ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-41031/2021 от 20.06.2022 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                            Дело № А32-41031/2021

            Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2022 года, полный текст решения изготовлен 27 июня 2022 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Николаева А.В., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи помощником судьи
Першогуба Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению

Администрации муниципального образования Новокубанский район (ИНН 2343009034 ОГРН 1022304365588)

к Администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района (ИНН 2343017860 ОГРН 1052324150977), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540 ОГРН 1042304982510)

об устранении реестровой ошибки

при участии: от истца – представитель по доверенности Шафранский С.В., от ответчика – не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования Новокубанский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об устранении реестровой ошибки.

Истцом обеспечена явка представителя по доверенности в судебное заседание.

Ответчиком в материалы дела представлен отзыв, согласно которому Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района просит принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил

следующие обстоятельства.

Истец, на основании договора купли-продажи № 4/03 от 29.04.2003, дополнительного соглашения к договору купли-продажи № 4/03 от 29.04.2003 (от 22.01.2004), согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.01.2004 г. № 23-АБ 288151, выписке из ЕГРН от 20.08.2021 г., является собственником объекта: нежилого здания, лит. А, общей площадью 936,7 кв.м., расположенного по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул. Первомайская, д. 151, с кадастровым номером 23:21:0401010:4443.

Истец, согласно выписке из ЕГРН от 19.08.2021, является собственником земельного участка 5660 кв.м., расположенного на территории Новокубанского городского поселения Новокубанского района, по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул. Первомайская, д. 151, с кадастровым номером 23:21:0401008:925.

На основании постановления главы администрации г. Новокубанска Новокубанского района от 06.04.2001 № 251 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации Новокубанского района», администрация г. Новокубанска Новокубанского района предоставила земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования Новокубанский район земельный участок под административным зданием общей площадью 5660 кв.м., относящийся к категории земель «земли населенных пунктов».

Согласно договору купли-продажи № 4/03 от 29.04.2003 Истец «принял от ОАО «Краснодарский краевой инвестиционный банк» в собственность недвижимое имущество - нежилое здание, Лит.А, в том состоянии в котором оно находится, общей площадью 966, 6 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новокубанск, ул. Первомайская, № 151».

Между вышеуказанными органами 22.01.2004 принято дополнительное соглашение к договору купли-продажи № 4/03 от 29.04.2003, где изменен предмет соглашения: «На основании Постановления главы местного самоуправления Новокубанского района Краснодарского края от 17.12.2003 г. № 1266 «О перепланировке помещений в нежилом здании в г. Новокубанске, по ул. Первомайская, 151», учитывая выполненные «Продавцом» работы по перепланировке помещений, а также то, что договор купли-продажи между «Сторонами» № 4/03 от 29.04.2003 г. не зарегистрирован в учреждении юстиции, «Стороны» пришли к соглашению о внесении изменений в п.п. 1.1. договора купли-продажи № 4/03 и в п.п. 1.1. акта приема-передачи к этому договору от 06.05.2003 г., вместо слов «... общей площадью 966,6 кв.м....», указать «... общей площадью 936,7 кв.м.».

Истец, пользуясь муниципальным имуществом, производил самовольную пристройку (постройку), реконструкцию здания котельной, находящегося на территории земельного участка переданного в постоянное, (бессрочное) пользование, где на котельную отсутствует право собственности.

На данном земельном участке, к нежилому зданию, расположенному по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул.Первомайская, д. 151, произведена самовольная пристройка (постройка) котельной, общей площадью 48,6 кв.м., что подтверждается регистрационным удостоверением Бюро технической инвентаризации Новокубанского района от 29.01.1993 № 2377, с присвоением адреса земельному участку № 153, по ул.Первомайская.

Для уточнения адреса и площади пристройки котельной, администрация муниципального образования Новокубанский район совместно с филиалом ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация» по Новокубанскому району провели инвентаризацию объекта, и филиал составил технический паспорт 14.05.2010 г. По техническому паспорту: нежилое помещение (котельная), Лит.А, общей площадью 43,8 кв.м., расположено по адресу: г. Новокубанск, ул.Первомайская, 151/1.

