ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-41274/19 от 27.08.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-41274/2019

г. Краснодар                                                                                                 11 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2020 года

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Меньшиковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голубченко Д.Э.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТрейдерОйл» (г. Сочи, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Сочинской таможне, г. Сочи

третье лицо: ФИО1,

об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10318000-898/2019, вынесенного14.08.2019 заместителем начальника Сочинской таможни ФИО2, о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 10318000-898/2019,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО3 (доверенность от 01.10.2019),

от заинтересованного лица: ФИО4 (доверенность от 01.10.2019), ФИО5 (доверенность от 10.02.2020),

от третьего лица: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ТрейдерОйл» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сочинской таможне (далее – заинтересованное лицо) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10318000-898/2019, вынесенного14.08.2019 заместителем начальника Сочинской таможни ФИО2, о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 10318000-898/2019.

Третье лицо в заседание не явилось, о времени и месте слушания дела уведомлено надлежащим образом.

Представитель заявителя настаивал на требованиях, представитель заинтересованного лица – возражал, пояснил, что неверно заявлены код и описание товара, денежные средства уплачены под обеспечение.

Заявитель ходатайствовал об отложении заседания.

Рассмотрев указанное ходатайство, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных названным Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.

В иных случаях, установленных указанной статьей, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе, вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле.

Частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

В настоящем случае, заявитель не обосновал причины для отложения заседания.

В соответствии с частью 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.

В соответствии с частью 22 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные названным Кодексом неблагоприятные последствия.

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В настоящем случае суд исходит из того, что поведение общества не соответствует критериям добросовестности, так как ходатайство об отложении заседания не мотивировано.

Дальнейшее немотивированное и необоснованное отложение судебного разбирательства может привести к нарушении интересов иных лиц, участвующих в деле, к затягиванию процесса и волоките.

Дело рассматривается по правилам статьи 210 АПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ТрейдерОйл» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>.

Как следует из материалов административного дела, 28.09.2018 ООО «ТрейдерОйл» (ИНН/КПП <***>/232001001) с целью помещения под таможенную процедуру экспорта товара «битум нефтяной дорожный модифицированный» в количестве 23920 кг (код ТНВЭД ЕАЭС – 2715000000, ставка вывозной таможенной пошлины не установлена) на таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни была подана декларация на товары, которой был присвоен регистрационный номер 10318020/280918/0002090 (далее – ДТ).

В графе 31 («Грузовые места и описание товара») ЭДТ № 10318020/280918/0002090 заявлены сведения о товаре № 1: «1) Смесь на основе нефтяных дорожных битумов: битум нефтяной дорожный модифицированный. Предназначается для применения в асфальтобетонных смесях, используемый при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, мостов и аэродромов, городских улиц и площадей в соответствии с действующими строительными нормами.  Производитель ООО "ТЕРМИНАЛ" Товарный знак «ТЕРМИНАЛ» Количество  23.92 т.».

В графе № 33 («Код товара») ЭДТ № 10318020/280918/0002090  обществом  заявлен код товара 2715000000, в соответствии с которым согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) классифицируются товары: «смеси битумные, на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий)». Ставка вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2715000000 не установлена.

В графе № 47 («Исчисление платежей») ЭДТ № 10318020/280918/0002090  подлежащая уплате сумма вывозной таможенной пошлины Обществом не указана.

При регистрации ДТ штатным программным средством КПС АИСТ-М в автоматическом режиме выявлен профиль риска (глава 50 ТК ЕАЭС) в соответствии с которым выявлена необходимость применения таможенным органом в отношении декларируемого товара мер по минимизации риска «отбор проб и (или) образцов товара», «проведение  таможенной экспертизы». Целью применения мер по минимизации риска выявленного профиля риска является контроль правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.

28.09.2018 должностным лицом таможенного поста МАПП Адлер Сочинской таможни принято решение о назначении таможенной экспертизы  № 10318020/280918/ДВ/000028, отобраны пробы декларируемого товара (Акт отбора проб и (или) образцов товаров № 10318020/280918/000057).

При подаче ДТ декларантом в качестве документа подтверждающего характеристики товара был предоставлен паспорт качества производителя товара б/н от 26.09.2018. В связи с выявленным в автоматическом режиме риском недостоверного декларирования, в целях установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, на основании п. 4 ст. 325  ТК ЕАЭС таможенным органом осуществлен запрос документов и (или) сведений, необходимых для осуществления контроля классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС декларируемого товара от 28.09.2018. У декларанта запрошены дополнительные документы, отражающие химический состав и физические характеристики товара, на основании которых товар классифицирован декларантом кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2715000000, указано на необходимость представления в срок до 08.10.2018 обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых платежей, компенсационных пошлин.

Кроме того, в запросе документов и (или) сведений от 28.09.2018 указано, что при выпуске товаром документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом, могут быть представлены после выпуска товаров в срок до 28.10.2018.

