АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Краснодар Дело № А32-40257/2021
Резолютивная часть решения вынесена 14.09.2022
Полный текст судебного акта изготовлен 19.09.2022
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В Мысак, рассматривает в судебном заседании в помещении суда по адресу: <...> зал 508 дело по иску ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТУАПСЕ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЖИЛКОМСЕРВИС» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взысканиис учетом уточнения исковых требований 132 736 , 71 руб , при участии в заседании представителей: истца – ФИО1 по доверенности , ответчика – ФИО2 по доверенности
УСТАНОВЛЕНО
ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТУАПСЕ» обратилась в суд с иском к ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЖИЛКОМСЕРВИС» о взыскании с учетом уточнения исковых требований 132 736 , 71 руб в том числе 113 942,58 руб неосновательного обогащения и включающего расходы истца на подготовку дома к отопительному сезону в сумме 48 792 руб и удерживаемые ответчиком средства собранные собственниками в сумме 65 150,58 руб.; 18 794,13 руб процентов за период с 01.11.2019 по 30.04.2022, а также 4982 руб расходов по уплате госпошлины уплачена двумя платжными поручениями: п\п 956 от 20.08.2021 на 4862 руб , п\п №641 от 16.05.2022 н 120 руб).
В настоящем судебном заседании от сторон поступили пояснения, из ГЖИ поступил ответ на запрос суда. Суд исследовал письменные материалы дела, огласил и исследовал ответ ГЖИ на запрос суда. Лица, участвующие в деле, обменялись репликами.
В заседании объявлен перерыв до 14-30 час 14.09.2022 Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в сети Интернет по адресу: www.krasnodar.arbitr.ru. После перерыва заседание продолжено.
Как следует из материалов дела, 25.09.2018г. на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома №6 по ул.ФИО4 в г. Туапсе Краснодарского края (далее - МКД № 6) принято решение о расторжении договора управления с действующей на тот момент управляющей компанией ООО «УК «Жилкомсервис» (далее – ответчик) (т.2 л.д.) с 01.10.2018г. Со ссылкой на п.8.2. ст. 162 ЖК РФ в качестве управляющей компании выбрано ООО «Управляющая компания Туапсе» (далее – истец).
01.10.2018г. между истцом и собственниками помещений МКД №6 по ул. ФИО4 в г.Туапсе Краснодарского края заключён договор № 6К по управлению МКД (т.1 л.д.45-55), предметом которого явилось выполнение управляющей компанией за плату работ и услуг в целях управления домом. В соответствии с п.4. Договора управления, стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту определена 18,91 руб. за 1 кв.м общей площади помещения в месяц.
Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома №6 оспорен в судебном порядке. Определением Туапсинского городского суда от 26.12.2018г по делу № 2-112/2019 (2-1294/2018) приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решений Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - госжилинспекция края) по внесению изменений в реестр лицензий Краснодарского края.
Госжилинспекция края вынесла приказ № 140 от 23.01.2019 об исключении МКД № 6 из перечня многоквартирных домов , деятельность по управлению которыми осуществляет ответчик (т.1 л.д.69).
В тот же день, 23.01.2019 в результате рассмотрения заявления истца от 28.11.2018 на основании внеплановой документарной проверки госжилинспекция края приняла решение № 141 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в отношении МКД № 6 в части несения сведений о вышеуказанном многоквартирном доме , деятельность по управлению которыми осуществляет истец. В соответствии с п.14 Порядка и сроков несения изменений в реестр лицензий субъектов Российской Федерации , утвержденного постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №938 вышеуказанные изменения будут внесены в реестр лицензий Краснодарского края в первый рабочий день календарного месяца, следующий за датой принятия настоящего решения (т.1 л.д.15).
Приказом госжилинспекции края от 23.01.2019 № 8а, действие решений госжилинспекции края № 140 от 23.01.2019 и № 141 от 23.01.2019 приостановлены (т.1 л.д.87-88). Информация внесена в ГИС ЖКХ.
По окончании судебного разбирательства по делу № 2-112/2019 (2-1294/2018) на основании определения Туапсинского городского суда Краснодарского края от 23.07.2019 об отмене обеспечительных мер издан приказ госжилинспекции края от 04.09.2019 № 140«О возобновлении действия решений» (т. 1.д.71). Информация внесена в ГИС ЖКХ 04.09.2019.
