ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-40793/20 от 27.01.2021 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                Дело № А32-40793/2020

05.02.2021г.                                                                                                            

Резолютивная часть решения оглашена 27.01.2021г. 

Решение в полном объеме изготовлено 05.02.2021г. 

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Кондратова К.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новошитской К.А., рассмотрев исковое заявление СПАО «Ингосстрах» в лице филиала СПАО «Ингосстрах» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2002, ИНН: <***>)

к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» МО г. Новороссийск (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 13.02.2003, ИНН: <***>)

к Администрации МО город Новороссийск (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.01.2003, ИНН: <***>)

о признании недействительным протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 17.08.2020 № ППИ1

о признании недействительными результаты проведения конкурса

при участии:

от истца: не явился.

от Администрации: ФИО1, доверенность от 30.12.2019г.

от МКУ: не явился.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Краснодарского края поступило исковое заявление СПАО «Ингосстрах» в лице филиала СПАО «Ингосстрах» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2002, ИНН: <***>) к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» МО г. Новороссийск (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 13.02.2003, ИНН: <***>) к Администрации МО город Новороссийск (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.01.2003, ИНН: <***>) о признании недействительным протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 17.08.2020 № ППИ1, о признании недействительными результаты проведения конкурса.

Основания заявленных требований изложены в заявлении и приложенных документальных доказательствах.

 Представитель администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Уполномоченным органом – администрацией МО г. Новороссийск проводился открытый конкурс в электронной форме: «Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: «Гидротехнические сооружения Неберджаевского водохранилища Краснодарского края» (извещение № 0118300013320000730). Заказчик - МКУ «УЖКХ города» МО город Новороссийск.

Данная закупка осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 986 000,00 руб.

В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 17.08.2020 № ППИ 1», победителем Конкурса было признано АО «СОГАЗ», а СПАО «Ингосстрах» присвоено второе место.

Единой комиссией по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов предложений для заказчиков муниципального образования город Новороссийск (далее - Конкурсная комиссия) при рассмотрении заявок участников Конкурса не соблюден порядок и нарушена процедура оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участника закупки", предусмотренные законодательством о контрактной системе, в результате чего заявке СПАО «Ингосстрах» по этому критерию Конкурсной комиссией было присвоено 29,48 баллов вместо 39,48 баллов, а заявке второго участника АО «Согаз» 40 баллов вместо 38,96 баллов. Кроме того, СПАО «Ингосстрах» просит принять решение о признании его победителем Конкурса.

В состав заявки СПАО «Ингосстрах» на участие в Конкурсе были включены и предоставлены в полном объеме документы, подтверждающие квалификацию, в соответствии с требованиями конкурсной документации, установленными Заказчиком.

Как указывает истец, действия Конкурсной комиссии по определению победителя противоречат Закону как умаляющие принципы обеспечения неценовой конкуренции, а также доступа к конкурсу неограниченно максимального числа участников, соответствующих устанавливаемым требованиям.

Действия Конкурсной комиссии нарушили процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников, которые не были отклонены, и в этих целях оценка заявок для заявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации, не осуществлена.

Кроме того, действия Конкурсной комиссии не обеспечили соблюдение установленного в статье 8 Закона о контрактной системе принципа добросовестной неценовой конкуренции между участниками закупок в целях заявления лучших условий поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации, вступив в противоречие с установленным Законом запрете на совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

Статьей 448 ГК РФ установлены общие требования к организации и порядку проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В силу ст. 4 АПК РФ, ст. ст. 11, 449 ГК РФ лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса. Нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данным нарушением не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

В соответствии со ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (пункт 1). Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (пункт 4).

При этом, основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов (п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются соблюдение норм закона при проведении торгов, наличие защищаемого права лица, предъявившего иск. Для признания торгов недействительными суду необходимо установить, имело ли место нарушение установленного законом порядка их проведения и повлияло ли это нарушение на определение победителя торгов. При этом основанием для признания торгов недействительными может служить только нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца. Обращение с иском должно преследовать цель восстановления прав.