По заявлению общества срок предоставления запрашиваемых документов и сведений продлен таможенным органом до 28.11.2018.

28.09.2018 таможенным органом принято решение о проведении экспертизы и отобраны образцы проб.

Основываясь на сведениях о товаре, необходимых для классификации и содержащихся в заключении таможенного эксперта от 15.11.2018 № 12406001/0032426,  используя ОПИ №№ 1,6 ТН ВЭД ЕАЭС таможенным органом принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10318020-18/000001 от 29.11.2018,  согласно которому товар № 1, предъявленный к таможенному оформлению по ЭДТ № 10318020/280918/0002090, классифицируется в подсубпозиции 2710196209 ТН ВЭД ЕАЭС.

На основании принятого решения  по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10318020-18/000001 от 29.11.2018 таможенным органом было принято и направлено декларанту Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10318020/280918/0002090 от 29.11.2018. Указанным Решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ЭДТ № 10318020/280918/0002090, внесены изменения. Вместо указанных ранее сведений внесены следующие:

В графе 31 («Грузовые места и описание товара») ЭДТ № 10318020/280918/0002090 внесены сведения о товаре № 1:   «1) Тяжелый дистиллят - жидкое топливо с содержанием серы 1,0 мас. %:

1. Температура начала перегонки - 106°С, 5 об. % перегоняется до температуры 148 °С; до 250°С перегоняется - 14 об.%, до 300°С перегоняется - 21 об.%, до 350°С перегоняется - 25 об.%.  Производитель ООО "ТЕРМИНАЛ" Товарный знак ТЕРМИНАЛ Количество  23.92 т.».

В графе № 33 («Код товара») ЭДТ № 10318020/280918/0002090 сведения о коде товара № 1: 2710 19 620 9.

В графе «В»  («Подробности подсчёта») ЭДТ № 10318020/280918/0002090: сумма вывозной таможенной пошлины товара составила  –  204722,07 рублей, сборы за таможенные операции – 1500 рублей.

В результате принятия решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10318020-18/000001 от 29.11.2018 сумма подлежащих уплате таможенных платежей по товару № 1 в ЭДТ №10318020/280918/0002090 увеличилась на 206 222 рублей 07 копеек, что подтверждается КДТ № 10318020/280918/0002090/02 от 13.12.2018.

14.08.2019 Сочинской таможней вынесено постановление по делу об АП № 10318000-898/2019, в соответствии с которым ООО «ТрейдерОйл» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 102 361,04 рублей (сто две тысячи триста шестьдесят один рубль четыре копейки).

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявленных требований по существу суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в заявлении декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, а именно в действиях нарушающих требования таможенного законодательства Таможенного союза регламентирующих заявление точных сведений о декларируемых товарах и (или) транспортных средствах необходимых для таможенных целей.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, являются декларант либо таможенный представитель.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства при рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к указанной административной ответственности судам необходимо учитывать, что соответствующие административные правонарушения следует считать оконченными с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, содержащей такие сведения, поскольку в силу пункта 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности для определения размера таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установленонастоящимКодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС, декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС, перечень сведений!, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы Для исчисления и., уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер но защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

Как указано в подпункте 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления  и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС, Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений^ мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

Пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС, определено, что декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании.

В соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденного Решением совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, размер ставки таможенной пошлины напрямую связан с кодом товара, определяемым в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕТНВЭД ЕАЭС). Классификационный код товара определяет размер таможенной пошлины и применяемые к товарам меры нетарифного регулирования. В связи с этим сведения о коде товара по ЕТНВЭД ЕАЭС имеют самостоятельное правовое значение и определены законодателем как подлежащие обязательному указанию в таможенной декларации.

Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257, установлено, что в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ЕТНВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.

Следовательно, в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в связи с чем классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристик товара, которые имеют значение для этой классификации, но не указаны в декларации, не может считаться надлежащей, а описание товара - полным и достоверным.

Сведения о качественных характеристиках товара следует рассматривать как сведения, необходимые для его классификации в таможенных целях, поскольку они непосредственно влияют на отнесение товара к подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС, каждая из которых имеет код и устанавливает подлежащую применению ставку таможенной пошлины.

Кроме того, именно на основании сведений о классификационном коде товара определяется размер таможенной пошлины, соответственно, размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов напрямую зависит от классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства», в случае если, обжалуя постановление о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование товаров, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, декларант ранее или одновременно в самостоятельном порядке не оспорил законность решения таможенного органа о классификации товара, но при этом такое решение, принятое в рамках осуществления таможенного контроля, влияет на вывод о наличии или отсутствии события правонарушения, суд в целях установления события административного правонарушения вправе в силу части 7 статьи 210 АПК РФ проверить правомерность осуществленной таможенным органом классификации товара, указанного в декларации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решение по классификации товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10318020-18/000001 от 29.11.2018 заявителем в судебном порядке не обжаловалось.