Письмом от 23.09.2019 ответчик сообщил истцу , что от государственной жилищной инспекции края поступил приказ №140 от 4.09.2019г. о возобновлении действия решений №140 от 23.01.2019г. Учитывая, что приказ ГЖИ КК №140 от 04.09.2019г. не одержит информации о сроках внесения изменений в реестр лицензий, а решением №140 от 23.01.2019 предусмотрен период - первое число календарного месяца следующего за датой принятия решения, обслуживание дома будет прекращено с 01 октября 2019г., учитывая необходимость расторжения договоров с ресурсоснабжающими организациями и исполнения собственниками (п.16.3 договора управления). Предложил направить представителя 25 сентября 2019г. в 10:00, ля получения технической и иной документации (т.1 л.д.77).
Письмами от 23.09.2019 ответчик сообщил ресурсоснабжающим организациям МУП «ЖКХ г. Туапсе» (исх.3244), АО»НЭСК Туапсеэнергосбыт» (исх.3242), ООО «Газпром Теплоэнерго Краснодар» (исх. 3243) о прекращении действия договоров с 01.09.2019 (т.1 л.д.78-80, 84-85)
По акту от 25.09.2019 ответчик передал, а истец принял документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества: технический паспорт здания МКД №6 по ул.ФИО4, г. Туапсе в одном томе на 28
листах; Документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, Документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в оригиналах: наряды-задания, локальные ресурсные сметные расчеты, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ; акты осмотра эксплуатационных качеств, акты проверок готовности к отопительному периоду и паспорта готовности МКД к отопительному периоду, акт о проведении промывки и опрессовки в 2019 году, паспорт готовности объекта к зимнему периоду 2019-2020г.г., протоколы общего собрания собственников.
Как указано в исковом заявлении, с момента вынесения апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 30.05.2019г. по делу № 33-18812/2019 об оставлении без изменения решения Туапсинского городского суда от 28.02.2019г. по делу № 2-112/2019 (2-1294/2018)), МКД №6 был фактически оставлен предыдущей управляющей организацией без надлежащего содержания. С 01.09.2019 г. деятельность по управлению МКД № 6 осуществляет истец, что подтверждается сведениями об объектах управления с официального сайта ГИС ЖКХ и представленными в дело актами приемки работ по санитарному содержанию дома за сентябрь 2019, подписанными председателем совета дома; работ по устранению течи батарей, замене кранов, по замене подводящих труб, установке кранов на стояках (т.1 л.д.21-31) . В сентябре 2019г госжилинспекция края предоставила истцу доступ к системе ГИС ЖКХ для размещения информации. Период формирования перечня оказываемых услуг, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД определен с сентября 2019 .
Согласно паспорту готовности МКД №6 по ул.ФИО4 в г.Туапсе Краснодарского края к отопительному сезону 2019-2020г объект к отопительному сезону готов. При этом работы по подготовке МКД №6 к отопительному периоду (промывка, опрессовка системы отопления), ревизия теплового узла для целей получения паспорта производились силами и средствами ООО «Управляющая компания Туапсе» в августе 2019 года ( т.1 л.д.32- 38). Расходы истца на опрессовку согласно ЛСР от 01.08.2019г. № 27 , подписанному старшим по дому, составили 48 792 руб (т. 1 л.д 39-43)..
По мнению истца, ООО «УК «Жилкомсервис» данный вид работ не выполняло, расходы на оплату таких работ не понесло, несмотря на то, что в июле-августе 2019 года числилось в качестве управляющей компании МКД №6. ООО «УК «Жилкомсервис», не являясь управляющей организацией многоквартирного дома, в период с 01.09.2019 по 30.09.2019 осуществило сбор денежных средств за содержание и ремонт общего имущества МКД №6. Как указано в исковом заявлении, средства, получаемые от собственников помещений в МКД в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный и текущий ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании. Управляющая компания распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников помещений многоквартирного дома. Оплаченные жильцами, но не выполненные управляющей компанией работы по содержанию и текущему ремонту здания и внутридомовых сетей и систем, в том числе и подготовка МКД к отопительному периоду, при замене управляющей компании влекут получение прежней управляющей компанией неосновательного обогащения как средства, переданные для исполнения прекратившегося обязательства, право требования возврата которого возникает у вновь избранной управляющей организации в соответствии со статьями 161, 162 ЖК РФ.
