АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-39800/17
17 октября 2017 года г. Краснодар
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика», г. Краснодар
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора : ИП ФИО1, Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный
район, с. Куртат,
3-е лицо : ООО «Арктос-СТК», г. Краснодар
о признании недействительным решения и предписания от 04.09.2017 года № 788, принятые по делу № ЭФ-2181/2017,
при участии:
от заявителя: ФИО2- представителя,
от ответчика: не явился, уведомлен,
от третьего лица ФИО1 : не явился, считается уведомленным,
от третьего лица : ООО «Арктос-СТК» – ФИО3- представителя,
У С Т А Н О В И Л :
Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» (далее заявитель, учреждение, МКУ «Единая служба заказчика») обратилось с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее ответчик, управление, Краснодарский УФАС России) о признании недействительным решения и предписания от 04.09.2017 года № 788, принятые по делу № ЭФ-2181/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований на предмет спора привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1 и ООО «Арктос-СТК».
Заявитель поддержал требования.
Ответчик не явился, уведомлён надлежащим образом, отзыв не представил.
3-е лицо ФИО1 не явился, считается уведомленным надлежащим образом в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
3-е лицо ООО «Арктос-СТК» поддерживает позицию заявителя.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что МКУ МО город Краснодар «Единая служба заказчика» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт ул. Тургенева от ул. Кубанская Набережная до ул. Монтажников в г. Краснодаре», 1 этап» (извещение № 0318300577617000090).
Начальная (максимальная) цена контракта - 385 721 515,00 руб.
В управление поступила жалоба ИП ФИО1 на действия МКУ «Единая служба заказчика».
ИП ФИО1 обжаловал положения документации об электроном аукционе. Так в своей жалобе ИП ФИО1 указывал, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Решением от 04.09.2017 по делу № ЭА-2181/2017 управление признало жалобу ИП ФИО1 обоснованной в части необъективного описания объекта закупки, наличия в проекте контракта разночтений, ввиду следующего.
В «Сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме» установлено:
Позиция 5 «Песок»: истинная плотность зерен 2.0*-2.8* г/см3; содержание зерен крупностью св. 10 мм 0.0*-5.0*% по массе; содержание зерен крупностью св. 5 мм 0.0*-15*% по массе; содержание зерен крупностью менее 0,16 мм 0.0*-20*% по массе.
П. 5.4 ГОСТ 8736-2014 установлено, что при периодических испытаниях песков определяют:
- один раз в год и при каждом изменении свойств разрабатываемой породы истинную плотность зерен, содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, удельную эффективную активность естественных радионуклидов.
В соответствии с п. 6.1 ГОСТ 8736-2014 испытания песка проводят по ГОСТ 8735.
Согласно п.п. 3.1, 3.2 ГОСТ 8735-88 зерновой состав определяют путем рассева песка на стандартном наборе сит. При этом используется следующая аппаратура:
- весы по ГОСТ 29329* или ГОСТ 24104*.
- набор сит по ГОСТ 6613 и сита с круглыми отверстиями диаметрами 10; 5 и 2,5 мм.
- шкаф сушильный.
Позиция 91 «Растворы»: расслаиваемость свежеприготовленных смесей 0*-10%; максимальная температура заполнителей при подогреве не выше 40 °С; водоудерживающая способность растворных смесей 90*-100%; расход цемента на 1 м3 сухого песка при сухом и нормальном режимах помещения 100...200; не нормируется; средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте не менее 500 KI7MJ; влажность растворных смесей 0.0*...0.1* % по массе.
П. 6.6, 6.9, 6.10 ГОСТ 28013-98 установлено, что подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802.
Влажность сухих растворных смесей определяют по ГОСТ 8735.
Позиция 8 «Швеллеры стальные»: расстояние от оси Y-Y до наружной грани стенки от 1.54* до 3.05* см; перекос полки 0*-2.875*мм; плотность стали [7.85] г/см3.