Ходатайство о проведении судебной экспертизы в рамках настоящего дела заявлено не было.

Поскольку в основу решения классификации товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10318020-18/000001 от 29.11.2018 положена таможенная экспертиза, суд соглашается с выводами эксперта и приходит к выводу о правомерности осуществленной таможенным органом классификации товара

Относительно довода заявителя о неприменение п.4 примечаний к ст.16.2 КоАП РФ необходимо отметить следующее.

Согласно п.4 примечания к ст.16.2 КоАП РФ в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 данной статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 данных примечаний.

В соответствии с п.2 примечания к ст.16.2 КоАП РФ в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 данной статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

Однако, в ходе производства и рассмотрения дела об АП № 10318000-898/2019 фактов добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров, не установлено.

Принятие ООО «ТрейдерОйл» обеспечительных мер в виде перечисления авансового платежа после получения уведомления таможенного органа не свидетельствует о соблюдении условий, предусмотренных примечанием к ст.16.2 КоАП РФ, влекущих освобождение от административной ответственности.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" уплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин, налогов в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее.

Помимо этого, из материалов дела об АП следует, что в соответствии с решением по классификации товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС от 29.11.2018 код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС измен с 2715000000 на 2710 19 620 9.

Согласно пункту 3 примечаний к ст. 16.2 КоАП РФ «пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.»

Товары, классифицируемые в позициях ЕТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 – 2710, входят в перечень стратегически важных товаров и ресурсов, для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923.

На основании изложенных обстоятельств пункты 2 и 4 примечаний к ст. 16.2 КоАП РФ в данном случае не могут быть применены.

Относительно довода заявителя об использовании в качестве доказательства заключения эксперта от 15.11.2018 № 12406001/0032426, являющегося, по мнению общества, незаконным и необоснованным.

Образцы для проведения экспертизы отобраны таможенным органом 28.09.2018.

При назначении таможенной экспертизы таможенному эксперту были поставлены вопросы в соответствии с примечаниями к профилю риска:

1. Идентифицировать товар и определить соответствуют ли сведения о товаре, заявленные в графе 31 ДТ №10318020/280918/0002090, его фактическим характеристикам.

2. Определить соответствуют ли характеристики рассматриваемого товара, характеристикам нефтяного битума, указанным в пояснениях к товарной позиции 2713 ТН ВЭД ЕАЭС?

3. В случае если пенетрация (метод иглы) при 25оС не менее 400, то какой процент остатка после перегонки при пониженном давлении (ASTM D 1160)?

4. Какова пенетрация (метод иглы) при 25оС остатка после перегонки при пониженном давлении (ASTM D 1160)?

5. Какой фракционный состав по методу ISO 3405, эквивалентному методу ASTM D 86?

6. В случае если количество остатка после перегонки при пониженном давлении (ASTM D 1160) составляет менее 60 мас. %, либо пенетрация остатка не менее 400, определить каковы характеристики пробы товара в соответствии с дополнительным примечанием 2 е) к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС?

Согласно выводам таможенного эксперта, содержащимся в Заключении таможенного эксперта от 15.11.2018 № 12406001/0032426:

1.По совокупности установленных показателей проба идентифицирована как тяжелый дистиллят – жидкое топливо с содержанием серы 1,0 мас.%; не соответствует сведениям, заявленным в графе 31 ДТ 10318020/280918/0002090 для товара № 1.

2.По установленным показателям плотности при температуре 70оС (метод EN ISO 12185), пенетрации при температуре 25°С (метод иглы) (метод EN 1426) проба не соответствует характеристикам нефтяного битума, указанным в пояснениях к товарной позиции 2713 ТН ВЭД ЕАЭС.

3.Показатель пенетрации (метод иглы) пробы при температуре 25°С по методу EN 1426 составляет более 430. Остаток пробы после перегонки при пониженном давлении по методу ASTM D 1160 (5 мм. рт. ст) составляет 57 мас. %.

4.Показатель пенетрации (метод иглы) остатка пробы после перегонки, проводимой при пониженном давлении по методу ASTM D 1160 (5 мм. рт. ст), при температуре 25°С по методу EN 1426 составляет 75.

5.Фракционный состав пробы (по методу ISO 3405, ASTM D 86, ГОСТ 2177-99 (метод Б)): температура начала перегонки - 106°С, 5 об. % перегоняется до температуры 148 °С; до 250°С перегоняется - 14 об.%, до 300°С перегоняется - 21 об.%, до 350°С перегоняется - 25 об.%.