Письмом от 12.03.2021 № 155 истцом в адрес ответчика направлена досудебная претензия о возврате суммы неосновательного обогащения вручено ответчику 19.03.2021 . Ответа не поступило. Уклонение от исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве (т.1 л.д.66) пояснил, что в период времени с 01.09.2019 по 30.09.2019 осуществил сбор денежных средств за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома №6 по ул. ФИО4 города Туапсе 69038,52 рубля. До 1.10.2019 МКД №6 по ул. ФИО4 города Туапсе находился в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляло ООО УК «Жилкомсервис» лицензия №67 от 24.04.2015. 23.09.2019 в адрес истца направлено уведомление (исх.№3241 от 23.09.2019 года) о том, что договор по управлению МКД будет прекращен с 01.10.2019, так как необходимо расторгнуть договора с ресурсоснабжающими организациями. 23.03.2019 направлены уведомления об исключении МКД №6 из договоров поставки с 1.10.2019. 28.09.2019 ООО УК «Жилкомсервис» подготовлен Приказ №28 от 28.09.2019 о снятии с обслуживания ООО «ЖКС» МКД №6. Кроме того 01.10.2019 между ООО УК «Жилкомсервис» и ООО «Жилкомсервис» подписано соглашение об исключении МКД №6 из договора подряда по содержанию и текущему ремонту.
По мнению ответчика, истцом не учтено, что согласно п.7 статьи 162 ЖК РФ Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом. истцом не доказан факт сбережения или неосновательного обогащения со стороны ответчика, так как ответчик выполнял свои обязательства согласно действующему законодательству. А истец выполнял работы на свое усмотрение до времени указанного в действующем законодательстве по вопросу смены управляющей компании.
ООО УК «Жилкомсервис» заключены договора подряда №28/17 , №27/17 от 01.10.2017 года по содержанию и аварийному обслуживанию МКД с 000»Жилкомсервис».
Согласно указанным договорам за сентябрь 2019 года подрядной организации за содержание и аварийного обслуживания МКД №6 по ул. ФИО4 города Туапсе на основании акта приемки №9/1 от 30.09.2019 года (Приложение к реестру стр. 4-9) на основании Счета №73 от 30.09.2019 года (Приложение к реестру стр. 11) было оплачено денежных средств в сумме 12192,83 рубля, данные работы были подтверждены Актом приемки выполненных работ подписанный собственником кв№34 МКД №6 по ул. ФИО4 города Туапсе(Приложение к реестру стр. 10). Так же на основании акта приемки №9 от 30.09.2019 года (Приложение к реестру стр. 13-19) на основании Счета №72 от 30.09.2019 года (Приложение к реестру стр. 12) было оплачено денежных средств в сумме 26542,47 рубля, данные работы были подтверждены Актом приемки выполненных работ подписанный собственником кв№40 МКД №6 по ул. ФИО4 города Туапсе (Приложение к реестру стр. 21). Указанные собственники подписывали вышеуказанные акты в соответствии с договором управления между собственниками и ООО УК «ЖКС».
Также ресурсоснажающим организациям производилась выплата по договорам в отношении МКД №6 по ул. ФИО4 города Туапсе (Приложение к реестру стр.20-32).
Кроме того на основании Платежного поручения №4891 от 30.09.2019 года было выплачено вознаграждение председателю совета дома ФИО3 в размере 22770 рублей (Приложение к реестру стр. 3). Так же выплачивались НДС за указанный МКД в размере 4402.55 рублей, вознаграждение МУП «ЕИРЦ г. Туапсе» в размере 9440.19 рублей, а так же управленческие расходы в сумме 9772,59 рублей. Таким образом ООО УК «Жилкомсервис» выполнила все свои обязательства перед собственниками и с учетом выполненных работ переходящий остаток на 01.10.2019 года составил (-61364.82 рубля),т.е. отрицательный. Кроме того истцом заявлены требования на возврат суммы за опрессовку системы отопления в размере 48792рубля, данные работы были выполнены истцом 01.08.2019 года как подрядной организацией в момент управления домом ответчиком, что не оспаривается по вопросу взыскания неосновательного обогащения за август 2019 года.Истец выполнял работы на свое усмотрение до времени указанного в действующем законодательстве по вопросу смены управляющей компании. Просит в иске отказать.