Таблицей 7 «Допустимые значения перекоса полок» ГОСТ 8240-97 установлено:
Параметр | Категория точности | ||
Высокая | Повышенная | Обычная | |
Перекос полки, не более, при ширине полки: До 95 включ. | 0,9 | 1,0 | 1.2 |
Св. 95 | 0,01 | 0,015 | 0,025 |
Таким образом, по мнению управления, заказчиком установлены требования к показателям, значения которых определяются по результатам испытаний, что носит необъективный характер. Кроме того, диапазоны значений показателя «Перекос полки» не соответствуют требованиям ГОСТ.
Позиция 97 «Сталь тонколистовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием»: предел текучести стали 230-290 Н/мм ; временное сопротивление проката 300-680 Н/мм .
Согласно п. 3.10 ГОСТ 14918-80 Механические свойства оцинкованной стали должны соответствовать нормам, указанным в табл.1б.
Оцинкованная сталь | Временное сопротивление разрыву, Мпа | Относительное удлинение, %, не менее, при =80мм для стали толщиной,мм | |||||
Группы | Категории вытяжки | До 0,7 | Св 0,7 до 1,5 | Св. 1,5 до 2,0 | Св. 2,0 | ||
ХШ | Н Г ВГ | 300-490 275-430 255-410 | - - - | 21 23 26 | 22 24 28 | 23 25 29 | 24 26 30 |
ХП, ПК | - | - | 230 | 20 | 22 | - | - |
ОН | - | - | - | - | - | - | - |
Таким образом, установленные заказчиком требования к значениям показателей, противоречат ГОСТ.
Позиция 9 «Смеси бетонные»: марка бетона по морозостойкости - до F200.
В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 класс бетона по морозостойкости устанавливают по первому базовому методу (F), либо по второму (F2). Однако Заказчиком не установлен базовый метод морозостойкости, в связи с чем, невозможно определить соответствие закупаемых товаров (материалов), потребностям Заказчика.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
П. 6.1.13 проекта контракта установлено: В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, Подрядчик обязан предоставить информацию о всех Субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Информация предоставляется Заказчику в срок не позднее двух рабочих дней после заключения Подрядчиком договора с субподрядчиком. Подрядчик несет ответственность перед Муниципальным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядчиками.
При этом в пункте 8.2.4 проекта контракта указано: Подрядчик обязан предоставлять Заказчику и банку сведения о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по настоящему Контракту субподрядчиков (полное наименование, местонахождение (почтовыйадрес), телефоныруководителяи главного бухгалтера, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет) в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения Подрядчиком договора субподряда.
Таким образом, проект контракта содержит разночтения, что является нарушениемчасти 3 статьи 7 Законаоконтрактнойсистеме.
МКУ «Единая служба заказчика» выдано предписание от 04.09.2017 № 788 по делу № ЭА-2181/2017, согласно которому необходимо устранить нарушения части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии), и внесения изменений в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и решения по делу от 04.09.2017 № ЭА-2181/2017.
Не согласившись с решением и предписанием учреждение обратилось в арбитражный суд.
При принятии решения суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения управления закону или иному нормативному правовому акту.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Заявитель жалобы в Краснодарское УФАС России ИП ФИО1 не подавал заявку на участие в аукционе, при проведении электронного аукциона ему не чинились препятствия при подаче заявки, а жалоба, с которой он обратился в Краснодарское УФАС России, не связаны с порядком размещения информации о проведении электронных аукционов, равно как и с порядком подачи заявок на участие в них.
В жалобе не указано, каким образом права, и законные интересы ИП ФИО1 могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе право обжалования в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки имеют любые участники закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
На участие в электронном аукционе была подана заявка от ООО «Арктос-Строительно-Торговая Компания», таким образом, ИП ФИО1 не является участником электронного аукциона. К жалобам ИП ФИО1 не приложены какие-либо документы, подтверждающие их обоснованность, в том числе в части нарушения прав и законных интересов участников закупки.
Управление пришло к выводу, что заказчиком установлены требования к показателям, значения которых определяются по результатам испытаний, что носит необъективный характер..
В силу положений части 2 статьи 24 и части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе аукцион в электронной форме (электронный аукцион) относится к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и под ним понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченно-му кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о про-ведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, данная норма допускает в случае необходимости указывать в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки при условии отсутствия ограничения количества участников закупки.
