ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-3997/2011 от 22.04.2011 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-3997/2011

22 апреля 2011 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Руденко Ф.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО «Краснодар Водоканал», г. Краснодар

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар

о признании незаконным и отмене постановления № 05-88-01-ГН-3 от 18.02.2011 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность л.д. 55, удостоверение

ФИО2 – доверенность л.д. 54, паспорт

от ответчика: ФИО3 – доверенность л.д. 33, удостоверение

при ведении протокола открытого судебного заседания помощником судьи Гридасовой К.С.

Установил

ООО «Краснодар Водоканал», г. Краснодар обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 05-88-01-ГН-3 от 18.02.2011 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Для представления ответчиком документальных и письменных пояснений по доводу о возможности по одному акту проверки составления двух протоколов одной статье КоАП РФ (один или несколько объектов правонарушения) в судебном заседании объявлен перерыв до 22.04.2011 в 13-40 час.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель в судебном заседании поддерживает заявленные требования, настаивает на их удовлетворении.

Ответчик в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на основании распоряжения № 1.09/790 от 05.02.2010 г в период с 10.02.2010 г. по 11.03.2010 г. проведена внеплановая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал».

По результатам проверки составлен акт проверки № 05-004-03-ГН-1 от 16.03.2010 г., в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного законодательства, а именно:

1. ст. 9, ст. 11, ст. 12, ст. 15, 19 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».

2. ст. ст. 17, 34, 35, 36, 39, 51, 73 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды».

3. ст. 17 ФЗ от 24.06.1998г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. ГОСТ 17.4.3.07-2001 «Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам сточных вод при использовании их в качестве удобрений».

5. СанПиН 2.1.7.573-96 «Гигиенические требования к использоыванию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения».

6. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

7. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 05-004-10-ГН-1 от 05.04.2010 г., ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Постановлением № 05-004-10-ГН-З от 07.05.2010 г. общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде 250 тыс. рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2010 г. постановление, № 05-004-10-ГН-З от 07.05.2010 г. признано незаконным. Из постановления от 07.05.2010 не следует, что общество является специализированным по обращению с отходами. Таким образом, отсутствуют основания для квалификации действий общества по ст. 8.2 КоАП РФ.

16.03.2010 г. при проведении внеплановой выездной проверки установлено, что предприятием ООО «Краснодар Водоканал» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.

Совершённое правонарушение выразилось в том, что на момент проведения проверки ООО «Краснодар Водоканал» не обеспечивает безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов (места временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"). Так в соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. В нарушение указанных требований:

- баки ТБО не оборудованы крышками; в баках хранится мусор не сортированный, в том числе тара ЛКМ, тара из под масел, ветошь загрязненная маслами и обтирочный материал загрязненный маслами (место" хранения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО «Краснодар Водоканал» закрытый металлический контейнер на бетонированной площадке); люминесцентные лампы (место хранения в соответствии с лимитами на размещение отходов 000 «Краснодар Водоканал» производственное помещение герметичный специализированный контейнер); отработанные покрышки хранятся и размещаются на открытом грунте, на открытой асфальтовой площадке, в ямах (место хранения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО «Краснодар Водоканал» крытая бетонированная площадка); резиноасбестовые отходы размещаются на открытом грунте (место хранения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО «Краснодар Водоканал» крытая бетонированная площадка); мусор от бытовых помещений и уборки территории открытый грунт, ямы (ОСК-2, ул. Думенко, 2) (место хранения в соответствии с лимитами на-размещение отходов ООО «Краснодар Водоканал» бетонированная площадка -в специализированном контейнере ТБО); резиновые изделия незагрязненные потерявшие потребительские свойства размещаются на открытом грунте (место хранения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО «Краснодар Водоканал» бетонированная площадка в металлическом контейнере); лом черных металлов размещается на открытом грунте (место хранения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО «Краснодар Водоканал» бетонированная площадка в металлическом контейнере)

в ходе обследования территории установлен факт несанкционированного размещения строительных отходов совместно с бытовыми отходами на открытом грунте.

- на территории предприятия, на открытом грунте с нарушением, правил хранения, размещаются отработанные автошины (от автомобилей различных марок), потерявшие потребительские свойства, отработанные люминесцентные лампы.