В обоснование довода об обоснованности получения от собственников денежных средств в период до 01.10.2019 ответчик представил
-платежное поручение №4891 от 30.09.2019 г. о перечислении вознаграждения старшему по дому по соглашению о включении в договор доп.обязанностей от 01.10.2017 за июль, август 2019;
- акт приемки выполненных работ по санитарному содержанию дома за сентябрь 2019№9/1 от 30.09.2019 на 12 192,83 руб, подписанный между ООО УК «Жилкомсервис» и ООО «Жилкосервис»;
- акт приемки выполненных работ по санитарному содержанию МОП, дворовых территорий, лестничных площадок и мусоропроводов от сентября 2019 г. ,в котором указаны виды работ: уборка дворовой территории, уборка газонов, влажное подметание, мытье площадок и лестничных маршей, подписанный между ООО УК «Жилкомсервис» и ООО «Жилкосервис»;
- счет на оплату ООО УК «Жилкомсервис» №73 от 30.09.22019 г. ;
- счет на оплату ООО УК «Жилкомсервис» №72 от 30.09.22019 г. ;
- акт приемки выполненных работ по содержанию и аварийному обслуживанию МКД за сентябрь №9 , подписанный между ООО УК «Жилкомсервис» и ООО «Жилкосервис» ;
- счет на оплату ООО УК «Жилкомсервис» №2020 от 30.09.22019 г. ;
- акт выполненных работ по МКД ФИО4 6 , подписанный между ООО УК «Жилкомсервис» и ООО «Жилкосервис» в соответствии с перечнем обязательных услуг: Проведен плановый осмотр инженерных сетей, холодного, горячего (при наличии) водоснабжения, Проведен плановый осмотр инженерных сетей водоотведения; Проведен плановый осмотр инженерных сетей отопления (теплоснабжения (при наличии); Проведен плановый осмотр сетей электроснабжения; Проведен плановый осмотр фундамента, стен, перекрытий (покрытий), крыши, фасада, цоколя, отмостки, перегородок, Проведен плановый осмотр внутренней отделки в подъездах, проведен осмотр стекол, дверных и оконных коробок; сняты показания с общедомовых приборов учета электроснабжения; мероприятия по текущему ремонту (Ни одна из граф не заполнена).
- универсальный передаточный документ №3/002852 от 30.09.22019 г. ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» и ООО УК «Жилкомсервис» на компонент ТЭ на ОДН за 2019 год, компонент ХВ на ОДН за 2019, повышающий коэффициент за сентябрь 2019;
- УПД №3/002852 на снятие учета газа за сентябрь 2019 г. на 2 729,50 руб никем не подписанный ;
- параметры на период сентября 2019 г. никем не подписанные;
- счет-фактура МУП ЖКХ города Туапсе №16689 от 30.09.22019 г. на ХВС в целях содержания ОДИ и ВО в целях содержания ОДИ за сентябрь 2019 ;
- расчет КР на СОИ сентябрь 2019 г. никем не подписанный;
- договор подряда №28/17 от 01.10.2017 г. между ООО УК «Жилкомсервис» и ООО «Жилкосервис» (подрядчик) на работы по содержанию и ремонту МКД,
- договор подряда №27/17 от 01.10.2017 г. между ООО УК «Жилкомсервис» и ООО «Жилкосервис» (исполнитель) на услуги по санитарному содержанию ОИ МКД.
Оплата услуг ООО «Жилкомсервис» произведена ответчиком в полном объеме.
Платежными поручениями от 17.10.2019 на 231626,55 руб, произведена оплата за газ в пределах норматива потребления в пользу ООО Газпром теплоэнерго Краснодар», от 17.10.2019 на сумму 273741,48 руб За холодное водоснабжение и водоотведение оплачено МУП ЖКХ города Туапсе».
