение к настоящему разбирательству.

            Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2008 по делу №А-32-20281/2007 конкурсный управляющий ГСП «Светлый путь» был обязан исключить из состава конкурсной массы имущество рисовой системы, инвентарный номер 012101, общей площадью 5 886 га, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый путь, ГСП «Светлый путь».

            В данном деле установлено, что рисовая оросительная система ГСП «Светлый путь» является частью Азовской государственной рисовой оросительной системы и составляет 85% от общей площади указанной системы. Рисовая оросительная система ГСП «Светлый путь» является частью Азовской государственной рисовой оросительной системы, расположенной на территории двух хозяйств - ГСП «Светлый путь» и АПФ «Ордынская», и представляет собой комплекс взаимосвязанных гидротехнических сооружений, функционирование каждого из которых обеспечивает нормальное функционирование всей системы в целом. Строительство Азовской государственной рисовой оросительной системы осуществлялось за счет средств государственного бюджета Объединенной дирекцией строящихся предприятий «Краснодарриссовхозводстроя» Главкубаньрисстроя Минводхоза СССР. Рисовая оросительная система ГСП «Светлый путь» как неотъемлемая часть государственной мелиоративной системы, осуществляющей межхозяйственное водораспределение, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О мелиорации земель» не подлежит включению в конкурсную массу ГСП «Светлый путь», поскольку приватизация мелиоративных сооружений запрещена в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

              Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 указанное решение оставлено без изменения. Апелляционным судом установлено, что внутрихозяйственная оросительная рисовая система ГСП «Светлый путь» (ранее совхоз «Светлый путь») Темрюкского района Краснодарского края входит в состав Азовской рисовой оросительной системы и не является автономной по характеру функционирования, а выступает неотъемлемой частью государственной рисовой оросительной системы, технологическое единство которой должно быть сохранено. Предприятие в лице конкурсного управляющего не доказало, что в состав рисовой системы, включенной в конкурсную массу, входят только внутрихозяйственные объекты. Рисовая оросительная система ГСП «Светлый путь» как неотъемлемая часть государственной мелиоративной системы, осуществляющей межхозяйственное водораспределение, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О мелиорации земель», не подлежит включению в конкурсную массу ГСП «Светлый путь», поскольку не подлежит приватизации.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.06.2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 по делу № А32-20281/2007 оставлены без изменения.

Кассационный суд в своем постановлении отразил следующее. Вывод судов о том, что спорный объект является мелиоративной системой, обеспечивающей межрегиональное и межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, которые необходимы для обеспечения государственных нужд, основан на материалах дела и приведенных нормах Закона о мелиорации земель. В соответствии со статьей 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Законом имущество. Поскольку рисовая оросительная система предприятия является неотъемлемой частью государственной межхозяйственной мелиоративной системы, суды сделали правильный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения иска ФАУГИ об исключении спорного объекта из конкурсной массы предприятия. Довод предприятия о том, что в состав спорной рисовой системы входят только внутрихозяйственные объекты, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как не основанный на материалах дела.

            Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2009 №ВАС-12603/09 отказано в передаче дела №А32-20281/2007 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.

            В деле №А32-40412/2011 постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 отказано в удовлетворении заявления государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об обязании переоформить право постоянного (бессрочного) пользования части земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 05 000:0001 общей площадью 13633,92 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с\о Курчанский в границах ГСП «Светлый путь», на право аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, общей площадью 57959456 кв.м., и об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, общей площадью 57959456 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с\о Курчанский в границах ГСП «Светлый путь».         

            Данное постановление мотивировано следующими обстоятельствами.

Согласно кадастровому паспорту от 14.09.2011 №2343/12/11-372050 спорный земельный участок с кадастровым номером 23:30:13 05 000:67 общей площадью 57 959 456 кв.м. образован из земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 05 000:0001, площадью 13633,92 га, принадлежащего ГСП «Светлый путь» на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственным актом на право пользования землей от 20.11.1979г. №А-I № 247329. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2008, оставленным без изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.06.2009 по делу № А32-20281/2007, удовлетворен иск ФАУГИ по Краснодарскому краю к ГСП «Светлый путь» об исключении из состава конкурсной массы имущества рисовой системы, инвентарный номер 0120101, общей площадью 5886 га, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый путь, ГСП «Светлый путь». Право собственности Российской Федерации на рисовую систему общей площадью 58 860 000 кв.м., инвентарный номер 001513, литер 1-15, местоположение: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ГСП «Светлый путь», зарегистрировано в ЕГРП 21.05.2010. Право федеральной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 57959456 кв.м. с кадастровым номером 23:30:13050000:67 зарегистрировано в ЕГРП 24.03.2011. В пункте 1.1 Строительных норм и правил «Мелиоративные системы и сооружения» (СНиП 2.06.03-85), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 228, установлено, что в состав оросительной системы входят: оросительная, водосборно-сбросная и дренажная сети. В СНиП 2.06.03-85 «Мелиоративные системы и сооружения» указано, что оросительная система должна включать комплекс взаимосвязанных сооружений, зданий и устройств, обеспечивающий в условиях недостаточного естественного увлажнения поддержание в корнеобитаемом слое почвы орошаемого массива оптимального водно-солевого режима для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Согласно техническому паспорту на гидротехническое сооружение – рисовая система, инвентарный номер 001513, литера 1-15, по состоянию на 20.07.2009, следует, что общая площадь орошаемых земель рисовой системы ГСП «Светлый путь» составляет 5886 га. Источники орошения - река Кубань и повторно используемые сбросные воды, способ подачи воды – механический. Типы рисовой карты: карты «Краснодарского» типа (литер VII-IX), карты-чеки с отсечеными дренами «Азовского» типа (литер VIII- X-XX), карты системы «Кубанская» (литер IV,V), равновеликие чеки с отсеченными дренами (литер I-III) средняя площадь чека – 6 га. В состав строений и сооружений рисовой системы входят: картовые сбросы, открытые оросительные каналы, коллекторы, открытая дренажная сеть, переезды, мосты, дюкеры, акведуки, быстротоки, перепады, перегораживающие сооружения, водовыпуски в чек, водовыпуски из чека, эксплуатационные дороги, оградительные дамбы. Фактическая застроенная площадь земельного участка – 5886 га.

