ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-40388/09 от 26.08.2010 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

г. Краснодар Дело № А-32-40388/2009-5/883

02 сентября 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2010г.

Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2010г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи И.Н. Бондаренко,

при ведении протокола судебного заседания судьей И.Н. Бондаренко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюглавы муниципального образования Гиагинский район, ст.Гиагинская

к МТУ ФС ФБН в Краснодарском крае, г.Краснодар

третьи лица:

1) ФИО1;

2) ФИО6;

о признании недействительным предписания,

при участии:

от заявителя: ФИО2, по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО3, удостоверение, по доверенности, ФИО4, по доверенности,

от третьих лиц:

1) ФИО5, паспорт 7902 №191970, выдан 21.08.2002г. Гиагинским РОВД,

2) ФИО6, паспорт 7906 №469690, выдан 27.10.2006г. Гиагинским РОВД,

УСТАНОВИЛ:

Глава муниципального образования Гиагинский район обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, г.Краснодар о признании недействительным предписания от 10.08.09г. №18-01-11/2904.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Третьи лица поддержали позицию заявителя.

Дело рассматривается по правилам ст.200 АПК РФ.

Суд, заслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае на основании плана работы, п. 5 «Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств федеральных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н, в Муниципальном образовании «Гиагинский район» Республики Адыгея проведена проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В ходе проведения проверки было установлено, что молодым семьям ФИО6 и ФИО1 были предоставлены социальные выплаты на приобретение жилья при отсутствии у указанных лиц прав на получение данных выплат как нуждающихся в улучшении жилищных условий.

10.08.2009г. заместителем руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае было вынесено предписание №18-01-11/2904 в соответствии, с которым главе муниципального образования «Гиагинский район» предписывалось принять меры по устранению перечисленных в предписании нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации.

Предписание было вынесено на основании акта проверки №74 от 13 марта 2009 года. В предписании указываются два нарушения: предоставление социальной выплаты семье ФИО6 и семье ФИО1 при отсутствии права на получение льгот как нуждающейся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма.

Заявитель не согласился с вынесенным предписанием, что и послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Совета народных депутатов МО «Гиагинский район» от 03.08.2006г. №538 и от 03.08.2006г. №539 утверждены муниципальные целевые программы «Социальное развитие села до 2012 года» и «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной Целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» из средств федерального бюджета Муниципального образования Гиагинский район предоставлено социальных выплат в 2008г. в сумме 393660 руб., из средств республиканского бюджета в сумме 262440 руб.

Признание граждан - участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» осуществлялось распоряжениями главы администрации «Гиагинский район» на тип решений жилищной комиссии по распределению социальных выплат, предоставляемых молодым семьям и средств федерального, республиканского бюджетов и бюджета муниципального образования «Гиагинский район».

Согласно п.5 Правил предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285, правом на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» могут воспользоваться молодые семьи, имеющие основание быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам, социального найма в соответствии с требованиями статьи 51 Жилищного Кодекса РФ.

Постановлением Совета народных депутатов МО «Гиагинский район» от 29.09.2006 года №570 утверждена норма жилья из расчета на одного человека 10 кв.м. общей площади жилья.

Распоряжение главы МО «Гиагинекий район» от 13.03.2008 года №242 установлен на 2008 год норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в размере 8 100 руб.

К проверке представлен список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем семей» из 5 претендентов на получение социальных выплат 2008 году и дополнительный список из 4 молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в 2008 году. Расчеты размеров социальной выплаты на приобретение жилья в МО «Гиагинский район» производились в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. №285.

Из материалов дела следует, что ФИО6 (в девичестве ФИО7) до 26 июня 2007 года была зарегистрирована и проживала со своими родителями (отцом ФИО8. и матерью ФИО9) в квартире по адресу ст. Гиагинская, ул. Коноплина, д. 53, кв. 2, принадлежащей на праве собственности её отцу ФИО8 Площадь квартиры составляет 51,6м . По договору купли-продажи от 7 августа 2006 года ФИО9 (мать ФИО6) приобрела в собственность квартиру по адресу ст. Гиагинская, ул. Почтовая, д. 27, кв. 4 общей площадью 45,99 м (свидетельство о собственности от 14 августа 2006 года).

С 26 июня 2007 года ФИО6 зарегистрирована и проживает в квартире по адресу ст. Гиагинская, ул. Почтовая, д. 27, кв. 4, принадлежащей на праве собственности её матери ФИО9

По договору найма жилого помещения от 3 сентября 2007 года ФИО9 сдала в найм ФИО6 квартиру по адресу ст. Гиагинская, ул. Почтовая, д. 27, кв. 4 на три года без оплаты (с оплатой коммунальных услуг).