В дополнении от 21.06.2022 истец пояснил о том, что представленные ответчиком акты содержат подпись неустановленных, лиц, не являющихся собственниками помещений МКД. Так, например, Акт выполненных работ по содержанию общего имущества МКЖД за сентябрь 2019г. подписан собственником кв. 40 - некой ФИО5;Акт по санитарному содержанию за сентябрь 2019г. подписан собственником кв. 34 — некой ФИО6Из реестра собственников по состоянию на сентябрь 2018г. и сентябрь 2020г. следует, что собственником кв. 40 является ФИО7, собственниками кв. 34 являются — ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 Соответственно, акты, подписанные не собственниками помещений МКД, не председателем МКД не имеют юридической силы. При приеме-передаче технической документации МКД от ООО «УК «Жилкомсервис» в ООО «УК Туапсе» данные акты за сентябрь 2019г. не были переданы по Акту приема передачи № 3279 от 25.09.2019, отсутствуют в перечне передаваемой документации . Могли бы быть переданы и после приема-передачи технической документации отдельным актом, но не переданы. Кроме того, Отчет о проведении работ за сентябрь 2019 не опубликован.
Определением суда от 25 января 2021 года по делу № А32-40257/2021 От МУП ЕИРЦ запрошена информация том, какая организация являлась поставщиком услуги «Содержание» и «Текущий ремонт» по МКД, находящемуся по адресу: <...>, в период с 01.09.2019 г. по 30.09.2019 г., какая сумма начислена, какой организацией и какая сумма получена за указанные выше услуги в указанный выше период.
От МУП ЕИРЦ 01.03.2022 поступил ответ на запрос суда; 14.04.2022 поступило уточнение предоставленной информации. Сообщено , что в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», жилищным законодательством РФ, уставными функциями и агентскими договорами, заключенными с поставщиками и исполнителями коммунальных и жилищно-коммунальных услуг, МУП «ЕИРЦ» является платежным агентом, который осуществляет начисление, расчет платы за ЖКУ, выпуск и доставку платежных извещений, сбор и перечисление денежных средств, внесение информации в лицевые счета. Указанные функции МУП «ЕИРЦ» выполняются на основании информации, предоставленной поставщиками и исполнителями коммунальных и жилищно-коммунальных услуг.
01 декабря 2008 года между ООО «УК «Жилкомсервис» ИНН <***> и МУП «ЕИРЦ» ИНН <***> заключен агентский договор № 72-2008 на оказание услуг по начислению платы за услуги оказываемые Принципалом собственникам МКД согласно реестра.
Согласно условиям агентского договора расчет, начисление, сбор и перечисление денежных средств за «содержание» и «текущий ремонт» МКД № 6 по ул. ФИО4, г. Туапсе через МУП «ЕИРЦ» осуществлялся в период с декабря 2014 года по 01 октября 2019 года.
С учетом уточнения, поступившего 14.04.2022 , по услуге «содержание» МКД № 6 по ул. ФИО4, г. Туапсе за период с 01 сентября 2019 года по 01 октября 2019 года в пользу ООО «УК «Жилкомсервис» начислено 71033,20 руб, собрано 67165,55 руб, удержано в качестве вознаграждения агента 2014,97 руб, перечислено : 65 150,58 руб.
В качестве документов, подтверждающих произведенные взаиморасчеты приложены акты сверок на 4-х листах. подписанные между ООО «УК «Жилкомсервис» и МУП «ЕИРЦ». Обращено внимание на то, что в актах сверок отражены взаиморасчеты по денежным средствам, собранным по всем услугам, оказываемым ООО «УК «Жилкомсервис» в МКД, находящихся на управлении. На сверку взаиморасчетов уточенные сведения не повлияли и прилагаемые к предыдущему ответу акты сверок являются верными.
На запрос истца Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - госжилинспекция края) в письме от 30.09.2019 сообщила, что по состоянию на 30.09.2019 сведения об истце как управляющей компании МКД №6 содержатся в реестре лицензий КК (т.1 л.д.15).
Судом направлен в госжилинспекцию края запрос с просьбой дать пояснения, означает ли по смыслу п. 14 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов Российской Федерации , утвержденного постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №938, что решение госжилинспекции края считается принятым 04.09.2019 и внесение изменений в реестр лицензий Краснодарского края должно осуществиться в первый рабочий день календарного месяца, следующего за датой принятия настоящего решения, то есть с 01.10.2019.