Согласно постановлению администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района от 29.06.2010 № 469 «Об уточнении адресных данных земельных участков с объектами недвижимости, расположенных на территории Новокубанского городского поселения»: «Земельному участку, относящемуся к категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации здания котельной с находящимися на нем объектами недвижимости, имевшему ранее адрес: г. Новокубанск, ул. Первомайская, 153, присвоить адрес: г.Новокубанск, ул. Первомайская, 151/1».

Филиал ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация» по Новокубанскому району подтвердил указанные выше данные и предоставил справку от 29.07.2010 № 28/5136, где указал: «Расхождение общей площади здания котельной по адресу г. Новокубанск, ул. Первомайская, 151/1 с 48,6 кв.м. (рег.удостоверение № 2377 от 29.01.1993 г.) на 43,8 кв.м. (тех.паспорт от 14.05.2010 г.), произошло за счет сноса насосной лит. А1 (-7,2 кв.м.) и за счет самовольно выполненной перепланировки (+2,4кв.м.). В регистрационном удостоверении указано - строение. Фактически это котельная».

Согласно справке от 26.08.2010, филиал ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация» по Новокубанскому району подтвердил, что «площадь застройки котельной по адресу: г. Новокубанск, ул. Первомайская 151/1 совпадает с площадью земельного участка».

Нежилое строение Административного здания (литеры А, А1) с кадастровым номером 23:21:0401010:4443, расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401008:925.

Кроме того установлено, что в пристройке литера А1 (котельная) выполнена внутренняя перепланировка, в результате которой уменьшилась площадь самой котельной на 1,3 кв.м., что составила 43,8 кв.м. и соответственно общая Площадь всего здания на момент составила - 935,4 кв.м.

Для эксплуатации данного нежилого помещения в качестве Котельной, в том числе с целью исполнения требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, в соответствии с проектом, без получения согласования органа местного самоуправления были выполнены следующие виды работ, а именно:

- демонтаж и устройство перегородок между помещениями;

- внутренняя отделка помещений.

Как считает истец, выполненная перепланировка помещений Котельной не затрагивает внутренние и наружные несущие стены.

Изменения планировочных решений не нарушают несущую способность существующих конструктивных элементов здания, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности, долговечности и       безопасности элементов здания.

Изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности конструкций и выполненные работы не превышают предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, установленные градостроительным регламентом, права и законные интересы граждан не нарушаются, изменения не создают угрозу их жизни и здоровью.

Согласно техническому паспорту Котельной (литера А1), инв. № 22889 от 14.05.2010 года установлено, что в 2010 году выполнена техническая инвентаризация Котельной (литера А1), как отдельного объекта, с учетом перепланировки. Объекту соответствующей организацией оформляющих нежилые помещения, присвоен адрес г.Новокубанск, ул.Первомайская, 151/1, с инвентарным номером № 22889, площадью 43,8 кв.м. и на основании данного технического паспорта этот объект был ошибочно (повторно) поставлен на кадастровый учет, с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 как ранее учтенный. Но правовую регистрацию на данный объект истец не производил.

В связи с тем, что котельная, как пристройка (литер А1) является неотъемлемой частью основного здания администрации муниципального образования Новокубанский район (литер А), расположенного по адресу: г.Новокубанск, ул.Первомайская, д. 151 и числится на кадастровом учете в составе объекта с кадастровым номером 23:21:0401010:4443, с площадью 936,7 кв.м. (технический паспорт Административного здания инв. № 3153 от 05.11.2003 г.), то право собственности зарегистрировано за Муниципальным образованием Новокубанский район.

В отношении котельной с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 образована повторная дублирующая запись. Истец полагает, что объект недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 в ЕГРН необходимо исключить, а сведения ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (Административное здание) необходимо внести изменения по площади в связи с выполненной перепланировкой в Котельной (литера А1). И площадь здания, после перепланировки составила 935,4 кв.м.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401008:925, площадью 4288 кв.м., сведения о котором внесены в ЕГРН и границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В границах данного земельного участка расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (Административное здание администрации муниципального образования Новокубанский район).