              В результате апелляционный суд пришел к выводу о том, что спорная рисовая система, описанная в техническом паспорте как совокупность типов рисовых карт (чеков) и строений, сооружений, является единым, неделимым объектом, состоящим из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением, общей площадью 58860000 кв.м. Согласно межевому плану и кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 23:30:13 05 000:67 состоит из 929 участков, обозначенных в технической документации как рисовые карты (чеки) данной рисовой системы. ФБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» представило сведения о составе Азовской оросительной системы, включающей орошаемые участки бывшего совхоза «Светлый путь», и подтвердило, что массив земель, составляющий земельный участок площадью 57959456 кв.м. с кадастровым номером 23:30:13 05 000:67, входит в состав Азовской оросительной системы и необходим для ее использования.

              Суд апелляционной инстанции отклонил доводы истца об отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 05 000:67 объектов недвижимости. Переоформление ГСП «Светлый путь» права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка на право аренды без учета прав на расположенный на земельном участке объект недвижимого имущества – рисовую систему противоречит принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с земельными участками объектов недвижимости, нарушает законные права и охраняемые законом интересы лица, которому данный объект передан в хозяйственное ведение.

            Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2013 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 по делу № А32-40412/2011 оставлено без изменения.

            Кассационный суд  мотивировал постановление следующим.

Под мелиоративными системами законодатель подразумевает комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Мелиоративные системы могут быть как общего, так и индивидуального пользования (статья 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»). Мелиорируемыми землями являются земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий (статья 2 Закона о мелиорации). Сельскохозяйственный энциклопедический словарь определяет оросительную систему как земельную территорию с расположенными на ней гидротехническими (водозаборные и водонапорные сооружения, каналы и трубопроводы и др.) и эксплуатационными (дороги, мосты и др.) сооружениями, обеспечивающими её орошение. Рисовая оросительная система, предназначенная для орошения риса и сопутствующих культур севооборота, состоит из каналов оросительной и водоотводной сети, поливных карт (разделённых на чеки валиками), сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, лесополос, оборудования и построек для нужд эксплуатации. В пункте 1.1 Строительных норм и правил «Мелиоративные системы и сооружения» (СНиП 2.06.03-85), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 228, установлено, что в состав оросительной системы входят оросительная, водосборно-сбросная и дренажная сети. Оросительная система должна включать комплекс взаимосвязанных сооружений, зданий и устройств, обеспечивающий в условиях недостаточного естественного увлажнения поддержание в корнеобитаемом слое почвы орошаемого массива оптимального водно-солевого режима для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Право собственности Российской Федерации на рисовую систему зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.05.2010. Право федеральной собственности на земельный участок зарегистрировано в реестре 24.03.2011. Распоряжением Территориального управления от 22.12.2011 №824-р рисовая система закреплена на праве хозяйственного ведения за научно-исследовательским центром. Право хозяйственного ведения научно-исследовательского центра на рисовую систему зарегистрировано в реестре 02.03.2012. В техническом паспорте гидротехнического сооружения указано, что по состоянию на 20.07.2009 общая площадь орошаемых рисовой системой земель составляет 58 860 тыс. кв. м, источниками орошения являются река Кубань и повторно используемые сбросные воды. В состав рисовой системы входят рисовые карты «Краснодарского» типа (литеры VII-IX), карты-чеки с отсеченными дренами «Азовского» типа (литеры VIII- X-XX), карты системы «Кубанская» (литеры IV,V) и равновеликие чеки с отсеченными дренами (литеры I-III) средней площадью 6 га. В состав строений и сооружений рисовой системы входят картовые сбросы, открытые оросительные каналы, коллекторы, открытая дренажная сеть, переезды, мосты, дюкеры, акведуки, быстротоки, перепады, перегораживающие сооружения, водовыпуски в чек, водовыпуски из чека, эксплуатационные дороги, оградительные дамбы. Фактически застроенная площадь составляет 58 860 тыс. кв. м. Управлением «Кубаньмелиоводхоз» подтверждено, что земельный участок входит в состав Азовской оросительной системы и необходим для ее использования.

В таком случае, - пришел к выводу кассационный суд, - переоформление предприятию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды без учета прав научно-исследовательского центра, являющегося субъектом вещного права на недвижимое имущество – рисовую систему и исключительного права на приобретение земельного участка, привело бы к нарушению принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, нарушило бы права и охраняемые законом интересы лица, которому рисовая система передана в хозяйственное ведение.

            Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2013 №ВАС-11823/13 отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела № А32-40412/2011.

            Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2013 по делу №А32-17081/2013 отказано в удовлетворении исковых требований ГСП «Светлый путь» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ФГУП «Научно- исследовательский центр экономических преобразований» о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - рисовая система, литер 1-15, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п.Светлый путь, ГСП Светлый путь, общей площадью 58860000 кв.м., о признании отсутствующим зарегистрированного права Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский центр экономических преобразований» на объект недвижимости - рисовая система, литер 1- 15, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п.Светлый путь, ГСП Светлый путь, общей площадью 58860000 кв.м.

            Отказ в иске мотивирован непредставлением доказательств владения спорным объектом. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда по делам №А32-40412/2011 и №А32-20281/2007 подтверждается законность возникновения и регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект и занятый им земельный участок, а также право хозяйственного ведения на спорный объект за ФГУП «НИЦЭП».

            Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2014 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2013 по делу № А32-17081/2013 оставлено без изменения.

            Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении по делу №А32-17081/2013 установлено следующее.

