АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. (861) 293-81-03
сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-40236/2016
24 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 08.10.2018. Полный текст решения изготовлен 24.10.2018.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Семушина А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агирбовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы КФХ индивидуального предпринимателя ФИО1, Краснодарский край
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельных участков, обязании принять решение
третье лицо: администрация муниципального образования Кавказский район Краснодарского края, ПАО «Газпром», ГКУ КК «Краснодаравтодор», ООО «Газпром трансгаз Краснодар», ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 по доверенности
от заинтересованного лица – ФИО3, ФИО4 по доверенности
от третьих лиц – не явились
У С Т А Н О В И Л:
Глава КФХ индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края (письмо от 19.08.2016 №52-21340/16-32-20 «Об отказе в предоставлении государственной услуги») предоставить ИП ФИО1 главе КФХ в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 95999,35 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0301000:145, участок находится примерно в 3500 м. по направлению на юго-запад от ориентира х. Привольный, Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК им. Мичурина (участок №198), расположенного за пределами участка, обязании департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении ИП ФИО1 главе КФХ государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 95999,35 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0301000:145, участок находиться примерно в 3500 м. по направлению на юго-запад от ориентира х. Привольный, Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК им. Мичурина (участок №198), расположенного за пределами участка, расположенного в границах участка и направить в адрес ИП ФИО1 главе КФХ в течение месяца со дня вступления в законную силу решение с предложением о заключении договора купли-продажи земельного участка. Требования мотивированны тем, что тем, что предприниматель имеет право на предоставление земельных участков в собственность за плату в связи с их непрерывным надлежащим использованием на условиях аренды с 1998 года по настоящее время
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 02.10.2018 до 08.10.2018, публичное извещение о котором было опубликовано в сети интернет http://krasnodar.arbitr.ru/ согласно требованиям п.13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках».
В судебном заседании, продолженном после перерыва, был допрошен эксперт по вопросам проведенной экспертизы.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявления КФХ «Огнянниково» постановлением администрации Кавказского района Краснодарского края от 16.03.1998 №181 «О продлении срока аренды земельного участка КФХ «Огнянниково» было принято решение о продлении срока аренды земельного участка общей площадью 9.8 га на пять лет.
29.06.1998 между администрацией Кавказского района и КФХ «Огнянниково» подписан договор аренды земель сельскохозяйственного назначения № 5678, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду без права выкупа земельный участок общей площадью 9,8 га для сельскохозяйственного использования сроком на пять лет.
В соответствии с п. 3.1 указанного договора аренды арендатор имеет право на возобновление договора аренды земли по истечении срока его действия (при согласии арендодателя).
Постановлением главы администрации Кавказского района от 29.10.1999 № 1142 зарегистрировано изменение правового статуса крестьянско-фермерского хозяйства «Огнянниково – 2» в сельскохозяйственный производственный кооператив «Огняниково – 2».
02.04.2007 между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и администрацией муниципального образования Кавказский район с одной стороны и СПК «Огняниково 2» с другой было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с переуступкой прав и обязанностей арендодателя по договору от 29.06.1998 №5678, в соответствии с которым СПК «Огнянниково 2» был предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения, в том числе участок площадью 95999,35 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0301000:145, местоположение: установлено относительно ориентира х. Привольный, Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК им. Мичурина (участок №198), расположенного за пределами участка.
Согласно п. 1.3 дополнительного соглашения, настоящий договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя к арендатору с даты принятия постановления администрации района от 16.03.1998 №181 «О продлении срока аренды земельного участка КФХ «Огняниково».
Во исполнение постановления главы муниципального образования Кавказский район Краснодарского края от 29.03.2007 №293 «О заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения Краснодарского края» между администрацией муниципального образования Кавказский район и СПК «Огнянниково 2» заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.09.2007 № 8809000010, в соответствии с которым СПК «Огняниково-2» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 95 999,35 кв.м., категории земель земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:09:0301000:0145, находится примерно в 3500 м. по направлению на юго-запад от ориентира х. Привольный, Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК им. Мичурина (участок №198), расположенного за пределами участка
В соответствии с п. 1.3 данного договора он является единственным документом, подтверждающим передачу участков от арендодателя арендатору с момента издания постановления главы Кавказского района от 16.03.1998 №181 «О продлении срока аренды земельного участка КФХ «Огнянниково».
В соответствии с п. 6.2 договор аренды от 17.09.2007 № 8809000010 заключен сроком до 02.04.2012 и прекращает свое действие по истечении срока аренды.
По соглашению от 19.03.2010 сельскохозяйственный производственный кооператив «Огняниково 2» уступил крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Огняниково» права и обязанности арендатора по договора от 17.09.2007 № 8809000010 земельного участка с кадастровым номером 23:09:0301000:0145, площадью 95 999,35 кв.м.