На запрос суда госжилинспекция края сообщила, что реестр лицензий Краснодарского края размещен в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется госжилинспекцией края согласно требованиям части 3 статьи 198 ЖК РФ, в соответствии с Порядком № 938/пр, предусматривающим подачу лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий, содержащего сведения указанные в пункте 2 Порядка № 938/пр, с приложением документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка № 938/пр.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В период с 27 апреля 2015 г. по 30 сентября 2019 г. сведения о многоквартирном доме № 6 по ул. ФИО4 в г. Туапсе (далее - МКД) содержались в перечне многоквартирных домов, деятельность по упр авлению которыми осуществляет ООО «УК «ЖКС» на основании приказа госжилинспекции края от 27 апреля 2015 г. № 67-ГУ, принятого по результатам рассмотрения заявления соискателя лицензии ООО «УК «ЖКС» о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Учитывая, что процедура лицензирования деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирными домами в апреле 2015 года носила заявительный характер, соискателями лицензии в заявлении о предоставлении лицензии указывались многоквартирные дома, находившиеся в управлении соискателей лицензии на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии без подтверждающих документов об управлении многоквартирными домами.
Также, ООО «УК ТУАПСЕ» обращалось в госжилинспекцию края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарскогэ края в части включения сведений о МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК ТУАПСЕ», по результатам рассмотрения которого, а также с учетом результатов внегшановои документарной проверки, госжилинспекцией края принято решение от 23 января 2019 г. № 140 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения сведений о МКД из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК «ЖКС» и решение от 23 января 2019 г. № 141 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения сведений о МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК ТУАПСЕ».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Порядка № 93 8/пр, изменения в реестр лицензий Краснодарского края вносятся с первого числа календарного месяца, следующего за датой принятия решения.
Однако, во исполнение определения Туапсинского городского суда Краснодарского края о принятии обеспечительных мер по делу № 2-1294/2018, госжилинспекцией края был издан приказ от 23 января 2019 г. № 8а «О приостановлении действия решений», в связи с чем изменения в реестр лицензий Краснодарского края согласно решениям от 23 января 2019 г. № 140, № 141 о внесении изменений в отношении МКД внесены не были.
Позднее, на основании определения Туапсинского городского суда Краснодарского края от 23 июля 2019 г. об отмене обеспечительных мер госжилинспекцией края был издан приказ от 4 сентября 2019 г № 140 «О возобновлении действия решений», в связи с чем изменения в реестр лицензий Краснодарского края, согласно решениям от 23 января 2019 г. № 140, № 141 о внесении изменений в отношении МКД были госжилинспекпдей края внесены с указанием срока начала полномочий по управлению МКД с 1 октября 2019 г., в соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Порядка №938/пр.
Таким образом, по состоянию на 31 августа 2022 г. в реестре лицензий Краснодарского края сведения о МКД содержатся в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК ТУАПСЕ» с 1 октября 2019 г.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений ст. 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей организации. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом, заключенного с управляющей организацией, обязательства сторон прекращаются. В п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно статье 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением (для нанимателей), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, плату за коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ предусмотрен порядок внесения платы, в том числе, и управляющей компании независимо от ее организационно-правовой формы. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Согласно части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Истцом не учтено, что согласно п.7 статьи 162 ЖК РФ Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
запрос суда госжилинспекция края сообщила, что реестр лицензий Краснодарского края размещен в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется госжилинспекцией края согласно требованиям части 3 статьи 198 ЖК РФ, в соответствии с Порядком № 938/пр, предусматривающим подачу лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий, содержащего сведения указанные в пункте 2 Порядка № 938/пр, с приложением документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка № 938/пр.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В период с 27 апреля 2015 г. по 30 сентября 2019 г. сведения о многоквартирном доме № 6 по ул. ФИО4 в г. Туапсе (далее - МКД) содержались в перечне многоквартирных домов, деятельность по упр авлению которыми осуществляет ООО «УК «ЖКС» на основании приказа госжилинспекции края от 27 апреля 2015 г. № 67-ГУ, принятого по результатам рассмотрения заявления соискателя лицензии ООО «УК «ЖКС» о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Учитывая, что процедура лицензирования деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирными домами в апреле 2015 года носила заявительный характер, соискателями лицензии в заявлении о предоставлении лицензии указывались многоквартирные дома, находившиеся в управлении соискателей лицензии на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии без подтверждающих документов об управлении многоквартирными домами.