Государственным актом на право пользования землей А-I № 247329 от 20.11.1979 совхозу «Светлый путь» на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок 14239,61 га. В соответствии с Постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края № 77 от 21.01.1993 ГСП «Светлый Путь» создано в порядке реорганизации совхоза «Светлый путь», является федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. 21.05.2010 на рисовую систему общей площадью 58860000 кв. м, инвентарный номер 001513, литер 1-15, местоположение: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ГСП «Светлый путь» зарегистрировано право собственности Российской Федерации. 27.12.2011 ТУ ФАУГИ по КК приняло распоряжение №824-р, которым рисовая система литер 1-15 площадью 5886 га закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Научно-Исследовательский центр экономических преобразований». Рисовая оросительная система является частью Азовской государственной рисовой оросительной системы и составляет 85% от общей площади указанной системы, строительство Азовской государственной рисовой оросительной системы осуществлялось за счет средств государственного бюджета. Факт существования такого объекта как рисовая система установлен Арбитражным судом Краснодарского края в деле № А32-40412/2011, согласно которому рисовая система, инвентарный номер 001513, литера 1-15, общая площадь орошаемых земель спорной рисовой системы составляет 5886 га.

Довод ГСП «Светлый путь» о том, что оно является титульным владельцем рисовой системы и земельного участка и имеет право на иск о признании недействительной записи в ЕГРП, апелляционным судом был отклонен, поскольку ГСП «Светлый путь» не представило каких-либо доказательств фактического владения спорным объектом.

            Кассационная жалоба на данные судебные акты не последовала.

            В деле №А32-33703/2013 решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2015 отказано в удовлетворении исковых требований ГСП «Светлый путь» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и к ФГУП «Научно – Исследовательский центр экономических преобразований» о признании недействительной (ничтожной) сделки, оформленной распоряжением № 824-р от 27 декабря 2011 года Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае «О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский центр экономических преобразований» объекта недвижимости: рисовой системы, литер 1-15, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ГСП «Светлый путь», общей площадью 58860000 кв.м.

              Отказ в иске по данному делу мотивирован следующим. Учитывая невозможность использования спорного имущества предприятием-банкротом по причине изъятия из конкурсной массы, суд полагает, что заявленные требования преждевременны. Доводы представителя истца о возможности использования рисовой системы по прямому назначению после восстановления платёжеспособности предприятия носят предположительный характер. При таких обстоятельствах признание сделки недействительной не приведет к восстановлению каких-либо прав истца в отношении спорного имущества. Доводы истца о том, что право хозяйственного ведения не прекращено, поскольку собственником не было издано соответствующего распоряжения, не было вынесено соответствующего решения суда, и имущество не было по акту приема-передачи передано истцом ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, отклонены, поскольку неисполнение конкурсным управляющим обязанности, установленной вступившим в законную силу решением суда по исключению спорного имущества из конкурсной массы и последующей передаче его представителю собственника, не может служить оправданием наличия у истца вещно-правового титула обладания спорной вещью. При этом исключение имущества из конкурсной массы означает невозможность осуществления предприятием банкротом владения и пользования спорным имуществом даже при отсутствии соответствующего решения о прекращении права хозяйственного ведения ГСП «Светлый путь» в отношении рисовых оросительных систем.

            Также в данном решении сделан следующий вывод: «Учитывая, что решение суда по делу № А32-20280/2007 было принято 26 января 2008 года, а Постановление Президиума ВАС РФ №4777/08, которым установлено, что мелиоративные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка, принято 17 января 2012 года, судебный акт по делу № А32- 20280/2007 не решил вопрос о судьбе земельного участка. Однако, исключение из конкурсной массы рисовой системы отдельно от земельного участка, на котором она расположена, с учетом приведенной позиции Президиума ВАС РФ невозможно. Поэтому исключение из конкурсной массы мелиоративной системы должно сопровождаться и исключением из конкурсной массы земельного участка, как неотъемлемой части данной системы. В данном случае именно предприятие допускает злоупотребление правом, не исполняя судебного акта без уважительных причин и не передавая рисовую систему по акту приема-передачи представителю собственника».

            Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2015 по делу № А32-33703/2013 оставлено без изменения.

            Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2015 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 по делу №А32-33703/2013 оставлены без изменения.

            Кассационный суд поддержал вывод суда первой инстанции о том, что неисполнение конкурсным управляющим обязанности, установленной вступившим в законную силу решением суда по исключению спорного имущества из конкурсной массы и последующей передаче его представителю собственника, не может служить оправданием наличия у истца вещно-правового титула обладания спорной вещью. При этом исключение имущества из конкурсной массы означает невозможность осуществления предприятием банкротом владения и пользования спорным имуществом даже при отсутствии соответствующего решения о прекращении права хозяйственного ведения государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь» в отношении рисовой оросительной системы. Учитывая, что решение суда по делу № А32-20280/2007 принято 26.01.2008, а постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №4777/08, которым установлено, что мелиоративные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации должны следовать судьбе этого земельного участка, принято 17.01.2012, судебный акт по делу №А32-20280/2007 не решил вопрос о судьбе земельного участка. Однако, исключение из конкурсной массы рисовой системы отдельно от земельного участка, на котором она расположена, с учетом приведенной позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации невозможно. Поэтому исключение из конкурсной массы мелиоративной системы должно сопровождаться и исключением из конкурсной массы земельного участка, как неотъемлемой части данной системы.

            В деле №А32-20022/2009 постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2015 признано отсутствующим зарегистрированное право собственности открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» на скважину №3 Чумаковская по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район. Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» обязано в течение восьми месяцев с момента вступления в силу постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда осуществить снос самовольной постройки - скважины №3 Чумаковской, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район.

            Данным постановлением апелляционного суда установлены следующие обстоятельства.