6.Проба имеет колориметрическую характеристику «К» более 7,5 и кинематическую вязкость 118х0,000001 м2/с  (при температуре 50°C), при содержании сульфатной золы (по методу ISO 3987) 0,005 мас. %, индексе омыления (по методу ISO 6293-2) менее 2мг KOH/г.

Согласно п. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

Согласно п. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

На основании выводов таможенного эксперта в заключении от 15.11.2018  № 12406001/0032426, в соответствии с  п. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС таможенным органом осуществлена классификация товаров, задекларированных в ЭДТ № 10318020/280918/0002090.

Согласно Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, Положению о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522, классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется с применением основных правил интерпретации (далее – ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.

Первые пять Правил ОПИ ТН ВЭД применяются последовательно (если не подходит Правило 1, применяется Правило 2, если не подходит Правило 2, то применяется Правило 3 и так далее) и позволяют определить четырехзначную товарную позицию, к которой относится данный товар. Для определения классификационного кода товара на уровне субпозиции, то есть на уровне 6-ти знаков классификационного кода, применяется Правило 6 ОПИ ТН ВЭД, которое гласит: для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.

Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые рекомендованы Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21.

Таким образом, применяя ОПИ 1, определяется товарная позиция и применяются примечания к разделам и группам. С целью определения классификационного кода товара на уровне подсубпозиции применяется ОПИ 6.

В соответствии с текстом товарной позиции 2715 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий).

Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС состав битумных смесей данной товарной позиции различен в зависимости от предполагаемого использования.

1. Продукты, используемые для гидроизоляции и защиты поверхностей или для целей обеспечения изоляции.

Продукты, используемые для антикоррозионных покрытий, изоляции электрических приборов, гидроизоляции поверхностей, заполнения трещин и т.д., обычно состоят из связующего элемента (битума, асфальта или смолы), жестких наполнителей, таких как минеральные волокна (асбест, стекло), древесных опилок и прочих веществ, необходимых для придания продукту требуемых свойств или улучшения его применения. Примерами таких продуктов являются:

а) битумные герметики

с содержанием растворителя менее 30%, с помощью которых можно получать покрытия толщиной от 3 до 4 мм или менее;

б) битумные мастики

с содержанием растворителя не более 10%, с помощью которых можно либо получать покрытия толщиной от 4 мм до 1 см, либо заделывать швы больших размеров (от 2 до 8 см);

в) прочие битумные продукты,

содержащие наполнители, но не растворители. Они могут быть получены тепловой обработкой непосредственно перед использованием. Помимо прочих применений они могут быть использованы для защиты трубопроводов, прокладываемых под землей или под водой.

2. Продукты, используемые для дорожных покрытий

Битумные продукты данной товарной позиции, используемые для дорожных покрытий, делятся на две основные категории:

а) асфальтовые смеси для дорожных покрытий и битумные смеси для дорожных покрытий.

Асфальтовые смеси для дорожных покрытий представляют собой битумы, растворенные в довольно тяжелых растворителях, количество которых может меняться в зависимости от требуемой вязкости.

Торговые описания этих продуктов отличаются в зависимости от типа используемых растворителей. Смеси, содержащие растворители, полученные из нефти, называются "разжиженными битумами". Смеси, содержащие растворители иного происхождения, называются "офлюсованными битумами".

Битумные смеси для дорожных покрытий подобны продуктам на основе битума, содержащего тяжелые растворители, количество которых меняется в зависимости от требуемой вязкости.

Иногда к этим продуктам добавляют связующие вещества для повышения сопротивления к отслаиванию.

Все эти битумные продукты имеют следующие отличительные характеристики:

- пенетрация (метод иглы) при температуре 25 0С, определенный по методу EN 1426, не менее 400,

- остаток после перегонки, проводимой при пониженном давлении, составляет не менее 60 мас.% и имеет пенетрацию (метод иглы) при температуре 25 0С, определенный по методу EN 1426, менее 400.

б) водные эмульсии

Это продукты, полученные эмульгированием битумов с водой.

Доводы ООО «ТрейдерОйл» о неполноте ответов экспертов на поставленные вопросы опровергаются содержанием заключения таможенного эксперта от 15.11.2018  № 12406001/0032426, а также письмом ЭКС – филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 10.01.2019 № 35-01-28/00018 «О возможности назначения дополнительной экспертизы» (л. дела об АП 96-98).

Ссылка заявителя на то, что таможенным экспертом при проведении исследований и составлении заключения таможенного эксперта от 15.11.2018 № 12406001/0032426 не учтены Технические условия ТУ 19.20.42.120-003-17048577-2018 не состоятельны в силу следующих причин.

Документы, подтверждающие химический состав и физические особенности товара по ДТ № 10318020/280918/0002090 были запрошены т/п МАПП Адлер у ООО «ТрейдерОйл» запросом от 28.09.2018, а срок предоставления указанных документов был установлен до 28.10.2018. Однако, ООО «ТрейдерОйл» предоставило указанные технические условия на т/п МАПП Адлер Сочинской таможни только 28.11.2018, то есть после окончания проведения указанной таможенной экспертизы (15.11.2018).