В рассматриваемом случае истец оспаривает порядок проведения открытого конкурса и допуска ответчика к участию в конкурсе. Судом установлено, что доводы Истца, указанные в исковом заявлении, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Раздел 10 конкурной документации содержит Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил установлено, что «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в том числе могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В разделе 10 конкурсной документации в отношении критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» предусмотрены следующие показатели, в соответствии с которым установлен следующий порядок оценки заявок:

1. Коэффициент автономии за 2019 год - по указанному показателю оценивается уровень коэффициент автономии участника за 2019 год.

Заявка СПАО «Ингосстрах» по указанному показателю содержала следующее:

строка 51 – 75 787 708

строка 52 – 178 917 189

Значение показателя участника составляет 42,36

В случае если Kmax ≥ Kпред - то показатель рассчитывается по формуле НЦБi = КЗ * 100 * (Ki/Kпред), при этом максимальное значение по данному показателю 25 баллов.

Заявка участника набрала 26,47 баллов, что больше допустимого максимального значения и участнику было присвоено 25 баллов.

Заявка АО «Согаз» по указанному показателю содержала следующее:

строка 51 – 178 694 608,11861

строка 52 – 412 305 111,67604

Значение показателя участника составляет 43,34

В случае если Kmax ≥ Kпред то показатель рассчитывается по формуле НЦБi = КЗ * 100 * (Ki/Kпред), при этом максимальное значение по данному показателю 25 баллов

Заявка участника набрала 27,08 баллов, что больше допустимого максимального значения и участнику было присвоено 25 баллов.

Доля перестраховщиков в страховых резервах за 2019 год - по указанному показателю оценивается доля перестраховщиков в страховых резервах участника за 2019 год.

Заявка Страхового Публичного Акционерного Общества «Ингосстрах» по указанному показателю содержала следующее:

строка 11 – 9 373 310

строка 33 – 82 385 694

Значение показателя участника составляет 11,37

В случае если Kmax ≥ Kпред - то показатель рассчитывается по формуле НЦБi = КЗ * 100 * (Ki/Kпред), при этом максимальное значение по данному показателю 25 баллов.

Заявка участника набрала 23,70 баллов.

Заявка АО «Согаз» по указанному показателю содержала следующее:

строка 11 – 38 216 733,01821

строка 33 – 173 746 948,04944

Значение показателя участника составляет 21,99

В случае если Kmax ≥ Kпред - то показатель рассчитывается по формуле НЦБi = КЗ * 100 * (Ki/Kпред), при этом максимальное значение по данному показателю 25 баллов

Заявка участника набрала 45,82 баллов, что больше допустимого максимального значения и участнику было присвоено 25 баллов.

Уровень долговой нагрузки на капитал за 2019 год - по указанному показателю оценивается уровень долговой нагрузки на капитал участника за 2019 год.

Заявка СПАО «Ингосстрах» по указанному показателю содержала следующее:

строка 40 – 103 129 481

строка 30 – отсутствует значение в  представленных документах

строка 33 – 82 385 694

строка 51 – 75 787 708

В порядке оценке по данному показателю указано «При отсутствии в заявке на участие в конкурсе копии Бухгалтерского баланса страховой организации за 2019 год (код формы по ОКУД 0420125), участнику конкурса присваивается 0 баллов по данному показателю».

Заявка участника не содержит, каких-либо значений или пояснений в отношении указанного показателя, в связи с чем, участнику по данному показателю присвоено «0» баллов.

Однако, конкурсная документация содержит раздел 3 «Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме».

Согласно данного раздела, участник закупки подает заявку на участие в соответствии с типовой формой заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401 «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок».  

В соответствии с обозначенным постановлением подачу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме путем ее формирования обеспечивает оператор электронной площадки (оператор специализированной электронной площадки) путем ее формирования на электронной площадке (специализированной электронной площадке).