По государственному акту от 20.11.1979 А-I № 247329 за совхозом «Светлый путь» закреплено в бессрочном и бесплатном пользовании 14 239,61 га земли для сельскохозяйственного использования. На основании постановления главы администрации Темрюкского района от 04.01.1993 № 1 совхозу «Светлый путь» предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 13 970 га, в том числе 6 595 га сельскохозяйственных угодий и 7 375 га прочих угодий. Согласно кадастрового паспорта от 03.07.2009 № 2343/12/09-490611 земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, в постоянном бессрочном пользовании совхоза «Светлый путь» находился земельный участок площадью 57 959 456 кв.м., относящийся к землям сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:1. В материалы дела предоставлена копия устава государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь», утвержденного 15.12.1992 первым заместителем генерального директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края. Из представленной копии следует, что государственное сельскохозяйственное предприятие «Светлый путь» зарегистрировано постановлением Главы администрации Темрюкского района от 21.01.1993 № 77, создано на базе рисосовхоза «Светлый путь», является его правопреемником и учреждено департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края. Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов; до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1). Документы, свидетельствующие о принятии Правительством Российской Федерации постановления о передаче имущества рисосовхоза «Светлый путь» в собственность Краснодарского края, отсутствуют. Поскольку соответствующее решение Правительством Российской Федерации не принималось - объекты рисосовхоза «Светлый путь» подлежали отнесению к федеральному уровню собственности. По состоянию на 2003 год и далее полномочия собственника имущества государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь» реализовывались федеральными органами государственной власти. В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2006, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. При таких обстоятельствах, с 01.07.2006 государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 является разграниченной, земельный участок принадлежит Российской Федерации. Спорная скважина №3 Чумаковская расположена на земельном участке, из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных совхозу «Светлый путь» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Рисовая система, расположенная на земельном участке совзоха «Светлый путь», является частью Азовской рисовой оросительной системы. Судебными актами по делу №А32-20281/2007 и делу №А32-40412/2011 установлено, что Азовская рисовая оросительная система осуществляет межхозяйственное водораспределение и построена за счет государственных средств. Право собственности Российской Федерации на Азовскую рисовую оросительную систему, как возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», существовало независимо от факта его государственной регистрации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). В данном случае обществом «Роснефть» лишь созданы препятствия в использовании части земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, в границах которого кадастровым инженером определено местоположение и возможное формирование земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:98. В то же время, Российской Федерацией в лице Росимущества осуществляется хозяйственное господство над земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67. В частности, фактическое господство Российской Федерации проявляется в осуществлении контроля за использованием земельного участка, изымаемого из конкурсной массы совхоза «Светлый Пусть». Лицо не может быть признано утратившим владение земельным участком, если сохраняет фактическое господство хотя бы над какой-то его частью. Поскольку Российской Федерацией не утрачен контроль над земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67, то строительство самовольной постройки на его части не привело к утрате истцом владения над всем земельным участком.

            Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2015 по делу №А32-20022/2009 оставлено без изменения.

            Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2015 № 308-ЭС15-14328 открытому акционерному обществу «Нефтяная компания «Роснефть» отказано в передаче кассационной жалобы на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 по делу Арбитражного суда Краснодарского края № А32-20022/2009 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

            Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами по приведенным выше делам подтверждены правомерность отнесения расположенной на спорном земельном участке рисовой оросительной системы к недвижимому имуществу, ее неразрывная связь с земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67, правомерность отнесения данного земельного участка и рисовой системы к федеральной собственности и регистрации права хозяйственного ведения на данную рисовую систему ФГУП «НИЦЭП».

            При этом ГСП «Светлый путь» было отказано в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 на право аренды, что исключает возможность распоряжения данным участком в ходе конкурсного производства.

            Также ГСП «Светлый путь» отказано в признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - рисовая система, литер 1-15, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п.Светлый путь, ГСП Светлый путь, общей площадью 58860000кв.м., и в признании отсутствующим зарегистрированного права Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский центр экономических преобразований» на рисовую систему.

            Возражая против встречного иска ГСП «Светлый путь», привлеченное третьим лицом ГУП Краснодарского края «Кубанские продукты» просило прекратить производство по делу в части встречного иска ГСП «Светлый путь» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании отсутствующим права собственности Краснодарского края на инженерную рисовую систему, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2013 по делу №А32-17081/2013 отказано в удовлетворении исковых требований ГСП «Светлый путь» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ФГУП «Научно- исследовательский центр экономических преобразований» о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации ту же рисовую систему.

            Арбитражный суд не находит оснований для прекращения производства по встречному иску, поскольку ответчиком по нему выступает не Российская Федерация в лице Теруправления Росимущества, а департамент имущественных отношений Краснодарского края. Переход права собственности на спорный земельный участок и инженерную рисовую систему от Российской Федерации к департаменту имущественных отношений Краснодарского края произошел не в рамках универсального правопреемства или делегирования функций по распоряжению и управлению федеральной собственностью, а в порядке передачи имущества из федеральной собственности в собственность Краснодарского края распоряжением Теруправления Росимущества от 03.02.2016 №64-Р. При таких обстоятельствах суд учитывает результаты дела №А32-17081/2013, но при этом не находит возможным прекратить производство по встречному иску в порядке статьи 150 АПК РФ.

Исключение из конкурсной массы рисовой оросительной системы означает, по сути, изъятие из конкурсной массы ГСП «Светлый путь» также и земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, если рассматривать данный земельный участок и рисовую инженерную систему как единый объект и исходить из включения данной системы, полностью накрывающей спорной участок, в государственную Азовскую рисовую оросительную систему. С изъятием из конкурсной массы ГСП «Светлый путь» рисовой оросительной системы, вследствие ее неразрывной связи с земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67 использование данного земельного участка для целей производства риса в отрыве от рисовой оросительной системы невозможно.

            Рисовая оросительная система и земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 из владения публичного собственника не выбывали. Довод ГСП «Светлый путь» о недоказанности владения рисовой оросительной системой ни департаментом имущественных отношений Краснодарского края, ни ГУП КК «Кубанские продукты» несостоятелен, поскольку ГСП «Светлый путь» как субъект ограниченного (вторичного, производного) вещного права на земельный участок осуществляет функции непосредственного владельца в интересах владельца опосредованного – публичного собственника, закрепившего за совхозом «Светлый путь» данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Поскольку владение ГСП «Светлый путь» является производным и возникло по воле публичного собственника, земельный участок и рисовая оросительная система на этом участке из владения публичного собственника не выбывали, в связи с чем, заявление ГСП «Светлый путь» об исковой давности на имеет значения (статья 304 ГК РФ).