По дополнительному соглашению от 09.04.2012 к договору аренды земельного участка от 17.09.2007 № 8809000010 администрация муниципального образования Кавказский район и глава КФХ «Огняниково» внесли в договор аренды земельного участка от 17.09.2007 № 8809000010 изменения, в соответствии с которыми срок договора аренды земельного участка продлен до 16.03.2022.
Основанием заключения указанного соглашения явилось постановление администрации муниципального образования Кавказский район от 16.03.2012 №229/2 о продлении на 10 лет срока аренды земельного участка, предоставленного по договору аренды от 17.09.2007 № 8809000010.
Как следует из материалов дела, 14.07.2016 глава КФХ индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0301000:145.
Департаментом принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность от 19.08.2016 № 52-21340/16-32-20, мотивированное тем, что договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.09.2007 № 8809000010 имеет признаки ничтожной сделки как заключенный без проведения торгов.
Также департамент указал, что согласно сведениям пп. 1,2 п. 4 КП. 3 кадастрового паспорта от 01.08.2016 № 2343/12/16-957489 в отношении земельного участка установлены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, а именно: особый режим использования земли, охранная зона нефтепровода «Малгоек-Тихорецк» газопровода высокого давления, Постановление главы администрации Краснодарского края № 240 от 02.02.2003, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капительного строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги, границы части (2 контур) придорожной полосы автомобильной дороги «Магистраль «Кавказ»-х. Лосево» на территории муниципального образования Кавказский район, зона с особыми условиями использования территорий, № 1, индекс расположена западнее х. ФИО5, Кавказский район, Краснодарский край, 23:09:0000000:434, 23.09.2.456.
Таким образом, департамент полагает, что на основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» спорный земельный участок не подлежит отчуждению.
Заявитель, не согласившись с данным отказом в предоставлении земельного участка в собственность, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствуется следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198, 200 и 201 кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
Статьей 81 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) устанавливалось, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции до 01.03.2015; далее – ФЗ № 74) граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании такого заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете этого земельного участка в порядке, установленном данным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Подпунктом 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
Испрашиваемый заявителем земельный участок принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации – Краснодарскому краю, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 27.06.2017
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции до 01.03.2015; далее – ФЗ № 101) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче таких участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей ФЗ № 74 установлено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован ст. 12 Закона № 74-ФЗ.
В определении от 20.11.2014 по делу № 308-ЭС14-1222 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения подлежат предоставлению в соответствии с правилами, установленными п. 2 ст.10 Закона № 101-ФЗ, содержащим норму об обязательном публичном информировании о наличии свободных земельных участков.
Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения с использованием публичных процедур соответствует установленным Земельным кодексом Российской Федерации принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Таким образом, передача заинтересованному лицу в аренду находящегося в публичной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется только после предварительного и заблаговременного опубликования сообщения, о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка в средствах массовой информации. Решение о передаче земельного участка в аренду принимается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили заявления от иных заинтересованных лиц.
Анализ положений названных статей позволяет сделать вывод о том, что предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков сельскохозяйственного назначения на льготных условиях (без проведения торгов) возможно при соблюдении следующих условий: земельный участок не состоит на кадастровом учете; заявитель должен обосновать цель использования земельного участка (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности), размеры предоставляемого земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельного участка, испрашиваемое право на предоставляемый земельный участок и срок аренды. Только при совокупности соблюдения указанных условий возможно предоставление земельных участков данной категории на льготных условиях крестьянским (фермерским) хозяйствам. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.08.2018 по делу № А32-40239/2016.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в ст. 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Так в оспариваемом решении департамента указано на то, что сделка является ничтожной и не порождает каких либо правовых оснований для выкупа земельного участка.
Суд, проанализировав заключенные сделки в отношении спорного земельного участка, соглашается с указанным основанием отказа департамента по следующим основаниям.
В силу п. 1 и 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
В пунктах 74, 75 и 78 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25) содержатся следующие разъяснения. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
Согласно представленным в дело документам спорный земельный участок передан на основании постановления администрации Кавказского района Краснодарского края от 16.03.1998 №181 - Главе КФХ «Огняниково».
На основании указанного постановления между администрацией Кавказского района и КФХ «Огняниково» в лице Главы заключен договор аренды от 29.06.1998 №5678.
Вместе с тем договор от 17.09.2007 №8809000010 заключен с иным лицом – СПК «Огняниково-2», не являющимся правопреемником КФХ «Огняниково».
