ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-40664/19 от 17.12.2019 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                       Дело №  А32-40664/2019

17.12.2019 г.                            

Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2019 г.

Решение в полном объёме изготовлено 17.12.2019 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А., при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Осиповой М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) к главному государственному инспектору по использованию и охране земель г.-к. Анапа, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар об оспаривании постановления по делу об административно правонарушении № 282 от 12.08.2019

в судебном заседании участвуют представители:

от заявителя:  ФИО1, ФИО2-представитель по доверенности

от заинтересованного лица 1: не явились, уведомлены

от заинтересованного лица 2: ФИО3 –представитель по доверенности

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением к главному государственному инспектору по использованию и охране земель г.-к. Анапа, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании постановления по делу об административно правонарушении № 282 от 12.08.2019.

Заявитель настаивает на требованиях

Представитель заинтересованного лица возражает против требований, представляет дополнение к отзыву.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения, которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 24 600 кв. м с кадастровым номером 23:37:0401000:81, назначение - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: г. Анапа, с/о Джигинский, ТОО «Россия», о чем 07.12.2016 сделана запись регистрации N 23-23/026-23/026/803/2016-1243 (свидетельство о государственной регистрации права).

31.07.2019 государственным инспектором г.-к. Анапа по использованию и охране земель проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 23:37:0401000:81, расположенного по адресу: г. Анапа, с/о Джигинский, ТОО «Россия».

В ходе проведения обследования выявлен факт использования предпринимателем вышеуказанного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а именно: на момент проведения обследования, в ходе визуального осмотра установлено и в акте от 31.07.2019 № 179, что на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0401000:81, площадью 24600  кв.м., расположенном  по  адресу:  г.  Анапа,  с/о  Джигинский,  ТОО«Росиия», вдоль автотрассы между поселками с. Уташ и с. Джигинка расположена торговая площадка, которая используется под розничную реализацию сельскохозяйственной продукции, о чем свидетельствует рекламная вывеска (конструкция)расположенная на фасаде торговой площадки. Данный факт зафиксирован в фототаблице, являющейся приложением к акту административного обследования.

Документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют.

05.08.2019 по результатам проведенного обследования государственным инспектором города-курорта Анапа по использованию и охране земель составлен протокол об административном правонарушении от 05.08.2019 в отношении ИП ФИО1.

Протокол составлен в присутствии представитель по доверенности предпринимателя и вручена ему под подпись 05.08.2019.

05.08.2019 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1, которое получено представителем ФИО2 05.08.2019, о чем свидетельствует проставленная на нем подпись.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора города-курорта Анапа по использованию и охране земель от 12.08.2019 на основании материалов дела об административном правонарушении предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 руб. Основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности послужил факт использования им земельного участка с кадастровым номером 23:37:0401000:81, расположенного по адресу: г.  Анапа,  с/о  Джигинский,  ТОО «Росиия» не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Постановление вынесено в отсутствие  надлежащим образом уведомленного предпринимателя и получено им 27.08.2019.

Полагая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд.

Согласно ч. 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ч. 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2). Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3).

Протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и доказательством по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Лицу или его законному представителю разъясняются права и обязанности, предусмотренные указанным Кодексом, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола.

Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Следовательно, лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола.

При этом соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях достигается не только в случае присутствия законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, но и в его отсутствие при условии его извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, протокол об административном правонарушении от 05.08.2019 составлен административным органом в присутствии представителя предпринимателя по доверенности ФИО2; содержит отметку о разъяснении прав и обязанностей, в соответствии с главами 25-27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; подпись указанного лица об ознакомлении с протоколом, о получении копии протокола.

При указанных обстоятельствах судом установлено, что названный протокол по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, с учетом положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу.

Судом установлено отсутствие существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление вынесено в отсутствие надлежащим образом уведомленного лица, привлекаемого к административной ответственности. Факт надлежащего уведомления подтверждается подписью представителя по доверенности предпринимателя о вручении копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении 05.08.2019.

Процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, должностными лицами Управления соблюдена, права предпринимателя, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, обеспечены. Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Доводы заявителя о нарушении ответчиком Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в части проведения проверки без согласования с органами прокуратуры и в отсутствие распоряжения судом отклоняются, как не соответствующие законодательству.

Административным органом на основании соответствующего обращения заместителя главы муниципального образования г.-к. Анапа от 16.07.2019 № 103-07-7029/19 проводилось обследование отдельных земель сельскохозяйственного назначения с целью пресечения нарушений требований нормативных актов в области обеспечения безопасности дородного движения.

При этом проверок, по смыслу Закона № 294-ФЗ, как плановых, так и внеплановых, в отношении Общества проведено не было.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении заявителя в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ стало непосредственное обнаружение в ходе обследования земель достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, в частности, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.

Статьями 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации используются по целевому назначению. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьями 42, 77, 78 и 79 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

В силу статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Разрешенное (целевое) использование земель сельскохозяйственного назначения определено в пункте 1 статьи 78 ЗК РФ.

В силу положений пункта 1 ст. 77 Земельного кодекса, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно приложению к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", видом разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного использования является ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20 (растениеводство; выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; овощеводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; выращивание льна и конопли; животноводство; скотоводство; звероводство; птицеводство; свиноводство; пчеловодство; рыбоводство; научное обеспечение сельского хозяйства; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; питомники; обеспечение сельскохозяйственного производства; сенокошение; выпас сельскохозяйственных животных), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

При таких обстоятельствах, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Также в соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) на основании Земельного кодекса и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Абзацем 2 статьи 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что должностное лицо управления Росреестра по КК правомерно квалифицировало деяние предпринимателя по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и земельного законодательства.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене оспариваемого решения не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу административного правонарушения не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено предпринимателю в пределах санкции части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ИП ФИО4 об отмене постановления о назначении административного наказания от 12.08.2019 по делу № 282 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                    Р.А. Нигоев