            В обоснование встречного иска ГСП «Светлый путь» ссылается на судебные акты по делу №А32-25579/2014.

            Арбитражный суд считает, что выводы судов по делу №А32-25579/2014 не могут быть применены по аналогии к настоящему делу ввиду существенного различия фактических обстоятельств.

            Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.2015 по делу №А32-25579/2014 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на инженерную рисовую систему протяженностью 281558 м., инвентарный номер: 2787, 23:27:0601000:0:11, литер У, кадастровый номер 23:27:0601000:10427, по адресу: Краснодарский край, Славянский район, в границах ЗАО «Новопетровское», зарегистрированное 13.09.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю обязано исключить инженерную рисовую систему протяженностью 281558 м., инвентарный номер: 2787, 23:27:0601000:0:11, литер У, кадастровый номер 23:27:0601000:10427, по адресу: Краснодарский край, Славянский район, в границах ЗАО «Новопетровское», из реестра объектов, находящихся в федеральной собственности.

              Как следует из данного решения, Теруправление Росимущества зарегистрировало право собственности Российской Федерации на рисовую инженерную систему минуя процесс ее истребования из владения собственников земельного участка и арендатора земельных участков – ЗАО «Новопетровское».  Регистрация права собственности Российской Федерации на инженерную рисовую систему произведена на основании постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 (запись в ЕГРП от 13.09.2013 №23-23-01/491/2013-418), однако данное постановление не содержит положений о том, что инженерные рисовые системы находятся в собственности Российской Федерации. Так, к объектам федеральной собственности были отнесены согласно пункту 10 приложения №2 к постановлению №3020-1 предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений. Сами по себе оросительные (мелиоративные, ирригационные) системы и сооружения в федеральной собственности данным постановлением не закреплялись.

     Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 06.05.2015 по делу №А32-25579/2014 отметил следующее. Истец является арендатором земельных участков в количестве около пятисот по договорам с рядом граждан и с ООО «Земельный ресурс». Легитимация истца на обращение с требованием о признании отсутствующим права федеральной собственности на рисовую систему обусловлена наличием у него прав арендатора земельных участков по договору аренды от 03.02.2014 с ООО «Земельный ресурс», и по договору аренды от 01.12.2008 с собственниками долей в праве общей долевой собственности. В материалы дела также представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности, подтверждающие права арендодателей на переданные ЗАО «Новопетровское» земельные участки, и выписки из ЕГРП, свидетельствующие об актуальности данных прав и арендного обременения в пользу ЗАО «Новопетровское». Теруправление Росимущества зарегистрировало право собственности Российской Федерации на рисовую инженерную систему минуя механизм ее истребования из владения собственников земельного участка и арендатора земельных участков - ЗАО «Новопетровское». Государственная регистрация права собственности на мелиоративную систему за лицом, не владеющим системой и земельным участком, на котором она расположена, нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Рисовая система сельхозпредприятия «Новопетровское» Славянского района Краснодарского края является внутрихозяйственной рисовой оросительной системой. В 1992 году внутрихозяйственная оросительная и коллекторно-дренажная сеть рисовой оросительной системы была передана с баланса Управления Черноерковской рисовой оросительной системы на баланс коллективного сельхозпредприятия «Новопетровское». Земельные участки находятся во владении истца и в собственности физических и юридического лица, но не Территориального управления. Нахождение в собственности одного субъекта мелиоративной системы, используемой несколькими землепользователями на принадлежащих им землях, недопустимо.

              Верховный Суд Российской Федерации, оставляя без изменения решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу №А32-25579/2014, в Определении от 07.04.2016 №308-ЭС15-15218 по делу №А32-25579/2014 указал следующее.

   ЗАО «Новопетровское» является правопреемником рисоводческого совхоза «Новопетровский», которому Исполнительным комитетом Славянского районного Совета народных депутатов в бесплатное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 13316,53 га для сельскохозяйственного использования (государственный акт от 24.01.1983 на право пользования землей серии А-1 N 247530). На данном участке была расположена инженерная рисовая система, переданная по акту от 25.06.1992 на баланс рисоводческого совхоза «Новопетровский» в соответствии с постановлением председателя Правительства Краснодарского края от 25.05.1992 N 266 «О передаче внутрихозяйственных оросительных и осушительных систем на баланс колхозов и совхозов», которое в целях проведения земельной реформы и наделения работников колхозов и совхозов земельными и фондовыми паями, необходимости сохранения внутрихозяйственных оросительных систем предусматривало такую передачу.

После владения спорной инженерной системой рисоводческим совхозом «Новопетровский», впоследствии в связи с приобретением права собственности на земельные участки, в границах которых расположена система, физическими лицами, она ими была передана вместе с земельными участками в аренду обществу.

При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно сделали вывод о том, что право собственности Российской Федерации на рисовую инженерную систему было зарегистрировано минуя механизм ее истребования из владения собственников земельного участка и арендатора земельных участков.

Сохранение оспариваемой регистрации права собственности одного лица на объект как на недвижимую вещь, расположенную на земельном участке, имеющего другого собственника, нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленный статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

   Определением от 09.09.2016 №391-ПЭК16 по делу №А32-25579/2014 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

   Как сказано в данном Определении, «судами первой и апелляционной инстанций установлено, что право собственности Российской Федерации на спорную инженерную рисовую систему зарегистрировано без соблюдения механизма ее истребования из владения собственников-физических лиц и арендатора земельного участка.

Вывод суда округа о принадлежности спорного объекта к федеральной собственности на основании Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» не обоснован, поскольку указанный закон был принят после приобретения работниками совхоза в собственность земельных участков, в границах которых находится инженерная рисовая система.