В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна со-держать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Муниципальным заказчиком - МКУ «Единая служба заказчика» в единой ин-формационной системе в сети интернет http://zakupki.gov.ru/ размещено извещение № 0318300577617000090и документация электронного аукциона: «Выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт ул. Тургенева от ул. Кубанская Набережная до ул. Монтажников в г. Краснодаре», 1 этап».
В аукционной документации МКУ «Единая служба заказчика» установлены требования к отдельным товарам, используемым в процессе выполнения работ:
Позиция 5 «Песок»: истинная плотность зерен 2.0*-2.8* г/см ; содержание зерен крупностью св. 10 мм 0.0*-5.0*% по массе; содержание зерен крупностью св. 5 мм 0.0*-15*% по массе; содержание зерен крупностью менее 0,16 мм 0.0*-20*% по массе.
Несоответствие ГОСТУ требований заказчика управлением не установлено.
Позиция 91 «Растворы»: расслаиваемость свежеприготовленных смесей 0*-10%; максимальная температура заполнителей при подогреве не выше 40 °С; водоудерживающая способность растворных смесей 90*-100%; расход цемента на 1 м сухого песка при сухом и нормальном режимах помещения 100...200; не нормируется; средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте не менее 500 кг/м2; влажность растворных смесей 0.0*...0.1* % по массе.
Несоответствие ГОСТУ требований заказчика управлением не установлено.
Позиция 8 «Швеллеры стальные»: расстояние от оси Y-Y до наружной грани стенки от 1.54* до 3.05* см; перекос полки 0*-2.875*мм; плотность стали [7.85] г/см .
Несоответствие ГОСТУ требований заказчика управлением не установлено.
Позиция 97 «Сталь тонколистовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием»: предел текучести стали 230-290 Н/мм ; временное сопротивление проката 300-680 Н/мм2.
Несоответствие указанных требований ГОСТу управление не доказало.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Между тем с учетом значимости предмета аукциона для жителей Краснодарского края заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Улица Тургенева в отсутствие западного обхода г. Краснодара со стороны Республики Адыгея через р. Кубань является центральной магистралью для проезда большого количества транспортных средств, том числе крупногабаритных.
Позиция 9 «Смеси бетонные»: марка бетона по морозостойкости - до F200.
Требования заказчика к бетонным смесям задают необходимое качество к данному материалу. В соответствии с ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия:" 4.3 Условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений: бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие В25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4: БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010....*
Несоответствие ГОСТУ требований заказчика управлением не установлено.
Таким образом, требования к "Классу прочности" и "Марке по морозостойкости" являются стандартными требованиями, удовлетворяющими потребностям Заказчика, а также характеристиками материала, необходимыми для качественного выполнения работ в соответствии с проектно-сметной документацией. Закупка товара потенциальным подрядчиком производится на основании необходимости использования материала именно с такими характеристиками.
Подробное описание объекта закупки в документации обусловлено необходимостью достижения целей эффективного использования источников финансирования, и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Задачей законодательства о закупках является, прежде всего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности.
С учетом вышеизложенных доводов суда, суд приходит к выводу о том, что действия заказчика, установившего в аукционной документации определенные требования к мастике, не противоречат положениям Закона № 44-ФЗ, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к применению при выполнении работ, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика, что не запрещено нормами Закона № 44-ФЗ.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к материалу не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности использовать материал, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Требования к участникам закупки могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, что бы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.
Указанный подход согласуется с практикой Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу № А40-3315/2016.
В отличие от указанного выше дела, где повышенные требования были связаны с работами в условиях строительства в Северо-Западной части Якутии при температуре зимой -45 градусов, в рассматриваемом деле планируется строительства объекта в южном регионе. В летний период эксплуатации температура в летний период в г. Краснодаре достигает 50 градусов, зимой до -20 градусов.
Между тем из оспариваемого решения Краснодарского УФАС России не следует вывод антимонопольного органа, что спорные требования, указанные в аукционной документации включены в неё в интересах определенного хозяйствующего субъекта.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации, утвержденной заказчиком требования к материалу, создали одному участнику размещения заказов преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников размещения заказа, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа, в материалы дела не представлено.