Также, ООО «УК ТУАПСЕ» обращалось в госжилинспекцию края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарскогэ края в части включения сведений о МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК ТУАПСЕ», по результатам рассмотрения которого, а также с учетом результатов внегшановои документарной проверки, госжилинспекцией края принято решение от 23 января 2019 г. № 140 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения сведений о МКД из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК «ЖКС» и решение от 23 января 2019 г. № 141 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения сведений о МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК ТУАПСЕ».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Порядка № 93 8/пр, изменения в реестр лицензий Краснодарского края вносятся с первого числа календарного месяца, следующего за датой принятия решения.
Однако, во исполнение определения Туапсинского городского суда Краснодарского края о принятии обеспечительных мер по делу № 2-1294/2018, госжилинспекцией края был издан приказ от 23 января 2019 г. № 8а «О приостановлении действия решений», в связи с чем изменения в реестр лицензий Краснодарского края согласно решениям от 23 января 2019 г. № 140, № 141 о внесении изменений в отношении МКД внесены не были.
Позднее, на основании определения Туапсинского городского суда Краснодарского края от 23 июля 2019 г. об отмене обеспечительных мер госжилинспекцией края был издан приказ от 4 сентября 2019 г № 140 «О возобновлении действия решений», в связи с чем изменения в реестр лицензий Краснодарского края, согласно решениям от 23 января 2019 г. № 140, № 141 о внесении изменений в отношении МКД были госжилинспекпдей края внесены с указанием срока начала полномочий по управлению МКД с 1 октября 2019 г., в соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Порядка №938/пр.
Таким образом, по состоянию на 31 августа 2022 г. в реестре лицензий Краснодарского края сведения о МКД содержатся в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК ТУАПСЕ» с 1 октября 2019 г.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме. Учитывая изложенное, взыскание неосновательного обогащения в отношении средств, уплаченных по статье «капитальный ремонт», при наличии в материалах дела не опровергнутых доказательств несения управляющей компанией непокрытых собственниками многоквартирного жилого дома реальных и необходимых расходов, может привести к неосновательному обогащению на стороне последних.
МКД № 6 до 01.10.2019 находился в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществлял ответчик.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (промывка, опрессовка, регулировка и т. д.) входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. (п. 19 минимального перечня). Плата за указанные работы включается в услугу «содержание» и собирается на будущие периоды. Данный вид работ выполняется после завершения отопительного периода, т. е. после 16 апреля предыдущего года, как это установлено на территории г. Туапсе и Туапсинского района.
С учетом справки МУП ЕИРЦ судом установлено, что за период с августа по октябрь 2016 года и с января по март 2017 года ответчику от собственников помещений многоквартирного дома в качестве платежей за управление и содержание общего имущества многоквартирного дома поступили денежные средства на общую сумму 65 150,58 руб. Согласно представленному ответчиком реестру начислений по МКД ФИО4 6, от собственников помещений многоквартирного дома в качестве платежей за управление и содержание общего имущества многоквартирного дома поступили денежные средства на общую сумму 65 150,58 руб. Таким образом, спор в отношении суммы отсутствует.
Ответчик не оспаривается факт того, что по данным МУП ЕИРЦ в сентябре 2019 собрано от собственников 65 150,58 руб.
Судом установлено, что все необходимые работы, в том числе по опрессовке системы теплоснабжения выполнены ответчиком в период управления спорным домом в установленном порядке. Расходы на оплату таких услуг субисполнителю ответчиком понесены за счет средств, собранных с собственников МКД №6. Работы по содержанию общедомового имущества на данную сумму выполнены на сумму свыше 65 150,58 руб Факт выполнения работ подтвержден представленными ответчиком актами, признанными судом в силу ст.ст.67-68 АПК РФ относимыми и допустимыми доказательствами.
Полномочия лица, подписавшего акты ответчика, не имеют значения для дела, поскольку в законе порядок подписания актов не установлен. В договоре управления многоквартирным домом от 25.09.2015 между собственниками дома и ООО «УК Жилкомсервис» условие о лице, имеющем право или обязанным подписывать акты от имени собственников, отсутствует.