Технические условия ООО «Терминал» на товар «битум нефтяной дорожный модифицированный» № ТУ 19.20.42-003-17048577-2018 от 20.09.2018 представлены декларантом в таможенный орган письмом б/н от 28.11.2018 (вх. № 34-32/1203 от 28.11.2018) (л. дела об АП 55).

В связи с тем, что данный документ представлен декларантом в таможенный орган после завершения таможенной экспертизы, направление Технических условий в ЭКС – филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону для учета экспертом при проведении экспертизы таможенным постом не производилось.

Кроме того, необходимо отметить, что в паспорте качества производителя товара, предоставленном декларантом при подаче ДТ № 10318020/280918/0002090 на товар «битум нефтяной дорожный модифицированный», указано, что товар изготовлен согласно ТУ 19.20.42.120-003-17048577-2018. При этом, предоставленный декларантом (письмом б/н от 28.11.2018, вх. № 34-32/1203 от 28.11.2018) после выпуска документ «Технические условия ООО “Терминал”» имеет иной номер - ТУ 19.20.42-003-17048577-2018.

При производстве таможенной экспертизы таможенный эксперт ознакомился со всеми предоставленными материалами (документами), относящимися к таможенной экспертизе. При этом таможенный эксперт составил заключение таможенного эксперта на основании результатов собственных исследований, в которых были определены действительные физико-химические свойства (показатели) предоставленной пробы товара, согласно акту проб и (или) образцов товаров от 28.09.2018 № 10318020/280918/000057. Заключение таможенного эксперта было подготовлено на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований.

Таким образом, при производстве таможенной экспертизы таможенным экспертом соблюдены права и обязанности, предписанные статьей 394 ТК ЕАЭС.

В связи с вышеизложенным, документ «Технические условия ООО «Терминал» на товар «битум нефтяной дорожный модифицированный» № ТУ 19.20.42-003-17048577-2018 от 20.09.2018» таможенным постом МАПП Адлер Сочинской таможни в ЭКС – филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону не направлялся, таможенным экспертом при осуществлении таможенной экспертизы декларируемого товара не рассматривался.

Таможенная экспертиза назначена таможенным органом для получения достоверных сведений о характеристиках товара, являющихся классификационными признаками, позволяющими соотнести декларируемый товар с описанием текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

В соответствии со статьей 395 ТК ЕАЭС при назначении и проведении таможенной экспертизы декларант вправе заявлять мотивированное ходатайство о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту для получения по ним заключения таможенного эксперта. Перечень вопросов, поставленных таможенным органом на разрешение эксперта в полном объеме содержится в Решении о назначении таможенной экспертизы № 10318020/280918/ДВ/000028, которое было получено декларантом 28.09.2018 и не входит в компетенцию эксперта, поскольку является правовым.

При этом следует отметить то, что в период с момента вынесения решения о назначении таможенной экспертизы от  28.09.2018 № 10318020/280918/ДВ/000028, и до окончания её проведения, ООО «ТрейдерОйл» не воспользовалось своими правами, предусмотренными пп. 1 и 5 п. 1 ст. 395 ТК ЕАЭС, а именно: заявлять мотивированное ходатайство о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту для получения по ним заключения таможенного эксперта, а также правом представлять информацию и (или) документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы.

Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «ТрейдерОйл» возможности для реализации своих прав при назначении и проведении таможенной экспертизы, предусмотренных ст. 395 ТК ЕАЭС, в ходе административного производства не установлено.

Таможенный эксперт отвечает на поставленные вопросы в соответствии со своими специальными знаниями. Перечень вопросов, на которые должен ответить таможенный эксперт при производстве таможенной экспертизы, поименован в решении о назначении таможенной экспертизы и определяется таможенным органом, назначившим производство  таможенной экспертизы. В соответствии с  п. 7 ч. 2 ст. 391 ТК ЕАЭС, в заключении таможенного эксперта (эксперта) указываются, помимо прочего, «выводы по поставленным вопросам и их обоснование». Таким образом, таможенный эксперт отвечает только на те вопросы, которые поставлены перед ним таможенным органом, назначившим проведение таможенной экспертизы.

На основании изложенного, доводы декларанта в части того, что таможенный эксперт не дал ответ на вопрос «является ли товар входящим в товарную группу 2715 ТН ВЭД ЕАЭС? Если нет, то почему?», являются безосновательными, поскольку данный вопрос не был поименован в решении о назначении таможенной экспертизы № 10318020/280918/ДВ/000028 от 28.09.2018.