ФИО6 обратилась в жилищную комиссию администрации МО «Гиагинский район» с заявлением от 18.09.2007 г. № 279 о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, путем предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. В протоколе заседания жилищной комиссии администрации МО «Гиагинский район» от октября 2007 года №7 отмечено, что ФИО6 проживает с семьёй в квартире, принадлежащей её матери - ФИО9 Общая площадь квартиры - 52,12 м , прописано 2 человека. Площадь на 1-го человека больше учетной нормы. Письмом от 16 октября 2007 года за подписью Председателя жилищной комиссии администрации МО «Гиагинский район» ФИО10 в постановке на учет для улучшения жилищных условий ФИО6 отказано на основании п.2 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

ФИО6 обратилась с жалобой на решение жилищной комиссии администрации МО «Гиагинский район» в Комитет по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Государственного Совета-Хосе Республики Адыгея. В адрес главы МО «Гиагинский район» поступило письмо от 20.12.2007 г. от председателя Комитета ФИО11, с просьбой разобраться в данной проблеме и сообщить о результатах рассмотрения.

В протоколе заседания жилищной комиссии администрации МО «Гиагинский район» от 26 декабря 2007 года №11 рассмотрен вопрос о постановке в очередь ФИО6 В протоколе указано, что ФИО6 неправомерно было отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с неверным трактованием нормы закона - комиссия ошибочно полагала, что ФИО6 является членом семьи собственника жилого помещения (её матери ФИО9). Однако ввиду того, что ФИО12 не проживает совместно с ФИО6, то на основании ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации ФИО6 нельзя признать членом собственника жилого помещения, и соответственно необходимо удовлетворить её заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления, т.е. с 18 сентября 2007 года.

ФИО6 28 декабря 2007 года в администрацию МО «Гиагинский район» подано заявление о включении ее молодой семьи (она и сын) в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Распоряжением главы администрации МО «Гиагинский район» от 28 декабря 2007 года № 1349 на основании заявления от 18.09.2007 г., в соответствии с пп.1 п.1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации и протокола №11 от 26 декабря 2007 года заседания жилищной комиссии ФИО6 (с составом семьи два человека) включена в очередь на улучшение жилищных условий с 18 сентября 2007 года.

Главе администрации МО «Гиагинский район» от 15 сентября 2008 года ФИО6 подано заявление о выдаче свидетельства о праве на получение субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилья, как участнику федеральной целевой программы «Жилище». На основании этого заявления ФИО6 16 сентября 2008 года получено Свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилья МС №000086 в сумме 136080,00 рублей.

По договору купли-продажи от 1 декабря 2008 года ФИО6 приобрела в общую долевую собственность (по одной второй доле на себя и своего сына) у ФИО9 (своей матери) квартиру №4 многоквартирного кирпичного жилого дома №27 по ул. Почтовой в ст. Гиагинской за 250080,00 рублей, из них - 114000,00 рублей собственные средства, 136080,0 рублей - средства субсидии.

По результатам проверки составлен акт от 13 марта 2009 года №74 в котором указано, что в нарушение пунктов 5,6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. №285, пп. 2 п. 1 ст. 51 и ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации ФИО6 неправомерно внесена в список на улучшение жилищных условий и ей получена социальная выплата в сумме 136080,0 рублей.

Однако, в соответствии с ч.7 ст.52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.5 Закона Республики Адыгея от 20.01.2006 № 400 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее закон) граждане, которые с намерением совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К действиям, указанным в части 1 данной статьи, относятся:

1) обмен или раздел жилого помещения;

2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения в нежилое; вселение в жилое помещение по договору социального найма других граждан на условиях найма, поднайма либо в качестве членов семьи (кроме супруга, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей);

4) вселение в жилое помещение в доме жилищного или жилищно-строительного кооператива на условиях найма жилого помещения либо в качестве членов семьи (кроме супруга, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей) члена жилищного или жилищно-строительного кооператива либо третьих лиц;

5) предоставление гражданином - собственником жилого помещения третьим лицам права пользования по договору найма либо в качестве членов семьи (кроме супруга, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей) принадлежащим ему жилым помещением;

6) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения либо части жилого помещения;

7) определение долей, выделение доли, в том числе в натуре, либо изменение долей собственниками жилых помещений; повлекшее установление иного порядка пользования;

8) выход из жилищного или жилищно-строительного кооператива с получением пая;

9) расторжение в установленном порядке договора социального найма по требованию наймодателя по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. То есть изменение регистрации гражданки ФИО6 согласно ст.5 Закона не является действием, совершенным с намерением в результате которого она могла быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Кроме того, согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Поскольку, исходя из акта проверки, на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО6 с сыном Кириллом была зарегистрирована и проживала в квартире своей матери ФИО9, но не совместно с ней, по адресу ст. Гиагинская, ул. Почтовая 27, кв. 4., то в соответствии со ст.31. ЖК РФ ФИО6 не являлась членом семьи собственника жилого помещения и, исходя из смысла ст.51 ЖК РФ, не являлась нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. Из чего следует, что жилищная комиссия не должна была учитывать учетную норму (10 кв.м.), необходимую для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.

ФИО1 и его жена ФИО13 до 27 декабря 2006 года были зарегистрированы по адресу: ст. Гиагинская ул. Международная 39, кор. 12, кв.5. Собственником квартиры является ФИО14 (отец ФИО1) по договору приватизации от 03.07.1992. Общая площадь квартиры составляет 45,9 кв.м. ФИО1 28 августа 2006 года подал в МО «Гиагинский район» заявление с просьбой о постановке на учет в связи с отсутствием собственного жилья.