- отходы лома черных металлов, отработанные детали транспортных средств загрязнённые нефтепродуктом размещаются на территории предприятия на открытом грунте, на площадках, не оборудованных навесом.

Правила и условия по сбору, хранению и размещению отходов определенные в «Лимитах на размещение отходов ...» не выполняются.

ООО «Краснодар Водоканал» представлены журналы учета образования; движения отходов на территории ОСК-1, ОСК-2, автотранспортного цеха, журнал учета ТБО производственной площадки ул. Каляева, 198 и журнал учета движения ртутных ламп производственной площадки ул. Каляева, 198. Учет образования, движения отходов по производственным площадкам ООО «Краснодар Водоканал» ведется не достоверно, так учет ТБО и люминесцентных ламп, металлолома ведется только на производственной площадке ул. Каляева, 198. а образуется на всех производственных площадках ООО «Краснодар. Водоканал» ОСК-1, ОСК-2, автотранспортный цех.

На территории ОСК-2 расположен автотранспортный участок, ведение учета образовавшихся отходов на котором отсутствует в том числе: металлолома, ламп отработанных люминесцентных, покрышек отработанных, масел автомобильных отработанных, масел компрессорных отработанных,, ветоши загрязненной маслами, всплывающая пленка из нефтеуловителя, эмульсии и эмульсионные смеси, металлической стружки. На производственных цехах ОСК-1 и ОСК-2 не ведется учет отходов при механической и биологической очистке сточных вод, отработанных покрышек, лома черных металлов, ламп отработанных люминесцентных.

На момент проведения проверки лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами ООО «Краснодар Водоканал» отсутствует. Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю отказано ООО «Краснодар Водоканал» в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого обществом при обращении с отходами (исх. №01-4/20258 от 21.12.09г.), данное заключение необходимо для подачи документов в Северо-Кавказское Управление" Ростехнадзора на соискание лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами.

ООО «Краснодар Водоканал» представлен приказ № 03.02.03-5 от 29.01.2010 г. о лицах, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности с приложением документов подтверждающих обучение по повышению квалификации на право обращения с опасными отходами: начальник цеха биологической очистки ФИО4; начальник административно-хозяйственного отдела ФИО5.; начальник автотранспортного цеха ФИО6; заведующий складом ФИО7; начальник цеха транспортировки сточных вод ФИО8 Документы подтверждающие прохождение обучения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности должностных лиц, ответственных за принятие решений, связанных с охранной окружающей среды, не. представлены. Документы, подтверждающие обучение по повышению-квалификации на право обращения с опасными отходами начальника управления водоотведения ФИО9., начальника энерго-механического отдела, главного энергетика ФИО10, допущенные к обращению с опасными отходами приказом от 27.05.2009г. от №03.02-348, отсутствуют. Документы, подтверждающие обучение по повышению квалификации на право обращения с опасными отходами, работников автотранспортного цеха (в том числе автотранспортного участка ОСК-2), работников цеха биологической очистки отсутствуют.

В ходе проверки выявлены факты размещения ООО «Краснодар Водоканал» отхода механической и биологической очистки сточных вод на открытом грунте на территории ОСК-2 (место хранения в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО «Краснодар Водоканал» иловая площадка) в массе 3232 т. На осадок, размещенный на открытом грунте производственной площадки ОСК-2 в нарушение лимитов на размещение отходов предоставлен экологический сертификат соответствия: осадки городских сточных вод очистных сооружений канализации № 2 (ОСК-2) г. Краснодар, подсушенные в естественных условиях на иловых площадках в течение 2-х и более лет и соответствует следующим нормативным документам: 4 класс опасности, ГОСТ" 17.4.3.07-2001 «Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам сточных вод при использовании их в качестве удобрений», СанПиН 2.1.7.573-96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения»; СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и паспорт качества осадка подсушенного в естественных условиях на иловых площадках в течение 2-х и более лет место отбора проб иловые карты. В соответствии с  проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Краснодар Водоканал» от 01.01.2007 г. на ОСК-2 применяется следующее технологическое, насосное и вспомогательное оборудование в составе сооружений очистки: ГКНС-1, ГКНС-2, песколовки 4 шт., отстойники первичные - 4 шт., отстойники вторичные - 5 шт., иловая насосная станция, здание центрифуг (цех механического обезвоживания - осадок обезвоживается), дегельмитизаторы - 2 шт. (обеззараживание), насосонад. станция сырого осадка, аэротенки - 4 секции, хлораторная, иловые площадки . 12,3 г.) в соответствии с технологическим регламентом ОСК-2 от 2009 г. цех механического обезвоживания (осадок обезвоживается) не функционирует, дегельмитизаторы - 2 шт. обеззараживание осадка на данном оборудовании обществом не ведется, что не соответствует проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Краснодар Водоканал» от 01.01.2007 г.