Для объекта недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 (Котельная) образован декларативный земельный участок, запись о котором внесена в ЕГРН с кадастровым номером 23:21:0401010:1353, площадью 100 кв.м., границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, координаты отсутствуют, а также и правовая регистрация здания и земельного участка - отсутствуют.

Фактический выдел земельного участка (кадастровый номером 23:21:0401010:1353), при обоюдном межевании общего земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401008:925 - не проводился. Поэтому информация о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401010:1353 внесена дублирующая запись. В связи с чем, как считает истец, дублирующая запись о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401010:1353 в ЕГРН должна быть исключена.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим исковым заявлением.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

Частью 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости вправе обратиться собственник объекта недвижимости.

Закон № 218-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.

Для всестороннего исследования обстоятельств дела и реализации иных задач судопроизводства в арбитражном суде, Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2021 производство по делу приостановлено, назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация краевое БТИ» отдел по Новокубанскому району (Краснодарский край, г. Новокубанск, ул. Ленина, д. 32), эксперту Керемет Людмиле Николаевне.

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1) Определить в границах каких земельных участков расположен спорный объект (составить схему расположения) – котельная (Лит.А), общей площадью 43,8 кв. м., кадастровый номер здания: 23:21:0401010:2549, строение одноэтажное, с высотой помещений - 3,75 м., является неотъемлемой частью основного здания администрации муниципального образования Новокубанский район (Лит. А, г. Новокубанск, ул.Первомайская, д. 151), расположенное на земельном участке, с кадастровым номером 23:21:0401010:1353, по адресу: РФ, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул. Первомайская, д. 151/1, год ввода в эксплуатацию - 1971.

2) Определить, является ли спорный объект объектом капитального строительства и определить технические характеристики спорного объекта?

3) Соответствует ли расположение спорного объекта генеральному плану муниципального образования, правилам землепользования и застройки территории и соответствует ли спорный объект техническим и строительным нормам и правилам, в том числе требованиям о пожарной безопасности, санитарным и эпидемиологическим нормам? Если нет, то в чем проявляется несоответствие? Возможно ли устранение выявленного несоответствия? Если да, то каким образом?

4) Соответствует ли расположение спорного объекта выданным разрешениям на строительство, проектной документации и иной технической документации (при их  наличии)? Если нет, то в чем проявляется несоответствие? Возможно ли устранение выявленного несоответствия? Если да, то каким образом?

5) Не создает ли сохранение спорного объекта угрозу жизни и здоровью граждан?

22.02.2022 в адрес арбитражного суда поступило экспертное заключение ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация краевое БТИ» отдел по Новокубанскому району, согласно которому экспертом сделаны следующие выводы.

Отвечая на первый вопрос, эксперт пришел к следующему выводу.

Для ответа на поставленный вопрос специалисту потребовалось изучение данных технического паспорта Административного здания инв.№ 3153 от 05.11.2003 года и технического паспорта Котельной инв.№ 22889 от 14.05.2010 года (дополнительные документы материалов арбитражного дела № А32-41031/21 получены 02.02.2022 г.), а так же сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) на данные объекты.

Согласно технического паспорта Административного здания инв.№ 3153 от 05.11.2003 года, расположенного по адресу г.Новокубанск, ул.Первомайская,151, площадь здания составляет 936,7 кв.м. Объект состоит из    Основного строения литера А, в  котором расположены административные помещения и основной пристройки литера А1, в которой расположены помещения котельной. Основная пристройка литера А1, является неотъемлемой частью Основного строения литера А, т. к. имеют одну общую стену. Общая площадь здания согласно технического паспорта составляет 936,7 кв.м. в т.ч 45,1 кв.м. площадь котельной литера А1.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на кадастром учете числится здание с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 общей площадью 936,7 кв.м., по адресу г.Новокубанск, ул.Первомайская, 151. право на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием Новокубанский район.

Следовательно площадь котельной числится на кадастровом учете в составе объекта с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 и право на нее зарегистрировано.