При этом таможенный эксперт провел всестороннее исследование предоставленной пробы для определения действительных физико-химических характеристик (показателей). В результате проведенных исследований установлено, что показатель пенетрации пробы при температуре 25о С (метод иглы), определенный по методу EN 1426, составляет более 430, остаток после перегонки, проводимой при пониженном давлении по методу ASTM D 1160, составляет менее 60 мас.% (фактически 57 мас.%).

Согласно пояснениям к товарной позиции 2715 ТЕ ВЭД ЕАЭС, к битумным смесям данной товарной позиции относятся; асфальтные смеси для дорожных покрытий, состоящие обычно на 60 % или более из битума с растворителем; эмульсии или устойчивые суспензии асфальта, битума, пека или минеральных смол в воде; мастике из асфальта и прочие битумные мастики, а также аналогичные битумные смеси, содержащие минеральные вещества, такие как песок или асбест.

Все эти битумные продукты имеют следующие отличительные характеристики:

- пенетрация (метод иглы) при температуре 25о С, определенный по методу EN 1426, не менее 400,

- остаток после перегонки, проводимой при пониженном давлении, составляет менее 60 мас.% и имеет пенетрацию (метод иглы) при температуре 25о С, определенный по методу EN 1426, не менее 400.

Таким образом, по установленному показателю остатка после перегонки, проводимой при пониженном давлении по методу ASTM D 1160 (5 мм рт. ст.), составившего менее 60 мас.% (фактически 57 мас.%), данный товар не удовлетворяет пояснениям к товарной позиции 2715 ТН ВЭД ЕАЭС для битумных смесей. Данный аспект отражен в выводах пункта 2 заключения таможенного эксперта № 12406001/0032426 от 15.11.2018 (абзац 2 страница 7 заключения).

ООО «ТрейдерОйл» заявлено, что эксперт в заключении не ответил на вопрос об определении характеристик пробы товара в соответствии с дополнительным примечанием «2е» к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС в части касающейся определения кинематической вязкости товара при температуре 500С.

Данный довод является не обоснованным по следующим обстоятельствам.

Перед таможенным экспертом, помимо прочих, был поставлен вопрос № 6: «В случае если количество остатка после перегонки при пониженном давлении (ASTM D 1160) составляет менее 60 мас.%, либо пенетрация остатка не менее 400, определить каковы характеристики пробы товара, в соответствии с дополнительным примечанием 2 е) к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС?».

На основании установленного показателя остатка после перегонки, проводимой при пониженном давлении по методу ASTM D 1160 (5 мм рт.ст.), составившего менее 60 мас.%, были определены характеристики в соответствии с дополнительным примечанием 2 е) к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС.

Так, на стр. 6-7 пункта 2 заключения таможенного эксперта и при ответе на вопрос 6 (стр. 8) указаны данные характеристики: «Проба имеет колориметрическую характеристику «К» более 7,5 и кинематическую вязкость 118х0,000001 м2/с (при температуре 50о С), при содержании сульфатной золы (по методу ISO 3987) 0,005 мас.%, индекс омыления (по методу ISO 6293-1) менее 2 мг КОН/г».

Таким образом, таможенный эксперт при производстве таможенной экспертизы № 12406001/0032426 от 15.11.2018 провел комплексное и всестороннее исследование и использованием регламентированных и утвержденных методов анализа для определения необходимых и достаточных характеристик и показателей пробы для дачи ответов на поставленные вопросы и однозначной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В заявлении ООО «ТрейдерОйл» указано, что Общество ходатайствовало о назначении и проведении дополнительной экспертизы, однако таможенным органом в проведении дополнительной экспертизы было незаконно отказано (абзац 3 стр. 4 заявления).

В соответствии со статьей 392 ТК ЕАЭС таможенным органом назначаются дополнительные и повторные таможенные экспертизы в следующих случаях:

при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации (назначается дополнительная таможенная экспертиза). Дополнительная таможенная экспертиза назначается уполномоченному таможенному органу либо экспертной организации (эксперту) государства-члена, которыми проводилась таможенная экспертиза.

В случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы, в том числе дополнительной, таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза.

Повторная таможенная экспертиза назначается для исследования тех же товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации и для решения тех же вопросов, которые исследовались при ранее проведенной таможенной экспертизе.

Повторная таможенная экспертиза может назначаться как уполномоченному таможенному органу или экспертной организации государства-члена, которыми проводилась таможенная экспертиза, так и иному уполномоченному таможенному органу или иной экспертной организации государства-члена.

Проведение повторной таможенной экспертизы поручается комиссии, состоящей из 2 и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, в том числе дополнительную. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие таможенную экспертизу, в том числе дополнительную, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии необходимые пояснения.

11.12.2018 на таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни от генерального директора ООО «ТрейдерОйл» ФИО1 поступило ходатайство о назначении дополнительной экспертизы (л. дела об АП 91-93). 

Таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни рассмотрев ходатайство ООО «ТрейдерОйл» с учетом письма ЭКС – филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 10.01.2019 № 35-01-28/00018 «О возможности назначения дополнительной экспертизы» (л. дела об АП 96-68), установил, что проведение дополнительной экспертизы по ходатайству является нецелесообразным. Мотивированный отказ в проведении дополнительной экспертизы направлен в адрес ООО «ТрейдерОйл» письмом от 17.01.2019 № 34-37/318 «Об отказе в удовлетворении ходатайства» (л. дела об АП 99-100).

22.03.2019 на таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни поступило ходатайство от Общества об отложении принятия решения по ДТ                  № 10318020/180918/0002090 в связи с тем, что Общество заключило договор с ООО «Судебный эксперт» (115191, <...>) о проведении комплексного товароведческого, химического исследования задекларированного товара (л. дела об АП 111-120).

Таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни 22.03.2019                        исх. №  34-37/1823 рассмотрев вышеуказанное ходатайство, принял решение об отложении принятия решения по ДТ № 10318020/180918/0002090 по указанным обстоятельствам (л. дела об АП 121).

15.05.2019 в адрес генерального директора ООО «ТрейдерОйл» Кадина А.А. Сочинской таможней направлено письмо № 34-37/3084 о предоставлении информации о результатах проведенных экспертиз (л. дела об АП 122).

02.07.2019 на таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни поступила информация от представителя Общества по доверенности ФИО6 (исх. от 01.07.2019) о том, что заключение независимых экспертов представить не могут в связи с тем, что финансовое состояние Общества является тяжелым и оно не может гарантировать оплату проведения экспертиз (л. дела об АП 123).

На основании изложенного, Обществом какие-либо дополнительные, повторные исследования задекларированного товара не проводились.

Основываясь на сведениях о товаре, необходимых для классификации и содержащихся в заключении таможенного эксперта от 15.11.2018 № 12406001/0032426,  используя ОПИ №№ 1,6 ТН ВЭД ЕАЭС таможенным органом принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10318020-18/000001 от 29.11.2018,  согласно которому товар  № 1, предъявленный к таможенному оформлению по ЭДТ № 10318020/280918/0002090,  классифицируется в подсубпозиции 2710196209 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-I «О таможенном тарифе» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155», от 26.02.2013 № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 251» и от 29.03.2013 № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития РФ осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно информации Минэкономразвития РФ от 17.08.2018 «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 сентября 2018 года» в отношении товаров, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2710196209 установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 130 долларов США за 1 тонну.

В соответствии с подпунктом а) пункта 11 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее – Решение КЕЭК № 289) по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы сведения, заявленные в ДТ, подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров.

В соответствии с пунктом 21 Решения КЕЭК № 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.

На основании принятого решения  по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-10318020-18/000001 от 29.11.2018 таможенным органом было принято и направлено декларанту Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10318020/280918/0002090 от 29.11.2018. Указанным Решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ЭДТ № 10318020/280918/0002090, внесены изменения. Вместо указанных ранее сведений внесены следующие:

В графе 31 («Грузовые места и описание товара») ЭДТ № 10318020/280918/0002090 внесены сведения о товаре № 1:   «1) Тяжелый дистиллят - жидкое топливо с содержанием серы 1,0 мас. %:

1. Температура начала перегонки - 106°С, 5 об. % перегоняется до температуры 148 °С; до 250°С перегоняется - 14 об.%, до 300°С перегоняется - 21 об.%, до 350°С перегоняется - 25 об.%.  Производитель ООО "ТЕРМИНАЛ" Товарный знак ТЕРМИНАЛ Количество  23.92 т.».

В графе № 33 («Код товара») ЭДТ № 10318020/280918/0002090 сведения о коде товара № 1: 2710 19 620 9.

В графе «В»  («Подробности подсчёта») ЭДТ № 10318020/280918/0002090: сумма вывозной таможенной пошлины товара составила  –  204722,07 рублей, сборы за таможенные операции – 1500 рублей.

В результате принятия решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС           № РКТ-10318020-18/000001 от 29.11.2018 сумма подлежащих уплате таможенных платежей по товару № 1 в ЭДТ №10318020/280918/0002090 увеличилась на 206 222 рублей 07 копеек, что подтверждается КДТ № 10318020/280918/0002090/02 от 13.12.2018.

Следовательно, ООО «ТрейдерОйл»  заявило в графах №№ 31, 33 по товару             № 1 в ЭДТ №10318020/280918/0002090 недостоверные сведения о  классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженные с заявлением при описании товаров недостоверных сведений о свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, что повлекло за собой неуплату таможенных платежей на общую сумму 206 222,07 рублей.  