Сотрудниками НИИ ПЭЭ был произведен отбор проб отходов размещенных на открытом грунте участки № 1 и № 2 (наименование отходов -осадок очистных сооружений механической и биологической очистки сточных вод), о чем был составлен акт отбора проб отходов № 5 от 02.03.2010 г.

Для подтверждения класса опасности отходов и определения соответствия отходов требованиям ГОСТ 17.4.3.07-2001, СанПиН 2.1.7.573-96 были произведены количественный химический анализ, биологические исследования и биотестирование отхода, в соответствии с чем составлены соответствующие протоколы.

Согласно протоколу КХА № 7 от 15.03.2010 г., протоколам биотестирования отходов № 708, № 709 от 15.03.2010 г. исследуемые отходы по содержанию химических веществ соответствуют требованиям нормативных документов и относятся к 3 классу опасности (умеренно опасные отходы).

По результатам биологических исследований (протоколы № 8, № 8.1 от 15.03.2010 г.) отмечено наличие геогельминтов в исследуемых отходах, что не допускает использование отхода в качестве органического удобрения, для рекультивации нарушенных земель и производства почвогрунтов.

ООО «Краснодар Водоканал» на данный отход отсутствуют: лимиты на размещение отхода; паспорт класса опасности на отход.

По данному факту, 11.02.2011 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении ООО «Краснодар Водоканал» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ.

18.02.2011 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление о признании ООО «Краснодар Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и назначении административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

ООО «Краснодар Водоканал»,не согласившись с данным постановлением, обратилось арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Изучив представленные сторонами доказательства, сверив копии документов, имеющихся в материалах дела с подлинниками, переданными на обозрение, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 6,7 ст. 210 АПК РФ, суд, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Возможность привлечения неспециализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена в статье 8.1 Кодекса.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).

Согласно части 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду законодательством устанавливаются нормативы их образования и лимиты на размещение (статья 24 Закона об охране окружающей среды).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определяет Закон об отходах.

Статьей 11 Закона об отходах установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и другие действия.

Порядок разработки и утверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяют Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.

Требования к обращению с опасными отходами установлены в статье 14 Закона об отходах. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 14 Закона хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На эти виды отходов должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об отходах лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В материалы дела не представлено документальное опровержение несоблюдения обществом экологических требований при эксплуатации предприятия, сооружений и иных объектов, однако заявитель уже привлечен в рамках акта проверки (объект проверки, тот же что и в оспариваемом постановлении) от 16.03.2010 № 05-004-03-ГН-1, (на основании которого вынесено и оспариваемое постановление) по ст. 8.1 КоАП РФ (решением АСКК от 30.06.2010 по делу № А32-14689/2010, оставленным без изменения постановлением ФАС СКО от 22.09.2010, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар № 05-004-10-ГН-З от 07.05.2010 г. – вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, в том числе акта проверки от 16.03.2010 № 05-004-03-ГН-1 признано незаконным. Из постановления от 07.05.2010 не следует, что общество является специализированным по обращению с отходами, отсутствуют основания для квалификации действий общества по ст. 8.2 КоАП РФ. Возможность привлечения неспециализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена в статье 8.1 Кодекса - постановление ФАС СКО от 22.09.2010 по делу № А32-14689/2010).

Таким образом, в общество дважды привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ на основании одного акта проверки № 05-004-03-ГН-1 от 16.03.2010 (объект один, и тот же) постановлениями от 07.05.2010 № 05-004-10-ГН-3 и от 18.02.2011 №05-88-01-ГН-3.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требования ООО «Краснодар Водоканал» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар № 05-88-01-ГН-3 от 18.02.2011 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также ст.ст. 4, 71, 133-137, 153, 163, 167-170, 176, 189, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г.Краснодар №05-88-01-ГН-З от 18.02.2011г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал», г.Краснодар к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ф.Г. Руденко