Договор аренды от 17.09.2007 №8809000010 с СПК «Огняниково-2» заключен в качестве продления договорных отношений с лицом, ранее арендовавшим земельный участок.
Однако первоначальный договор с СПК «Огняниково-2» не заключался, права и обязанности по договору аренды от 29.06.1998 №5678 от КФХ «Огняниково» не переходили КФХ «Огняниково-2» либо СПК «Огняниково-2».
При заключении договора арендыот 17.09.2007 №8809000010 с СПК «Огняниково-2» не было соблюдено требование ст.10 ФЗ № 101 о публичной процедуре предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения.
При этом ссылка заявителя на постановление главы администрации Кавказского района от 29.10.1999 №1142 «О приведении в соответствие с нормами ГК РФ правового статуса КФХ «Огняниково-2» несостоятельна, поскольку в рамках указанного постановления изменялся правовой статус КФХ «Огняниково-2» (на СПК), а не правовой статус КФХ «Огняниково».
Ссылка заявителя на п. 1.3 договора №8809000010, согласно которому настоящий договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору с момента издания постановления главы администрации Кавказского района от 16.03.1998 №181 «О продлении срока аренды земельного участка КФХ «Огняниково», не принимается судом, так как не подтверждено то, что КФХ «Огняниково» и КФХ «Огняниково-2» являлись одним юридическим лицом.
Наличие оттиска печати СПК «Огняниково-2» на договоре аренды от 29.06.1998 №5678 является фальсификацией, так как СПК создано позже (спустя год), чем заключен договор аренды.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что договор от 17.09.2007 №8809000010 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения является недействительным (ничтожным), поскольку заключен с СПК «Огняниково-2» без публичных процедур предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения, установленных статьей 10 ФЗ № 101 (предварительная публикация в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка, проведение торгов в случае поступления второй заявки).
При этом сельскохозяйственный производственный кооператив не являлся организацией, пользующейся правом льготного (внеконкурсного) предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду.
Таким образом, суд отклоняет факт правопреемства между КФХ «Огняниково» и СПК «Огняниково-2» в силу того, что они являются разными лицами.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что договор аренды от 17.09.2007 №88090000010 является самостоятельной сделкой – новым договором аренды земельного участка, не являющийся продлением каких-либо предшествующих договоров.
Следовательно, по данному договору к главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю ФИО1 право аренды спорного земельного участка перейти не могло на основании соглашения от 19.03.2010.
Аналогично и при заключении дополнительного соглашения 09.04.2012 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, был продлен срок аренды земельного участка до 16.03.2022 без каких-либо публичных процедур предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду на новый срок.
Суд пришел к выводам, что оспариваемый в рамках настоящего дела отказ департамента в предоставлении спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность без торгов соответствует правилам п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ.
Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.08.2018 по делу №А32-40239/2016.
В этой связи правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по данному основанию отказа департамента уже вменения не имеется.
Следует отметить то, что заявитель ссылается на недобросовестное поведение департамента, когда последний высказал позицию, относительности ничтожности договора при этом принимая плату за пользование земельным участком.
Договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Департамент, как указывалось выше, полагает то, что в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка такие условия не соблюдаются, основания для дальнейшего предоставления в собственность такого земельного участка арендатору без проведения торгов отсутствовали.
Доводы заявителя о недобросовестном поведении департамента, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В спорных правоотношениях департамент выступает не только как представитель арендодателя (публично-правового образования), но и как орган государственной власти, который должен обеспечить соблюдение норм действующего земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, в том числе закрепленного в действующем земельном законодательстве принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах; предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения от 24.09.2012 № 1584-О и от 17.07.2014 № 1685-О).
Предусмотренное п. 2 ст. 10 ФЗ № 101 правило о предоставлении земельных участков в аренду посредством реализации публичных процедур не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лица, которому земельный участок предоставлен в аренду (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 № 1549-О).
Соблюдение законности при распоряжении земельными участками сельскохозяйственного назначения, относящимся к государственной собственности, предполагает обязательность предварительной и заблаговременной публикации сообщений о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. Данная публикация реализует требование общедоступности и гарантирует обеспечение равных возможностей для неограниченного круга потенциальных претендентов на использование публичной собственности. Нарушение уполномоченным органом требования об опубликовании информации о предстоящем предоставлении земельных участков (несовершение таким органом предусмотренных земельным законодательством действий) лишает заинтересованных лиц реальной возможности узнать о наличии свободного участка для целей реализации предусмотренного законом права на обращение с соответствующим заявлением.
Требование уполномоченного органа о соблюдении публичной процедуры, закрепленной в п. 2 ст. 10 ФЗ № 101, направлено на создание гарантий равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим, поэтому не может рассматриваться в качестве недобросовестного поведения.