В ходе проведения экспертных работ, специалистом установлено, что здание с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401008:925, площадью 4288 кв.м. сведения о котором внесены в ЕГРН и границы установлены  в соответствии с требованиями земельного законодательства. Категория   земель: Земли населенных пунктов, Вид разрешенного использования: Государственное управление.  Право собственности зарегистрировано за Муниципальным образованием Новокубанский район. Расположение исследуемого объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (нежилое здание) на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401008:925, определено в результате осмотра на месте и показано на схеме в Приложении №1 к заключению. Координаты внешних углов здания определены геодезическим способом.

Кроме того экспертом установлено, что в  пристройке литера А1 (котельная) выполнена внутренняя перепланировка, в результате которой уменьшилась площадь пристройки на 1,3 кв.м и составила 43,8 кв.м. и соответственно  общая площадь здания на момент осмотра составляет 935,4 кв.м. Перепланировка заключается в демонтаже и устройстве перегородок, которая не повлияла на несущую способность здания.

Исследовав технический паспорт Котельной инв.№ 22889 от 14.05.2010 года экспертом установлено, что в 2010 году выполнена техническая инвентаризация Котельной, как отдельного объекта, с учетом перепланировки. Объекту присвоен адрес г.Новокубанск, ул.Первомайская, 151/1, инвентарный номер 22889, литера А площадью 43,8 кв.м. и на основании данного технического паспорта этот объект был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 как ранее учтенный. Правовая регистрация на данный объект отсутствует.

Эксперт поясняет, что при ведении государственного кадастра недвижимости, осуществляется две различные процедуры - государственный кадастровый учет и внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Ранее учтенными объектами капитального строительства признаются те объекты, технический учет которых осуществлен до 01.01.2013 года. Сведения о таких объектах недвижимости вносятся на основании технических паспортов до 01.01.2013 года.

Ввиду того, что технические паспорта на объекты капитального строительства были подготовлены в разное время, сведения о котельной были внесены дважды, образовывая дублирующие записи и каждому из них был присвоен кадастровый номер : Административному зданию (с учетом площади котельной 936.7 кв.м.) - 23:21:0401010:4443 и Котельной (площадь 43,8 кв.м.)-23:21:0401010:2549.

Исходя из вышеизложенного, эксперт считает необходимым поставить суд в известность, что котельная (пристройка лит.А1)     является неотъемлемой частью основного здания администрации муниципального образования Новокубанский район (Лит.А, г.Новокубанск, ул.Первомайская, д. 151) и числится на кадастровом учете в составе объекта с кадастровым номером 23:21:0401010:4443, площадью 936,7 кв.м., что подтверждается техническим паспортом Административного здания инв.№ 3153 от 05.11.2003 года.

Право собственности зарегистрировано за Муниципальным образованием Новокубанский район на Административное знание с учетом площади пристройки литера А1 — котельная.

Следовательно, об объекте недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 образована дублирующая запись.

По мнению эксперта дублирующую запись о объекте недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 в Едином государственном реестре недвижимости необходимо исключить.

А в сведения ЕГРН об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (Административное здание) необходимо внести изменения по площади в связи с выполненной перепланировкой в пристройке литера А1. Площадь здания после перепланировки составляет 935,4 кв.м.

Аналогичная ситуация обстоит и с земельными участками.

Земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401008:925, площадью 4288 кв.м. сведения о котором внесены в ЕГРН и границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (в координатах).

В границах данного земельного участка расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (Административное здание). Кроме того экспертом установлено, что для объекта недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 (Котельная) образован декларативный земельный участок, запись о котором внесена в ЕГРН с кадастровым номером 23:21:0401010:1353 площадью 100 кв.м., границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (координаты отсутствуют) и правовая регистрация отсутствует, однако фактический выдел земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401010:1353 при межевании земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401008:925 не проводился. Следовательно о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401010:1353 также внесена дублирующая запись.

По мнению эксперта дублирующую запись о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401010:1353 в Едином государственном реестре недвижимости необходимо исключить.