   Учитывая положения статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, Судебная коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что принятым судом округа судебным актом разорван общий режим регулирования земельного участка и расположенной на нем инженерной рисовой системы».

Таким образом, принципиальное отличие настоящего спора от  дела №А32-25579/2014 состоит в том, что в настоящем деле земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 и расположенная на данном участке рисовая система с кадастровым номером 23:30:1305000:73 принадлежали на праве собственности и принадлежат в настоящее время одному лицу – сначала Российской Федерации, затем – Краснодарскому краю (т. 1, л.д. 71, 158; т. 2, л.д. 358 – 359).

Для регистрации права собственности Российской Федерации, а впоследствии для передачи рисовой системы в собственность Краснодарского края и регистрации на нее права собственности Краснодарского края не требовалось изъятия инженерной рисовой системы из владения собственников земельного участка, поскольку земельный участок находился в федеральной собственности, и ГСП «Светлый путь» также было отнесено к федеральной собственности.

При таких обстоятельствах встречный иск ГСП «Светлый путь» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании отсутствующим права собственности Краснодарского края на рисовую систему с кадастровым номером 23:30:1305000:73 с ее исключением из реестра объектов государственной собственности Краснодарского края не может быть удовлетворен, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67, на котором расположена данная рисовая система, находится в собственности Краснодарского края, а рисовая инженерная система является неразрывно связанной с данным земельным участком и разделяет его правовую судьбу.

Таким образом, в удовлетворении встречного иска надлежит отказать.

Относительно первоначального иска суд отмечает, что право постоянного (бессрочного) пользования ГСП «Светлый путь» на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано не было (т. 1, л.д. 71), что признано конкурсным управляющим в судебном заседании.

Вместе с тем, из приведенных ранее судебных актов следует, что ГСП «Светлый путь» является субъектом права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком как образованного из земельного участка, в отношении которого был выдан государственный акт от 20.11.1979 А-I№247329 на право бессрочного пользования, и данное обстоятельство не оспаривалось ни Теруправлением Росимущества, ни департаментом имущественных отношений Краснодарского края.

   При этом в отношении рисовой системы с кадастровым номером 23:30:1305000:73 было зарегистрировано в ЕГРП право хозяйственного ведения ФГУП «Научно-Исследовательский центр экономических преобразований» в 2012 году (т. 1, л.д. 158), в оспаривании которого ГСП «Светлый путь» отказано вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2015 по делу №А32-33703/2013.

В настоящее время на рисовую систему с кадастровым номером 23:30:1305000:73 зарегистрировано право хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубанские продукты» (т. 2, л.д. 333).

   С учетом изъятия рисовой оросительной системы из конкурсной массы ГСП «Светлый путь», отказа ГСП «Светлый путь» в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67 на право его аренды,  нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 в собственности Краснодарского края и передачи Краснодарским краем расположенной на этом участке рисовой системы в хозяйственное ведение ГУП Краснодарского края «Кубанские продукты», право постоянного (бессрочного) пользования ГСП «Светлый путь» земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67 сохранено быть не может.

   Осуществление ГСП «Светлый путь» хозяйственной деятельности в виде выращивания риса на спорном земельном участке противоречит целям конкурсного производства. Использовать рисовую систему для выращивания риса ГСП «Светлый путь» не вправе, поскольку рисовая система изъята из его конкурсной массы и принадлежит на праве хозяйственного ведения ГУП КК «Кубанские продукты». Утрата рисовой оросительной системы влечет невозможность для ГСП «Светлый путь» использования спорного земельного участка, который представляет собой единое целое с этой системой.

   Суд не может согласиться с доводами конкурсного управляющего ГСП «Светлый путь» об использовании земельного участка в целях, не связанных с производством риса, поскольку спорный земельный участок, как установлено вступившими в законную силу судебными актами, является частью инженерной рисовой системы и образует с ней единую вещь.

   Суд приходит к выводу, что изъятие рисовой системы из конкурсной массы ГСП «Светлый путь» и регистрация на эту систему права хозяйственного ведения сначала ФГУП «НИЦЭП», а затем ГУП КК «Кубанские продукты», влекут прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ГСП «Светлый путь» на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67, обремененный этой инженерной рисовой системой.

   При сохранении существующего положения дел ГСП «Светлый путь», полагающее себя обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не вправе пользоваться инженерной рисовой системой, а ГУП КК «Кубанские продукты», являющееся субъектом права хозяйственного ведения на рисовую систему, не вправе пользоваться земельным участком, находящимся в бессрочном пользовании ГСП «Светлый путь». При этом и земельный участок и рисовая система являются единым целым, неразрывно связаны и не могут использоваться раздельно, независимо друг от друга, для различных целей и разными правообладателями. Целью устройства рисовой инженерной системы являлось улучшение земельного участка, придание ему особых, уникальных свойств, необходимых для выращивания риса в промышленных масштабах, что недостижимо при раздельном правовом режиме рисовой системы - обслуживающей земельный участок и неразрывно связанной с ним составной части - и самого земельного участка. В нынешней ситуации правовой режим земельного участка и рисовой системы разорван, поскольку земельный участок находится в бессрочном пользовании ГСП «Светлый путь», а рисовая система – в хозяйственном ведении ГУП КК «Кубанские продукты».

Поскольку рисовая системы изъята из конкурсной массы ГСП «Светлый путь», суд приходит к выводу, что право постоянного (бессрочного) пользования ГСП «Светлый путь» спорным земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67, обремененного рисовой инженерной системой, не может быть сохранено.

Фактически это право прекратилось еще при изъятии рисовой инженерной системы из конкурсной массы ГСП «Светлый путь», и выражением утраты этого права явилось закрепление рисовой инженерной системы на праве хозяйственного ведения за ФГУП «НИЦЭП».

   При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать право постоянного (бессрочного) пользования ГСП «Светлый путь» земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67 прекращенным (статья 12 ГК РФ).

   Проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизой, выполненной начальником отдела строительно-технических экспертиз ООО «Эксперт» ФИО5 (заключение №4088-Э от 31.03.2016), установлено следующее (тома 3 – 4).

   Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 является многоконтурным, состоящим из 929 контуров. На данном земельном участке проложен трубопровод «Скважина №1 месторождения «Новое» до ГЗУ Чумаковская». Осмотром также установлено прохождение через земельный участок нефтегазопровода, газоконденсатопровода, нефтепровода. На участке расположен комплекс строений и сооружений скважин №1 и №2 ЮМГ, которые находятся в ведении ООО «РН-Краснодарнефтегаз». Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 на момент проведения экспертного осмотра не использовался для целей сельскохозяйственного производства: не выявлено соблюдения севооборота, следов обработки и использования угодий, чеки, каналы и дамбы охарактеризованы наличием обильной поросли разнотравья. Рисовая система ГСП «Светлый путь» является частью Азовской государственной рисовой оросительной системы, основная и большая часть которой расположена на территории хозяйства ГСП «Светлый путь» - около 85%. Исследуемая рисовая оросительная система не является автономной (самостоятельной) по характеру функционирования, является неотъемлемой частью земельного участка, на котором она расположена, представляет собой часть единого межхозяйственного инженерно-мелиоративного комплекса. Источником орошения является река Кубань и повторно используемые сбросные воды, способ подачи воды – механический, водоприемник сточных вод – лиман Курчанский. Подачу воды обеспечивают насосные станции. По периметру исследуемой рисовой системы расположен периферийный (обводной) канал. Идентифицировано 4 типа рисовых карт исследуемой оросительной системы: карты «Краснодарского» типа, карты-чеки с отсечными дренами «Азовского» типа, карты «Кубанского» типа, равновеликие чеки с отсечными дренами. Технически оросительная система состоит из водосборно-сбросной сети – картовых сбросов 1981 года постройки, оросительной сети грунтовой – открытых оросительных каналов 1981 года постройки, коллекторно-дренажной сети 1981 года постройки, коллекторов грунтовых, дренажной сети из грунта, гидротехнических сооружений – переездов, мостов, акведуков, перегораживающих сооружений, водовыпусков в чек, водовыпусков из чека, эксплуатационных дорог из грунта, оградительных дамб из грунта. Рисовая система спроектирована и построена исключительно для данной уникальной местности для целей обеспечения водой части орошаемых полей Азовской государственной рисовой оросительной системы через оросительную сеть и для отвода неиспользованной воды с полей через сбросную сеть. Инженерное гидротехническое сооружение – рисовая оросительная система занимает по площади земельный участок 66 856 660 кв.м. или 6 685,67 га. Четыре существующих объекта нефтедобычи, находящиеся в ведении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» («ГЗУ Чумаковская», «скв. №1, №2 ЮМГ», «скв. №2 Чумаковская», «скв. №3 Чумаковская»), расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:1305000:97, 23:30:1305000:223, 23:30:1305000:221, 23:30:1305000:98 соответственно. Эти четыре земельных участка сформированы таким образом, что не входят в состав земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 (т. 4, л.д. 42 – 68).

   В судебном заседании в ходе допроса эксперта ФИО5 установлено, что фактически земельные участки под объектами нефтедобычи сформированы на территории рисовых чеков.

   Эксперт ФИО5 в судебном заседании также пояснил следующее. Вода подается в рисовую оросительную систему через насосную. Во время осмотра на участке рис не выращивался. Рисовая оросительная система находится в неэксплуатируемом состоянии. Данная оросительная система предназначена исключительно для выращивания риса. На территории рисовой системы стоят нефтедобывающие скважины, сепарационная установка НК «Роснефть». Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 состоит из территории преимущественно рисовых чеков – учетных частей данного многоконтурного земельного участка. Через участок проходят трубопроводы НК «Роснефть». Периферийный обводной канал расположен за границами земельного участка. Расположенная на спорном участке рисовая инженерная система является частью Азовской рисовой оросительной системы. Для того чтобы обрабатывать рисовые чеки, необходимо использование дорог, входящих в инженерную рисовую систему, через которые возможен доступ к рисовым чекам. Инженерная рисовая система расположена в промежутках (разрывах) между рисовыми чеками – частями земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67. Сбросные каналы идут по периметру земельного участка, оросительные каналы расположены в промежутках между рисовыми чеками и в состав земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 не включены. Рисовая система поставлена на самостоятельный кадастровый учет. Фактически весь земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 покрыт инженерной рисовой системой, которая, в свою очередь, является частью Азовской оросительной рисовой системы. Нефтяные скважины стоят на территории рисовых чеков, участки под нефтяными скважинами сформированы из территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67. Технический паспорт не отражает полностью расположение и площадь рисовой инженерной системы, которая занимает большую территорию, чем указана в техническом паспорте. Нефтяные скважины расположены на рисовой системе, непосредственно на чеках, но в кадастре земельные участки под скважинами «вырезаны» из площади рисовых чеков.

   На вопрос суда эксперт пояснил, что земельный участок и рисовая инженерная система представляют единый комплекс, имеют единое назначение. Использование инженерной рисовой системы для каких-либо иных целей не предусмотрено. По мнению эксперта, раздельная эксплуатация рисовых чеков, из которых сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67, и рисовой системы, поставленной на кадастровый учет под кадастровым номером 23:30:1305000:73, невозможна.

   Заслушав пояснения эксперта, арбитражный суд пришел к выводу, что раздельный кадастровый учет земельного участка и рисовой системы не устраняет неразрывной технической связи земельного участка, представляющего собой карты рисовых чеков, и расположенной между этими чеками инженерной рисовой системы, сеть каналов которой функционально обслуживает рисовые чеки, обеспечивая поддержание в них определенного уровня влажности и контролируемую циркуляцию воды.

   Фактическое неиспользование рисовой системы по назначению и выращивание на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:67 культур, не связанных с рисом, или добыча на этом участке нефти, не устраняют единство рисовой системы и земельного участка, для обслуживания которого она создана.