В акте приема-передачи документов от 25.09.2019 в п.5.1 указан акт о проведении промывки и опрессовки в 2019, акт проведения проверок готовности МКД к отопительному сезону, составленный ответчиком. Акт о проведении промывки и опрессовки в 2019 году, составленный истцом, в материалы дела не представлен. Довод истца о том, что акт о проведении промывки и опрессовки в 2019, полученный от ответчика 25.09.2019, на самом деле является актом истца, не основан на доказательствах. Акт о проведении промывки и опрессовки, полученный от ответчика 25.09.2019, истцом в дело не представлен.
Судом установлено, что Паспорт готовности дома к следующему отопительному сезону получен ответчиком, а не истцом. Действия администрации г.Туапсе по выдаче документа именно ему никем не оспорены. Факт выполнения работ при приемке актов 25.09.2019 истцом не был оспорен. При приеме-передаче документов от ответчика по акту от 25.09.2019 истец возражения не заявил. Доказательства ответчика в ходе судебного разбирательства истцом в установленном порядке также не оспорены. О фальсификации доказательств, представленных ответчиком, истец не заявил, проведение судебной экспертизы не инициировал.
В пункте 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Указанное правило, применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению при доказанности следующих обстоятельств. В результате действий (бездействий) ответчика произошло увеличение стоимости принадлежащего ему имущества, присоединение к нему новых ценностей или сохранение имущества ответчика, которое должно было выйти из состава его имущества в силу законных оснований. Приобретение или сбережение имущества ответчиком было произведено за счет истца, в частности при уменьшении имущества истца в результате выбытия из его состава некоторой части или неполучения истцом доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать (арендная плата). При этом приобретение или сбережение имущества ответчиком за счет истца не основано ни на законе, ни на сделке, т.е. произошло неосновательно.
В реестре лицензий Краснодарского края сведения о МКД содержатся в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК ТУАПСЕ» с 1 октября 2019 г. С указанной даты истец официально является управляющей компанией МКД №:. Тот факт, что договоры с энергоснабжающими организациями им заключены с 30.09.2019 не влияет на квалификацию правоотношений.
Работы по опрессовке дома истец выполнил без правовых оснований на свой страх и риск. ООО УК «Жилкомсервис» не давало задание ООО УК «Туапсе» на проведение работ по подготовке к отопительному сезону МКД №6 по ул. ФИО4 города Туапсе, Кроме того в материалы дела ответчиком представлены выписка с сайта ГИС ЖКХ о размещении отчета о расходовании денежных средств на 1.10.2019 года, типовой догов управления МКД, копию протокола ОСС №1/2018, платежные поручения с РСО, платежные поручения с подрядной организацией. Довод о том, что приступая к управлению МКД №6 в августе 2019 года, ООО «УК Туапсе» вынуждено было произвести работы по опрессовке во избежание срыва начала отопительного сезона и для обеспечения теплоподачи жильцам МКД не имеет существенного значения для дела и отклонен судом, поскольку доказательства того, что предыдущая управляющая компания покинула дом или отказалась от управления, не представлены.
Поскольку расходование средств на нужды дома ответчиком доказано, у истца отсутствуют основания для вывода о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет сбережения имущества истца. До момента получения решений Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения спорных многоквартирных домов из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляло ООО УК «Жилкомсервис», у истца отсутствовали правовые основания для управления многоквартирным домом. В удовлетворении требования о взыскании 113942,58 руб неосновательного обогащения следует отказать.
Истцом заявлено требование о взыскании с учетом уточнения 18 794,13 руб процентов за пользование чужими денежными средствами процентов за период с 01.11.2019 по 30.04.2022, начисленных на сумму неосновательного обогащения.
Начисление процентов является дополнительным (акцессорным) обязательством, и в соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации следует судьбе основного обязательства. В связи с отказом в удовлетворении основного требования о взыскании денежного обязательства, не подлежит удовлетворению и дополнительное (акцессорное) требование о взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.
Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
От уточненной цены иска на дату вынесения резолютивной части госпошлина составляет 4982 руб. При подаче иска истец уплатил 4982 руб расходов по уплате госпошлины уплачена двумя платжными поручениями: п\п 956 от 20.08.2021 на 4862 руб , п\п №641 от 16.05.2022 н 120 руб).
Руководствуясь статьями 65, 70, 101, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.А. Баганина