Отвечая на поставленный вопрос эксперт делает вывод, что спорный объект Котельная (пристройка лит.А1) площадью 43,8 кв.м., строение одноэтажное, с высотой помещений — 3,75 м., является неотъемлемой частью основного здания администрации муниципального образования Новокубанский район (Лит.А, г.Новокубанск, ул.Первомайская, д. 151) и числится на кадастровом учете в составе объекта с кадастровым номером 23:21:0401010:4443. Общая площадь здания с учетом выполненной перепланировки в пристройке лит.А1 составляет 935,4 кв.м. В ходе проведения экспертных работ, специалистом установлено, что здание с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401008:925, площадью 4288 кв.м. сведения о котором внесены в ЕГРН и границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Категория земель: Земли населенных пунктов, Вид разрешенного использования: Государственное управление. Право собственности зарегистрировано за Муниципальным образованием Новокубанский район.

Расположение исследуемого объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (нежилое здание) на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401008:925, определено в результате осмотра на месте и показано на схеме в Приложении №2 к заключению. Координаты внешних углов здания определены геодезическим способом.

Рассматривая второй вопрос, эксперт указывает, что в ходе проведения экспертных работ, специалистом установлено, что спорный объект Котельная (литера А1) является неотъемлемой частью основного здания администрации муниципального образования Новокубанский район (Лит.А, г.Новокубанск, ул.Первомайская, д. 151) и числится на кадастровом учете с кадастровым номером 23:21:0401010:4443.

Объект недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 состоит из литера «А» — основное строение, литера «А1» — основная пристройка,   общая площадь здания составляет - 935,4 кв.м.

Литера «А» Административное здание — двухэтажное нежилое здание общей площадью 891,6 кв.м., год завершения строительства — 1971, размер по наружному обмеру 39,56*12,33+15,92*9,25м — 1этаж, 39,56*12,33 — 2этаж, имеет фундамент — ж/бетонный ленточный, глубина заложения до 1м; наружные стены - кирпичные т.е. 0.42м.; перегородки - кирпичные; перекрытия — ж/бетонные; крыша — металлическая; полы линолеум, плитка. Инженерные коммуникации: отопление, электроснабжение, водоснабжение, канализация. Физический износ по данным БТИ на 05.11.2003 г. составляет 20%. Высота помещений - 2,77— 3,98 м. Используется по назначению.

Литера «А1» — Основная пристройка (Котельная) — одноэтажное здание общей площадью 43,8 кв.м., год завершения строительства — 1971, размер по наружному обмеру 9,25*5,83 м, имеет фундамент — ж/бетонный ленточный,глубина заложения до 1м ; наружные стены - кирпичные т.е. 0.40м.; перегородки - кирпичные, ; перекрытия — ж/бетонные; крыша — металлическая; полы - бетонные. Инженерные коммуникации: отопление, электроснабжение, водоснабжение, канализация. Физический износ по пристройке литера А1 (котельная) выполнена внутренняя перепланировка, которая заключается в демонтаже одной перегородки между пом. №12 и №13 с целью объединения двух помещений и устройстве одной перегородки с дверным проемом в пом. №10 с целью выдела служебного помещения № 27. Демонтированная и установленная перегородки в здании литера «А1» являются ограждающими конструкциями и служат для изоляции одного помещения от другого, на несущую способность строения в целом, демонтаж перегородки не повлиял.

С учетом выполненной перепланировки уменьшилась площадь пристройки на 1,3 кв.м и составила 43,8 кв.м. и соответственно общая площадь здания уменьшилась с 936,7 кв.м на 935,4 кв.м.

Технико-экономические показатели объекта:

Наименование показателей

Единицы измерения

Показатели

Площадь застройки

м2

689

Общая площадь здания

м2

935,4

Строительный объем

мЗ

3847

Учитывая вышеизложенное, заявленный в вопросе к эксперту и обследованный спорный объект, необходимо рассматривать в комплексе перечисленных правовых норм.

Здание обладает признаками недвижимого имущества и является капитальными, так как имеет прочную связь с землей в виде ж/бетонного ленточного фундамента и его конструктивные характеристики не позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик объекта.

