АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-39853/2017
14 ноября 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 14 ноября 2017 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Дуб С.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Повериновой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО СОЧИ» (ОРГН 1082317001117, ИНН <***>), г. Горячий Ключ,
к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 7 по городу Краснодарскому краю, г. Сочи,
о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 7 по городу Краснодарскому краю № 82 от 08.09.2017
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился, уведомлен,
от заинтересованного лица: ФИО1 – по доверенности от 12.01.2017,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО СОЧИ» обратилось в суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 7 по городу Краснодарскому краю, о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России № 7 по городу Краснодарскому краю № 82 от 08.09.2017.
Заинтересованное лицо по требованию возражал.
Заявитель в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте проведения заседания.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Постановлением и.о. начальника инспекции, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса ФИО2, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой Службы № 7 по Краснодарскому краю № 82 от 08.09.17 (далее по тексту Постановление) ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО СОЧИ» (далее Общество) признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5. КоАП РФ.
Заявитель считает, что Постановление вынесено с нарушением требований законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд, исследовал материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.14.5 КоАП РФ применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч.4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7 ст.210 АПК РФ).
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ, выступает установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов. Состав правонарушения является формальным, наступления вредных последствий не требуется. Объективную сторону образуют действия, которые содержатся в диспозиции ч.4 ст.14.5 КоАП РФ, в том числе действие, выразившееся в применении контрольно- кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям.
Пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ установлена обязанность применения на территории Российской Федерации организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.
В п.1 ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ указано, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно- кассовой техники.
Пользователи обязаны, в том числе, выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (абз.4 п.2 ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ).
В силу п.1 ст.4 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ контрольно-кассовая техника должна отвечать следующим требованиям: иметь корпус; иметь заводской номер, нанесенный на корпус; иметь внутри корпуса часы реального времени, а также устройство для печати фискальных документов.
При этом в контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно- кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов; осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера контрольно- кассовой техники, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в контрольно-кассовую технику; обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона; обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении контрольно-кассовой техники содержать фискальный накопитель внутри корпуса; передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса; обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме; исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета; обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого фискального накопителя, включенного в реестр фискальных накопителей, любому оператору фискальных данных сразу после записи фискальных данных в фискальный накопитель, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов (по которым не было получено подтверждения оператора); обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»; обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или бланка строгой отчетности; принимать от технических средств оператора фискальных данных подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде; информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а также о неисправностях в работе контрольно-кассовой техники; обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа «отчет о текущем состоянии расчетов» в любое время (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет», в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует); обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса контрольно-кассовой техники, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет», в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует) и (или) передачу в электронной форме; исполнять протоколы информационного обмена, указанные в пункте 6 статьи 4.3 настоящего Федерального закона.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные технические требования к контрольно-кассовой технике (п.3 ст.4 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №470 утверждено «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», в силу пп. и п.3 которого контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
В силу абз.4 п.1 ст.4.7 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ кассовый чек исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, должен содержать в том числе дату, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети «Интернет»- адрес сайта пользователя).
Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» от 08.01.1992 №23 (раздел 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 №2/56-2000).
Таким образом, применяемая контрольно-кассовая техника должна быть исправной, а также иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
Действующая редакция Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» от 08.01.1992 №23 устанавливает лишь порядок определения времени для железнодорожного, водного, междугородного автомобильного, воздушного транспорта, междугородной телефонной и телеграфной связи на территории Российской Федерации, а также счет судового времени в море и при нахождении судов на рейдах и в портах.
Согласно п.1 ст.5, п.п.1-3 ст.6 Федерального закона от 03.06.2011 №107-ФЗ «Об исчислении времени» (далее по тексту - Федеральный закон от 03.06.2011 №107-ФЗ) на территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учетом границ субъектов Российской Федерации.
Московское время служит исходным временем при исчислении местного времени. Числовые значения местного времени в разных часовых зонах отличаются на целое число часов. Счет минут и секунд во всех часовых зонах одинаков. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли распространяет информацию о точном значении московского времени и календарной дате, а также эталонные сигналы времени с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и спутниковых систем связи (в части передачи сигналов времени), радиосвязи (включая специализированные радиостанции), радиовещания и телевидения (включая спутниковое).