ФИО1 и его жена ФИО13 с 27 декабря 2006 года зарегистрированы по адресу: ст. Гиагинская ул. Ленина 315. Данное домовладение принадлежит ФИО15 (бабушке ФИО1).

В своем заявлении с просьбой о постановке на учет в связи с отсутствием собственного жилья от 28 августа 2006 года ФИО1 указал, что проживает по адресу: ст. Гиагинская ул. Казачья 35, что подтверждается договором от 01 сентября 2006 года. Из договора следует, что ФИО1 снимает жилплощадь по адресу: ст. Гиагинская ул. Казачья 35, на период с 01.03.2006 по 31.12.2006 (по договору найма плата составляет 100 руб. в месяц и оплата коммунальных услуг).

Жилищной комиссией МО «Гиагинский район» составлен акт проверки жилищных условий ФИО1 30.08.2006 года, где указано, что ФИО1 и его жена ФИО13 занимают домовладение принадлежащей ФИО15 по договору найма в ст. Гиагинской по ул. Ленина, 315. Договор найма домовладения по адресу: ст. Гиагинской по ул. Ленина, 315 на момент проведения жилищных условий (на 30.08.2006 г.) отсутствует. В учетном деле имеется договор найма жилого помещения по указанному адресу с 01 января 2008 года по 01 января 2010 года.

ФИО1 обратился в МО «Гиагинский район» с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Доступное жилье - молодежи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, как молодая семья. Дата составления заявления отсутствует.

13 октября 2006 года распоряжением главы администрации МО «Гиагинский район» ФИО1 был поставлен в очередь с составом семьи из 2 человек, в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» на основании протокола № 5 от 02.10.2006

12 августа 2008 года ФИО1 получил свидетельство на сумму: 238 140 руб. по программе «Социальное развитие села до 2010 года».

На основании договора купли продажи земельного участка с жилым домом от 05 сентября 2008 года ФИО1 и его женой ФИО13 было приобретено домовладение по адресу: ст. Гиагинская ул. Водная 41.

17 сентября 2008 года ими было получено свидетельство о государственной регистрации права на данный земельный участок с домовладением.

В акте от 13 марта 2009 года №74, составленном по результатам проведенной заинтересованным лицом проверки, указано, что в нарушение пунктов 5, 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. №285, пп. 2 п. 1 ст. 51 и ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации ФИО1 неправомерно внесен в список на улучшение жилищных условий и им получена социальная выплата в сумме 238 140,0 рублей.

На момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Н-ных в течении нескольких лет проживала по адресу ст. Гиагинская, ул. Казачья 35. Данный факт подтверждается договором найма, заключенным между ФИО16, владельцем дома по адресу ст. Гиагинская, ул. Казачья, 35, и ФИО1

Местом жительства гражданина РФ согласно ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Постоянное и преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»)

Определению места жительства гражданина служит его регистрационный учет как по месту пребывания, так и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ (ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации»). Основания ограничения права гражданина на выбор места жительства являются исчерпывающими и перечислены в ст. 8 названного Закона.

Возможность получения жилья на территории МО «Гиагинское сельское поселение» в зависимости от срока регистрации в определенном жилом помещении не соответствует ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Таким образом, на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья ФИО1 не обладала собственным жильем, не являлась членами собственника жилого помещения и по смыслу ст.51 ЖК РФ являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Следовательно, в связи с отсутствием жилья, не было необходимости и в составлении жилищной комиссией акта проверки жилищных условий.

27.12.2006 года семья ФИО1 снята с регистрации и зарегистрирована по адресу ст. Гиагинская, ул. Ленина, 315 в домовладении, принадлежащем ФИО15 (бабушка ФИО1). Данное действие также не попадает под действия, предусмотренные ст. 5 Закона Республики Адыгея от 20.01.2006 N 400 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Кроме того, не являясь членами семьи собственника жилого помещения (бабушки ФИО15), в отношении семьи ФИО17 так же не должна была учитываться учетная норма (10 кв.м.), необходимая для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в нарушение п.122 «Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.09.07г. №75Н, предусматривающего выдачу предписания на основании акта ревизии (проверки) по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и его направление в течение 10 рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки), предписание выдано 10.08.2009г., в то время как проверка, согласно акту проверки, была завершена 13.03.2009г., т.е с нарушением установленного срока.

Кроме того, положениями п.122 указанного регламента предусмотрена выдача предписания только в адрес юридического лица. Оспариваемое же предписание выдано в адрес главы муниципального образования Гиагинский район Республики Адыгея ФИО18, что свидетельствует о допущенных нарушениях при вынесении оспариваемого предписания.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом МТУ ФС ФБН в Краснодарском крае неправомерно было вынесено предписание от 10.08.09г. №18-01-11/2904.

Таким образом, заявленные требования ООО «Промтехстрой «Таманский» о признании недействительным предписания Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, г.Краснодар от 10.08.09г. №18-01-11/2904, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также ст.ст.49, 64-69, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным предписание Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае от 10.08.09г. №18-01-11/2904.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.Н. Бондаренко