   ГСП «Светлый путь» в подтверждение использования земельного участка для выращивания риса представило договор подряда от 26.09.2014 на выполнение сельскохозяйственных работ с ООО «Агрофирма «Северская», в котором с целью недопущения простоя земель, ухудшения их качества, засорения, подрядчик по заданию заказчика выполняет сельскохозяйственные работы по обработке земельного участка гербицидом сплошного действия (т. 1, л.д. 160 – 161), а также договор подряда от 11.04.2016 на выполнение сельскохозяйственных работ между ГСП «Светлый путь» и ООО «Агрофирма «Северская», по которому подрядчик выполняет весь комплекс сельскохозяйственных работ (механизированных и ручных работ полного цикла) по севу, выращиванию и уборке сельскохозяйственных культур, в том числе, риса на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:67, предусмотренные сезонной необходимостью, с целью недопущения простоя земель, ухудшения их качества, засорения (т. 2, л.д. 63 – 64).

   Между тем, данный договор был заключен только в апреле 2016 года, то есть в процессе рассмотрения настоящего спора, доказательств выращивания ГСП «Светлый путь» риса на спорном земельном участке за предыдущие годы не представлено.

   Как следует из искового заявления, Теруправление просило прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с его ненадлежащим использованием, размещением на участке объектов ПАО НК «Роснефть».

   В результате анализа приведенных судебных актов, обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком фактически прекратилось вследствие изъятия рисовой системы из конкурсной массы ГСП «Светлый путь» и её передачи в хозяйственное ведение ФГУП «НИЦЭП».

   Право постоянного (бессрочного) пользования ГСП «Светлый путь» на спорный земельный участок, не зарегистрированное в ЕГРП, в сложившейся ситуации является чисто номинальным, не дающим ГСП «Светлый путь» тех реальных полномочий, которые заключаются в содержании данного права.

   Суд считает возможным с учетом всех обстоятельств настоящего дела признать право ГСП «Светлый путь» постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67 прекращенным (статья 12 ГК РФ) ввиду невозможности его реализации в отрыве от права на рисовую инженерную систему и возникновения на рисовую инженерную систему права хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия, оспорить которое ГСП «Светлый путь» не удалось. 

   Судом не принимаются пояснения конкурсного управляющего о возможности выращивания ГСП «Светлый путь» риса на спорном земельном участке, поскольку в условиях изъятия из конкурсной массы рисовой инженерной системы и направленности процедуры конкурсного производства на завершение деятельности банкрота с реализацией его имущества на торгах какое-либо длящееся хозяйствование конкурсного управляющего на спорном земельном участке нарушает права и законные интересы Краснодарского края и ГУП КК «Кубанские продукты».

   Правовая позиция конкурсного управляющего, сводящаяся к сохранению права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, направлена, по существу, на прекращение использования спорного земельного участка для выращивания риса, поскольку влечет разрыв правового режима рисовой системы и обслуживаемого ею земельного участка. Кроме того, позиция конкурсного управляющего противоречит выводам, выраженным во вступивших в законную силу судебных актах по ранее упомянутым делам, и установленным этими актами обстоятельствам.

   Напротив, интересы Краснодарского края в лице департамента и ГУП КК «Кубанские продукты» направлены на сохранение уникальных по своим характеристикам земель, входящих в структуру Азовской государственной оросительной системы. 

   Конкурсным управляющим ГСП «Светлый путь» в судебном заседании 30.09.2016 было заявлено ходатайство о назначении комплексной комиссионной судебной строительно-технической, землеустроительной экспертизы для ответа на следующие вопросы: из каких объектов состоит рисовая система, кадастровый номер 23:30:1305000:73, какие гидротехнические сооружения имеются на рисовой системе с кадастровым номером 23:30:1305000:73, применялись ли стройматериалы для строительства рисовой системы с кадастровым номером 23:30:1305000:73, является ли рисовая система с кадастровым номером 23:30:1305000:73 объектом недвижимого имущества.

   Между тем, проведенная по делу судебная экспертиза, назначенная по ходатайству конкурсного управляющего, достаточна для рассмотрения как первоначального, так и встречного исков. Проведение комплексной комиссионной судебной строительно-технической, землеустроительной экспертизы по предложенным конкурсным управляющим вопросам с учетом имеющихся в деле материалов и правовой оценки заявленных требований не приведет к иному результату рассмотрения первоначального и встречного исков.

   Ходатайство конкурсного управляющего ГСП «Светлый путь» от 30.09.2016 о назначении комплексной комиссионной судебной строительно-технической, землеустроительной экспертизы подлежит отклонению.

   Суд приходит к выводу об удовлетворении первоначального иска и об отказе во встречном иске.

   На основании изложенного и руководствуясь статьями 167- 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

              ходатайство конкурсного управляющего государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь» (ОГРН <***> ИНН <***>) от 30.09.2016 о назначении судебной экспертизы отклонить.

              Признать прекращённым право постоянного (бессрочного) пользования государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь» (ОГРН <***> ИНН <***>) земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67, площадью 57 959 456 кв.м., с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, земли сельскохозяйственного назначения, расположенным по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, ГСП «Светлый путь».

В удовлетворении встречного иска государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь» (ОГРН <***> ИНН <***>) к департаменту имущественных отношений Краснодарского краяопризнании отсутствующим права собственности Краснодарского края на рисовую систему, кадастровый номер объекта: 23:30:1305000:73, инвентарный номер, литер: 001513, 1-15, площадью 58 860 000 кв.м., об обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края исключить рисовую систему, кадастровый номер объекта: 23:30:1305000:73, инвентарный номер, литер: 001513, 1-15, площадью 58 860 000 кв.м., из реестра объектов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, – отказать.

              Взыскать с государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь» (ОГРН <***> ИНН <***>) в доход федерального бюджета 10 000 рублей государственной пошлины по первоначальному и встречному искам.

              Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

              Судья                                                                                            А.Л. Назыков