Информация о точном значении московского времени и календарной дате, а также эталонные сигналы времени формируются на основе национальной шкалы времени Российской Федерации. Информация о точном значении московского времени и календарной дате, распространяемая Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, является официальной и общедоступной.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, контрольно- кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно- кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по контрольно - кассовым машинам было принято решение (Раздел II протокола N 2/56-2000 от 15.06.2000 "Об установке даты и времени в контрольно - кассовых машинах"), в части обеспечения контроля пользователями ККМ, за печатью контрольно - кассовыми машинами на чеках и контрольной ленте, надлежащих даты и времени покупки (оказания услуги).
Отклонение времени на контрольно - кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" от 8 января 1992 года N 23.
Дата и время устанавливаются пользователями ККМ, согласно "Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и эксплуатационной документации на конкретные модели контрольно-кассовых машин". Разделом III Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин - "Подготовка кассовых машин к работе" определена последовательность действий директора (заведующего) предприятия либо его заместителей, дежурного администратора, кассира (контролера - кассира, продавца и др. лиц, допущенных к работе на ККМ) перед началом работы на кассовой машине.
Пунктом 3.8.1 установлено, что перед началом работы на кассовой машине директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан: - оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), данные на контрольной ленте заверить подписями и закрыть замок показаний денежных счетчиков; - дать указание кассиру (контролеру - кассиру, продавцу и др.) о начале работы, убедившись в исправности машины и готовности рабочего места к началу работы.
В п. 3.8.2 указано, что перед началом работы на кассовой машине кассир (контролер - кассир, продавец и др. лица, допущенные к работе на ККМ) обязан: - проверить исправность блокирующих устройств, заправить чековую и контрольную ленту, установить дататор на текущую дату, перевести нумератор на нули; - напечатать два-три чека без обозначения суммы (нулевых) с целью проверки четкости печатания реквизитов на чековой и контрольной лентах и правильность установки дататора и нумератора. 7 Расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем более чем на пять минут является нарушением требований ст. 2, 4 и 5 Закона N 54-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 11.08.2017 г., в 14 часов 10 мин., при проведении проверки в отношении ОП ООО «СБСВ-Ключавто» ИНН <***>/КПП232045001, осуществляющего деятельность в автосалонах «Тойота» и «Лексус» по адресу: <...>, лит. «Д» выявлено, что 01.08.2017, при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа (платежных карт) за оказание услуг технического обслуживания автомобилей на сумму 5 870,00 руб., контрольно-кассовая техника «Атол 77 Ф» заводской номер 00106901151378 не обеспечила в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства по передаче распоряжений кредитной организации.
Разница составила 3 минуты. Контрольная оплата платежа 17 час. 56 мин. Выписка операции по банку 17 час. 59 мин.
Таким образом, по мнению заявителя, ООО «СБСВ-Ключавто» не обеспечило в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации, тем самым, допустило применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, для привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.15 КоАП РФ административный орган обязан доказать факт правонарушения.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Событие - один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений.
Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.
В силу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
По смыслу ст.1.5 КоАП РФ бремя доказывания вины лежит на административном органе. Доказательствами по делу согласно ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В рассматриваемом случае, суд полагает, что материалы дела не содержат документально подтвержденных сведений об установлении информации о точном значении местного времени на основе национальной шкалы времени Российской Федерации и информации, официально распространяемой Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона от 03.06.2011 №107-ФЗ.
Из материалов дела невозможно определить источник сведений Инспекции о фактическом времени и судить о соответствии этого времени точному значению, ввиду чего не представляется возможным установить, имелось ли при совершении расчетно- кассовых операций реальное отклонение во времени и значение этого отклонения.
Кроме того, следует иметь ввиду, что платеж на сумму 5 870,80 руб. осуществлен через ККТ Сбербанка, что подтверждается контрольной лентой от 01.08.2017.
Таким образом, суд делает вывод, что административным органом не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО СОЧИ» события административного правонарушения.
В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, административный орган в нарушение требований ст.ст. 65, 204 АПК РФ не представил суду надлежащих доказательств наличия обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого постановления, у Инспекции отсутствовали достаточные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является 11 законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, постановление от 08.09.2017 № 82 подлежит признанию незаконным и отмене.
Указанные выводы содержатся в Постановлении Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу № А48-2005/2017.
Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 156, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать постановление № 82 о назначении административного наказания от 08.09.2017 незаконным и отменить его полностью.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в сроки и в порядке, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья С.Н. Дуб