При ответе на третий вопрос эксперт пришел к выводу о том, что спорный объект Котельная литера А1, является неотъемлемой частью основного здания литера А2 администрации муниципального образования Новокубанский район, следовательно на соответствие указанным в вопросе №3 параметрам рассматривается объект недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:4443, который состоит из литера «А» — основное строение, литера «А1» — основная пристройка, общая площадь здания составляет -935,4 кв.м.

В соответствии с требованиями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений» произведено исследование технического состояния спорного объекта с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (Административное здание - литера «А» с пристройкой А1) расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401008:925, площадью 4288 кв.м. по ул. Первомайская, д. 151 в г.Новокубанске, Краснодарского края. В результате обследования и исследования нормативно-правовых документов, экспертом установлено, что спорный объект в полной мере соответствует градостроительным нормам в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Так же выявлено соответствие Правилам землепользования и застройки территории Новокубанского городского поселения Новокубанского района Краснодарского края, утвержденные решением Совета Новокубанского городского поселения Новокубанского района 01.08.2014 № 585 (с изменениями от 23.04.2021 № 236)(далее ПЗЗ) и Генеральному плану Новокубанского городского поселения Новокубанского района в части расположения спорного объекта относительно соседних объектов недвижимости, соблюдаются установленные законодательством о пожарной безопасности и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, минимальные нормативные противопожарные и санитарно-эпидемиологические разрывы между зданиями. Относительно соседних объектов недвижимости спорный объект находится на значительном расстоянии ( более 15 м.).

Визуальный осмотр спорного объекта выявил, что конструкции (несущие и ограждающие) находятся в исправном и работоспособном состоянии. Деформаций в виде прогибов, дефектов и повреждений не выявлено. Кроме того экспертом установлено, что в пристройке литера А1 (котельная) выполнена внутренняя перепланировка, в результате которой уменьшилась площадь пристройки на 1,3 кв.м и составила 43,8 кв.м. и соответственно общая площадь здания на момент осмотра составляет 935,4 кв.м. Перепланировка заключается в демонтаже и устройстве перегородок, которая не повлияла на несущую способность здания.

Фундамент под наружными стенами  вновь выстроенных строений позволяет полностью воспринимать существующую нагрузку. Кладка стен находится в работоспособном техническом состоянии, все строительные конструкции отвечают требованиям СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений», СП 27.13330.2011 «Бетонные и железобетонные конструкции», СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции», СНКК 20-303-2002 «Нагрузки и воздействия» и удовлетворяют требованиям прочности и устойчивости. Отсутствие повреждений конструкции крыши и перекрытия свидетельствует о пространственной жесткости основного строения и пристройки и о совместной работе наружных стен, перекрытия, крыши и фундамента.

Планировка, параметры и состав помещений спорного объекта отвечает требованиям СП 44.13330.2011«АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И БЫТОВЫЕ ЗДАНИЯ» Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87.

Противопожарные разрывы соответствуют противопожарным нормам и правилам.

Проведя обследование спорного объекта и исследовав нормативно-правовые документы, указанные выше, эксперт приходит к выводу, что расположение спорного объекта соответствует генеральному плану муниципального образования, правилам землепользования и застройки территории и соответствует техническим и строительным нормам и правилам, в том числе требованиям о пожарной безопасности, санитарным и эпидемиологическим нормам.

Отвечая на четвертый вопрос, эксперт указал, что разрешительные документы и проектная документация на строительство спорного объекта отсутствует.

Расположение объекта с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (Административное здание -литера «А» в т.ч. Котельная пристройка литера «А1») соответствует параметрам указанным в техническом паспорте Административного здания инв.№ 3153 от 05.11.2003.

При ответе на пятый вопрос эксперт пришел к выводу, что в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений» произведено исследование технического состояния спорного объекта с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (Административное здание - литера «А» с пристройкой А1) расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401008:925, площадью 4288 кв.м. по ул. Первомайская, д. 151 в г. Новокубанске,   Краснодарского края.