В соответствии с п. 1 ст. 61 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и выпуска транспортных средств международной перевозки в соответствии с главой 38 ТК ЕАЭС, либо на территории которого выявлены обстоятельства, указанные в п. 4 ст. 91, п. 3 ст. 97, п. 4 ст. 103, п. 8 ст. 279, п. 4 ст. 280 и п. 4 ст. 288 ТК ЕАЭС, либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием.

В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию следующие сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

На основании п. 1 ст. 54 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 56, 91, 97, 103, 136, 137, 141, 153, 162, 174, 185, 198, 208, 216, 225, 232, 241, 247, пунктом 4 статьи 277, статьями 279, 280, 284, 288, 295 и 309 ТК ЕАЭС, а также при наступлении обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 ТК ЕАЭС Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.

В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" указание декларантом или его представителем в таможенной декларации неверного кода по ТН ВЭД ТС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Однако из материалов дела об АП следует, что первоначально в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» ДТ № 10318020/280918/0002090 было указано следующее описание товара: «Смесь на основе нефтяных дорожных битумов битум нефтяной дорожный модифицированный». В соответствии с решением от 29.11.2018 о внесении изменений (дополнений)  в сведения, заявленные в декларации на товары в графе 31 ДТ № 10318020/280918/0002090, изменены на следующее описание товара: «Тяжелый дистиллят – жидкое топливо с содержанием серы 1,0 мас%».

Следовательно, заявление декларантом ООО «ТрейдерОйл» при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ЕТН ВЭД ЕАЭС в декларации на товары № 10318020/280918/0002090 было сопряжено с заявлением при описании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании товаров, что и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Довод общества об уплате таможенных пошлин отклонен судом ввиду следующего.

Условием выпуска товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров (ст. 122 ТК ЕАЭС), а также условием выпуска товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров (ст. 121 ТК ЕАЭС) является предоставление декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее – Обеспечение) в размере суммы таможенных пошлин, налогов, которые могут дополнительно подлежать уплате по результатам таможенного контроля, таможенной экспертизы (п. 4 ст. 65 ТК ЕАЭС, п. 5 ст. 75 ТК ЕАЭС). Денежные средства, перечисленные декларантом по платежному поручению № 337 от 28.09.2018, внесены  декларантом в качестве Обеспечения и являлись условием, необходимым для выпуска товара, вследствие чего внесены декларантом до выпуска товаров таможенным органом.

Таким образом, ООО «ТрейдерОйл» при декларировании товара  заявлены недостоверные сведения о классификационном коде товаров, а также указаны неполные сведения о компонентном составе, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24.10.2006 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у таможни имелись основания для вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина, наличие которой в действиях (бездействии) физического или юридического лица подлежит доказыванию наряду с другими элементами состава административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 и 16.1 постановления от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины (статья 2.2) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части указанного Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам, установлению не подлежат.

Вина ООО «ТрейдерОйл» выражается в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры.

ООО «ТрейдерОйл» не воспользовалось своим правом, предусмотренным ст. 24 ТК ЕАЭС, а именно не обратилось в таможенный орган с целью получения предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что привело к тому, что в вышеуказанной декларации на товары Обществом были заявлены недостоверные сведения об описании и классификационном коде товара № 2 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что послужило основанием для занижения подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 3 409,26 рублей.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность ООО «ТрейдерОйл» при декларировании товаров заявить достоверные сведения об описании товара, коде ЕТН ВЭД ТС, обеспечить уплату таможенных платежей), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.

Таким образом, материалами дела об административном правонарушении установлен не только факт совершения ООО «ТрейдерОйл» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, но и вина в его совершении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества административного правонарушения.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства», при рассмотрении дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной, в частности, статьей 16.2 КоАП РФ, таможенный орган в силу части 3 статьи 189 АПК РФ обязан доказать обоснованность определения стоимости товара, которая применена им для расчета размера административного штрафа.

При этом на основании частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ суд проверяет (в том числе по своей инициативе) примененную таможенным органом для исчисления размера административного штрафа стоимость товаров, явившихся предметом административного

правонарушения, независимо от того, оспаривались ли декларантом в суде решения таможенного органа, касающиеся определения таможенной стоимости товара.

Судом ошибок, допущенных при исчислении административного штрафа, не выявлено.

Рассматривая вопрос о соблюдении заинтересованным лицом процедуры возбуждения дела об административном правонарушении, проведения по нему административного расследования и его разрешения по существу, арбитражный суд установил, что существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся безусловным основанием к отмене оспариваемого постановления, не имеется.

Права ООО «ТредйерОйл» как лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, не нарушены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФв случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, заявленные требования общества об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10318000-898/2019, вынесенного14.08.2019 заместителем начальника Сочинской таможни ФИО2, о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 10318000-898/2019 удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167, 170 - 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя об отложении судебного заседания оставить без удовлетворения.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                      О.И. Меньшикова