Перечень документов и информации, которые должны содержаться в 1 и 2 частях заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в

В разделе 11 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме» документации.

При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности – требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение.

Заявка АО «Согаз» по указанному показателю содержала следующее:

строка 40 – 233 610 503,55743

строка 30 – 0

строка 33 – 173 746 948,04944

строка 51 – 178 694 608,11861

Значение показателя участника составляет 33,5

В случае если Kmax ≥ Kпред - то показатель рассчитывается по формуле НЦБi = КЗ * 100 * (Ki/Kпред), при этом максимальное значение по данному показателю 25 баллов.

Заявка участника набрала 45,82 баллов, что больше допустимого максимального значения и участнику было присвоено 25 баллов.

Размер страховых выплат по ОСОПО за 2019 год - по указанному показателю оценивается размер страховых выплат по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте участника за 2019 год. Значение показателя определяется на основании данных раздела 1 строки 194 столбца 9 формы 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за 2019 год.

Заявка СПАО «Ингосстрах» по указанному показателю содержала следующее:

строка 194 – 61 986 066,97

предельное значение согласно оценке критериев по данному показателю составляет 15 500 000

В случае если Kmax ≥ Kпред - то показатель рассчитывается по формуле НЦБi = КЗ * 100 * (Ki/Kпред), при этом максимальное значение по данному показателю 25 баллов

Заявка участника набрала 99,97 баллов, что больше допустимого максимального значения и участнику было присвоено 25 баллов

Заявка АО «Согаз» по указанному показателю содержала следующее:

строка 194 – 108 315 220,62

предельное значение согласно оценке критериев по данному показателю составляет 15 500 000

В случае если Kmax ≥ Kпред - то показатель рассчитывается по формуле НЦБi = КЗ * 100 * (Ki/Kпред), при этом максимальное значение по данному показателю 25 баллов.

Заявка участника набрала 174,7 баллов, что больше допустимого максимального значения и участнику было присвоено 25 баллов.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», определяется как сумма баллов по каждому показателю по формуле

  Таким образом, заявки по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» набрали следующее количество баллов:

СПАО «Ингосстрах» – 73,70 баллов

  АО «Согаз» – 100 баллов.

  Значимость критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» составляет 40% и рейтинг заявок по данному критерию составил следующий:

  СПАО «Ингосстрах» – 29,48 баллов

  АО «Согаз»  – 40 баллов.

  Заявка участника СПАО «Ингосстрах»  содержала предложение о цене контракта 986 000 руб. и набрала 100 баллов.

  Заявка участника АО «Согаз» содержала предложение о цене контракта 986 000 руб. и набрала 100 баллов.

  Значимость критерия «Цена контракта» составляет 60% и рейтинг заявок по данному критерию составил следующий:

СПАО «Ингосстрах» – 89,48 баллов

АО «Согаз» – 100 баллов.

Раздел 9 конкурсной документации содержит «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме»

Частью 4 данного раздела определен «Порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме».

Так, для оценки заявок применяется бальная система оценки заявок с учётом предельных величин значимости каждого критерия оценки заявок, определённых № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила) и настоящей документацией.

Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимости указаны в Разделе 10 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимости» настоящей документации (далее – Раздел 10).

Правила и настоящий раздел определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее – заявка, предложение).

Так же, в соответствии с ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Согласно ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Суд установил, что данным правом участник не воспользовался.

На основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется, как среднее арифметическое оценок всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по указанному показателю, на основе сравнения представленных участниками открытого конкурса в электронной форме предложений.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется, как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

  Частью 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе, в электронной форме которого присвоен первый номер.

Таким образом, судом установлено, что АО «Согаз» предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации. С учетом изложенного у администрации не имелось правовых оснований для признания АО «Согаз» несоответствующим требованиям, установленным Федеральным законом № 220-ФЗ.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 41, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований – отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                              К.Н. Кондратов