Деформаций в виде прогибов, дефектов и повреждений не обнаружено, конструкции (несущие и ограждающие) находятся в исправном и работоспособном состоянии. Фундамент под наружными стенами позволяет полностью воспринимать существующую нагрузку, а отсутствие деформаций в облицовочном слое позволяет сделать вывод о достаточной прочности данной конструкции. Кладка стен находится в работоспособном техническом состоянии и отвечает требованиям СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции» в соответствии с их назначением. Отсутствие повреждений конструкции перекрытия и крыши свидетельствует о пространственной жесткости существующего строения и совместной работе наружных стен, перекрытия, крыши и фундамента. Строение выполнено из долговечных строительных материалов и по характеру конструктивного решения является капитальным, о чем свидетельствует жесткое закрепление несущих и ограждающих конструкций с фундаментом и их прочная связь с землей. Спорный объект соответствует своему предусмотренному функциональному назначению.

Таким образом, по состоянию на 09.12.2021, исследуемый объект отвечает в полной мере требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которые были приняты, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и в настоящее время сохранение спорного объекта не представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Заключение судебной экспертизы определено законом в качестве доказательства, не имеющего заранее установленной силы и не обладающего преимуществом перед иными доказательствами и, как все иные доказательства, подлежит оценке по общим правилам в совокупности с другими доказательствами.

Экспертное заключение содержит ответы на поставленные судом вопросы, каких-либо противоречий не содержит, соответствует в части оформления требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем сомнений в его достоверности не имеется; выводы эксперта являются полными и обоснованными, соответственно, экспертное заключение обладает признаками относимости и допустимости доказательства по делу.

В результате проведенных работ кадастровым инженером было установлено, что котельная (Лит.А) с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 является неотъемлемой частью основного здания с кадастровым номером 23:21:0401010:4443.

Кроме того, материалами экспертного заключения подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401008:925, площадью 4288 кв.м., сведения о котором внесены в ЕГРН и границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В границах данного земельного участка расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 23:21:0401010:4443 (Административное здание администрации муниципального образования Новокубанский район).

Для объекта недвижимости с кадастровым номером 23:21:0401010:2549 (Котельная) образован декларативный земельный участок, запись о котором внесена в ЕГРН с кадастровым номером 23:21:0401010:1353, площадью 100 кв.м., границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, координаты отсутствуют, а также и правовая регистрация здания и земельного участка - отсутствуют.

Фактический выдел земельного участка (кадастровый номером 23:21:0401010:1353), при обоюдном межевании общего земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401008:925 - не проводился. Поэтому информация о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401010:1353 внесена дублирующая запись. В связи с чем, как считает истец, дублирующая запись о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401010:1353 в ЕГРН должна быть исключена.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Наличие в едином государственном реестре недвижимости двойного учета объектов недвижимого имущества не отвечает принципам единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Таким образом, иск направлен на исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объекте недвижимости, не отвечающим частям 1 и 7 статьи 1 и статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ и нарушающим права истца.

По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по делу (Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Правовая квалификация правоотношений сторон относится к прерогативе суда, который обязан применить нормы материального и процессуального права, подлежащие применению и рассмотреть спор по существу заявленных требований.

С учетом вышеизложенного, суд квалифицирует заявленные исковые требования, как требование об устранении реестровой ошибки.

Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»" реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В части 4 статьи 61 названного Федерального закона установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

С учетом выводов судебной экспертизы двойной учет спорных объектов недвижимого имущества и земельных участков в государственном кадастре противоречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадастрового учета и нарушает права и законные интересы истца, а кроме того исправление недостоверности сведений ЕГРН не повлечет прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, так как само права на спорные объекты останется за истцом, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В силу статьи 61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанный судебный акт является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Руководствуясь гл. 20 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исправить реестровую ошибку в отношении здания - котельная (литер А1), общая площадь - 43,8 кв.м., с кадастровым номером 23:21:0401010:2549, расположенная по адресу: РФ, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул. Первомайская, д. 151/1, путём аннулирования сведений в Едином государственном реестре недвижимости о его границах и координатах.

Исправить реестровую ошибку в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401010:1353, общая площадь - 100 кв.м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул. Первомайская, д. 151/1, путём аннулирования сведений в Едином государственном реестре недвижимости о его границах и координатах.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                       А.В.Николаев