Незначительные недостатки не нарушили прав потенциальных участников торгов, положения документации не вводят в заблуждение таких участников. Кроме того, у Заказчика отсутствовали намерения использовать спорные недостатки в целях незаконного ограничения количества участников торгов при проведении данного аукциона.
П 6.1.13 проекта контракта установлено: В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации,- Подрядчик обязан предоставить информацию о всех Субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Информация предоставляется Заказчику в срок не позднее двух рабочих дней после заключения Подрядчиком договора с субподрядчиком. Подрядчик несет ответственность перед Муниципальным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядчиками.
При этом в п. 8.2.4 проекта контракта указано: Подрядчик обязан предоставлять Заказчику и банку сведения о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по настоящему Контракту субподрядчиков (полное наименование, местонахождение (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет) в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения Подрядчиком договора субподряда.
Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу, что проект контракта содержит разночтения, что является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 № 5 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию (далее - постановление).
Таким образом, если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает 100 млн. рублей, проект контракта должен содержать обязанность поставщика, подрядчика, исполнителя) предоставлятьинформациюобовсехсоисполнителях, субподрядчиках, заключившихдоговорилидоговорыспоставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 про-центов цены контракта.
Следовательно, в соответствии с п. 6.1.13 контракта Подрядчик обязан проинформировать Заказчика о субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, не конкретизирую какие-либо сведения о субподрядчиках.
На основании части 1 статьи 35 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Указанный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 № 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (вместе с Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов) (далее соответственно - Постановление № 963, Правила).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил, банковское сопровождение контракта - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - поставщик) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее - соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами (далее - договор о банковском сопровождении).
Согласно подпункта «а» пункта 6 Правил Условия сопровождаемого контракта, предусматривающие привлечение поставщиком банка в целях банковского сопровождения такого контракта, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, включают: а) следующие обязанности поставщика:
определять в договорах, заключаемых с соисполнителями, условия осуществления расчетов в рамках исполнения обязательств по таким договорам на отдельном счете для проведения операций, включая операции в рамках исполнения контракта, открытом в банке, осуществляющем сопровождение контракта;
предоставлять заказчику и банку сведения о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях (полное наименование соисполнителя, местонахождение соисполнителя (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет).
Таким образом, п. 8.2.4. проекта контракта обязывает подрядчика конкретные сведения (полное наименование соисполнителя, местонахождение соисполнителя (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет) ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее - соисполнители), в части исполнения обязательств о привлекаемых им субподрядчиках в рамках банковского со-провождения.
На основании вышеизложенного, пункт 6.1.13 проекта контракта устанавливает обязанность проинформировать Заказчика о договорах с субподрядчиками цена которых 10 процентов цены контракта, п. 8.2.4. проекта контракта устанавливает обязанность предоставить конкретные сведения (полное наименование, местонахождение (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет) в рамках банковского сопровождения, таким образом, данные пункты не противоречат друг другу и не вводят участников в заблуждение.
Проект контракта не содержит разночтений, следовательно, заказчиком не нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу пункта 2 статьи 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
На основании вышеизложенного следует вывод о том, что обратившись с жалобой в Краснодарское УФАС России, ИП ФИО1 злоупотреблял своими правами, так как у него отсутствовали намерения на участие в закупке.
Аналогичные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2017 г. по делу № А63-8193/2016.
Согласно статье 1 протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
Принятое управлением решение не обеспечивает разумного баланса публичных и частных интересов, в связи с чем противоречит статье 1 Протокола N 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При таких обстоятельствах оснований для признания необоснованной жалобы ФИО1 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд решением управления от 4.09.2017 по делу №ЭА-2181/2016 не имелось.
С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 182 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, подлежат немедленному исполнению.
Решение по рассматриваемому делу подлежит немедленному исполнению.
Поскольку заявителю при обращении в суд предоставлялась отсрочка, а ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, то вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 29, 71, 167-171, 176, 201, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4.09.2017 г., предписание №788 по делу №ЭА-2181/2017, как не соответствующее статье 1 Протокола № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика».
Решение по делу подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья И.П.Гонзус