Согласно правовой позиции высказана в Определении Верховного Суда РФ от 30.08.2018 №308-КГ18-4357 по делу №А32-9658/2017 использование обществом земельного участка, находящегося в публичной собственности, на основании недействительного договора аренды не порождало у него права требовать предоставления ему участка в аренду без проведения торгов.
Кроме того департамент в своем решении указал на то, что согласно сведениям пп. 1,2 п. 4 КП. 3 кадастрового паспорта от 01.08.2016 № 2343/12/16-957489 в отношении земельного участка установлены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, а именно: особый режим использования земли, охранная зона нефтепровода «Малгоек-Тихорецк» газопровода высокого давления, Постановление главы администрации Краснодарского края № 240 от 02.02.2003, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капительного строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги, границы части (2 контур) придорожной полосы автомобильной дороги «Магистраль «Кавказ»-х. Лосево» на территории муниципального образования Кавказский район, зона с особыми условиями использования территорий, № 1, индекс расположена западнее х. ФИО5, Кавказский район, Краснодарский край, 23:09:0000000:434.
При изучении указанных доводов судом установлено следующее.
ГКУ КК «Краснодаравтодор» в отзыве на заявление указало, что автомобильная дорога с кадастровым номером 23:09:0000000:434 «Магистраль «Кавказ» - х. Лосево» была закреплена за учреждением на праве оперативного управления приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 11.12.2014 № 2053. Государственная регистрация права оперативного управления была проведена 24.03.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 23-АН № 744770. Автомобильная дорога расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:09:0000000:0026, закрепленном за Учреждением постановлением администрации муниципального образования Кавказский район от 31.08.2009 № 773 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
По вопросу установления в кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0301000:145 ограничений в пользу автомобильной дороги учреждение сообщает, что не располагает такой информацией и неправомочно устанавливать ограничения в пользу автомобильных дорог, закрепленных за ним на праве оперативного управления.
ООО «Газпром трансгаз Краснодар» в отзыве на заявление указало, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:0950301000:145 под землей проходит газопровод «Ленинградская-Павловская-Тихорецк-Кропоткин-Новокубанск 2» (участок Кропоткин-Новокубанск инв. № 000076) Ду400, принадлежащий ПАО «Газпром», о чем имеется свидетельство, о государственной регистрации права 23 АА 734288 от 02.06.2006. Кроме того, в непосредственной близости от земельного участка расположен подземный газопровод-отвод АГРС колх. Мичурина, Ду200, принадлежащий ПАО «Газпром», о чем имеется свидетельство, о государственной регистрации права 23 АД 435372 от 15.11.2007.
Общество полагает, что наличие «газопровода» и «газопровода-отвода» в данном случае не запрещает использование земельного участка для сельскохозяйственного назначения, однако существует ряд ограничений, установленных законодательством.
В целях установления наличия на земельном участке дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 по делу была назначена судебная экспертиза.
Проведение судебной экспертизы поручено эксперту в области геодезии, землеустройства и кадастра недвижимости ФИО6
На разрешение эксперта судом были поставлен следующий вопрос:
Определить, входит ли в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения 95999,35 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0301000:145, участок находиться примерно в 3500 м. по направлению на юго-запад от ориентира х. Привольный, Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК им.Мичурина (участок №198), расположенного за пределами участка, автомобильная дорога и (или) полоса отвода автодороги общего пользования - «Магистраль «Кавказ - х. Лосево», входящая в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, порядковый номер 203, идентификационный номер дороги 03ОПМЗ03Г-09?
В материалы дела поступило экспертное заключение от 23.07.2018 № 13-А32-40236/2016/2018.
Экспертом в заключении установлено следующее.
В составе земельного участка сельскохозяйственного назначения 95999,35 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0301000:145, участок находится примерно в 3500 м. по направлению на юго-запад от ориентира х. Привольный, Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК им. Мичурина (участок №198), расположенного за пределами участка, автомобильная дорога и (или) полоса отвода автодороги общего пользования – «Магистраль «Кавказ – х. Лосево», входящая в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, порядковый номер 203, идентификационный номер дороги 03ОПМЗ03Г-09 отсутствует.
В судебном заседании был допрошен эксперт, согласно пояснению которого, на спорный земельный участок распространяется охранная зона автомобильной дороги, однако придорожная полоса за пределами земельного участка.
Также установлено, что в границах исследуемого земельного участка с кадастровым номером 23:09:0301000:145 отсутствуют объекты капитального строительства, объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности, объекты дорожного сервиса, рекламные конструкции, информационные щиты и указатели.
Следовательно, указанные доводы департамента нельзя признать состоятельными.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Государственную пошлину в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Семушин А.В.